ПСИХОЛОГИЯ В МАТЕРИАЛАХ XIV
КОНГРЕССА ПЕДИАТРОВ РОССИИ
Деларю Н.В. (Волгоград)
Деларю Наталья Викторовна
– кандидат медицинских наук ассистент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ
Волгоградский государственный медицинский университет.
E-mail: bulgan@tele-kom.ru
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
15-18 февраля 2010г. в Москве состоялся XIV Конгресс педиатров
России.
Сборник материалов конгресса* включает 965 работ российских
педиатров и их коллег из стран СНГ. Такое большое количество
представленных работ на очень авторитетном форуме, каким является
Конгресс педиатров России, позволяет оценить, что за проблемы
привлекают работающих в области охраны здоровья детей и подростков
специалистов, прежде всего врачей-педиатров, каковы направленность и
уровень исследований по тем или иным тематическим направлениям.
Психологическая тематика была встречена в 70 исследованиях
(7,3% от
общего количества работ); 32 работы (45,7% от этих 70) были выполнены в
медицинских университетах (академиях), 18 (25,7%) – в
медицинских НИИ и Научных центрах, 13 (18,6%) – в учреждениях
практического здравоохранения и всего 7 (10,0%) – в
немедицинских учреждениях. В подавляющем большинстве (в 63 из 70 работ)
психологическая тематика свелась к использованию тех или иных
тестов/опросников, в 5 публикациях общеметодологического плана речь шла
о комплексном подходе в медицинских учреждениях к детям, включающем и
психологические аспекты (диагностические и/или коррекционные), и всего
в 2 исследованиях в центре внимания было оказание психокоррекционной
помощи детям. В 18 исследованиях (25,7%) психологические методики
применялись для оценки результатов оказания медицинской помощи (как
правило, в комплексе с клиническими, лабораторными, функциональными,
рентгенологическими методами), в 47 (67,1%) – для
характеристики исходных проявлений тех или иных патологических
состояний.
Чаще всего авторы изучали качество жизни (20 работ; 28,6%),
что,
учитывая популярность в настоящее время оценки качества жизни в
медицинских исследованиях самой различной направленности,
представляется вполне понятным. При этом данные работы, фактически,
просто сводилось к использованию того или иного опросника без
сколько-то углубленного анализа качества жизни как
«восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от
культуральных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями,
ожиданиями, стандартами и заботами» (как определяет качество
жизни ВОЗ и как оно должно изучаться). Наиболее частым инструментарием
(в 8 из 20 работ) являлся опросник PedsQL, включая его варианты. Другие
опросники (SF-36, QUALIN, PAQLQ) использовались реже, в 2-3
исследованиях; в 4 исследованиях не уточнялось, какая методика
использовалась для оценки качества жизни.
Среди основных недостатков рассматриваемых работ можно
отметить
нередкое постулировались в выводах хорошо известных истин, очень
небольшой объём практических исследований во многих работах,
«запрограммированность» итоговых результатов.
Например, в работе «Медико-психологические особенности
развития детей в период кризиса семи лет» на основании
тестирования 27 детей семи лет и анкетирования их родителей говорится о
наличии у детей повышенной тревожности, агрессивности, чувства
неполноценности и недоверия к себе; в работе о роли психолога детской
поликлиники в социализации ребёнка делается заключение, что
«роль психолога в детской поликлиники
неоценима»** (количество обследованных детей не
приводится); тестирование 73 учеников гимназии и 24 учеников
общеобразовательной школы с помощью «Шкалы для оценки
эмоционального профиля первоклассников в школе» показало
худшую адаптацию первоклассников к школам «нового
типа»; тестирование в «рамках скрининга по оценке
психических функций» 76 детей 4-6 лет в условиях детского
садика выявило у 12-74% снижение общего запаса знаний, мышления,
речевых функций, гнозиса и праксиса различной степени выраженности;
исследование когнитивных функций с помощью компьютерных программ
«Бинатест», «Ритмотест» и
«Психомат» у 26 детей и подростков 7-16 лет с
нефротическим синдромом выявило снижение кратковременной памяти и
замедление сенсомоторной реакции; тестирование с помощью опросника
QUALIN показало более худшие показатели качества жизни у 40 детей из
неполных семей по сравнению с качеством жизни 40 детей из полных семей;
сравнение состояния здоровья 25 детей из класса, где стиль поведения
учителя авторитарно-жесток, и 25 детей, где демократический стиль
учителя, показало, что в первом случае дети чаще болеют, вплоть до
того, что у всех из них (!) есть «навязчивые движения,
энурез»; применение методики Спилбергера-Ханина для
комплексной оценки эффективности терапии детского церебрального
паралича у 15 детей от 3 до 10 лет (естественно, у детей от 3 до 10 лет
произошло «уменьшение выраженности личностной и реактивной
тревожности»); деление 60 школьников 6-16 лет на 3 возрастные
группы для сравнения частоты стресса и депрессий, выявляемых с помощью
теста Люшера; в работе, целью которой было при артрозах коленных
суставов у детей и подростков «внедрить в комплексную
реабилитацию психологическую коррекцию» пишется об
использовании «психологических тестов», но ничего
нет про психологическую коррекцию, а объём выборки составляют 17
пациентов от 5 до 17 лет.
В целом, анализ материалов XIV Конгресса педиатров России
свидетельствует о том, что во многих исследованиях педиатрической
направленности встречается психологическая тематика, но она, как
правило, сводится к применению тех или иных тестов / опросников для
комплексной оценки изучаемых нарушений, что во многих случаях выполнено
на невысоком методологическом уровне даже несмотря на то, что почти в
75% случаев их авторами являются сотрудники вузов и НИИ. К сожалению,
крайне важная и актуальная в настоящее время проблематика
психологической реабилитации детей и подростков с различной
соматической патологией практически остаётся вне поля зрения
исследователей.
_______________________
* Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XIV Конгресса педиатров России. – М., 2010.
↑
** Согласно авторской редакции.
↑
Ссылка для цитирования
Деларю Н.В. Психология в материалах XIV Конгресса педиатров России. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|