В
2010 году исполняется 125 лет отечественной медицинской (клинической)
психологии. За прошедшие годы менялись многие ее аспекты
в связи с теми изменениями, которые происходили как в российском обществе, так
и в самой психологии. Авторы публикации являются дипломированными психологами
с университетским образованием, уже в течение более чем 25 лет работающими в
той области, которую в настоящее время принято называть клинической
(медицинской) психологией.
В отечественной традиции до настоящего
времени сохранена синонимичность определений «медицинская» и «клиническая»
психология. Возможно, это вопрос дискуссионный и требуется либо согласование
существующих расхождений: образовательная специальность – клиническая
психология, научная – медицинская психология; либо, напротив, окончательное
их разведение и насыщение новыми определенными смыслами. Пока этого не
произошло, обратимся к тем вопросам, которые, на наш взгляд, существенны для
современного этапа развития клинической (медицинской) психологии в ее
различных ипостасях.
Важными
сторонами современного состояния медицинской (клинической) психологии в
России являются: научная, прикладная и практическая деятельности, подготовка специалистов –
клинических психологов.
Для
успешного продолжения научно – исследовательской деятельности на современном
этапе важно:
·
умение работать в междисциплинарной команде (с
медиками, педагогами, биологами…) не теряя «психологического лица»;
·
сохранение методологии научной психологии в ее
структурной единице – клинической психологии (клиническая
психология – отрасль психологической науки, со всеми вытекающими
последствиями: понятия, методы получения нового научного знания, основные
законы развития, функционирования, распада
коррекции психики);
·
сочетание глубокого подробного исследования
отдельных функциональных систем/подсистем и др. более мелких единиц анализа с
целостным холистическим подходом к человеку;
·
уточнение предмета клинической психологии на
современном этапе;
·
сохранение преемственной связи постановки и
разработки научных задач и их прикладного (практического) продолжения как
традиции отечественной клинической психологии.
Для практической
деятельности современных клинических (медицинских) психологов существенным
является:
·
представление о границах профессии, при
котором психолог не должен подменять врачей, а имеет свое четкое
представление о собственном содержании профессиональной (прежде всего
практической) деятельности клинических психологов;
·
урегулирование вопроса о требованиях к
образовательному статусу специалиста – клинического психолога, работающего в
медицинском учреждении;
·
необходимость прохождения переподготовки и
профессионального совершенствования
– должны иметься
соответствующие структуры для организации этих видов деятельности;
·
уточнение практических задач клинической
психологии для ее различных направлений (патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального онтогенеза,
психология здоровья и др.);
·
расширение и унификация технологий диагностики,
коррекции, реабилитации;
·
вопрос об ответственности психолога за
результаты его профессиональной деятельности (диагностики, коррекции,
психотерапии и т.п.);
·
вопрос о
статусе практического
клинического психолога в медицинских учреждениях;
·
проблема взаимодействия клинических
психологов со специалистами – психологами других направлений (общая,
социальная, педагогическая, возрастная
и др.);
·
проблема взаимодействия клинических психологов
со специалистами других областей практики (медиками, биологами, педагогами и
т.п.).
Для подготовки
специалистов – клинических психологов в сфере образования необходимо:
·
сочетание широкого образования клинического
психолога и высокоспециализированного узкого спектра профессиональной
подготовки будущих специалистов;
·
сохранение специалитета
при переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования;
·
использование новых форм взаимодействия
преподавателя и обучающегося (шире, чем это предусмотрено бакалавриатом);
·
особый характер преподавания, в том числе обучение по типу «из рук в руки» наряду с традиционными
формами передачи знаний и умений;
·
обучение студента идиографическому
подходу, которое должно осуществляться
в рамках совместной работы с мастером;
·
применение инновационных образовательных
технологий – мастер-классов,
проектной деятельности студентов и т.п. наряду с уже зарекомендовавшими себя
положительно традиционными формами обучения (лекционные, семинарские и
практические занятия);
·
разнообразие форм выпускных квалификационных
работ студентов: классический диплом, выполненный в рамках строгой научной
доказательности; практико-ориентированные работы и проекты, в том числе с
малым числом испытуемых, пилотажные работы, имеющие как научную, так и
прикладную направленность;
·
соблюдение необходимого баланса психологических,
медицинских, биологических дисциплин в подготовке будущих специалистов
клинических психологов;
·
разработка системы практик, подготавливающих
студента к будущей профессиональной деятельности;
·
пресечение использования навыков
самостоятельной психологической работы студентов в консультировании до
получения профессионального статуса;
·
воспитание будущих клинических психологов в
духе современной этики прикладной и практической психологии.
Безусловно,
в данном сообщении отражены не все проблемы, имеющиеся в медицинской
(клинической) психологии. Возможно расширение, конкретное наполнение
содержанием отдельных пунктов и т.п., к чему мы приглашаем наших коллег.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:61
Зверева Н.В., Рощина И.Ф., Каримуллина Е.Г. Медицинская (клиническая) психология: научные
проблемы, практическая деятельность и вопросы подготовки специалистов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|