Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Особенности общения
часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста
с родителями
как условие улучшения его соматического статуса

Доманецкая Л. В. (Красноярск)

 

 

Доманецкая Людмила Викторовна

–  старший преподаватель кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

E-mail: ludvik_76@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В статье анализируются особенности общения часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста с родителями влияющие на его соматический статус. Рассматриваются различные факторы и условия развития общения больного ребенка с родителями. Особое внимание уделяется родительскому отношению к часто болеющему ребенку, которое может вызвать нарушения в сфере общения ребенка с родителями и негативно повлиять на его соматический статус.

Ключевые слова: родительское отношение, общение, часто болеющий ребенок, факторы развития общения, соматический статус.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

За последние годы в России четко обозначились негативные тенденции, вызывающие значительную тревогу экспертов в области детского здоровья [1; 4; 7]. Высокий уровень детской заболеваемости и, как следствие, увеличение числа детей, имеющих соматический статус «часто болеющий ребенок», является актуальной медико-социально-психологической проблемой [4; 6]. Категорию часто болеющих детей (ЧБД) составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. По данным НЦ ЗД РАМН 2004 г., за последние 5 лет количество часто болеющих детей до 7 лет возросло на 19,2%. Таким образом, на долю ЧБД приходится в среднем 51,3% всех заболеваний детей дошкольного возраста [6; 7]. Однако категория дошкольников с данной патологией незаслуженно выпадает из сферы изучения психолого-педагогических проблем, имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД [1; 4; 6; 7].

Современные исследования, базирующиеся на биопсихосоционоэтических подходах, позволяют рассмотреть роль биологических, психологических и социокультуральных факторов, которые участвуют в генезе соматических заболеваний, а также установить их сложные взаимосвязи [3].

Работы В. В. Николаевой (1987), Г. А. Ариной (1995), В. А. Ковалевского (2006) доказали, что для часто болеющих детей характерна качественно иная, по сравнению со здоровыми сверстниками, особая социальная ситуация развития, которая может определяться ограничением внутренней и внешней активности ребенка, прерывистостью его социальных отношений вне семьи, т.е. дефицитарными условиями развития личности. При этом особую значимость приобретает изучение родительского отношения к часто болеющим детям [4; 8], специфика которого может стать пусковым механизмом формирования деформаций в психическом и личностном развитии ребенка, а также причиной дальнейших нарушений его соматического статуса [6]. Так, анализ литературы показал, что часто болеющие дети могут иметь ряд особенностей, дезадаптирующих их, и, как следствие, провоцирующих рецидивы болезни: чрезмерная зависимость от взрослого, высокий уровень тревожности, психологическая инфантильность, трудности в реализации способов и средств общения с окружающими [1; 6].

По мнению ряда ученых, разрабатывающих методологические основы зарубежной и отечественной психологии [2; 5; 8; 9; 10], возрастание интереса к проблеме детского общения в настоящее время можно рассматривать как некоторую общую тенденцию развития всей системы психологических наук. Доказано, что необходимым условием становления системы общения ребенка является значимый взрослый (родитель) [9; 10], который выступает для него эталоном реализации способов и средств общения, носителем правил поведения в социуме [2]. В контексте развития общения дошкольника со взрослыми, пристального внимания требует исследование форм общения – устойчивых сочетаний различных компонентов общения [5], а также показателей его эффективности: активности и эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия [8].

Вопрос о специфике общения ребенка с близкими взрослыми (родителями) рассматривается рядом исследователей лишь относительно категории здоровых детей [5; 8]. При этом без внимания оставлен вопрос об особенностях общения с родителями часто болеющих детей, находящихся в особой (дефицитарной) социальной ситуации развития, характеризующейся, в том числе неэффективным родительским отношением к ребенку [1; 4; 6]. В то же время отмечается недостаточная разработанность научно-практических аспектов данной проблемы: эффективных технологий коррекции родительского отношения к часто болеющим детям, способствующих развитию их общения с родителями и улучшению соматического статуса, крайне мало.

Исследование специфики общения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста с родителями осуществлялось в течение 2003–2007 гг. Эмпирическая работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 257, 139 общеразвивающего вида и №№ 194, 312 комбинированного вида г. Красноярска, работающих по типовой «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В качестве представителей контрольной и экспериментальной групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, а также их родители.

Соматический статус детей оценивался в процессе анализа медицинских карт (форма № 026/у) и информации, полученной в процессе бесед с родителями и педагогами образовательного учреждения. В исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста, в том числе: 60 часто болеющих детей старшего дошкольного возраста (дети со второй или третьей группой здоровья – обращение к врачу с заболеваниями органов дыхания, ОРВИ, ОРЗ 4–6 раз в году); 60 здоровых детей старшего дошкольного возраста (дети с первой группой здоровья); 120 матерей и 120 отцов. Все дети на момент обследования находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения.

В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошли: методика экспериментального исследования форм общения дошкольников со взрослыми (Смирнова Е. О., Рузская А. Г., Бедельбаева Х. Т., 1978); методика наблюдения за активностью ребенка в общении со взрослым при совместной деятельности (Смирнова Е. О., 2000); методика «Кинетический рисунок семьи» (Бернс Р. С., Кауфман С. Х., 1986), оценивающая эмоциональное благополучие ребенка в семье; тест-опросник родительского отношения (Варга А. Я., Столин В. В., 1988); опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (Захарова Е. И., 1996). Статистическая обработка данных включала: проверку равенства средних значений в двух выборках по критерию (t) Стьюдента; вычисление коэффициента корреляции по критерию (rs) Спирмена; анализ изменчивости признака под влиянием переменных факторов по критерию (F) Фишера).

Исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе (2003–2004 гг.) был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по указанной проблеме. На втором этапе (2003–2006 гг.) осуществлялось экспериментально-психологическое изучение особенностей общения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста с родителями, а также специфики родительского отношения к детям. Полученный материал обобщался и систематизировался. На третьем этапе (2006–2007 гг.) разрабатывалась и апробировалась коррекционно-развивающая программа оптимизации родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста, способствующая развитию их общения с родителями и улучшению соматического статуса; систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы; подводились итоги исследования. Эмпирические данные, полученные на последнем этапе, позволили обобщить полученные результаты:

1.   Общение с родителями часто болеющих детей старшего дошкольного возраста имеет специфические особенности, по сравнению со здоровыми сверстниками: развитие форм общения определяется показателями, характерными для более ранних периодов онтогенеза (ситуативно-деловое общение статистически значимо преобладает над внеситуативно-познавательным и внеситуативно-личностностным) (рис. 1.).

 

 

Рис. 1. Статистическое сравнение средних значений показателей выраженности форм общения с родителями детей старшего дошкольного возраста (методика Е. О. Смирновой, А. Г. Рузской, Х. Т. Бедельбаевой).

 

Достоверно снижена активность детей в общении (по показателям инициативность, чувствительность, интерес) (рис. 2а); в меньшей степени выражено эмоциональное благополучие (проявление тревожности, конфликтности, чувства неполноценности) (рис. 2б).

 

 

Рис. 2. Статистическое сравнение средних значений показателей выраженности (а) активности в общении с родителями (методика Е. О. Смирновой); (б) эмоционального благополучия (методика Р. Бернса, С. Кауфмана) детей старшего дошкольного возраста.

 

При этом отмечена значимая положительная взаимосвязь между следующими показателями, характеризующими общение с родителями часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: преобладанием ситуативно-деловой формы общения, низким уровнем инициативности в общении, проявлением признаков эмоционального неблагополучия; а также между доминированием внеситуативно-личностной формы общения, высоким уровнем инициативности, чувствительности к реакциям взрослого в процессе общения, проявлением эмоционального благополучия. Данное утверждение является справедливым также для категории здоровых дошкольников.

2.   Специфика родительского (материнского и отцовского) отношения к часто болеющим детям в сравнении с категорией родителей здоровых детей определяется: со стороны матерей – статистически значимым усилением стремления к симбиотической связи с ребенком, со стороны отцов – достоверно более выраженной авторитарной гиперсоциализацией и инфантилизацией (рис. 3). Это свидетельствует, с одной стороны, о доминировании неэффективного родительского отношения к часто болеющему ребенку в целом, с другой – о неоднозначности, конфликтности материнского и отцовского отношения к данной категории детей.

 

 

Рис. 3. Статистическое сравнение средних значений показателей выраженности типов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста (методика А. Я. Варга, В. В. Столина).

 

Данные положения подтверждаются исследованиями особенностей эмоционального взаимодействия родителей с детьми, которое определяется недостаточной выраженностью показателей чувствительности, эмоционального принятия, неадекватностью поведенческих проявлений, что создает препятствия реализации общения детей с родителями (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Статистическое сравнение средних значений выраженности характеристик эмоционального взаимодействия родителей с детьми старшего дошкольного возраста (методика Е. И. Захаровой).

 

Установлено наличие корреляционной связи между исследованными категориями: показано, что неэффективные типы родительского (материнского и отцовского) отношения к часто болеющим детям имеют значимую положительную связь с нарушениями в сфере эмоционального взаимодействия родителей с детьми. Указанное явление характерно также для родителей здоровых детей.

3.   Снижение показателей, характеризующих общение с родителями исследуемых категорий детей, относительно возрастной нормы, определяющей общение старшего дошкольника со взрослым (преобладание ситуативно-делового общения, недостаточная активность в общении, эмоциональное неблагополучие в процессе взаимодействия), статистически значимо (р≤0,05, р≤0,01) определяется не особенностями соматического статуса ребенка, а неэффективным родительским отношением к нему (принятие-отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»). Так, неоднозначность, конфликтность родительского отношения со стороны матерей и отцов к ребенку формирует деформации субъективных оснований его общения с родителями: регресс форм общения и снижение показателей эффективности общения. При этом эффективный тип родительского отношения (кооперация) определяет оптимальное содержание общения ребенка с родителями, соответствующее возрастным нормативным показателям.

4.   Реализация коррекционно-развивающей программы, основанной на базовых положениях биопсихосоционоэтической модели развития человека, предполагающей учет всех составляющих индивидуальности человека, в том числе биологического, психологического, социального и духовного аспектов, при оказании ему психологической помощи (Залевский Г. В., 2006) обеспечивает оптимизацию типа родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, обусловливает достоверные положительные изменения специфики их общения с родителями. Так, выявлено изменение преобладающего типа родительского (материнского и отцовского) отношения к часто болеющим детям (кооперация), при этом достоверно (р≤0,05,  р≤0,01) возросла активность детей в общении, улучшились показатели их эмоционального благополучия, при этом ведущими формами общения с родителями часто болеющих детей стали – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Данные изменения способствуют также улучшению соматического статуса часто болеющего ребенка. Семейными ресурсами, позволяющими запустить саногенные механизмы, способствующие преодолению трудностей в сфере общения часто болеющего ребенка с родителями и повышающими его сопротивляемость развитию болезни, определены: переоценка родителями образа ребенка и себя как родителя, установление положительного эмоционального фона взаимодействия с ребенком, оптимизация способов поддержания контакта с ним, соблюдение членами семьи здорового образа жизни. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы.

Таким образом, в процессе исследования выявлено: особенности общения часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста с родителями могут характеризоваться сниженными показателями развития, по сравнению со здоровыми сверстниками (регрессом форм общения, недостаточной активностью в общении, проявлением эмоционального неблагополучия), что обусловлено не соматическим статусом ребенка, а неэффективным родительским отношением к нему (стремлением к симбиотической связи, авторитарному контролю). Коррекция родительского отношения к часто болеющему ребенку способствует развитию его общения с родителями и улучшению соматического статуса.

 

    Литература

  1. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе / Н. П. Бадьина. – М.: Генезис, 2007. – 152 с.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: АПН СССР, 1960. – 499 с.
  3. Залевский Г. В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья / Г. В. Залевский, В. Г. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 33. – С. 99-103.
  4. Ковалевский В. А. Психология ребенка – пациента соматической клиники: практикум / В. А. Ковалевский, В. А. Урываев. – Красноярск: КрасГМА; Ярославль: ЯГМА, 2006. – 88 с.
  5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М., 1986. – 144 с.
  6. Николаева В. В. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету / В. В. Николаева // Школа здоровья. – 1995. – № 2. – С. 86-96.
  7. Романцов М. Г. Часто болеющие дети – актуальные аспекты повторной респираторной заболеваемости: руководство для врачей / М. Г. Романцев, В. В. Ботвиньева. – М., 1996. – 88 с.
  8. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  9. Ainsworth M. Attachments beyond in Infancy / M. Ainsworth // American Psychologist. – 1989. – Vol. 44. – Р. 709-716.
  10. Bowlby J. Attachment and loss: in 3 v. Vol. 3: Loss: Sadness and depression / J. Bowlby. – New York: Basic Books, 1980. – Р. 234.

 

 

Ссылка для цитирования

Доманецкая Л.В. Особенности общения часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста с родителями как условие улучшения его соматического статуса. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы