Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста

Дубовик Е. Ю., Ковалевский В. А. (Красноярск)

 

 

Дубовик Евгения Юрьевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск.

E-mail: dubovikev@kspu.ru

Ковалевский Валерий Анатольевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии детства, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск.

E-mail: kovalevsky@kspu.ru

 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования влияния типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста. Детально рассмотрены взаимосвязи, существующие между типом родительского отношения и уровнем тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста, а также тревожностью часто болеющего ребенка и некоторыми социально-психологическими факторами. Представлены направления психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности часто болеющего ребенка и формирование эффективного (оптимального) отношения к больному ребенку.

Ключевые слова: родительское отношение, эффективный и неэффективный тип родительского отношения, тревожность, ребенок дошкольного возраста, часто болеющий ребенок, соматический статус, социально-психологические факторы.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение. В настоящее время социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обусловливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По последним данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в РФ», количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в нозологической форме, увеличивается. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. В связи с этим, направление исследований, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.

Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Л. М. Костина, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская) [1; 4; 8; 10; 12]. Рассмотрение причин появления и фиксации тревожности у детей в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды, представляется актуальным и соответствующим задачам теории и практики психологии развития.

Особое внимание в работе уделено исследованию тревожности у часто болеющих детей. Это вызвано тем, что в последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития соматически больных детей. Особую категорию таких детей составляют часто болеющие дети дошкольного возраста. По последним данным диспансеризации, проведенной в Красноярском крае, около 80% дошкольников страдают различными хроническими заболеваниями. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, грипп, ОРЗ, ОРВИ, трахеиты и др. (63,23%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,38%), болезни органов пищеварения гастриты, панкреатиты, язвенные болезни желудка и пр. (23,23%) и др.).

В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Г. А. Арина, Д. Н. Исаев, Н. А. Коваленко, В. А. Ковалевский, В. В.  Николаева и др.) [6; 7], а также по специфике семейного воспитания (Д. Н. Исаев, В. Н. Касаткин, И. А. Коробейников, Е. В. Котова, А. А. Михеева, В. В. Николаева, А. Б. Холмогорова и др.) [6; 7; 9]. Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, что может перерасти в стойкие черты личности.

Известно, что семья является главным инструментом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа родительско-детских отношений невозможно целостное понимание развития личности. Тем не менее, без внимания оставлен вопрос об участия родительского отношения к часто болеющему ребенку в формировании его личности, и возможности коррекции детской тревожности путем оптимизации родительско-детских отношений.

В связи с этим, объектом исследования явилась тревожность часто болеющих детей на разных этапах дошкольного возраста, а предметом – влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение влияния типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и разработка коррекционной программы, направленной на снижение тревожности часто болеющих дошкольников, формирование эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.

В основу исследования легло предположение о том, что нарушения соматического статуса ребенка (частые простуды, обострение хронических соматических заболеваний), в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, существенно влияют как на взаимоотношения между ребенком и родителями, так и на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста.

В качестве частных гипотез были приняты следующие:

1)  Часто болеющие дети дошкольного возраста более тревожны, чем их здоровые сверстники.

2)  Одним из существенных факторов, обусловливающих появление тревожности у часто болеющего дошкольника, является неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения к нему, проявляющийся в отсутствии эмоционального контакта с детьми или чрезмерной его интенсивности; в непринятии родителями ребенка таким, какой он есть (безусловно); в неверии в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным; в неуважении к ребенку, в недоверии ему; в чрезмерной тревоге за ребенка и в чрезмерной заботе о нем; в предъявлении ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей.

3)  Разработанные направления и способы коррекции, способствуют снижению тревожности у часто болеющих дошкольников, формированию эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.

Методологическим основанием исследования стали базовые положения:

1)  системного подхода Б. Ф. Ломова, который предполагает изучение не только самого явления, но и системы детерминант, вызывающих, усиливающих или преодолевающих негативные явления;

2)  положение Л. С. Выготского о социальной ситуации развития, выступающей в качестве важнейшего условия культурного становления ребенка;

3)  теоретические положения о единстве природы механизмов психического развития, действующих в норме и патологии (Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, В. В. Николаева).

Для изучения влияния типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста применялись следующие методы и методики:

а)  анализ научной литературы по проблеме исследования;

б)  опросник-анкета (выявление тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, педагогов);

в)  методика «Рисунок человека» (определение уровня тревожности у детей дошкольного возраста);

г)  проективная методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) (определение тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка (3-7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми);

д)  методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэрнс, С. Кауфман) (изучение степени эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в семье);

е)   «Шкала тревожности ребенка» (А. М. Прихожан) (оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами тревожности, страхов);

ж)  опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);

з)  методы математической обработки и корреляционного анализа (сравнение результатов по критерию Стьюдента, подсчет коэффициента корреляции по Спирмену).

Все методики апробированы, соотносятся с теоретическими положениями исследования и позволяют получить достаточно объективные показатели развития тревожности, типа родительского отношения к ребенку.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Расширены научные представления об особенностях типа родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста (младший, средний, старший), которые можно рассматривать в качестве фактора формирования тревожности. Научные положения исследования обогащают психологию развития за счет описания основных моделирующих ситуации, вызывающих тревожность, актуальных на определенных возрастных этапах дошкольного детства.

Результаты исследования имеют значение для медицинской психологии, поскольку выявленные особенности типа родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности и разработанные способы, направления коррекции тревожности часто болеющих детей дошкольников, могут быть использованы работниками образования, здравоохранения для повышения эффективности форм и способов работы с родителями, а также для предупреждения нарушений в эмоциональной сфере, а именно в развитии тревожности у детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Организация и база исследования: базой для исследования послужили муниципальные дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида № 21, 22, 23 г. Зеленогорска Красноярского края.

Проверка гипотезы осуществлялась на репрезентативной выборке из 120 детей дошкольного возраста, 120 родительских пар, 12 педагогов-воспитателей. В обследовании участвовали дети трех возрастных периодов дошкольного возраста: младшего, среднего и старшего.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование состояло из четырех последовательных этапов. На первом происходило определение уровня тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста. На втором – определение преобладающих типов родительского отношения к часто болеющим детям, а также выяснение степени эмоционального благополучия данного ребенка в семье. Третий этап позволил выявить наличие взаимосвязи между такими социально-психологическими условиями семьи, как, с одной стороны, тип родительского отношения, состав семьи, жилищные условия, материальное благополучие, образование и место работы родителей, так и, с другой стороны, уровнем тревожности часто болеющего ребенка. Эмпирические данные, полученные на последнем этапе, позволили обобщить полученные результаты:

1)  Часто болеющие дети младшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности (30%), диагностируемый с помощью методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки («Выбери нужное лицо»). Чаще всего больные дети делали негативный выбор таких ситуаций, как укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, собирание игрушек, изоляция, еда в одиночестве. Анализ результатов по методике «Рисунок человека» показал, что у часто болеющих детей проявление признаков тревожности более  выражено (25%), чем у здоровых детей младшего дошкольного возраста (5%). Дети экспериментальной группы были неуверенны в себе, нерешительны, замкнуты, боялись оценки со стороны экспериментатора. Статистический анализ полученных результатов показал, что существуют достоверные различия (р≤0,05, р≤0,01) в уровнях развития тревожности между часто болеющими детьми и их здоровыми сверстниками.

2)  Исследование наличия признаков тревожности в исследуемых группах детей среднего дошкольного возраста по методике «Рисунок человека», показало их равенство: у часто болеющих детей (55%) и их здоровых сверстников (55%). Значимые различия в уровнях тревожности имеют дети среднего дошкольного возраста по методике «Выбери нужное лицо». Большинство (50%) часто болеющих детей имеют высокий уровень тревожности, а среди здоровых детей только (20%). При этом часто болеющие дети делают «отрицательно эмоциональный выбор» чаще всего в таких ситуациях, как: ребенок и мать с младенцем (50%), выговор (60%),  игнорирование (75%), ребенок с родителями (45%), изоляция (60%), укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве (75%). В момент обследования, часто болеющие дети были более тревожными, пассивными, неуверенными, чаще искали подтверждения у экспериментатора, чем их здоровые сверстники. При этом в среднем дошкольном возрасте существуют статистически достоверные различие (р≤0,05, р≤0,01) в проявлении тревожности у часто болеющих детей по сравнению с их здоровыми сверстниками.

3)  Сравнительный анализ проявлений признаков тревожности детей старшего дошкольного возраста показал, что различий в результатах по методике «Выбери нужное лицо» нет, а по методике «Рисунок человека» отличия имеются по среднему уровню проявлений признаков тревожности – часто болеющие дети 35%, здоровые дети – 15%. С помощью методов математической статистики были определены достоверные различия в уровнях развития тревожности исследуемых групп детей. Для дополнительного выяснения преобладающего уровня развития тревожности у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста необходимо было проведение дополнительной методики «Шкала тревожности ребенка» (А. М. Прихожан, О. Кондаша) по определению ситуаций, области действительности, являющихся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами развития тревожности. Качественный анализ полученных данных показал, что часто болеющие дети старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности (учебной (20%), самооценочной (70%), межличностной (50%)), выявленной по методике «Шкала тревожности». В момент обследования наблюдались отличия в поведении соматически ослабленных и здоровых детей. Часто болеющие дети были более неуверенными, нерешительными, пассивными, постоянно переспрашивали инструкцию. В старшем дошкольном возрасте выявлены достоверные различия в уровнях проявлений учебной, межличностной тревожности часто болеющих и их здоровых сверстников, с преобладанием тревожности у соматически ослабленных детей.

4)  Для более полного объективного обследования по выявлению наличия признаков тревожности у детей дошкольного возраста был проведен опрос родителей и педагогов – воспитателей, по поводу проявлений тревожности детьми. В большинстве случаев ответы родителей и педагогов-воспитателей во всех возрастных периодах совпадают. При этом, по мнению родителей и воспитателей, уровень тревожности выше у часто болеющих детей дошкольного возраста, чем у их здоровых сверстников.

5)  При изучении эмоционального благополучия ребенка в семье у детей среднего и старшего дошкольного возраста так же были обнаружены отличия между часто болеющими и здоровыми детьми. В рисунках семьи часто болеющих детей (55%) было выявлено присутствие чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта, эмоционального перенапряжения, внутреннего возбуждения, чувства тревоги, наличие у ребенка негативных чувств по отношению к одному из членов семьи, наличие между членами его семьи большой психологической дистанции. При этом были обнаружены достоверные различия между особенностями эмоционального благополучия ребенка в семье среднего и старшего дошкольного возраста часто болеющих детей и их здоровых сверстников.

6)  Полученные результаты выявили преобладающие типы родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста. Выяснилось, что преобладающими типами родительского отношения являются «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация». Симбиотическая связь проявляется в чрезмерной тревожности, заботе о здоровье ребенка. Родители стараются делать все для того, чтобы ребенок был здоров, обращаются за помощью к специалистам. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ему во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

7)  Определение взаимосвязей между некоторыми социально-психологическими факторами семьи и уровнем тревожности часто болеющего ребенка младшего, среднего, старшего дошкольного возраста показало, что существует прямая тесная связь между высоким уровнем тревожности и типом родительского отношения, составом семьи (полная, неполная), материальным положением, образованием родителей, удовлетворенностью родителей своей работой. В тоже время отсутствует функциональная связь между такими факторами семьи, как жилищные условия, наличие в семье брата, сестры и уровнем тревожности часто болеющего ребенка-дошкольника [2].

Представим направления и способы психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности часто болеющего ребенка и формирование эффективного (оптимального) отношения к больному ребенку.

Общая стратегия коррекционных воздействий реализовалась при проведении формирующего эксперимента и осуществлялась в отношении трех субъектов образовательного пространства: часто болеющего ребенка – целью данного направления являлось снижение уровня тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста через повышение его самооценки, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработку навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка; родителей – заключалась в повышении психолого-педагогической компетенции и уровня психологических знаний, гармонизации детско-родительских отношений, развитии теплых интимных отношений между родителями и детьми через психологическое просвещение, консультирование, а также тренинговые занятия; педагогов – предусматривала расширение знаний по возрастной психологии, а именно по эмоциональному развитию дошкольника, а также знакомство со способами работы с тревожными детьми через семинары и психологические консультации.

При реализации данной коррекционной программы использовались следующие принципы: детерминизма, единства развития личности ребенка и общения, единства сознания и деятельности, стереоскопичности, ненанесения ущерба, единства диагностики и коррекции, дозирования нагрузки [3].

Чтобы выяснить, какие изменения произошли в уровнях проявления тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента, был проведен контрольный срез. Результаты, которые показала диагностика часто болеющих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента и после него приведены в таблице 1 (в, %).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития тревожности
детей дошкольного возраста до и после коррекционных мероприятий
(по методике «Выбери нужное лицо»)

 

Итак, у часто болеющих детей дошкольного возраста после проведения коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, было выявлено статистически достоверное снижение (р≤0,05) значений данного показателя.

Для анализа изменений типа родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста после коррекционно-развивающих мероприятий было проведено контрольное исследование по методике ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столина). Результаты диагностики типа родительского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста до формирующего эксперимента и после него приведены в таблице 2 (в, %).

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов диагностики родительского отношения
к часто болеющему и здоровому ребенку дошкольного возраста
до и после формирующего эксперимента

 

Таким образом, сравнительный анализ данных по опроснику ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин), полученных до и после коррекции, показывает наличие достоверных различий (р≤0,05) в типе родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста по шкалам: «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Кооперация».

Выводы. Полученные результаты в определенной мере восполняют недостающую в психологии развития и медицинской психологии характеристику социальной ситуации развития, эмоциональной сферы (а, именно возникновение и развитие тревожности) часто болеющих детей. В результате теоретического и экспериментального анализов подтвердили положения о том, что:

1)  Часто болеющие дети вследствие создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития отличаются от здоровых сверстников особенностями психического развития. Были определены особенности развития личности и самосознания, познавательной деятельности, межличностного взаимодействия и деятельности (Г. А. Арина, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский, Н. А. Коваленко, А. А. Михеева, В. В. Николаева и др.) [7];

2)  Уровень тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста достоверно выше, чем у их здоровых сверстников. При этом в младшем дошкольном возрасте тревожность вызывается такими ситуациями, как «Повседневные действия», «Отношения ребенок-взрослый»; в среднем дошкольном возрасте – «Отношения ребенок-взрослый»; в старшем дошкольном возрасте – процессы: обучения и общения;

3)  Особенности изучения типа родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста показали, что преобладающими типами родительского отношения являются «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», что проявляется в тревожности родителей за данного ребенка или же контроле за его поведением, здоровьем;

4)  На развитие тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста влияют социально-психологические условия семьи – такие, как тип родительского отношения, образование родителей, их место работы, состав семьи, материальное благополучие. В данном случае была получена прямая, тесная, высокозначимая статистическая связь.

Таким образом, в процессе исследования выяснилось, что частые простудные существенно влияют на интенсивность тревожности, а также на взаимоотношения между ребенком и родителями. Было разработано три направления коррекционной работы: с часто болеющими детьми, их родителями, и педагогами, что и позволило добиться достоверного снижения уровня развития тревожности у часто болеющих детей, а также оптимального взаимоотношения между ними и их родителями.

Полученные выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, так как рассматривалось влияние лишь нескольких социально-психологических условий семьи на развитие тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста. Экспериментально-психологическое исследование показало необходимость дальнейшего изучения данной проблемы. Перспектива исследования проблемы влияния типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста видится в изучении особенностей влияния личности родителей, педагогов на появление тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста, а также в исследовании возможностей специально организованного, психологически обоснованного педагогического процесса работы с данной категорией детей.

 

    Литература

  1. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1977. – 204 с.
  2. Дубовик Е.Ю. Детско-родительские отношения: психологический аспект / Е.Ю. Дубовик // Реалии школьно-дошкольной образовательной практики: опыт, проблемы, перспективы: материалы 2-ой Межвузовской региональной научно-практической конференции. – Красноярск, 2008. – С. 175-179.
  3. Дубовик Е.Ю. Система психолого-педагогической работы с родителями и часто болеющими детьми дошкольного возраста, направленная на снижение уровня тревожности в детско-родительских отношениях / Е.Ю. Дубовик // Проблема раннего сопровождения детей с трудностями в развитии: Сборник статей. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. – С. 80-89.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М., 1993. – 192 с.
  5. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М., Воронеж, 1998. – 347 с.
  6. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка / Д.Н. Исаев. – СПб.,1993. – 75 с.
  7. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В.А. Ковалевский. – Красноярск, 1997. – 122 с.
  8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. – 198 с.
  9. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование» / Е.В. Котова. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 176 с.
  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: НПО «Модек», 2000. – 304  с.
  11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
  12. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Дубовик Е.Ю., Ковалевский В.А. Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы