Развитие
психологии в рамках медицины, является одной из отечественных традиций.
Трудно переоценить вклад в психологию таких известных отечественных
врачей-психиатров как В.Ф. Чиж (сменивший Э. Крепелина на посту заведующего
кафедрой психиатрии), И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев. Именно в
рамках медицинских учреждений создавались первые
экспериментально-психологические лаборатории. Известные российские психологи
- А.Ф. Лазурский, А.Р. Лурия, К.К. Платонов и другие, - имели базовое
медицинское образование. В Санкт-Петербургском Психоневрологическом научно-
исследовательском институте им. В.М. Бехтерева сложилась школа медицинской
психологии, получившая мировое признание.
Парадоксальным на
этом фоне выглядит место психологии (1,2 % учебных часов, включая вопросы
педагогики) в общей программе подготовки врача. Этот процент выглядит
анахронизмом и на фоне современных зарубежных требований к подготовке врача
(см., например, 2, 6, 24).
Для лучшего
понимания современного положения дел в этой области профессиональной подготовки
врачей нам представляется важным кратко охарактеризовать основные этапы
внедрения психологии в программы обучения студентов-медиков на этапе
додипломной подготовки.
I. Период, предшествовавший 1996 году - «традиционно-ориентированный»
Схематично
особенности преподавания в медицинском вузе периода, предшествовавшего 1996
году, отражены в Табл. 1.
Табл. 1
Характерные особенности преподавания психологии в медицинском вузе
в период до 1996 года
Младшие
курсы
|
Старшие
курсы
|
|
* Название «Медицинская психология»
|
|
* Объем - 24 часа
|
|
* Преподавание на кафедрах психиатрии
|
|
* Преподавание на клинических базах
|
|
(преимущественно психиатрические
больницы)
|
|
* Преподавание ведется
врачами-психиатрами
|
Первыми учебниками
по психологии для студентов медицинских вузов стали учебники, написанные как
раз врачами-психиатрами. Самые известные из них (мы берем вторую половину XX
века): М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев «Введение в медицинскую психологию»(1966),
Б.Д. Карвасарский «Медицинская психология» (1982), Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков
«Медицинская психология» (1984).
Эта традиция
продолжается до настоящего времени - авторы учебников по медицинской
психологии - преимущественно врачи-психиатры: В.Д. Менделевич «Медицинская и клиническая психология» (2008),
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. «Клиническая психология» (2003),
Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию» (2000), Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. «Медицинская психология» (2002),
Ю.Г. Тюльпин «Медицинская психология» (2004) и др.
II этап. Преподавание психологии (объединенной с
педагогикой в единый курс)
как самостоятельной дисциплины (90-е годы XX века) -
«гуманистически-ориентированный этап».
На
волне гуманитаризации обучения в высшей школе (не только для медицинских, но
и во всех вузах психология вошла в «общегуманитарный компонент»
образования) федеральным образовательным стандартом предписано расширить
преподавание психологии и педагогики. Здесь важно, на наш взгляд,
подчеркнуть, что в тот период специфика места психологии в системе
профессиональной подготовки врача не обсуждалась, рекомендации федерального
стандарта были максимально общими для всех вузов. Это привело не только к
положительным последствиям (увеличение преподавания психологии в несколько
раз), но и к ряду отрицательных эффектов (для студентов-медиков).
Так же схематично
изложим особенности преподавания в медицинском вузе, характерные для периода после 1996 года
(Табл. 2.),
Табл. 2
Характерные особенности преподавания психологии в медицинском вузе
в
период после 1996 года
Младшие
курсы
|
Старшие
курсы
|
* Название «Психологические и педагоги-ческие
основы деятельности врача»
|
* На старших курсах читается дисциплина «Психиатрия и наркология»,
в следствие
чего вопросы медицинской психологии
отсутствуют в программах
|
* Объем - до 94 (аудиторных) часов
|
* Преподавание на общегуманитарных
кафедрах (в различных вузах по разному)
|
* Преподавание вне клинических баз
|
|
* Преподавание ведется преимущественно
специалистами, не имеющими медицинского
образования
|
|
|
* Появляется возможность проводить
элективы по психологии
|
* Появляется возможность проводить
элективы по психологии
|
Отличительные
особенности этапа:
Отсутствие
«Медицинской психологии» на старших курсах вызывает критические отзывы со
стороны врачей-психиатров, которые по-прежнему, в неявном порядке, читают
медицинскую психологию внутри курса психиатрии.
В середине 90-х
годов мы видим три тенденции, имеющие различные корни, но объективно
усиливающие друг друга в части интереса к психологии и педагогике в медицине.
Первая
тенденция - собственно
гуманитаризация высшего образования, носящая неспецифический (для медицины)
характер и соответствующая широкой психолого-педагогической проблематике.
Примером могут служить учебник и дополняющий его практикум профессора Н.Д.
Твороговой (9, 13). Они ориентируют студента-медика в проблемах общей
психологии (хотя и не предполагают каких-либо практических занятий в
клинике).
Сама по себе
тенденция «гуманитаризации» медицины в целом играет положительную роль,
тем более, что проблемы здоровья и болезни человека все чаще рассматриваются
с социально-психологических позиций. Современная трактовка психиатрии как
одной из гуманитарных дисциплин (при всей необычности такой постановки
вопроса для отечественной высшей медицинской школы) позволяет включать ее (за
рубежом) в программы подготовки многих специалистов (прежде всего, из числа «помогающих
профессий») (5).
Вторая
тенденция связана с набирающей
силу клинической психологией и с усилением активности медицинских психологов
непосредственно в лечебном процессе - причем, не всегда и не только в
психиатрических клиниках (с этой позиции перенесение ВСЕЙ психологии на
младшие курсы и вытеснение психологии с клинических баз также оказалось не
обоснованным).
Третья
тенденция, представленная
скорее в немецкоязычной учебной литературе (в отечественной литературе близко
к этому направлению стоит руководство проф. В.В. Соложенкина, 12), привлекает
внимание высшей медицинской школы к проблемам психологического сопровождения
повседневной деятельности врача (сверх-задача - движение в сторону высокого
КАЧЕСТВА медицинских услуг).
III этап - «Федеральный
стандарт 2000 года» - «этап поиска компромисса»
Так же схематично
изложим особенности преподавания в медицинском вузе, характерные для периода после 2000 года
(Табл. 3.).
Табл. 3
Характерные особенности преподавания психологии в медицинском вузе
в
период после 2000 года
Младшие курсы
|
Старшие курсы
|
* Название «Психология и педагогика»
|
* Название «Психология и педагогика»
|
* Объем - до 54-56 (аудиторных) часов
|
*
38 (аудиторных) часов рекомендуется
проводить в ходе занятий по психиатрии
|
* Преподавание на общегуманитарных
кафедрах
|
* Преподавание на кафедрах психиатрии
|
* Преподавание вне клинических баз
|
* Преподавание на клинических базах
(преимущественно психиатрические
больницы)
|
* Преподавание ведется преимущественно
специалистами, не имеющими медицинского
образования
|
* Преподавание ведется
врачами-психиатрами
|
* В ряде вузов проводятся элективы по
психологии
|
* В ряде вузов проводятся элективы по
психологии
|
На
этом этапе остро встали три проблемы.
1.
Проблема учебной литературы по данному курсу (основное препятствие, на наш
взгляд, - отсутствие преемственности между младшими и старшими курсами в
рамках преподавания единой дисциплины). Психология
в буквальном смысле раздирается на две части.
Яркий пример - два
учебника по психологии, написанные в одном и том же вузе (!) - ММА им. И.М. Сеченова. Для младших курсов - учебник и практикум
профессора доктора психологических наук, выпускницы МГУ Н.Д. Твороговой (9,
13); для старших курсов - учебник кандидата медицинских наук доцента Ю.Г.
Тюльпина (15), который до этого прекрасно зарекомендовал себя как соавтор
учебников по психиатрии. Мы полагаем, что добросовестному студенту непросто
будет составить в своем сознании целостный образ преподаваемой дисциплины
(различны взгляды авторов почти по всем узловым вопросам, говорить о
преемственности двух учебников на сегодняшний момент преждевременно).
2.
Проблема профессионально подготовленных кадров. Дипломированные психологи с
большим трудом внедряются в состав преподавателей медицинских вузов, как
минимум, из-за небольшой «часовой нагрузки»; как максимум, из-за того, что
психология «уже поделена между гуманитариями и врачами». Медицинский
психолог не устраивается на гуманитарную кафедру, так как эти кафедры
работают вне клинических баз, с другой стороны, далеко не всегда медицинский
психолог находит себе место на кафедре психиатрии из-за уже сложившегося там
видения медицинской психологии как раздела психиатрии и неврологии (неявный
отказ пересматривать традиции XIX-XX веков). Этот вопрос, по нашему убеждению, тесно
связан с третьей проблемой.
3.
Дефицит собственно общемедицинской
(обще-врачебной) направленности в преподавании психологии.
Если мы возьмем
для примера уже упомянутые учебники ММА им. И.М. Сеченова (13, 15), то ни в
одном из них мы не обнаружим темы «Человек и лекарство». Очевидно, это не
тема общепсихологическая (признавая важным «плацебо-эффект» не считаем
возможным им ограничиваться при рассмотрении данной проблемы), но она и не из
круга тем, с которой работают в психиатрической клинике (злоупотребление
лекарствами при ипохондрических расстройствах так же, по нашему мнению, не
исчерпывает всей полноты проблемы).
Одновременно - это
одна из важнейших и актуальнейших тем в работе врача общей практики или
врача-педиатра!
Приведем, в
качестве продолжения и иллюстрации данного пункта дискуссии, целый ряд тем из
объемного немецкого учебника 1988 года издания (24). Эти темы, на наш взгляд,
безусловно, заслуживают внимания врача общего профиля и, вместе с тем,
недостаточно разработаны в отечественной медицинской психологии (мы имеем в
виду, прежде всего, эмпирические исследования):
- анализ основных
объясняющих моделей поведения человека при заболевании и во время болезни;
- развернутая
психологическая характеристика «страха», роли врача в преодолении страха
пациентом, в том числе и страха перед медицинскими процедурами, перед «аппаратной» медициной;
- развернутая
психологическая характеристика таких эмоциональных реакций как «стыд»,
«траур», «скорбь», «печаль», «беспомощность»;
- психологические
реакции пациента на все основные аспекты стационарного лечения (в том числе и
собственно «страх больного перед стационаром»);
- специфика
психологических реакций пациентов на хроническое заболевание и увечье;
- роль
микро-обществ «поддержки» пациентов, прежде всего, находящихся в фазе
кризисных переживаний;
- психологические
особенности профессиональной социализации врача еще на студенческой скамье;
- психологические
проблемы амбулаторного обслуживания;
- основные
психологические аспекты, связанные с асимметрией отношений в диаде «врач-больной»,
в частности, особенности «обходов»;
- расширенный
психологический анализ целого «набора» различных аспектов, влияющих на
лечебный эффект: «ятрогенная фиксация», «перенос и контр-перенос»;
«плацебо-эффект», «балинт-группы» …
- врачебный
разговор как одна из важнейших профессиональных задач, развернутая система
требований к стратегии и тактике ведения врачебного разговора;
- «социальная фармакология» -
лекарство и общество, социально-психологические факторы, влияющие на выписку
рецепта врачом;
-
«комплаенс» и факторы, влияющие на его повышение; …
Таким образом, мы
приходим к выводу, что механическое разделение относительно небольшого курса
психологии и педагогики между кафедрами гуманитарными и кафедрами психиатрии
(Табл. 3) не решает главной задачи - становления медицинской психологии как
профессионально важной дисциплины для врача общей практики.
IV этап -
обсуждение перспектив развития преподавания психологии в высшей медицинской
школе
Представим, так же
схематично, как в Таблицах 1-3 (см. Табл. 4) возможный вариант развития
медицинской психологии в медицинском вузе.
Табл. 4
Возможная эволюция развития целей
преподавания психологии
в высшей медицинской школе
Табл. 4-а
Активное
участие медицинских психологов в общеклинической (пропедевтической) части
профессиональной подготовки врача общей практики - сегмент 2 (комментарий в
тексте статьи)
Младшие
курсы
|
|
Старшие
курсы
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
Табл. 4-б
Активное
участие медицинских психологов в профессионально-психологической подготовке
врача общей практики на этапе профессионализации в соматической клинике - сегмент 4 (комментарий в тексте статьи)
Младшие
курсы
|
|
Старшие
курсы
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Табл. 4-в
Создание в
медицинских вузах кафедр медицинской психологии, работающих на клинических
базах и обеспечивающих непрерывное
психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки врача
(комментарий в тексте статьи)
Кафедра медицинской психологии
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
В дальнейшем
изложении автор опирается на опыт работы курса медицинской психологии кафедры
психиатрии (Ярославской государственной медицинской академии), которым он
руководил в период с 1992 года по 2008 год (в настоящее время по ходатайству
зав. кафедрой психиатрии курс
расформирован).
Рассмотрим, какие
же изменения в существенной части мы находим в Табл. 4 по сравнению с Табл.
3.
Табл. 4-а.
Воспользовавшись широко известным эффектом смешения цветов мы поместили на
границе желтого (младшие курсы) и синего (старшие курсы) сегмент (сегмент 2),
окрашенный в зеленый цвет. Этим мы хотели подчеркнуть тот факт, что начиная с
младших курсов преподавание психологии в медицинских вузах должно быть «смешанным» -
профессионально-ориентированным. Вопрос о клинической практике в нашем случае
решался через разработку совместных программ с кафедрами пропедевтики
(лечебного и педиатрического факультетов). В частности, начиная с 1997/1998
учебного года (курс медицинской психологии при кафедре психиатрии в 1992-1998
годах преподавал на всех - и младших, и старших - курсах) студентам-медикам
предлагалось составить на произвольно выбранного пациента «Комплексную
характеристику личности» (10, 17). В ходе написания такой характеристики
студент мог апробировать на
практике те знания и умения, которые он получал в ходе занятий по психологии.
Важной особенностью было то, что данная работа не рассматривалась как
отдельная, а включалась в общемедицинскую практику студента (сама контрольная
работа визировалась - оценивалась - преподавателем пропедевтической кафедры -
врачом и оценивалась преподавателем - медицинским психологом).
Помимо конкретного
примера, здесь же можно ставить вопрос об апробации в практике навыков,
которые относятся к коммуникативной компетентности врача. И опять мы должны
рассмотреть вопрос об организации активного участия в тренинге
коммуникативных навыков врачей различных кафедр медицинского вуза.
Медицинский психолог имеет все возможности познакомить студента со списком
основных требований к эффективной коммуникации врача и объяснить основные
причины выбора той или ной стратегии (приемов) общения, но повседневный
контроль этих умений может осуществить только врач (сотрудник
пропедевтической или клинической кафедры).
Табл. 4-б. Еще один
сегмент (сегмент 4), окрашенный в зеленый цвет появляется на старших курсах,
ближе к выпуску. Примером внедрения медицинской психологии в формирование
профессиональных компетенций выпускника может стать проблема проведения
врачом (врачом-педиатром или врачом общей практики) диспансеризации
населения. Вряд ли необходимо кому-то доказывать, что дебюты психических
(психосоматических) нарушений носят выраженную психологическую окраску. Как
пример помощи студентам-педиатрам старших курсов и врачам-практикам можно
привести созданное нами совместно с профессором Н.Л. Черной (кафедра
педиатрии ФУВ ЯГМА) и профессором В.И. Гороховым (кафедра психиатрии ЯГМА), с
учетом итогов диспансеризации 2002 года, учебное пособие, в котором мы
предприняли попытку дать синтез трех направлений в решении одной задачи (23).
Как мы уже
цитировали выше немецкое издание, профессионально-психологических задач перед
выпускником медицинского вуза стоит более чем достаточно (подчеркнем все же <не психиатрический>,
а медико-психологический характер большинства из них).
Табл. 4-в. По
существу, в работе курса медицинской психологии (период 1992-1998 г.г. - далее, с 1998
года на младших курсах, а потом, отчасти, на старших, работа была продолжена
кафедрой педагогики и психологии ЯГМА под руководством доц. Н.А. Русиной,
преподавание психологии с того времени было разделено между младшими и
старшими курсами, см. Табл. 3) была создана в самой общей форме модель работы
кафедры медицинской психологии. Важным моментом явилось и то, что медицинские
психологи <базировались>на клинической базе психиатрической больницы и, тем
самым, им нельзя было отказать в наличии практического опыта работы в
здравоохранении (сам автор публикации работает в медицине с 1976 года).
В ходе этой работы
были созданы программы, охватывающие весь цикл подготовки будущего
врача:
- профессионально-ориентированные практикумы
(4, 18, 19, 20, 21, 22, 23);
- профессионально-ориентированные спецкурсы
(элективы), сначала на младших курсах («Общение врача», «Психология
саморегуляции», «Историко-культурное введение в психотерапию»,
«Самопомощь в кризисных ситуациях» и др.), затем на старших
(«Психология семьи», «Психологическая помощь в кризисных ситуациях»,
«Игровые приемы в работе врача-педиатра», «Психосексуальное развитие
личности», «Психологическая безопасность врача», «Психология
работы врача в амбулаторных условиях и в стационаре»);
- программы самоанализа сформированности
профессионально-важных умений для эффективной работы врача - от младших
курсов до выпуска (17);
К этому можно
добавить и многое другое (научные исследования по заказу клиник, хоздоговоры
с клиниками по решению практических задач, участие психологов в программах
повышения квалификации врачей и др.)
Таким образом,
можно с определенной уверенностью утверждать, что в некоторой временной
перспективе в медицинских вузах возникнет потребность усилить качество
подготовки будущих врачей, создавая кафедры медицинской психологии,
укомплектованные дипломированными медицинскими психологами, которые объединят
подготовку студентов младших и старших курсов, будут работать на клинических
базах (различного типа - психиатрические больницы, онкологические стационары,
гериатрические отделения, ожоговые отделения, неврологические отделения,
детские клиники и т.п.), и будут реально формировать профессионально-важные
компетенции будущего врача. Основанием для такой уверенности являются анализ
основных тенденций развития медицинской высшей школы и опыт работы отдельных
коллективов преподавателей (см., в частности, 1).
ЛИТЕРАТУРА
1. «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки в медицинских вузах»:
Материалы Всероссийской учебно-методической конференции (Ярославль,
21-23 апреля 2004 года) - спецвыпуск журнала «Ярославский психологический вестник»,
№ 11, 2004
2. Врач-пациент:
общение и взаимодействие. - Женева - Амстердам - Киев: ВОЗ, 1996 - 55 с.
3. Клиническая
психология. Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер 2002, 960 с.
(серия «Национальная медицинская библиотека»);
4. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология
ребенка - пациента
соматической клиники. Практикум: Учебное пособие для студентов старших курсов
педиатрического факультета. - Красноярск-Ярославль, КрасГМА-ЯГМА, 2006
5. Комер Р. Патопсихология поведения.
Нарушения и патологии психики / Пер. с англ. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. -
608 с. (серия «Психологические энциклопедии»).
6.
Лебедев Б.А. Место психиатрии и смежных дисциплин в медицинском образовании в
нашей стране и в США // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени
В.М. Бехтерева, 1991, №2, С. 60-67
7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская
психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.
8. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И.
Медицинская психология: пропедевтический курс. Учебник для вузов. Изд.
2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
9. Психология: Практикум для студентов
медицинских вузов / Под ред. Твороговой Н.Д. Изд. 2-е, перераб. и дополн. -
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002
10. Русина Н.А., Урываев В.А. Психологическая
характеристика личности ребенка. Методические рекомендации для студентов 2-го
курса лечебного факультета. - Ярославль, ЯГМА, 1998 (Серия «Психология в медицине».
Вып.20)
11. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в
клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов. Т.т. 1-2 -
М.: Академический проект, 2000
12. Соложенкин
В.В. Психологические основы врачебной деятельности. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003
13. Творогова Н.Д.
Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е, перераб. и
дополн. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002
14. Типовые
учебные планы и программа курса «Психологические и педагогические основы
профессиональной деятельности врача и провизора» -
М.: ГОУ ВУНМЦ, 1996
15. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. - М., 2004
16. Урываев В.А. Комплексная самохарактеристика: Учебное
пособие для студентов медицинских вузов - Ярославль, ЯГМА, 2005
17. Урываев В.А. Комплексная характеристика
личности пациента. Методические рекомендации для студентов 2-го курса
лечебного факультета. - Ярославль,
ЯГМА, 1998 (Серия «Психология в медицине». Вып.19)
18. Урываев В.А. Психология личности. Практикум: Учебное
пособие для студентов младших курсов медицинского вуза. - Ярославль, ЯГМА, 2005
19. Урываев В.А. Социальная психология личности. Практикум:
Учебное пособие для студентов младших курсов медицинского вуза. - Ярославль, ЯГМА, 2006
20. Урываев В.А., Большакова Т.В.
Медико-психологическая характеристика личности пациента психиатрической
клиники: Учебное пособие для студентов старших курсов лечебного факультета. - Ярославль, ЯГМА, 2005
21. Урываев В.А., Большакова Т.В.
Медико-психологическая характеристика личности ребенка-пациента
психиатрической клиники: Учебное пособие для студентов старших курсов педиатрического
факультета. - Ярославль, ЯГМА, 2006
22. Урываев В.А., Ковалевский В.А. Введение в
педиатрическую психологию. Практикум: Учебное пособие для студентов младших
курсов педиатрического факультета. - Ярославль-Красноярск, ЯГМА-КрасГМУ, 2009
23. Урываев В.А., Черная Н.Л., Горохов В.И.
Оценка нервно-психического здоровья детей в ходе диспансеризации: Учебное
пособие для студентов старших курсов
педиатрического факультета. - Ярославль, ЯГМА, 2005
24.
Medizinische Psychologie & Medizinische Soziologie /
hrsg. von Gernot Huppmann u. Friedrich-Wilhelm Wilker. -
Munchen; Wien; Baltimore;
Urban u. Schwarzenberg, 1988
Ссылка для цитирования
УДК 616.89:378.14:61
Урываев В.А. О перспективах развития преподавания психологии в медицинских вузах с позиций
профессиональной подготовки врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|