Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С ВЫБОРОМ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА)

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С ВЫБОРОМ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА)

 

О.Г. Рындина, Б.М. Антонов (г. Чебоксары)

 

Рындина Оксана Геннадьевна

-   кандидат психологических наук, медицинский психолог ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» лаборатории медицинской психологии и психопрофилактики, старший преподаватель кафедры социальной психологии и менеджмента факультета управления и психологии Чувашского государственного университета.

E-mail: oksanaryndina@rambler.ru

Антонов Борис Михайлович

-   врач психиатр-психиатр второй квалификационной категории, заведующий 6-ым психиатрическим отделением ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница».

 


Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.


Одной из важных задач осмысления объективных и субъективных факторов, влияющих на негативное отношение призывников к воинскому долгу, является задача изучения психологического состояния готовности призывников к службе в Вооруженных силах. Она зависит от условий воспитания и формирования индивидуально психологических особенностей призывников, копинг-механизмов [1, 2, 5]; во-вторых, от предъявляемых к ним психологических требований, осознания целей, своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми [4]; в-третьих, от условий ее прохождения, осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия [3, 7].

Целью исследования явилось выявление взаимосвязи акцентуаций характера с выбором совладающего поведения у юношей призывного возраста.

Материал и методы

Обследовано 427 юношей призывного возраста (17-18 лет) - учащихся общеобразовательных школ и средних профтехучилищ г. Чебоксары.

С целью диагностики поведения призывников, их индивидуально-психологических качеств в экстремальных условиях был использован подростковый диагностический опросник ПДО и тест «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан). В условиях прохождения военной службы часто приходится сталкиваться с ситуациями внутреннего напряжения и дискомфорта. Реагируют люди на это двумя способами: строя сознательные копинг-стратегии (КС - способы совладения) и используя автоматические механизмы психологической защиты. Д. Амирханом выделены такие КС, как направленность на решение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. По результатам данных, полученных по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, наблюдается взаимосвязь различных стратегий поведения и свойствами личности призывников в частности с акцентуациями характера.

Результаты исследования

Анализ выявил тесную связь типологических свойств личности с паттерном реакции на проблемные ситуации. Для лиц астенического типа по данным теста ПДО (подростковый диагностический опросник) в проблемной ситуации характерна либо пассивная реакция (избегание проблемы ИП r=0,81; поиск социальной поддержки ПП r=0,67), либо ведомое поведение, а состояние дезадаптации характеризуется депрессивными либо конверсионными реакциями, существенно снижающими способность к адекватному проблемно-решающему поведению. Личностям стенического круга свойственна поведенческая активность (эпилептоидная акцентуация - решение проблемы РП r=0,39), направленная на преодоление стрессового воздействия. Предпочтение стратегии избегания свойственна личностям с истероидным радикалом, которые отрицают причиняющий страдания опыт (ИП r=0,91), искажают восприятие действительности, игнорируют те очевидные аспекты реальности, признание которых является болезненным. Эмоционально-лабильные личности предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, что способствует повышению их самооценки. Таким образом, можно заключить, индивидуализация стиля стратегий предпочтения поведения происходит у призывников с учетом всего их жизненного опыта.

Проведенное исследование позволило установить связь между выбором стилей и стратегий совладеющего поведения с определенными периодами социального развития. Постоянное обращение к поиску социальной поддержки всех групп в равной степени, к другим людям как внешним ресурсам говорит о социальной зависимости и незрелости субъекта совладения. Обращает на себя внимание то, что молодые люди довольно часто ищут поддержки у родителей, родственников. Высокий процент соотношений поиска социальной поддержки учащихся профтехучилищ (5,1%) с учащимися школ (0%) может быть обусловлен некоторой дезадаптацией в связи со сменой учебного заведения и сменой привычного круга общения.

Выбор стратегии «игнорирования проблемы» учащихся школ и училищ (1,7%; 4,4%), безусловно, связан с несформированностью некоторых более продуктивных и гармоничных стратегий, помощь в овладении которыми личностям необходима. В то же время результаты могут интерпретироваться, как и проявления инфантильности и несамостоятельности, и как влияние социальной нестабильности общества на сознание допризывников. Стратегию «разрешение проблем» в процентном соотношении у призывников учащихся училищ (21,3%) выше, чем у учащихся школ (15,5%). То есть, и возрастной критерий играет существенную роль в применении рациональных КС в проблемных ситуациях. В целом результаты характеризуют большой факторный вес социального и рационального стиля совладеющего поведения у призывников, но в сочетании с эмоциональным реагированием или неопределенным копингом. Использование продуктивных стилей КС происходит при рациональных оставляющих копинг-ресурсов (КР). КР включают в себя личностные и средовые ресурсы. При этом личностные включают в себя как физические (здоровье, выносливость и т.д.), так и психологические (самооценка, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, эмпатия) составляющие. В свою очередь средовые ресурсы представлены социальными (индивидуальная социальная сеть) и материальными параметрами (материальная обеспеченность, социальный статус родителей) [6].

Корреляционный анализ показал наличие умеренной связи на уровне статистической значимости p≤0,01, адаптивных копингов (решение проблем РП и поиск социальной поддержки ПП) со следующими компонентами: качеством жизни (РП - r=0,37; ПП - r=0,21), условиями проживания (РП - r=0,18), социальным статусом (положительная корреляция в семьях военнослужащих и рабочих РП - r=0,29; РП - r=0,28;), отношением в учебном коллективе (РП - r=0,15), параметрами здоровья (РП - r=0,16), отношением к НВП (РП - r=0,13 ПП - r=0,17), самооценкой (РП - r=-0,69 ПП - r=-0,47), внутренним контролем (РП - r=0,22; ПП - r=-0,17). Низкие коэффициенты корреляции свидетельствуют о многосложности и противоречивости проявления КР, влияния на их применения множества факторов, личностных и средовых ресурсов, опосредованных условий воспитания и развития личности в течение всего процесса социализации. Применение «благоприятных» (поиск социальной поддержки и разрешение проблем) КС осуществляется при сформированности составляющих КР (КР - личностных и средовых). Существенным КР является позитивная атмосфера в учебной деятельности, принятие личности в коллективе, стремлении сотрудничать с другими людьми, позитивной мотивационной направленности, физическое здоровье, адекватная самооценка, а также социальный статус родителей и материальная обеспеченность.

В ходе психологической подготовки призывников к службе в Вооруженных силах необходимо учитывать первичный уровень сформированности КР по данным индивидуального психологического исследования и при необходимости провести коррекционные мероприятия, направленные на применение «благоприятных» КС.

Результаты исследования показали, что в процессе воспитания молодежи начинают формироваться навыки и привычки поведения в предстоящих воинских условиях а, следовательно, развиваются: волевые качества, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям, призывники целенаправленно ориентируются на вовлечение и преодоление возможных трудностей в воинских условиях, им прививается самостоятельность, ответственность, стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Таким образом, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношение с внешними условиями и предстоящими задачами.

 

Литература

1.             Актуальные вопросы военной психиатрии: Тезисы докладов Научно-практической конференции 19 ноября 1998 года. – М., 1998. – 86с.

2.             Возницкий П.О., Дьяконов М.М. и др. Адаптация молодого воина к условиям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств. – М., 1990. – 28с.

3.             Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 245с.

4.             Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопр. психол. – 1995. – №1.

5.             Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Понамаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск: Изд-во «Университетское», 1985. – 206с.

6.             Кузнецова Г.Н., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков // Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С. 138-144.

7.             Мослюченко К.К. Мотивационная готовность призывников к службе в Вооруженных силах Российской Федерации: автореф. дисс. на соиск.… канд. психол. наук: 19.00.14. – М., 1997. – с. 15.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.943.8.7/.8

Рындина О.Г., Антонов Б.М. Взаимосвязь акцентуаций характера с выбором совладающего поведения на примере юношей призывного возраста. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы