Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

социокультурная идентичность личности
при пограничных психических расстройствах

 

Николаев Е Л. (Чебоксары)

 

 

Николаев Евгений Львович

-    член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;

-    доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары), главный психотерапевт Чувашии.

E-mail: nikelvov@gmail.ru

 

Аннотация. Рассматривается взаимосвязь социокультурной идентичности личности с особенностями психической дезадаптации при пограничных психических расстройствах. Для чего выделена группа этнических маргиналов, состоящая из больных, чье этническое самоопределение не соответствует национальности ни одного из родителей или родители которых принадлежат к различным этническим группам. В качестве группы сравнения определена моноэтническая группа, объединяющая больных без признаков этнокультурной диссоциации. Установлено, что этнокультурная диссоциация в структуре социокультурной идентичности личности больных пограничными расстройствами через механизм негативного самоотношения способствует деформации когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Тревожно-депрессивные тенденции и трудности в межличностных отношениях отражают нарушение личностной идентификации, формируют психопатологическую картину невротических расстройств, определяя у этнических маргиналов клиническую тяжесть психического заболевания и определенную резистентность к терапии.

 

Ключевые слова: социокультурная идентичность, психическая дезадаптация, пограничные психические расстройства.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Психологическое отождествление личности с этнической общностью, позволяющее осваивать важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям, является одним из значимых механизмов адаптации личности. Формирование этнической идентичности в целом соотносится с этапами психического развития ребенка [5].

Нарушение процесса этнической идентификации может приводить к формированию состояния психической дезадаптации как у детей, так и у взрослых, подтверждения чему описаны в отечественной и зарубежной литературе. Например, изучение клинико-типологических особенностей психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции, помогло определить, что одним из пяти интегральных показателей психических расстройств здесь является блок «метисации». Он отражает значимость социокультурных особенностей отношения в семье и к взрослым у детей, «метисированных» европейцами и рожденных от обоих родителей удэгейско-нанайской национальности. Негативный эффект «метисации» обнаруживается в том, что один из родителей (чаще это отец), представитель славянской национальности, вносит этнокультурный диссонанс, который проявляется нейтральным отношением детей к родителям, взрослым и удэгейской культуре, в целом [2].

Схожие процессы наблюдаются и в других регионах России. По данным И.А. Уварова для удмуртов характерно чувство национальной неполноценности, незнание родного языка, традиций и устоев своего народа, повышенная сензитивность и ранимость, что свидетельствуют о психологической уязвимости, неустойчивости и повышенной готовности личности к возникновению тех или иных нарушений психического здоровья [7]. Исследование в Чувашии самоотношения у испытуемых из этнически гетерогенных семей (этнические маргиналы) и чувашей выявляет более высокие показатели самоуничижения у маргиналов [1].

Данные проблемы не менее актуальны для США и Канады, имеющих помимо широкого слоя иммигрантов и многочисленные группы аборигенного населения – индейцев и инуитов, среди которых довольно высок уровень аутодеструктивного поведения [11]. Низкий уровень качества жизни демонстрируют и афроамериканцы в сравнении с азиатами и латиноамериканцами в США, в основе чего лежат проблемы с этнической идентичностью и культурный расизм [16]. В связи с этим, невозможно не упомянуть о феномене этнокультурной аллодинии, описанном в США, который возникает у людей с цветом кожи, отличным от белого. Он характеризуется неадекватно повышенной чувствительностью к незначительным стимулам, связанным с предшествующим опытом болезненных переживаний в инокультурной ситуации [9].

Проблемы аккультурации и этнической идентификации стали возникать в последнее время и в клинической практике Японии, также переживающей изменение этнического состава населения вследствие миграции [14].  Считается, что у мигрантов проблемы этнической идентичности наиболее остро начинают проявляться во втором поколении [8, 12].

Дети из семей, находящихся в ситуации культурных изменений, на полном основании относятся к повышенной группе риска пограничных психических расстройств (ППР), т.к. их семьи переживают кризис. Родительский стресс аккультурации и связанная с ним дезадаптация неизменно отражаются на физическом и психическом состоянии ребенка, на гармоничности его развития [15].

В качестве средства решения проблемы этнической идентичности может быть рассмотрено формирование мультикультурной идентичности, которая, как ожидается, будет сопровождаться более высоким уровнем психического здоровья и удовлетворенности жизнью. Однако, подобное предположение, при всей своей заманчивости, далеко не подтверждается практикой [13]. Об этом же свидетельствует и опыт А.В. Сухарева, который предлагает рассматривать проблему этнической идентичности в рамках концепции этнофункционального подхода, опирающегося на отношение к этничности и ее признакам, как смыслообразующим факторам культурно-исторического развития и играющим существенную роль в психической адаптации личности к внутренней и внешней среде. Критериями психической дезадаптации личности он видит этнофункциональные рассогласования отношения к социокультурным, антропо-биологическим и климато-географическим признакам, на основе которых выстраивается соответствующая система терапии [6].

Являющаяся составной частью социальной идентичности этническая идентичность, или национальность, соответствует осознанию личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Это своеобразный когнитивно-эмоциональный процесс самоопределения в социальном пространстве относительно других этносов. Категория этнического статуса или этничности больше связана с соответствием личности этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [5].

Вводимое нами понятие социокультурной идентичности, объединяющее в себе объективную категорию этничности с субъективной категорией этнической идентичности, которая проявляется осознанием, оцениванием и переживанием принадлежности к определенному этносу, призвано помочь детализировать связь этнокультурного рассогласования с особенностями психической дезадаптации при ППР.

Социально-психологическая характеристика признаков этнокультурной диссоциации. Этнокультурное рассогласование по группам климато-географических, антропо-биологических и социокультурных этнических признаков свидетельствует о наличии этнокультурной диссоциации и тесно связано с уровнем тревоги и психической адаптации личности [6].  В нашем исследовании этнокультурная диссоциация устанавливается без учета первых двух групп этнических признаков, т.к. большинство обследованных вне зависимости от национальной принадлежности являются коренными жителями республики и не имеют климато-географических и антропо-биологических несоответствий.

Структура этнокультурной диссоциации в данном исследовании обусловлена  двумя основными компонентами – когнитивным и аффективным. К когнитивному компоненту, определяемому осознанием принадлежности к конкретной этнической группе, отнесены: этническая идентификация и владение языком своего этноса. В центре аффективного компонента этнокультурной диссоциации стоит отношение к собственной этнической общности и ее традициям, которое может формировать его в позитивном или негативном направлении.

Наиболее ярко признаки этнокультурной диссоциации выражены при этнической маргинальности, когда личность испытывает влияние двух или более социокультурных систем, вступающих в незримое противоречие [4]. Причем, это понятие гораздо шире, чем просто биологическая метисация [6]. Напряжение, тревога, внутриличностные конфликты, вызванные нарушением социокультурной идентичности и ведущие к дезадаптации личности, могут наблюдаться  как у выходцев из смешанных браков, так и выходцев из моноэтнических семей при негативной этнической самооценке, когда личность идентифицирует себя с биологически сторонним этносом.     

 На основе выделенных выше признаков этнокультурной диссоциации с целью определения роли социокультурной идентичности личности в формировании пограничных нарушений из взрослых больных ППР, обратившихся в течение года за медико-психологической помощью в Республиканский психоневрологический диспансер в г. Чебоксары, сформированы две исследовательские группы – группа этнических маргиналов и моноэтническая группа.

Материал и методы. В группу этнических маргиналов, состоящую из 104 чел., вошли 64 больных ППР с нарушенной этнической идентичностью, этническое самоопределение которых не соответствует национальности ни одного из родителей (т.н. дизэтническая группа). Кроме них, к этническим маргиналам отнесены 40 больных ППР из биэтнической группы, родители которых принадлежат к различным этническим группам. Несмотря на декларирование самими больными моноэтнической идентичности, они продолжают ощущать трудность в самоопределении, что проявляется этнической гиперидентичностью или этнонигилизмом, незнанием языка выбранной ими национальности, игнорированием этнической культуры и традиций. Их средний возраст – 28,48±12,20 года.

В качестве группы сравнения, в моноэтническую группу объединены 183 больных ППР без признаков этнокультурной диссоциации из групп этнических чувашей и этнических русских, происходящих из моноэтнических семей, имеющих адекватную этническую самооценку, владеющих языком своего этноса, позитивно относящихся к этнической культуре и народным традициям. Их средний возраст составляет 32,33±14,17 года.

В качестве основного инструмента сбора первичных данных применялась специально разработанная карта, структура которой включала социодемографический, этнокультурный, клинический и психологический разделы.

Для выявления особенностей психической деятельности обследуемых им для самостоятельного заполнения предлагался следующие тесты: адаптированная Ф.В. Березиным с соавт. версия опросника MMPI [3], опросник исследования самоотношения личности В.В. Столина (МИС), опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90 [10].

Использовались методы описательной статистики (расчет среднего М, стандартного отклонения σ). Для определения статистически достоверных различий при уровне значимости р <0,05 для количественных нормально распределенных признаков применялся t-критерий Стьюдента. Анализ качественных признаков в области точности оценки долей производился при помощи z-критерия для пропорций.

Самоотношение личности в структуре ее социокультурной идентичности. Самоотношение, понимаемое, как сложная эмоционально-оценочная система, раскрывающая особенности внутренней динамики самосознания и специфику отношения личности к собственному «Я», оказывает регулирующее влияние на многие психические процессы, в том числе, на психическую адаптацию.

Больные ППР с высоким (моноэтническая группа) и низким (этнические маргиналы) уровнями социокультурной идентичности имеют значимые различия в показателях структурных элементов системы самоотношения (табл. 1). В сравнении с представителями моноэтнической группы этнические маргиналы проявляют большую рефлексивность, критичность, нередко граничащую с цинизмом (t=3,94; p<0,001). Их отношение к себе чаще негативное, т.к. мало соответствует идеальным для них представлениям. Они постоянно неудовлетворенны собой и пытаются что-то в себе изменить, чтобы приблизиться к тому образу, который сами себе создают (t=2,963 p=0,009). Их отраженное самоотношение, связанное с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей, характеризуется навязчивыми представлениями о том, что их личность, характер и деятельность не способны не только вызвать в других уважение и симпатию, но и просто – принятие (t=2,44; p=0,016).

 

Таблица 1

Показатели шкал МИС у больных ППР
c различным уровнем социокультурной идентичности (стэны, М±σ)

 

Наименование
шкалы

Моноэтничес­кая группа

(n=98)

Этнические маргиналы

(n=76)

Достоверность различий

t

р

Внутренняя честность

6,41±1,49

5,52±1,46

3,942

<0,001

Самоуверенность

6,08±1,93

5,55±2,17

1,701

0,091

Саморуководство

6,23±1,69

6,06±1,95

0,615

0,539

Отраженное самоотношение

6,10±1,58

5,39±2,25

2,443

0,016

Самоценность

6,10±1,88

5,71±1,87

1,360

0,175

Самопринятие

6,52±1,99

6,00±1,51

1,894

0,060

Самопривязанность

5,64±1,93

4,84±2,07

2,627

0,009

Внутренняя конфликтность

5,72±2,03

6,16±2,15

-1,382

0,169

Самообвинение

5,87±1,95

6,06±1,91

-0,643

0,521

Фактор самоуважения

6,20±1,04

5,63±1,40

3,081

0,002

Фактор аутосимпатии

6,09±1,44

5,52±1,14

2,830

0,005

Фактор самоуничижения

5,80±1,72

6,11±1,76

-1,167

0,245

 

 

Кроме того, у этнических маргиналов определяется статистическая тенденция к низким значением шкалы самоуверенности, что соответствует внутренней напряженности и взглядам на себя как человека несамостоятельного, с низкими возможностями и низким самоуважением (t=1,70; p=0,091), а также – к недостаточному самопринятию, что является важным симптомом  наличия внутреннего психического напряжения (t=1,89; p=0,060).

Фактор самоуважения, объединяющий шкалы открытости, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотношения, также имеет у этнических маргиналов более низкие значения (t=3,08; p=0,002). Это характеризует их низкую самооценку по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, целеустремленности и социального одобрения.

Низкое значение у этнических маргиналов имеет и фактор аутосимпатии, включающий в себя шкалы самоценности, самопринятия и самопривязанности (t=2,83; p=0,005), которые не связаны с социальными критериями, а отражают эмоциональную составляющую отношения личности к своему «Я». Не связанными с уровнем социокультурной идентичности структурами самоотношения при ППР являются саморуководство и самообвинение (p>0,01).

Следовательно, структура самоотношения личности больных ППР с нарушением социокультурной идентичности определяется высокой рефлексивностью, неудовлетворенностью собой, недооценкой позитивности отношения окружающих, что соответствует незрелости самоуважения и аутосимпатии в эмоциональной и социальной сферах.

Психологический профиль личности при нарушении социокультурной идентичности. Нарушение социокультурной идентичности личности сопровождается не только изменением ее системы самоотношения. Глубокие патологические изменения наблюдаются во всей структуре личностных характеристик, которые отражаются на ее актуальном психическом состоянии. Несомненность этих трансформаций подтверждается результатами сравнительного анализа личностных особенностей больных ППР с различным уровнем социокультурной идентичности при помощи методики MMPI (табл. 2).

 

Таблица 2

Показатели шкал MMPI у больных ППР
c различным уровнем социокультурной идентичности ((баллы, М±σ)

 

Наименование
шкалы

Моноэтничес­кая группа (n=98)

Этнические маргиналы (n=76)

Достоверность различий

t

р

Ипохондрия (первая)

20,95±7,02

16,55±3,75

4,942

<0,001

Депрессия (вторая)

30,57±8,33

26,82±7,07

3,143

0,002

Истерия (третья)

25,62±6,06

23,45±5,35

2,124

0,035

Психопатия (четвертая)

25,52±4,80

24,09±3,83

2,125

0,035

Мужественность / женственность (пятая)

27,90±5,12

27,82±5,49

0,099

0,921

Паранойя (шестая)

14,62±4,65

15,36±7,68

-0,786

0,433

Психастения (седьмая)

37,52±6,88

36,73±6,71

0,759

0,449

Шизофрения (восьмая)

40,10±8,76

38,18±5,81

1,649

0,101

Гипомания (девятая)

20,81±4,92

22,27±3,72

-2,153

0,033

Социальная интроверсия (нулевая)

31,14±7,18

34,73±5,04

-3,707

<0,001

Ложь

3,24±1,70

2,09±2,21

3,880

<0,001

Достоверность

10,48±5,25

12,00±4,22

-2,060

0,041

Коррекция

12,86±3,95

13,55±4,11

-1,123

0,263

 

Итак, при оценке достоверности профиля этнических маргиналов в сравнении с больными моноэтнической группы, выявляются более низкие значения по шкале лжи (t=3,88; p<0,001) и более высокие – по шкале достоверности (t=-2,06; p=0,041). Это указывает на их большую откровенность, самокритичность, отсутствие стремления к тому, чтобы представить себя в выгодном свете.

Шкалы невротической триады (ипохондрии, депрессии, истерии) в группе этнических маргиналов имеют достоверно более низкие значения, чем в моноэтнической группе (p<0,005), т.е. у первых меньше выраженность соматизации тревоги и ее вытеснение. Они также более откровенны, т.к. не склонны подчеркивать свое соматическое неблагополучие и отрицать затруднения в социальной адаптации.

Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении у этнических маргиналов выражена минимально (t=2,13; p=0,035). Более характерным для них является отрицание имеющейся тревоги, определяемое повышением значений по девятой шкале (t=-2,15; p=0,033). Более высокие показатели по шкале социальной интроверсии отражают затруднения в межличностных контактах, замкнутость, необщительность, тревогу в ситуациях вынужденного общения (t=-3,71; p<0,001).

Усредненный профиль этнических маргиналов (рис. 1) характеризуется  повышением по пятой-восьмой шкалам с пиком на восьмой, что свидетельствует о сочетании аутизации, дистанцирования, отчуждения с ригидностью, стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизненные трудности и эмоциональные контакты.

Рис. 1. Усредненный профиль личности по MMPI больных ППР
из группы этнических маргиналов

 

Депрессивные тенденции, имеющиеся у этнических маргиналов, сопровождаются склонностью к возникновению устойчивых стереотипов неконвенциального поведения. Такие больные часто неспособны вытеснять отрицательные сигналы и потому предпочитают исключать из круга общения носителей таких сигналов. При этом, у мужчин повышено внимание к эмоциональным нюансам отношений, отмечается их чувствительность и сентиментальность, у женщин – возрастает доминантность, конфликтность и гетероагрессивные тенденции. Дополнительным патологизирующим фактором является выраженная избирательность восприятия, при которой воспринимается информация, подкрепляющая уже сформировавшиеся представления.

В целом, психологический профиль личности при нарушении
социокультурной идентичности характеризуется наличием тревожно-депрессивных тенденций на фоне трудностей межличностной коммуникации, определяемых иррациональным типом восприятия окружающего мира. 

Клиническая характеристика дезадаптации личности при этнокультурной диссоциации. Описанные выше психологические изменения личности больных ППР, сопровождающие нарушение ее социокультурной идентичности, формируют психопатологическую картину психических нарушений.

В таблице 3 представлены показатели шкал SCL-90 у больных ППР
c наличием или отсутствием признаков этнокультурной диссоциации. В соответствии с этими данными, общий индекс тяжести психопатологической симптоматики более выражен у этнических маргиналов, что свидетельствует о большей глубине их психической дезадаптации (t=-3,32; p<0,001). В наибольшей степени это происходит за счет симптомов враждебности (t=-4,23; p<0,001) и депрессии (t=-3,96; p<0,001). Данные, полученные ранее при помощи методики MMPI, подтверждаются следующими шкалами симптоматического опросника: обсессивно-компульсивных нарушений (t=-3,73; p<0,001), межличностной сенситивности (t=-3,56; p<0,001), паранойяльности (t=-2,37; p=0,018) и психотизма (t=-3,78; p<0,001).

 

Таблица 3

Показатели шкал SCL-90 у больных ППР
c различным уровнем социокультурной идентичности (баллы, М±σ)

 

Наименование
шкалы

Моноэтничес­кая группа

(n=183)

Этнические маргиналы

(n=104)

Достоверность различий

t

р

Соматизация

1,45±0,65

1,42±0,71

0,364

0,716

Обсессивно-компульсивные симптомы

1,38±0,64

1,66±0,56

-3,727

<0,001

Межличностная сензитивность

1,36±0,73

1,66±0,60

-3,565

<0,001

Депрессия

1,53±0,73

1,86±0,58

-3,957

<0,001

Тревожность

1,50±0,77

1,63±0,63

-1,466

0,144

Враждебность

1,28±0,69

1,67±0,85

-4,230

<0,001

Фобическая тревожность

0,98±0,73

1,13±0,63

-1,758

0,080

Паранойяльные симптомы

1,12±0,75

1,33±0,67

-2,370

0,018

Психотизм

1,08±0,55

1,34±0,58

-3,778

<0,001

Общий индекс тяжести

1,34±0,55

1,54±0,42

-3,215

0,001

Плохой аппетит

1,21±1,26

1,44±1,50

-1,387

0,166

Переедание

0,86±1,01

0,78±1,01

0,646

0,519

Трудность засыпания

1,77±1,20

1,85±1,43

-0,506

0,613

Мысли о смерти

1,06±1,16

1,15±0,99

-0,666

0,506

Бессонница по утрам

1,85±1,11

2,19±1,52

-2,177

0,030

Беспокойный и тревожный сон

1,56±1,20

1,04±1,22

3,511

<0,001

Чувство вины

1,62±1,14

1,74±1,38

-0,764

0,428

 

В клинике ППР у трети этнических маргиналов ведущее место занимает неврастенический синдром (30,77%), характеризующийся жалобами на вспыльчивость, раздражительность, быструю утомляемость, нарушение сна и аппетита. Его проявления связаны с наличием у больных внутриличностного конфликта, характеризующегося несоответствием между потребностями личности и ее физическими возможностями, что соотносится с описанной выше системой  самоотношения при этнокультурной диссоциации. Распространенность неврастенического синдрома в моноэтнической группе более чем в два раза меньше (14,21%). Центральное место здесь занимает цефалгический синдром (20,21%) с беспокойным и неустойчивым сном (z=-3,51; p<0,001).

На втором месте по представленности в клинике психических нарушений у этнических маргиналов стоит тревожно-депрессивный синдром, который встречается у каждого пятого из них (22,16%), что подтверждается результатами психологического обследования несколькими методиками. Высокий уровень тревожности, неуверенности в собственных силах и личностных качествах сочетается здесь с пессимистичным взглядом на жизнь, неумением видеть перспективы. Для больных ППР из моноэтнической группы больше свойственен астенический синдром непсихогенной природы (19,68%).

Третье место по распространенности среди этнических маргиналов занимают поведенческие нарушения в форме эмоциональной неуравновешенности, повышенной возбудимости  (12,48%), что во многом обусловливает их трудности в межличностном общении и определяет формирование у каждого пятнадцатого из них расстройства зрелой личности и поведения (табл. 4). У каждого десятого этнического маргинала (11,53%) клиника ППР определяется доминированием диссомнических нарушений. Причем, более характерны ранние пробуждения (z=-2,18; p=0,030), чем прерывистый беспокойный сон (z=3,51; p<0,001), что сопряжено с клиникой депрессивных нарушений.

 

Таблица 4

Распределение по клиническим группам больных ППР (%)

 

Клиническая группа

Шифр по МКБ-10

Моноэтническая группа

(n=183)

Этнические маргиналы

(n=104)

Достоверность
различий

z- кри­терий

р

Невротические расстройства

F4

72,67

84,61

2,166

0,030

Аффективные расстройства

F3

4,92

4,81

0,035

0,972

Неврозоподобные расстройства на фоне органической патологии или физической болезни

F0

15,30

2,89

3,085

0,002

Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями

F5

3,83

0,96

1,046

0,295

Расстройства зрелой личности и поведения

F6

3,28

6,73

1,056

0,291

 

Цефалгический синдром при этнокультурной диссоциации представлен сравнительно редко (8,65%), тогда как в моноэтнической группе он встречается у каждого пятого (20,21%).

Нехарактерным для этнических маргиналов, но представленным у больных моноэтнической группы, является обсессивно-фобический синдром.

Сочетание основных клинико-психопатологических симптомов и синдромов формирует ту или иную картину психического и поведенческого расстройства. Как видно из таблицы 4,  невротические расстройства, определяемые психологическими механизмами этиопатогенеза, в большей степени выявляются у больных с признаками этнокультурной диссоциации (z=2,17; p=0,030), неврозоподобные расстройства на фоне органической патологии – в моноэтнической группе (z=3,19; p=0,002). Достоверные различия по другим клиническим группам не наблюдаются.

Определенные закономерности формирования ППР при этнокультурной диссоциации прослеживаются и по анамнестическим данным. Так, у этнических маргиналов реже отсутствует отягощенность наследственности психическими заболеваниями (z=4,90; p<0,001) и психодезадаптационные эпизоды в виде тиков, заикания, мутизма в детстве (z=2,33; p=0,020). Для них более характерна ситуационная тревога (z=2,34; p=0,042), чаще связанная с семейно-бытовой сферой возникновения психотравмирующей ситуации (z=4,53; p<0,001). Они имеют максимальную (свыше 5 лет) длительность заболевания ППР на момент обращения (z=2,45; p=0,014), несмотря на меньший возраст (27,52±11,72 года) к моменту заболевания (t=4,47; p<0,001). У них определяется статистическая тенденция к снижению высоких показателей самооценки (z=1,77; р=0,077).

Этнокультурная диссоциация у больных ППР чаще снижает трудовые возможности (z=2,94; p=0,003), ведет к нарушениям трудовой дисциплины (z=2,86; p=0,004). Социальная дезадаптация в период заболевания у этнических маргиналов развивается быстрее (z=1,97; p=0,049) и проявляется агрессивностью, конфликтностью (z=2,44; p=0,015), антисоциальным поведением (z=2,30; p=0,021), нарушением или разрывом семейных отношений (z=2,88; p=0,004).

Лечение больных с этнокультурной диссоциацией, в силу стойкости психопатологических изменений и их тесной взаимосвязи с психологическими структурами личности, представляет собой определенные трудности. Именно поэтому полностью купировать патологическую симптоматику у этнических маргиналов удается гораздо реже, чем в моноэтнической группе (z=2,34; p=0,019). Также в этой группе после лечения гораздо реже наблюдается изменение нарушенных отношений личности с их значительной перестройкой (z=2,00; p=0,045), реже происходит полное восстановление социально-профессиональной адаптации больного (z=1,96; p=0,050).

Заключение. Этнокультурная диссоциация в структуре социокультурной идентичности личности больных ППР через механизм негативного самоотношения способствует деформации когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер личности. Тревожно-депрессивные тенденции и трудности в межличностных отношениях отражают нарушение личностной идентификации, способствуют формированию психопатологической картины невротических расстройств, определяя клиническую тяжесть психического заболевания у этнических маргиналов и определенную резистентность к терапии.

 

 Литература

         1.          Афанасьев И.Н. Эпоха и личность: формирование и изменение этнического характера. Чебоксары, 2004. 226 с.

         2.          Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Владивосток, 2004. 24 с.

         3.          Березин Ф.В., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 1994. 175 с.

         4.          Николаев Е.Л., Афанасьев И.Н. Эпоха и этнос: Проблемы здоровья личности. Чебоксары, 2004. 268 с.

         5.          Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003. 368 с.

         6.          Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1998. 352 с.

         7.          Уваров И.А. Клинико-социальные и этнокультуральные особенности психических расстройств у подростков в Удмуртии: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.

         8.          Bürgin D. // Cultural Psychiatry: Euro-International Perspectives Basel. 2001. P. 155-165.

         9.          Comas-Diaz L., Jacobsen F.M. // J. Psychother. Pract. Res. 2001. No 4. P. 246-252.

     10.          Derogatis L.R., Lipman R.S., Covi L. // Psychoparmacol. Bull. 1973. No 1. P. 13-27.

     11.          Kirmayer L.J., Brass G.M., Tait C.L. // Can. J. Psychiatry. 2000. No 7. P. 607-616.

     12.          Milan S., Keiley M.K. // J. Marital Fam. Ther. 2000. No 3. P. 305-315.

     13.          Mowrer R.R., McCarver D.M. // Psychol. Rep. 2002. No 1. P. 251-256.

     14.          Murphy-Shigematsu S. // Psychiatry. 2000. No 4. P. 371-384.

     15.          Roer-Strier D. // Child. Abuse Negl. 2001. No 2. P. 231-248.

     16.          Utsey S.O., Chae M.H., Brown C.F., Kelly D. // Cultur. Divers. Ethnic. Minor. Psychol. 2002. No 4. P. 366-377.

 

 

Ссылка для цитирования

 

Николаев Е.Л. Социокультурная идентичность личности при пограничных расстройствах.  [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.  2010.&nbsp;N&nbsp;2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

В начало страницы В начало страницы