Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Архив номеров

ПСИХОЛОГИЯ В МАТЕРИАЛАХ XIV КОНГРЕССА ПЕДИАТРОВ РОССИИ

Деларю Н.В. (Волгоград)

Деларю Наталья Викторовна

– кандидат медицинских наук ассистент кафедры педиатрии и неонатологии ФУВ Волгоградский государственный медицинский университет.

E-mail: bulgan@tele-kom.ru





Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.


15-18 февраля 2010г. в Москве состоялся XIV Конгресс педиатров России. Сборник материалов конгресса* включает 965 работ российских педиатров и их коллег из стран СНГ. Такое большое количество представленных работ на очень авторитетном форуме, каким является Конгресс педиатров России, позволяет оценить, что за проблемы привлекают работающих в области охраны здоровья детей и подростков специалистов, прежде всего врачей-педиатров, каковы направленность и уровень исследований по тем или иным тематическим направлениям.

Психологическая тематика была встречена в 70 исследованиях (7,3% от общего количества работ); 32 работы (45,7% от этих 70) были выполнены в медицинских университетах (академиях), 18 (25,7%) – в медицинских НИИ и Научных центрах, 13 (18,6%) – в учреждениях практического здравоохранения и всего 7 (10,0%) – в немедицинских учреждениях. В подавляющем большинстве (в 63 из 70 работ) психологическая тематика свелась к использованию тех или иных тестов/опросников, в 5 публикациях общеметодологического плана речь шла о комплексном подходе в медицинских учреждениях к детям, включающем и психологические аспекты (диагностические и/или коррекционные), и всего в 2 исследованиях в центре внимания было оказание психокоррекционной помощи детям. В 18 исследованиях (25,7%) психологические методики применялись для оценки результатов оказания медицинской помощи (как правило, в комплексе с клиническими, лабораторными, функциональными, рентгенологическими методами), в 47 (67,1%) – для характеристики исходных проявлений тех или иных патологических состояний.

Чаще всего авторы изучали качество жизни (20 работ; 28,6%), что, учитывая популярность в настоящее время оценки качества жизни в медицинских исследованиях самой различной направленности, представляется вполне понятным. При этом данные работы, фактически, просто сводилось к использованию того или иного опросника без сколько-то углубленного анализа качества жизни как «восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от культуральных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами» (как определяет качество жизни ВОЗ и как оно должно изучаться). Наиболее частым инструментарием (в 8 из 20 работ) являлся опросник PedsQL, включая его варианты. Другие опросники (SF-36, QUALIN, PAQLQ) использовались реже, в 2-3 исследованиях; в 4 исследованиях не уточнялось, какая методика использовалась для оценки качества жизни.

Среди основных недостатков рассматриваемых работ можно отметить нередкое постулировались в выводах хорошо известных истин, очень небольшой объём практических исследований во многих работах, «запрограммированность» итоговых результатов. Например, в работе «Медико-психологические особенности развития детей в период кризиса семи лет» на основании тестирования 27 детей семи лет и анкетирования их родителей говорится о наличии у детей повышенной тревожности, агрессивности, чувства неполноценности и недоверия к себе; в работе о роли психолога детской поликлиники в социализации ребёнка делается заключение, что «роль психолога в детской поликлиники неоценима»** (количество обследованных детей не приводится); тестирование 73 учеников гимназии и 24 учеников общеобразовательной школы с помощью «Шкалы для оценки эмоционального профиля первоклассников в школе» показало худшую адаптацию первоклассников к школам «нового типа»; тестирование в «рамках скрининга по оценке психических функций» 76 детей 4-6 лет в условиях детского садика выявило у 12-74% снижение общего запаса знаний, мышления, речевых функций, гнозиса и праксиса различной степени выраженности; исследование когнитивных функций с помощью компьютерных программ «Бинатест», «Ритмотест» и «Психомат» у 26 детей и подростков 7-16 лет с нефротическим синдромом выявило снижение кратковременной памяти и замедление сенсомоторной реакции; тестирование с помощью опросника QUALIN показало более худшие показатели качества жизни у 40 детей из неполных семей по сравнению с качеством жизни 40 детей из полных семей; сравнение состояния здоровья 25 детей из класса, где стиль поведения учителя авторитарно-жесток, и 25 детей, где демократический стиль учителя, показало, что в первом случае дети чаще болеют, вплоть до того, что у всех из них (!) есть «навязчивые движения, энурез»; применение методики Спилбергера-Ханина для комплексной оценки эффективности терапии детского церебрального паралича у 15 детей от 3 до 10 лет (естественно, у детей от 3 до 10 лет произошло «уменьшение выраженности личностной и реактивной тревожности»); деление 60 школьников 6-16 лет на 3 возрастные группы для сравнения частоты стресса и депрессий, выявляемых с помощью теста Люшера; в работе, целью которой было при артрозах коленных суставов у детей и подростков «внедрить в комплексную реабилитацию психологическую коррекцию» пишется об использовании «психологических тестов», но ничего нет про психологическую коррекцию, а объём выборки составляют 17 пациентов от 5 до 17 лет.

В целом, анализ материалов XIV Конгресса педиатров России свидетельствует о том, что во многих исследованиях педиатрической направленности встречается психологическая тематика, но она, как правило, сводится к применению тех или иных тестов / опросников для комплексной оценки изучаемых нарушений, что во многих случаях выполнено на невысоком методологическом уровне даже несмотря на то, что почти в 75% случаев их авторами являются сотрудники вузов и НИИ. К сожалению, крайне важная и актуальная в настоящее время проблематика психологической реабилитации детей и подростков с различной соматической патологией практически остаётся вне поля зрения исследователей.

_______________________

*    Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XIV Конгресса педиатров России. – М., 2010.

**  Согласно авторской редакции.



Ссылка для цитирования

Деларю Н.В. Психология в материалах XIV Конгресса педиатров России. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 30.06.2010).


Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.


В начало страницы В начало страницы