Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологическая адаптация к стрессогенным условиям
профессиональной деятельности
врачей анестезиологов-реаниматологов

Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. (Санкт-Петербург)

 

 

Кузнецова Ольга Александровна

–  медицинский психолог Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Санкт-Петербурга.

Мазурок Вадим Альбертович

–  доктор медицинских наук, и.о. заведующего кафедрой анестезиологии и реаниматологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова.

Щелкова Ольга Юрьевна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: olga.psy.pu@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность исследования. В настоящее время медицинская (клиническая) психология нацелена на решение широкого круга практических задач не только в клинической, но и профилактической медицине. В рамках этого направления существенное внимание уделяется проблеме профессионального стресса и его последствий для лиц помогающих профессий, работающих в условиях повышенной моральной ответственности, постоянного взаимодействия с людьми, их проблемами и страданиями [12].

Область анестезиологии-реаниматологии относится к профессиональным сферам, в максимальной степени насыщенным подобными стрессогенными факторами, действие которых потенцируется увеличением функциональной нагрузки этих специалистом, что связано с повышением хирургической активности и увеличением числа оперируемых больных с тяжелой сопутствующей патологией [2]. Это закономерно приводит к высокому уровню психического напряжения врачей анестезиологов-реаниматологов и определяет повышенный риск развития у врачей-специалистов профессиональной деформации личности (одним из проявлений которой является синдром «психического выгорания» [5]) и других негативных состояний вплоть до нарушений социальной адаптации, нервно-психического или соматического здоровья.

В связи с этим важной задачей медицинской психологии становится теоретический анализ проблемы, а также разработка методических подходов к диагностике, коррекции и профилактики состояний психической дезадаптации и профессиональной деформации личности врачей, работающих в условиях длительного и интенсивного профессионального стресса. При этом рассмотрение этой проблемы только в аспекте дефицита и ущерба, который приносит личности профессиональный стресс, является явно недостаточным. Не менее важным является изучение механизмов совладающего со стрессом поведения (копинга) как одной из осознанных и активных форм психологической адаптации человека к стрессогенным условиям жизни и деятельности [1, 4]. Кроме того, важным представляется установление взаимосвязи между комплексом психологических характеристик врачей-анестезиологов (характеристик эмоциональной сферы и копинга) и длительностью работы в этой области, так как есть основания предполагать трансформацию характеристик личности по мере увеличения срока работы в стрессогенных условиях профессиональной деятельности.

Целью исследования послужило выявление особенностей эмоционального состояния и механизмов психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности у врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной деятельности. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования данной категории специалистов: 1) выявление зон наибольшей социальной фрустрированности и эмоциональной неудовлетворенности; 2) выявление особенностей эмоционального состояния; 3) определение выраженности основных компонентов синдрома «психического выгорания»; 4) выявление базисных копинг-стратегий (стратегий стресс-преодолевающего поведения), а также конструктивных и неконструктивных копинг-стратегий в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; 5) выявление личностных копинг-ресурсов – черт личности, способствующих психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности.

Материал исследования составили данные, полученные в ходе психологического исследования врачей, повышающих квалификацию на кафедре анестезиологии и реаниматологии Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования. Всего исследовано 96 врачей. Из них 62 (64,6%) мужчины и 34 (35,4%)   женщины; средний возраст – 42, 1 года. В соответствии с задачами исследования врачи были разделены на две группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в области анестезиологии и реаниматологии. Первую группу составили 44 врача со стажем работы менее 13 лет (средний возраст – 33,1 года), вторую – 52 врача со стажем работы 13 и более лет (средний возраст – 49,6 лет).

Такой пороговый уровень в различии стажа работы (13 лет) был выбран не случайно. При такой длительности стажа профессиональной деятельности человек вступает в тот жизненный период, который принято называть «кризисом зрелого возраста». В этом возрастном периоде происходит окончательное становление личности, которая достигает пика своей социальной активности, завершается формирование системы ценностей, остро переживаются вопросы самореализации, социального статуса и признания. Накопленный к этому времени опыт работы позволяет специалисту объективно оценить свои профессиональные возможности и перспективы, пересмотреть жизненные планы с учетом особенностей профессии и своей роли в ней. Немаловажное значение имеет и то, что в этом критическом возрастном периоде на фоне жизненных (экзистенциальных) проблем, профессиональных стрессов и перегрузок впервые возникает или обостряется риск развития пограничных нервно-психических, а также психосоматических расстройств.

Методы исследования. В соответствии с общей целью и конкретными задачами использовались клинико-психологический и экспериментально-психологический методы исследования. Клинико-психологический метод реализовался с помощью двух методик, относящихся к классу структурированного интервью. Использовалась медико-социологическая шкала «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ) [8], направленная на выявление степени удовлетворенности респондентов  такими обобщенными аспектами своей жизни,  как «социальный статус», «экономическое положение», «здоровье» «взаимоотношения с родными и близкими» и др. Для выявления зон наибольшей эмоциональной неудовлетворенности в связи с особенностями профессиональной деятельности было разработано специализированное интервью. Пункты интервью отражают проблематику, как общую для врачебной профессии, так и потенциально высоко значимую для врачей анестезиологов-реаниматологов.

Экспериментально-психологический метод реализовался с помощью набора стандартизованных методик, направленных на выявление эмоционально-личностных характеристик и особенностей стресс-преодолевающего поведения. Среди них: 1) «Интегративный тест тревожности» [10]; 2) «Опросник депрессивности» [11]; 3) «Многофакторный опросник астении» [11]; 4) шкалы «Эмоциональная сензитивность» и «Невротический сверхконтроль», входящие в число дополнительных шкал «Стандартизованного многофакторного метода исследования личности» (СМИЛ) [14]; 5) опросник «Психическое выгорание» [5]; 6) опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» [13]; 7) «Опросник для изучения копинг-поведения» [6]; 8) «Личностный дифференциал» [7].

Результаты клинико-психологического исследования. На этапе клинико-психологического исследования была изучена степень субъективной удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов различными аспектами своего социального и профессионального функционирования. В таблице 1 приведены результаты исследования, полученные с помощью медико-социологической шкалы «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ).

Таблица 1

Степень удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов
различными аспектами своего социального функционирования

Примечание: диапазон возможных оценок степени удовлетворенности – от 1 до 5: 1 – полная удовлетворенность; 2 – скорее удовлетворенность; 3 – трудно сказать. 4 – скорее неудовлетворенность; 5 – полная неудовлетворенность.

 

Как видно из таблицы 1, в целом отраженный в количественных показателях методики УСФ уровень удовлетворенности различными значимыми аспектами своей жизни в группе изученных врачей не снижен: большинство ответов врачей соответствует градациям 1, 2 или 3. Исключение составляет сфера материального положения, в которой выявляется снижение степени удовлетворенности, как у врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности, так и у врачей с большим стажем.

Статистически значимые различия между врачами первой и второй группы получены по показателю удовлетворенности жилищно-бытовыми условиями, который оказался ниже у врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности. Можно предположить, что это определяется рядом как субъективных, так и объективных факторов. К первым могут быть отнесены большие потребности и ожидания в материальной сфере у молодых врачей, сформированные в новейших социально-экономических условиях. Ко вторым – закономерная (определяемая естественным ходом жизни) большая благоустроенность и лучшее материальное положение врачей, имеющих больший профессиональный стаж и социальный статус.

Согласно полученным данным, врачи первой группы на уровне тенденции к статистической значимости оказались менее удовлетворены по сравнению с врачами второй группы не только материальными, но и социально-психологическими аспектами своего существования – взаимоотношениями с родителями, другими родственниками, друзьями, а также своей профессиональной деятельностью в целом. Важно отметить, что при этом обе группы врачей имеют максимальные показатели удовлетворенности конкретной областью своей профессиональной деятельности (то есть тем, что они работают в области анестезиологии-реаниматологии).

Для более дифференцированного содержательного анализа психологического дискомфорта, напряжения и неудовлетворенности, которые возникают в процессе реализации врачами своей профессиональной деятельности, использовалось специализированное интервью, учитывающее специфику работы в области анестезиологии-реаниматологии. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Частота встречаемости психологической неудовлетворенности отдельными аспектами профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов

Примечание: * – статистически значимые различия на уровне р<0,05

 

При анализе результатов интервью обращает внимание сходная ранговая структура неудовлетворенности различными аспектами своей профессиональной деятельности врачей с большим и меньшим стажем работы.

На первом месте по частоте встречаемости в обеих группах врачей стоит неудовлетворенность заработной платой, а также тем, что она не соответствует (ниже) профессиональной подготовке, опыту и эмоциональному напряжению, которое испытывают врачи анестезиологи-реаниматологи на работе. Неудовлетворенность материальными аспектами своей профессии отмечают примерно 90% врачей в каждой группе.

Следующий блок в ранговом ряду высоко значимых переживаний (зон наибольшей эмоциональной неудовлетворенности) врачей анестезиологов-реаниматологов связан не с материальной обеспеченностью, а с сугубо психологической проблематикой – вопросами профессионального признания, самореализации, взаимоотношениями в системе «анестезиолог – хирург – пациент». Частота выборов ответа «не удовлетворен» в соответствующих пунктах интервью (от 68,2% до 80,8%) отражает то, что врачи обеих групп, являясь хорошо подготовленными специалистами, постоянно ощущают недостаточную степень признания и недостаточно адекватную оценку их профессионального вклада в процесс лечения со стороны пациентов и их родственников. Соответственно 75,0% и 78,8% опрошенных врачей первой и второй групп считают, что врач-анестезиолог, работая в бригаде, остается «в тени заслуг хирурга».

Следует признать, что именно эта проблема может явиться центральной при определении «мишеней» психопрофилактической и психокоррекционной работы с врачами анестезиологами-реаниматологами, так как она не только определяется объективными факторами организации лечебного процесса, но глубоко затрагивает личность врача, ее аффективно-мотивационную сферу и систему ценностей. Профессиональная деятельность в подобных социально-психологических условиях предъявляет повышенные требования к морально-этическим качествам врача, требует особой самоотверженности в работе.

Анализ данных показывает также, что достаточно высокий процент врачей первой и второй групп (63,6% и 65,5%, соответственно) испытывают напряжение и неудовлетворенность в связи с повышенным риском развития профессиональных заболеваний.

Следующий по значимости блок вопросов интервью касается тех изменений в поведении и характере, которые наблюдают у себя респонденты. Значительный процент врачей в обеих группах (54,5% и 50,0%, соответственно) считают, что в связи с напряженными условиями профессиональной деятельности с годами они изменились по характеру: стали более эмоционально возбудимым и неуравновешенным. Также 59,1% врачей первой группы и 44,2% второй группы считают, что плохое эмоциональное состояние, вызванное повышенными нагрузками на работе, отражается на прочих сферах их жизни (семья, личные отношения, отношение к жизни в целом).

Названные изменения имеют прямое отношение к проблеме «психического выгорания» под влиянием особых (стрессогенных) условий профессиональной деятельности. Положительным в данном случае является то, что эти изменения хорошо осознаются самими врачами-специалистами, что может составить основу для целенаправленной и высоко мотивированной психологической коррекции.

Важно отметить, что, несмотря на все разнообразие проблем и оснований для эмоционального дискомфорта в профессиональной деятельности самый низкий ранг в каждой группе врачей занимает неудовлетворенность своей работой в целом. Таким образом, проявляется зрелое, сбалансированное отношение изученных врачей анестезиологов-реаниматологов к своей профессиональной деятельности с учетом, как ее осложнений, так и преимуществ. Этому соответствует также то, что при использовании методики «Уровень социальной фрустрированности» в обеих группах врачей выявляется максимальная (по сравнению с другими значимыми сферами жизни) удовлетворенность областью своей профессиональной деятельности.

Статистически значимые различия между сопоставляемыми группами врачей выявлены в трех сферах – в сферах удовлетворенности работой в целом, рабочей нагрузкой и продвижением по «служебной лестнице». В группе 1 выявлен достоверно больший (p<0,05) по сравнению с группой 2 процент лиц, испытывающих неудовлетворенность в каждой из этих сфер.

Обобщая результаты клинико-психологического исследования, можно отметить, что неудовлетворенность, как в широком социальном контексте, так и в профессиональной деятельности, оказалась выше у врачей с меньшим стажем по сравнению с врачами с большим стажем профессиональной деятельности в области анестезиологии-реаниматологии.

Результаты экспериментально-психологического исследования. В таблице 3 представлены результаты исследования уровня и структуры различных видов тревожности (тревожности как преходящего эмоционального состояния и как устойчивой личностной характеристики) в сопоставляемых группах врачей.

Таблица 3

Показатели ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
в группах врачей анестезиологов-реаниматологов
с различным стажем профессиональной деятельности

Примечание: В методике ИТТ интегративный показатель ситуативной тревожности (ОУС) и личностной тревожности (ОУЛ) ниже 4 станайнов соответствует низкому уровню; 4, 5 и 6 станайнов – среднему (нормальному) уровню; показатель от 7 станайнов свидетельствует о высоком уровне тревожности, об общем психологическом дискомфорте и дисгармонии со средой [10]. Эти нормативы распространяются также на отдельные компоненты тревожности как актуального эмоционального состояния и как устойчивой индивидуальной черты личности.

 

Как видно из таблицы 3, в обеих группах врачей интегративный и частные показатели ситуативной тревожности являются низкими, что отражает отсутствие в актуальном эмоциональном состоянии исследованных врачей признаков тревоги, беспокойства, напряжения. Напротив, можно предположить, что эмоциональное состояние врачей в момент исследования характеризовалось ровным, спокойным фоном настроения, ощущением психологического комфорта и уверенности в себе, удовлетворенностью актуальной жизненной ситуацией.

По-другому выглядят данные таблицы 3, отражающие общий уровень и структуру личностной тревожности. В обеих группах врачей интегративный показатель личностной тревожности (ОУЛ) значительно превосходит соответствующий показатель ситуативной тревожности (ОУС) и приближается к границе нормативных значений (при пороговом значении 7 станайнов средний показатель ОУЛ в первой группе составляет 6,48, во второй – 6,53 станайнов).

Это свидетельствует о том, что в отличие от эмоционального состояния в момент исследования, большинство изученных врачей свое обычное эмоциональное состояние характеризуют как наполненное элементами тревоги, напряженности, неудовлетворенности. Для людей с высоким уровнем личностной тревожности характерна склонность воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации состоянием тревоги, интенсивность которой не всегда соответствует объективной опасности. Согласно концепции, положенной в основу методики ИТТ, наиболее отчетливо личностная тревожность проявляется в социально значимых ситуациях «угрозы» престижу, самооценке, самоуважению. В этом контексте выявленный повышенный уровень личностной тревожности врачей анестезиологов-реаниматологов соответствует данным психологического интервью, показывающим высокую степень обеспокоенности исследованных врачей вопросами профессионального признания, оценки со стороны больных, профессиональной реализации в целом.

Статистически значимых различий между группами врачей анестезиологов-реаниматологов не выявлено, однако можно отметить, что в структуре личностной тревожности врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности преобладает компонент эмоционального дискомфорта, а у врачей с большим стажем – астенический компонент. В обеих группах получены высокие оценки по фактору «Тревожная оценка перспективы», отражающему общую озабоченность будущим на фоне повышенной эмоциональной чувствительности [10].

При оценке других параметров эмоционального состояния (выраженность и структура астенических и депрессивных проявлений) статистически значимых различий между сравниваемыми группами врачей выявлено не было. В обеих группах все изученные показатели депрессии и астении не превышают допустимых для «психической нормы» границ. В пределах нормативных значений можно отметить некоторое преобладание показателя «депрессии» у врачей анестезиологов-реаниматологов с большим стажем профессиональной деятельности, что, вероятно, связано с общей онтогенетической тенденцией к снижению уровня активности и оптимизма (энергетического потенциала личности) в зрелом и старшем возрасте.

В соответствии с планом исследования в двух группах врачей были проанализированы такие характеристики эмоциональной сферы личности, как повышенный контроль над аффективными реакциями и сензитивность, полученные с помощью соответствующих дополнительных шкал опросника СМИЛ. Основаниями для изучения именно этих характеристик личности у врачей анестезиологов-реаниматологов послужили данные психологического интервью, отражающие высоко значимые для врачей анестезиологов-реаниматологов (и подавляемые в силу действия социальных регуляторов поведения) переживания «ущемленности» и обиды в связи с недооценкой их профессиональной значимости. Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели эмоционального контроля и сензитивности
в группах врачей анестезиологов-реаниматологов
с различным стажем профессиональной деятельности

 

Как видно из таблицы 4, в обеих группах врачей показатели эмоционального контроля и сензитивности находятся в пределах «нормативного диапазона». Однако уровень сензитивности в группе врачей с большим стажем профессиональной деятельности  на статистически значимом уровне превосходит соответствующий показатель в группе врачей с меньшим стажем.

На следующем исследования этапе была проанализирована структура и степень выраженности отдельных компонентов синдрома «психического выгорания» в группах врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной деятельности. Результаты сравнительного анализа, а также данные литературы по «психическому выгоранию» врачей-терапевтов (средний возраст – 45 лет, средний стаж работы – 18 лет) [9] представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели «психического выгорания» в группах врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной деятельности

 

Анализ средне-групповых результатов, представленных в таблице 5, показывает, что наименее выраженным (на границе низкого и среднего уровней выраженности) среди компонентов синдрома «психического выгорания» в обеих группах врачей имеет компонент «эмоциональное истощение». Это свидетельствует об отсутствии в актуальном психическом состоянии исследованных врачей признаков снижения эмоционального фона, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущения «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом, то есть аффективно-личностных изменений, составляющих симптомокомплекс «эмоционального истощения».

В то же время, анализ индивидуальных результатов показал, что в обеих группах имеются врачи (их общее количество не превышает 8% от общей выборки), отмечающие отчетливые признаки «эмоционального истощения» – снижение фона настроения и уровня активности, постоянное ощущение усталости и «нехватки энергии», повышенную психическую истощаемость, проявляющуюся в эмоциональной несдержанности, раздражительности или потере интереса к окружающему. По самооценке врачей, подобное состояние связано с высоким уровнем физической и эмоциональной нагрузки, характерным для данной врачебной специальности в целом, а также с конкретными организационными формами работы на местах (суточные дежурства, работа на полторы-две ставки, превышение нормы пациентов). Врачи отмечают, что эмоциональное напряжение наиболее отчетливо ощущается в утренние часы (в начале суточного дежурства) и в конце рабочей смены и проявляется в поведении чертами раздражительности, вспыльчивости, нетерпимости.

В отличие от «эмоционального истощения», не выраженного в целом по группе и встречающегося лишь у отдельных врачей, «деперсонализация» и «редукция личных достижений» как компоненты синдрома «выгорания» личности, представлены в обеих группах врачей довольно отчетливо – на уровне средних и высоких значений шкальных оценок. Причем, выраженность этих компонентов «психического выгорания» на статистически значимом и близком к нему уровне преобладает в группе врачей анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессиональной деятельности. Можно отметить также, что показатель «деперсонализация» в обеих группах анестезиологов-реаниматологов существенно превосходит соответствующий показатель, полученный в группе врачей-терапевтов.

В контексте использованной в исследовании методики «Психическое выгорание» «деперсонализация» представляет межличностное измерение профессиональной деформации личности и проявляется формированием особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми. В частности, во взаимоотношениях с пациентами «деперсонализация» врача проявляется в «потере больного» [3] – эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении к пациентам. В таких случаях пациенты воспринимаются не как партнеры в лечебном процессе и личности со своими потребностями и переживаниями, а как пассивные объекты врачебных манипуляций.

На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении врача, использовании специального врачебного сленга, юмора, ярлыков для больных, то есть называние их не по имени и фамилии, а, например, по нозологической форме («здесь лежит инфаркт»). К признакам «деперсонализации» относится также «нечувствительность» к смерти, которая воспринимается как факт, который требует выполнения необходимых мероприятий (оформление документации, сообщение родственникам). «Деперсонализация» проявляется не только в отношениях с пациентами. В частности, к признакам «деперсонализации» врачей анестезиологов-реаниматологов можно отнести формирование высокомерности и одновременно – обидчивости по отношению к коллегам, специалистам смежных специальностей и родственникам больных.

Представленные в таблице 5 данные показывают, что «деперсонализация», как компонент «психического выгорания», выражена значимо выше в группе врачей анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессиональной деятельности по сравнению с врачами с большим стажем. Это не соответствует априорным предположениям о нарастании симптомов «профессионального выгорания» личности по мере увеличения длительности работы в стрессогенных условиях, но согласуются с представлением о существовании закономерной связи между качеством субъектно-субъектных взаимоотношений профессионала и степенью его квалификации. В частности, С.П. Безносов [3] приводит наблюдения, согласно которым, чем ниже квалификация врача, тем меньше он беседует с больным и обследует его физикальными методами, отдавая предпочтение инструментальным методам, не требующим непосредственного личностного контакта врача и пациента.

Показатель «редукции личных достижений» в группе врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности соответствуют высокому уровню выраженности, а в группе врачей с большим стажем – среднему уровню, и различия между группами имеют тенденцию к статистической значимости. Представляя самооценочное измерение синдрома «психического выгорания», этот показатель отражает степень удовлетворенности врача собой как личностью и как профессионалом. Повышение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически. У отдельных врачей анестезиологов-реаниматологов это проявляется в стремлении «исчезнуть» из поля зрения хирургов или руководства, даже во время проведения анестезии.

Таким образом, проведенное исследование выявило признаки «психического выгорания» врачей анестезиологов-реаниматологов и показало сходную структуру этого феномена в группах врачей с меньшим и большим стажем профессиональной деятельности. В каждой из групп врачей в структуре синдрома «психического выгорания» в минимальной степени представлены признаки «эмоционального истощения», а в средней и высокой степени – признаки «деперсонализации» и «редукции личных достижений». Подобные соотношения показывают, что на фоне оптимального эмоционального состояния и уровня активности в обеих группах врачей, формируется, тем не менее, чувство неудовлетворенности в связи с происходящими под влиянием профессиональной деятельности изменениями собственной личности, системы ценностей, поведения, которые четко проявляются на работе и распространяются за пределы профессиональной среды. Степень этой неудовлетворенности статистически значимо выше в группе врачей анестезиологов-реаниматологов с меньшим стажем профессиональной деятельности.

Анализ тенденций развития современной психологии показывает, что в последнее время внимание исследователей все больше сосредоточивается не только на проблеме влияния стрессогенных факторов на состояние эмоционально-личностной сферы человека, но и на вопросах психологического преодоления стрессового воздействия [4]. В области психотерапии, психологического консультирования и сопровождения профессиональной деятельности усиливается тенденция к формированию у лиц, работающих в стрессогенных условиях, наиболее адаптивных реакций в проблемных ситуациях. Комплекс подобных реакций обозначается в литературе как копинг или стресс-преодолевающее, совладающее поведение. Результаты исследования базисных копинг-стратегий в группах врачей анестезиологов-реаниматологов представлены в таблице 6.

Таблица 6

Показатели базисных копинг-стратегий в группах врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной деятельности

 

Результаты исследования базисных копинг-стратегий, полученные с помощью адаптированного опросника «Индикатор стратегий преодоления стресса», показывают, что статистически значимых различий между сопоставляемыми группами врачей выявлено не было. Структура копинга в обеих группах практически одинакова: конструктивные стратегии «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки» используются чаще, чем неконструктивный копинг «избегание проблемы»; частота использования первых двух стратегий соответствует среднему уровню, третьей – низкому уровню. Полученные данные, в целом, соответствуют результатам исследования копинга у врачей, однако для выявления специфики стресс-преодолевающего поведения анестезиологов-реаниматологов необходимо сопоставление с результатами исследования копинга у врачей других специальностей.

Согласно теории копинга, механизмы совладания со стрессом можно классифицировать по тому, в какой сфере психической деятельности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой) они реализуются, а также оценить их с точки зрения адекватности-неадекватности. Результаты применения опросника Е. Хейма, построенного на этой классификации [6], показывают, что не было выявлено статистически значимых различий между группами врачей по степени выраженности адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копингов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. В обеих группах преобладали адаптивные стратегии психологического преодоления; наименьшую выраженность имели неадаптивные копинги.

В частности, среди адаптивных когнитивных копингов в исследованной группе врачей чаще встречались «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания»; эти механизмы совладания направлены на анализ возникающих трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, поддержание веры в собственные силы в преодолении трудностей.

Среди адаптивных эмоциональных копингов у исследованных врачей по частоте встречаемости выделялись «протест», «оптимизм», то есть формы копинга, характеризующие повышенный эмоциональный тонус с активным возмущением трудностями или уверенностью в наличии выхода из любой ситуации.

К адаптивным поведенческим способам копинга, предпочитаемым исследованными врачами, относились «сотрудничество», «обращение», «альтруизм»; эти копинг-механизмы характеризуют поведение личности, направленное на сотрудничество со значимыми людьми, поиск поддержки в ближайшем социальном окружении и оказание помощи близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные копинги, используемые врачами анестезиологами-реаниматологами, наиболее часто относились к когнитивной сфере (предполагали отказ от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы, интеллектуальные усилия по преуменьшению значимости отрицательных событий) и поведенческой сфере личности (предполагали пассивность, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем) и наиболее редко – к эмоциональной сфере.

Стресс-преодолевающее поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. К «внутренним» (личностным) копинг-ресурсам относятся психологические характеристики человека, способствующие формированию конструктивных стресс-преодолевающих стратегий и, в целом, определяющие резистентность личности к неблагоприятным воздействия. Важнейшей интегральной психологической характеристикой и эффективным ресурсом совладающего поведения является активность личности. Существенное значение имеют также уровень и адекватность самооценки, а также волевые черты личности.

В связи с этим на следующем этапе с помощью методики «Личностный дифференциал» были изучены названные психологические характеристики, выступающие в контексте изучаемой проблемы как базисные ресурсы стресс-преодолевающего поведения. К этим важным личностным копинг-ресурсам относятся факторы Активности (А), Оценки (О) и Силы (С). Результаты сравнительного исследования представлены в таблице 7.

Таблица 7

Показатели базисных копинг-ресурсов (фундаментальных особенностей личности)
в группах врачей анестезиологов-реаниматологов
с различным стажем профессиональной деятельности

 

Результаты исследования показывают, что средние значения всех трех факторов личности в обеих группах врачей несколько превосходят (в допустимых пределах) соответствующие значения, полученные авторами методики на нормативной выборке [7]; при этом значение фактора Оценки в группе врачей с большим стажем профессиональной деятельности приближается к верхней границе нормативного диапазона (составляет 1,93 при средне-нормативном значении 1,50 и стандартном отклонении 0,81).

Полученные данные свидетельствуют о том, что вне зависимости от длительности стажа работы врачи анестезиологи-реаниматологи обладают существенным личностным потенциалом для совладания со стрессогенными условиями профессиональной деятельности и другими жизненными трудностями. Этот потенциал составляют устойчивые психологические характеристики, отраженные величиной факторов Оценки, Силы, Активности. В частности, к профессионально важным можно отнести такие характеристики личности врачей анестезиологов-реаниматологов, как достаточно высокий уровень самопринятия и склонность осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных качеств (фактор О); уверенность, решительность, самостоятельность, независимость, умение придерживаться собственной линии поведения и не перекладывать ответственность на окружающих, хороший самоконтроль (фактор С); а также активность, общительность, эмоциональная откликаемость (фактор А).

Эти характеристики личности могут рассматриваться как прогностически благоприятные факторы психологической адаптации к профессиональному стрессу и как факторы противостояния профессиональной деформации личности.

 

Заключение. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей эмоционального состояния и механизмов психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов. Данные литературы свидетельствуют о том, что психологическая адаптация к профессиональному стрессу является динамическим процессом, включающим ряд последовательных стадий [9]. Динамика психологической адаптации к профессии накладывается на возрастную эволюцию психики человека, которая может сопровождаться снижением (колебаниями) адаптационных возможностей. В свою очередь, возрастная динамика накладывается на определенную социальную траекторию жизни человека, динамику жизненных циклов и кризисов (например, «кризис зрелого возраста»). Таким образом, процесс профессиональной адаптации у врачей анестезиологов-реаниматологов, также как у других специалистов, является многомерным и предполагает соответствующие – многомерные – подходы к ее изучению.

На одном из первых этапов системного изучения психологической адаптации врачей анестезиологов-реаниматологов к условиям профессионального стресса целесообразно сосредоточиться на изучении роли длительности стрессового воздействия, то есть, по существу, на роли стажа работы в этой области медицины. В связи с этим в настоящем исследовании были поставлены задачи сопоставления характеристик эмоционально-личностной сферы и механизмов копинга у врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем профессиональной деятельности.

Результаты исследования указывают на нелинейный характер изменений личности и поведения врача под влиянием работы в условиях профессионального стресса, что обусловливает необходимость индивидуализированного психологического сопровождения профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов с целью профилактики эмоционально-личностных расстройств, связанных с «профессиональной деформацией».

Важно отметить также, что существенную роль в психологической адаптации личности к профессии играют не только ресурсы (потенциальные возможности) личности, но и сознательно выбираемые конструктивные стратегии копинга, такие, например, как «разрешение проблемы», «поиск социальной поддержки», а в отдельных ситуациях – «избегание проблемы». Сравнение врачей с меньшим и большим стажем профессиональной деятельности показало, что взаимодействие значительных личностных ресурсов и конструктивных копингов обусловливает по мере увеличения длительности профессиональной деятельности более успешное психологическое приспособление к профессии и усиление профессионально значимых черт личности. Этому соответствует более высокая степень удовлетворенности различными аспектами своей профессиональной деятельности и меньшая степень выраженности компонентов «психического выгорания», выявляемые в группе врачей с большим стажем работы.

Таким образом, полученные в исследовании данные подтверждают представление о сложной структуре процесса психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности, о его волнообразном, фазовом характере. На разных этапах этого процесса могут формироваться и развиваться как защитно-психологические компоненты «психического выгорания», так и позитивные профессионально значимые личностные качества врача. В контексте системного анализа медицинской психодиагностики результаты данного исследования показывают, что общая задача профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств у лиц, функционирующих в стрессогенных условиях, может расщепляться на частные задачи выявления, как патогенных психосоциальных факторов, так и психосоциальных фактов (личностных и средовых ресурсов), обусловливающих резистентность личности к стрессу.

 

    Литература

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
  2. Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М., Бунятян А.А. Информационный стресс анестезиолога-реаниматолога // Анестезиология и реаниматология. – 2002. – № 2. – С. 4-9.
  3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова  Е.С. Синдром выгорания. – 2-е изд. – М.: Питер, 2008. – 336 с.
  6. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: пособие для врачей / Авторы-сост. Б.Д. Карвасарский и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1999. – 22 с.
  7. Личностный дифференциал: метод. рекоменд. / Авторы-сост. Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. – Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1983. – 12 с.
  8. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: метод. рекоменд. / Авторы-сост. Л.И. Вассерман и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004. – 25 с.
  9. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во Речь, 2001. – 444 с.
  10. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): метод. рекоменд. / Авторы-сост. А.П. Бизюк и др. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. – 16 с.
  11. Решетова Т.В., Жигалова Т.Н., Решетов М.В. Психологические проблемы гигиены труда медицинского персонала // Материалы конференции «Оптимизация больничной среды средствами новых технологий». – М., 2004. – С. 161-166.
  12. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. – 176 с.
  13. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. … д-ра мед. наук: 19.00.04. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1994. – 283 с.
  14. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – СПб., 2000. – 219 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Кузнецова О.А., Мазурок В.А., Щелкова О.Ю. Психологическая адаптация к стрессогенным условиям профессиональной деятельности врачей анестезиологов-реаниматологов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы