Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Валерий Владимирович Соложенкин: педагог и ученый

Нелюбова Т.А., Зарифьян А.Г. (Бишкек)

 

 

Нелюбова Тамара Алексеевна

–  врач-психиатр и психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии Кыргызско - Российского (Славянского) Университета (КРСУ), ведущий эксперт НПО «Семья и общество».

E-mail: krsu_psy@mail.ru

 

Зарифьян Анэс Гургенович

–  врач, профессор, декан медицинского факультета КРСУ, поэт, писатель, композитор.

E-mail: anes1946@mail.ru

 

 

 

Аннотация. Статья описывает основные этапы личностного и профессионального развития Валерия Владимировича Соложенкина (1938 – 2006), доктора медицинских наук, профессора, основателя собственной научной школы. Авторы акцентируют внимание на созданном Валерием Владимировичем сквозном курсе медико-психологических дисциплин и анализируют его преимущества в процессе додипломной подготовки будущих врачей общего профиля.

Ключевые слова: личностно-средовое взаимодействие, медицинская психология, психодидактика, учебная программа.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Беда наших врачей в том, что они порой страдают болезнью
заурядности… незаурядность психиатра, по моему мнению,
должна заключаться в способности принять то,
что для других является неприемлемым.
В.В. Соложенкин

 

В юности Валерий Соложенкин не думал о профессии врача, хотя вырос в атмосфере постоянных разговоров о медицине. Его старшая сестра Ирина, окончив медицинский институт, работала заведующей родильного дома, а впоследствии увлеклась нейрохирургией.

Валерий Владимирович с Ириной – старшей сестрой

 

Валерий же мечтал стать журналистом или химиком. Увлечение химией определило выбор медицинского института, а интерес к психологии – выбор профессии психиатра.

Увлечение психологией и философией во многом было сформировано близким окружением – профессором Евгением Кузьмичем Озмителем, руководившем кафедрой филологии в Национальном Университете, Ароном Абрамовичем Брудным – врачом, психологом и философом, и особой атмосферой литературного и музыкального клуба в доме Озмителей, в котором собирались творческие нестандартно мыслящие люди.

Там же слушали бардовскую музыку, которая в начале шестидесятых считалась почти революционной.

Валерий Владимирович и Арон Абрамович Брудный

Валерий Владимирович и
Анэс Гургенович Зарифьян

 

Мать Валерия Владимировича –
Наталья Константиновна

Мама Валерия Владимировича, Наталья Константиновна Диколенко, всегда поддерживала увлечения своего сына. Наталья Константиновна происходила из дворянской семьи.

Ее отец, Константин Анатольевич, служил казачьим офицером. Детство Натальи Константиновны прошло за границей – отца направляли то в Персию, то в Китай. Потом Константина Анатольевича перевели в Семиреченское казачье войско, в город Верный (ныне Алма-Ата), где Наталья Константиновна окончила гимназию. Незадолго до революции семья Диколенко перебралась в Санкт-Петербург и Наталья Константиновна стала воспитанницей Смольного. После революции семья снова переехала в Верный.

Дед Валерия Владимировича –
Константин Анатольевич Диколенко

Валерий Владимирович называл семью своим матери «служивым дворянством», для которых понятие чести было абсолютным.

Отец Валерия Владимировича был из крестьянской семьи, жившей в староверском селе Соложенкино под Самарой. В семье было одиннадцать детей, старшие братья служили у Колчака, за что их потом расстреляли. Владимир, отец Валерия Владимировича, подался в Красную армию, стал командиром эскадрона татарского полка. В 1921 году, будучи раненым в Бухаре, попал в Токмакский госпиталь, где и познакомился со своей будущей женой Натальей, работавшей там медицинской сестрой.

Отец Валерия Владимировича был идеалистом – создатель первой коммуны в Токмаке, борец за идеалы коммунистической справедливости, столкнулся с кровавыми последствиями коллективизации, когда на улице, где в ту пору жили Соложенкины, осталось три семьи – остальные были или расстреляны, или репрессированы. Валерий Владимирович вырос на рассказах матери о 35-37 годах, когда был репрессирован дед, и семья каждый день ожидала посещения людей из «машины» – единственной тогда в городе машины НКВД.

Валерий Владимирович с отцом

Владимир Соложенкин прошел всю Великую Отечественную войну рядовым солдатом, никогда ничего не рассказывал о войне. После войны романтический идеалист превратился в крайне немногословного и угрюмого человека. Валерий Владимирович считал, что его отец так и не смог простить надругательства над его романтизмом и идеалами. Война привела к нескольким семейным трагедиям: голод погубил старшего брата Валерия Владимировича – Алексея, после тяжелой болезни перестала расти его сестра, на всю жизнь оставшись маленького роста.

 

Николай Витальевич Канторович –
учитель Валерия Владимировича

Кафедра психиатрии Кыргызского Государственного медицинского Института в начале 60-х годов была необычной – ею заведовал потомственный врач, петербуржец, талантливый клиницист и ученый с мировым именем Николай Витальевич Канторович. На лекции Николая Витальевича собирались студенты всех факультетов, сбегая порой с обязательных занятий, и маленький лекционный зал не всегда вмещал всех желающих. (Похожая ситуация впоследствии наблюдалась и у самого Валерия Владимировича). На кафедру приходили нестандартные люди, и кафедра психиатрии, несмотря на непопулярность профессии психиатра в то время, считалась кафедрой интеллектуалов.

Профессиональная жизнь Валерия Владимировича всегда была насыщенной и увлекательной – работа в загородной больнице, затем – преподавание на кафедре под руководством Николая Витальевича Канторовича, серьезное увлечение психосоматической медициной, защита кандидатской диссертации по психофармакологии, затем – докторской по сразу трем дисциплинам – психиатрии (14.00.18), медицинской психологии (19.00.04) и кардиологии (14.00.06), создание собственной научной школы, теории личностно-средового взаимодействия.

Валерий Владимирович с женой –
Тамарой Алексеевной Нелюбовой

Одним из наиболее выстраданных достижений профессора стал уникальный сквозной курс медикопсихологических дисциплин, который преподается в КРСУ начиная с первого по шестой годы обучения. Создание этого курса было подиктовано прежде всего необходимостью возвращения к старому принципу «лечить не болезнь, а больного», осознаванием ограниченности, а порой и убогости алгоритмов коммуникации врач-пациент в общесоматической медицине. Одним из наиболее популярных высказываний Валерия Владимировича на заседаниях научно-студенческого общества, являлась фраза о необходимости психологического образования для каждого врача. Коммуникация врача и больного – суть психологическое явление и подготовке врачей как будущих коммуникаторов должно было, по мнению профессора Соложенкина, уделяться не меньшее внимание, чем подготовке по выбранной специальности.

В современной системе додипломной подготовки врачей можно отметить значительный дисбаланс: подавляющая часть информации касается соматического функционирования, в то время как сфера психической деятельности преподается лишь как необходимый довесок, аналогично физколлоидной химии, биофизике или философии – так, для общего развития врача. Говорить в этой ситуации о формировании холистического мировоззрения врача абсолютно бессмысленно. В подобной ситуации выражение Сергея Петровича Боткина о том, что «лечить нужно не болезнь, а больного», становится не более чем заклинанием, лишенным смыслового содержания.

Вопреки вышеизложенному, Валерием Владимировичем Соложенкиным была разработана, предложена и успешно реализована уникальная, не имеющая аналогов на всем пространстве СНГ, последовательная структурная педагогическая модель: ознакомление со сферой психического функционирования начинается с первого же курса в виде особых тренингов – групп личностного роста. Основной их целью является также помощь в адаптации первокурсников к университетскому формату функционирования за счет формирования навыков самопознания и групповой консолидации. Непосредственно за этим начинается изучение предмета «Психологические основы врачебной деятельности». Само это название удивительно точно отражает суть изучаемой дисциплины. На протяжении двух семестров студенты получают информацию о функционировании отдельных сфер психики человека в норме. Данный блок является своеобразной пропедевтикой сферы психического функционирования.

Особое значение для формирования медицинского мировоззрения имеет второй блок дисциплины, касающийся психологических аспектов взаимодействия в диаде врач-больной. Качество усвоения нового, необычного для студентов-медиков, материала обеспечивается благодаря написанному профессором Соложенкиным В.В. уникальному учебнику «Психологические основы врачебной деятельности», написанному в совершенно необычной манере психотерапевтического диалога, не имеющего аналогов до настоящего времени. Исходя из понимания того, что данная отрасль знаний является новой для преподавания в медицинских ВУЗах, учебник подкреплен руководством к проведению практических занятий, где подробно освещена методика преподавания данной дисциплины в живой и доступной для студентов непсихологического профиля форме.

В дальнейшем на протяжении трех семестров студенты изучают предмет «Медицинская психология», также имеющий оригинальный характер и структуру: «Стрессология», играющая решающую роль в понимании сути психосоматических взаимоотношений, и «Персонология», дающая информацию об основных мировых теориях личности (Тен В.И. Введение в персонологию. – Бишкек, 2009. – 111 с.). Данный теоретический блок рассматривается нами как обязательный для формирования холистического мировоззрения современного врача, вне зависимости от его непосредственной специализации.

Если предмет «Психологические основы врачебной деятельности» дает первичные представления относительно психического функционирования в норме и первичные навыки построения диалога с пациентом, то «стрессология» заполняет конкретным содержанием психосоматические взаимосвязи. Психологические стрессоры через систему психофизиологических сдвигов приводят к изменениям в соматическом функционировании. «Персонология» дает ответ на вопрос, какие личностные особенности обусловливают стресс уязвимость индивида в соответствии с представления основных мировых психологических школ.

После усвоения студентами представлений относительно психического функционирования в норме им преподается непосредственно медицинский блок – курс общей психопатологии как пропедевтики психиатрии, а далее – частная психиатрия, как наука о проблемах человека в сфере психического здоровья.

Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство студентов в будущем становятся врачами интернальной медицины (включая невропатологов), завершающая часть всего блока психиатрических дисциплин включает изучение на протяжении Х-ХI семестров предмета «Психотерапия». По замыслу автора модели, Валерия Владимировича Соложенкина, корректная информация о сути и возможностях психотерапии, ее непосредственные первичные навыки являются обязательными в системе додипломной подготовки современного врача.

 

Таблица 1

Структура курса медикопсихологических дисциплин для студентов медицинского факультета Кыргызско – Российского (Славянского Университета)

 

В настоящее время структура курса осталась неизменной.

 

Известность Валерия Владимировича в мировом психиатрическом сообществе проявлялась в том, что правление Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА) назначило его регионарным координатором по Центрально-азиатскому региону и республикам Закавказья. При его активном участии было организовано и функционировало вплоть до 2006 года Регионарное бюро ЖИП («Женевские инициативы в психиатрии» – Международная профессионально-общественная организация по проведению реформ в современной психиатрии).

Под руководством Валерия Владимировича было защищено 15 кандидатских диссертаций, тематика которых отражает широту интересов не столько диссертантов, сколько их научного руководителя. Сам Валерий Владимирович не очень любил записывать мысли – он щедро делился своими инсайтами с окружающими, тут же забывая, что это высказывание принадлежит ему. Его книги были надиктованы на магнитофон, а потом приведены в читаемую форму теми, кто имел счастье слушать его лекции.

После ухода учителя, осиротевшая киргизская психиатрия потеряла не просто лидера или, как сейчас принято говорить, «знаковую фигуру». Валерий Владимирович служил полновластным стержнем сложной, многоплановой, конкурентной и порой конфликтной профессиональной семьи, с четко распределенными ролями и функциональными обязанностями. Отголоски вполне закономерного кризиса интеллигентности слышны и поныне, но личностно-средовое взаимодействие в профессиональной среде специалистов в области психического здоровья начинает возрождаться. Пусть не столь быстро, как этого бы желалось, но оптимистично прогредиентно.

Наследие Валерия Владимировича – кафедра, возглавляемая Тамарой Алексеевной, ученики, многие из которых работают в дальнем зарубежье, дочь, успешно защитившая докторскую диссертацию в Германии и работающая там врачом психиатром, наконец – его книги, которые, как и другие его работы, никогда не потеряют одно редкое (даже для профессионального медика) свойство, которым Валерий Владимирович Соложенкин был одарен в высшей степени, – деятельное, строгое, но стойкое и высокое сострадание и уважение к людям, нуждающимся в его даре и мастерстве. Эти качества он сумел передать многим своим ученикам, которые, в свою очередь, обязаны в память о нём воспитать их в следующих поколениях молодых врачей.

 

    Учебник

  • Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. – М.: Планета детей, 1997. – 264 с.
  • Учебно-методические пособия

  • Психологические основы врачебной деятельности. Руководство к практическим занятиям: Методическое пособие / Сост. В.В.Соложенкин, А.Г. Зарифьян, В.И. Тен, М. А. Исаков, Н.П. Фетисова. – Бишкек. 1998. – 139 с.
  • Аффективные расстройства и их терапия: Методическое руководство для врачей / Сост. В.В. Соложенкин и др. – Бишкек. 1996. – 42 с.
  • Применение кавинтона в общемедицинской, неврологической и психиатрической практике: Методическое руководство / Сост. В.В. Соложенкин, В.И. Тен, Т.А. Нелюбова. – Бишкек. 1998. – 42 с.
  • Психиатрия в практике семейного врача: Методическое руководство для врачей / Сост. В.В. Соложенкин и др. – Бишкек. 2001. – 120 с.
  • Соложенкин В.В. Избранные лекции для врачей-кардиологов: Учебное пособие.  Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 134 с.
  • Соложенкин В.В. Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии:  Учебное пособие. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. – 318 с.
  • Некоторые авторефераты защищенных диссертаций

  • Молчанова Е.С. Феномен алекситимии в структуре неврозов и методы его психотерапевтической коррекции: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 1998. – 25 с.
  • Воробьева Т.В. Психические расстройства у детей и подростков с эутиреоидной формой эндемического зоба: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2000. – 17 с.
  • Абрамова А.А. Клинико-патогенетические подходы к терапии тревожных расстройств: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2000. – 17 с.
  • Земляных М. В. Этно-культуральные особенности и распостраненность депрессивных симптомов у детей и подростков в Кыргызстане: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2000. – 25 с.
  • Ким А.С. Клинико-психологические подходы к дифференциальной диагностики формирования процесса соматизации аффективных расстройств: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2001. – 32 с.
  • Панкратова А.Г. Популяционный и адаптационный образ болезни при эпилепсии и факторы, влияющие на их формирование: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2003. – 25 с.
  • Вичкапов А.В. Адаптационный образ болезни при коморбидности тревожных расстройств и артериальной гипертензии: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2006. – 23 с.
  • Колесова Ю.П. Головная боль напряжения как форма соматизации аффективных расстройств: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Бишкек, 2006. – 23 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Нелюбова Т.А., Зарифьян А.Г. Валерий Владимирович Соложенкин: педагог и ученый. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы