Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Исследование особенностей коммуникативных барьеров
у специалистов профессий социономического типа
(на примере врачей)

В.В. Болучевская, А.И. Павлюкова (Волгоград)

 

 

Болучевская Валентина Викторовна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» преподаватель ГОУ ДПО ВИМПСР.

E-mail: boluchevskaya@yandex.ru,  milakova@list.ru

 

Павлюкова Антонина Игоревна

–  медицинский психолог, Волгоградский областной клинический перинатальный центр № 2 (ГУЗ «ВОКПЦ № 2»).

E-mail: sheirena87@rambler.ru

 

 

 

Аннотация. В работе проводится анализ коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа и влияния трудностей общения врачей на эффективность их профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному межличностному взаимодействию врача с пациентами и коллегами являются: низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов; слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих); низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций); низкий уровень развития идентификации как канала эмпатии; низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.

Ключевые слова: общение, коммуникативные барьеры, затрудненное общение, профессии социономического типа.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. Как отмечает Б.Ф. Ломов, в процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума.

Особенно следует подчеркнуть чрезвычайно важную роль общения как средства и инструмента профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа (психологи, учителя, следователи, менеджеры, врачи и т.д.). Предметом профессиональной деятельности в этих профессиях является другой человек, и общение в этом случае выступает основным инструментом социально-профессионального взаимодействия специалиста и клиента. Однако необходимо учитывать, что процесс общения может протекать не только благоприятно, но и может быть связан с трудностями, барьерами, которые возникают по ходу реализации коммуникативной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает исследование проблемы психологических барьеров общения у специалистов профессий социономического типа, ярким представителем которого является врач.

Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом предопределяет успешность профессиональной деятельности специалиста. «Врач редко может излечить, чаще может облегчить, но утешить он должен всегда», – говорили древние. Грамотно установленный психологический контакт с пациентом помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о нем. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач врача. В случае же отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины. Кроме того, профессия врача предполагает общение не только с пациентами, но и с их родственниками, а также с коллегами, другим медицинским персоналом. Таким образом, коммуникативные барьеры в межличностном взаимодействии способствуют снижению эффективного функционирования всего лечебного процесса как социальной системы.

Методы. В связи с этим, нами было проведено исследование коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа, целью которого стало выявление влияния трудностей общения врачей на эффективность их профессиональной деятельности. Систематизация и интеграция различных подходов к исследованию проблемы коммуникативных барьеров специалистов профессий социономического типа, а также разработанная и апробированная батарея тестов по выявлению затрудненного общения определяется их направленностью на реальные нужды и запросы специалистов профессий социономического типа. Поэтому рассматриваемое исследование представляется весьма актуальным и своевременным.

В ходе исследования применялись следующие диагностические инструменты: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика измерения уровня тревожности Д. Тейлора, методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, опросник поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной).

В исследовании приняли участие врачи учреждений здравоохранения г. Волгограда различных специальностей: врач-лаборант (9 человек), трансфузиолог (3 человека), стоматолог (8 человек), хирург (3 человека), терапевт (7 человек). Общий объем выборки составил 30 человек. Распределение респондентов в соответствии с местом работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение респондентов по месту работы

 

Результаты и их обсуждение. Распределение респондентов по полу составляет 67% (20 человек) женщин, 33% (10 человек) мужчин.

Стаж практической деятельности всех респондентов составил свыше трех лет, что позволяет говорить о завершении этапа их профессиональной и социально-психологической адаптации.

Предполагалось, что существуют особенности поведения и эмоциональной сферы врача, ухудшающие эффективность его профессионального общения, а именно: деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций как поведенческий коммуникативный барьер; слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности как эмоциональный коммуникативный барьер.

В процессе проведенного исследования вопреки нашим ожиданиям сравнение уровня эмпатии, тревожности, предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у врачей с высоким и относительно низким уровнем самоконтроля в общении показало отсутствие статистически достоверных  отличий и зависимостей между перечисленными качествами. Следовательно, различная выраженность этих качеств может, как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами – всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.

Так, высокий уровень эмпатии дезорганизует взаимодействие с пациентом тогда, когда необходимо быстрое принятие решений и точность действий (например, в оперативной хирургии). Но та же высокая эмпатийность позволит устанавливать эффективный контакт в условиях, где исход терапии определяется не только действиями врача, но и мотивацией пациента на лечение (работа хирурга, ведущего амбулаторный прием).

Определенная форма поведения специалиста в конфликтной ситуации также может расцениваться как деструктивная в коммуникативной деятельности, так и продуктивная. Так, в ситуации обсуждения важных организационных вопросов (планерки, экспертные комиссии) высокой эффективности межличностного взаимодействия будет соответствовать стратегия сотрудничества, когда специалисты приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. Однако в ситуации выполнения приказов начальства наиболее продуктивной для специалистов, находящихся в подчинении, будет являться стратегия приспособления, где необходимо приносить в жертву какие-либо собственные интересы для достижения эффективного результата.

Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Пациентом это может восприниматься как понимание со стороны лечащего врача, как его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-пациент». Однако в случае экстремальной ситуации, тревога специалиста выполняет дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов, мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Кроме того, здесь тревога врача может «передаваться» пациенту и дополнительно дезорганизовывать его. В этом случае он может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления.

Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному межличностному взаимодействию врача с пациентами и коллегами являются: низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов; слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих); низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций); низкий уровень развития идентификации как канала эмпатии; низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.

Таким образом, успешная врачебная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала. Важную роль здесь играет знание различных правил и способов эффективного общения, уверенность в собственных силах, гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.

Главным показателем высокого уровня самоконтроля в общении у врачей стал высокий уровень развития рационального канала эмпатии. Таким образом, оказалось, что высокая направленность внимания, мышления, восприятия на понимание сущности другого позволяет специалисту добиться максимальных результатов в процессе общения. Здесь мы можем предположить, что преодоление недостатка знаний правил и способов эффективного межличностного взаимодействия, которое бы в большей мере задействовало именно рациональный канал эмпатии врачей как специалистов профессий социономического типа, повысило бы эффективность их коммуникативной деятельности. В этом случае выявленные нами в процессе исследования такие барьеры общения врачей, как низкий коммуникативный контроль и низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии, препятствующие сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов, низкий уровень развития эмоционального канала и идентификации как канала эмпатии и другие, были бы преодолены.

Кроме того, в ходе исследования был установлен ряд соответствий между рассматриваемыми признаками, а именно:

  • высокий уровень тревожности соответствует высокому развитию эмпатической способности врача (r=0,47), где ведущая роль принадлежит эмоциональному каналу (r=0,46). Следовательно, эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле собеседника, выполняет роль связующего звена, проводника от врача к пациенту, что позволяет чутко реагировать на изменение состояния больного. В ситуации после операционного периода данная связь помогает врачу корректировать последствия и улучшить реабилитацию пациента. Однако чрезмерное сопереживание и сочувствие врача способно вызвать чувство неуверенности и неспособности быстро принимать решение. В этом случае тревога  может передаваться пациенту и препятствовать процессу, как общения, так и лечения в целом.
  • избегание как способ урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития интуитивного канала эмпатии (r=0,39). Возможно, в ситуации дефицита информации о партнерах у врача будут наблюдаться отсутствие стремления к сотрудничеству и стремлению к отстаиванию собственных интересов.
  • сотрудничество как способ урегулирования конфликтов соответствует высокому уровню развития эмоционального канала эмпатии (r=0,57). Отсутствие способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими (сопереживать, сочувствовать) приводит к обострению конфликтной ситуации, не позволяет найти альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон.
  • избегание как способ урегулирования конфликтов соответствует большему стажу профессиональной деятельности врача (r=0,37), что, вероятно, указывает на то, что с течением времени у специалистов снижается стремлению, как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей.
  • высокий коммуникативный контроль соответствует рациональному каналу эмпатии (r=0,37). Другими словами, низкая направленность внимания, восприятия и мышления врача на понимание сущности собеседника, на его состояние, проблемы и поведение не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих.

При распределении респондентов на группы с высоким и низким уровнем самоконтроля в общении также не обнаружились ярких отличий и закономерностей между исследуемыми признаками. Сравнение полученных результатов исследуемых признаков в двух группах отображено в таблице 2.

Отсутствие различий между двумя группами свидетельствует о том, что оценка самоконтроля в общении зависит в равной степени от исследуемых признаков, что свидетельствует о рассмотрении врача как целостной и уникальной личности. Вероятно, различная выраженность этих качеств, как уже отмечалось ранее, может, как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами – всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика коммуникативных особенностей врачей с высоким и низким самоконтролем в общении

 

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что профессиональная деятельность врача как специалиста профессий социономического типа неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования и здравоохранения, с профилактической работой, административными вопросами и другими. В связи с этим, взаимоотношения врача с окружающими в каждом конкретном случае должны складываются индивидуально. Так, такие особенности поведения и эмоциональной сферы врача, как деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, а также слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности, могут и способствовать, и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и пациентами.

Успешное достижение целей в профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа предполагает знание особенностей личности, их учет в ситуации профессионального взаимодействия, а также знание причин возникновения, механизмов протекания и способов преодоления коммуникативных барьеров в совокупности.

 

    Литература

  1. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
  2. Кроник А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Мысль, 1989. – С. 141.
  3. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – С. 296.
  4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2005. – 672 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Исследование особенностей коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа (на примере врачей). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы