Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Групп-анализ: история развития, место среди других видов психотерапии, основные концепты, области применения

Цапенко А.И., Ениколопов С.Н. (Москва)

 

 

Цапенко Анна Игоревна

–  научный сотрудник Научного Центра Психического Здоровья РАМН, клинический психолог, групп-аналитик, действительный член Общества Психоаналитической Психотерапии (г. Москва).

E-mail: annats@mail.ru

Ениколопов Сергей Николаевич

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  руководитель Отдела медицинской психологии Научного Центра Психического Здоровья РАМН. Заведующий Кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Заведующий лабораторией социологии девиантного поведения и здорового образа жизни детей и подростков Центра Социологии Образования Российской Академии Образования (ЦСО РАО).

E-mail: enikolopov@mail.ru

 

Аннотация. В статье представляется групп-анализ как метод психотерапевтической работы с групповыми и индивидуальными бессознательными процессами. Приводится обзор основных пионерских работ американских и английских авторов, повлиявших на рождение и формирование групп-анализа. Рассматриваются базовые понятия групп-анализа, его место среди других видов групповой психотерапии, сходство и различия с индивидуальным психоанализом, описываются области применения.

Ключевые слова: групп-анализ, психотерапия, психоанализ, бессознательные процессы, групповая матрица, З. Фукс, У. Бион.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Первыми работами, прилагающими психоаналитические идеи к теоретическому изучению групп, стали труды Зигмунда Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого Я», «Тотем и табу» и др. [11; 12]. Хотя сам З. Фрейд не практиковал психоанализ как групповую психотерапию, некоторые из первых психоаналитиков предпринимали разнообразные попытки применения психоанализа в терапевтических группах. В результате в первой половине 20 века в Америке и в Европе, прежде всего в Англии, под названием групп-анализ появился ряд моделей групповой психоаналитической психотерапии. В настоящее время для европейской психотерапевтической культуры основополагающей признается модель групп-анализа Зигмунда Генриха Фукса [10; 24; 27; 28], теория которого считается наиболее разработанной [1]. Классическим также является подход Уилфреда Рупрехта Биона [20], он менее распространен, однако, не теряет своей актуальности в применении к пациентам с глубокими личностными расстройствами. В Америке популярно направление «Современный групповой анализ» (Modern Group Analysis), которое развили Луис Ормонт [33] и его учитель Хайман Спотниц.

История развития групп-анализа

Приведем обзор основных пионерских работ американских и английских авторов, повлиявших на рождение и формирование групп-анализа.

Американская ветвь групп-анализа связана в первую очередь с именем  Т. Барроу  [22], одним  из  основателей  Американской  Психоаналитической  Ассоциации  (АРА).  В  начале 20-х гг. он отказался от психоаналитической кушетки и, пытаясь преодолеть методологические ограничения индивидуального психоанализа, начал практиковать индивидуальный анализ внутри группы. Барроу считал, что невроз имеет социальную природу и может быть проанализирован только в социуме; задачей психоаналитического исследования он видел создание специфической групповой ситуации, в лабораторных рамках которой психические движения участников и ведущего группы исследуются психоаналитически как терапевтом, так и членами группы, и полученные данные подвергаются консенсуальной валидизации [3]. Он проводил малые дискуссионные группы с пациентами, их семьями и коллегами. Т. Барроу впервые ввел термин «групп-анализ», употребил понятие «матрица» в том значении, которое позже разработал Фукс (Gatti Pertegato, 1999. – С. 280, цит. по [3]), и описал многие групповые феномены и терапевтические возможности групп-аналитического метода, такие как: универсальность переживаний участников и ведущего группы, видение элементов собственного невроза отраженными в неврозе другого члена группы (эффект зеркала), преимущества позиции участников группы одновременно как наблюдателей и наблюдаемых, то есть как активных и ответственных субъектов исследования проблем друг друга, и проч. Описанные Т. Барроу возможности были частично «заново открыты» лишь 20 лет спустя У. Бионом, З. Фуксом, А. Вольфом и К. Левиным и стали использоваться во всех методах групп-анализа или групповой психотерапии [3]. Классики групп-анализа называли Т. Барроу вдохновителем их групп-аналитической работы [3; 25; 26; 42; 43], при этом работы Т. Барроу в течение многих лет были преданы забвению в групп-аналитических и психоаналитических кругах, что в настоящее время обсуждается в литературе [3; 34].

Также психоаналитический подход в группах госпитализированных взрослых психотических пациентов применяли Луис Уэндер [39] и Пауль Шильдер [36], который интерпретировал на групповых сессиях сопротивление, переносы и сновидения.

Сэмюэл Ричард Славсон [38], основатель Американской Ассоциации Групповой Психотерапии (AGPA) в 1942 г., признаваемый рядом авторов отцом современной групповой психотерапии в США, является ярким представителем поколения пионеров группового психоанализа. С.Р. Славсон в 1904 г. эмигрировал из России в Нью-Йорк в возрасте 13 лет. Его основное произведение «Аналитическая групповая терапия» вобрало в себя опыт более чем 50-летней теоретической и практической работы и утвердило психодинамическую теорию групповой психотерапии. Славсон осуществлял психоанализ индивидуума в группе. Он разрабатывал новый подход к распределению либидо, а также подчеркивал значение реальных отношений отдельного участника с группой, указывал на наличие потребности быть вместе с друзьями, выраженной понятием «социального голода». Целью аналитической групповой терапии Славсона является внутрипсихическая перестройка функций и отношений между внутренними структурами Оно, Я и Сверх-Я, перераспределение либидо благодаря осознанию с помощью терапевтической группы бессознательных конфликтов, а также первичной и вторичной агрессии. Предлагаемая им техника предполагает эвакуацию причиняющих вред аффектов в присутствии других людей, которые понимают, испытывают симпатию и эмпатию; а также толкование переносов и сопротивлений отдельной личности в группе. Кроме того, Славсон считал, что недостаточность функционирования Эго, вызванная нехваткой образцов для самоидентификации (например, при описанной им индуцированной шизофрении), может быть значительно уменьшена корректирующими идентификациями в ситуации групповой терапии. Опираясь на научные и клинические данные, Славсон описал в психоаналитических терминах природу и динамику синдромов при различных нозологиях, в частности, при шизофрении, и разработал задачи и технические подходы для их групповой аналитической психотерапии. Так, при шизофрении, по Славсону, психотерапия должна быть направлена на четыре элемента внутреннего мира пациента: оральность, враждебность, Эго-дефицит и уход от реальности. Также им были описаны различные области применения групповой аналитической психотерапии, например, для оказания психологической помощи матерям пациентов с шизофренией.

Александер Вольф [42] известен своей психоаналитической работой в группах с фокусом на историческом развитии индивида, использующей свободные ассоциации, анализ сновидений и интерпретации переноса. А. Вольф и И. Шварц проводили психоанализ индивида в группе, при этом процесс был более структурированным, чем при индивидуальном психоанализе, групповые процессы мало принимались во внимание. Авторы также применяли метод чередующихся сессий, проводимых без терапевта [43].

Работа Д. Витакер и М. Либерман «Терапия посредством групповых процессов» [40] внесла идею фокальных конфликтов в группах и была первой крупной американской публикацией, применившей подход группы-как-целого.

Общая теория систем, развитая Л. Берталанфи [18] оказала влияние на групп-анализ, обеспечивая потенциал метатеории для понимания человеческого поведения. Берталанфи постулировал, что фундаментальная структура, названная системой, является частным механизмом взаимосвязанных элементов. Все уровни системы от простейшего до максимально сложных уровней общества изоморфны, они оказываются по существу одной структурой и функционируют по одним и тем же организующим принципам, повторяют процессы друг друга. Идея изоморфизма используется в групп-анализе, например, считается, что терапевтическая группа, проводимая в организации, повторяет структуру этой организации, которая, в свою очередь, воспроизводит структуру и процессы общества, в котором она находится и т.д. В этом смысле положение и состояние группы выражается метафорой маленькой матрешки, спрятанной в больших матрёшках такой же формы. Подобные изоморфные процессы являются одним из предметов исследования и воздействия в групп-анализе. Идеи Берталанфи позднее развили внутри группового психоанализа Е. Дуркин [23] и И. Агазарян [16; 17].

Необходимо отметить влияние драматического исторического контекста на рост популярности групповой психотерапии, групп-анализа, особенно в США и Англии. Развитие группового формата было мотивировано второй мировой войной, так как из-за большого числа психически больных, преимущественно солдат с военными неврозами, военные психиатры по необходимости вынуждены были использовать групповые терапевтические методы. В результате полученный опыт показал, что группа сама по себе является важным терапевтическим фактором, а также принес открытие важных закономерностей и технических возможностей в области групповой психотерапии.

В Англии важнейший вклад в развитие групп-анализа был сделан З.Г. Фуксом [28] и У.Р. Бионом [20]. Будучи военными психиатрами и психоаналитиками, они обобщили свой опыт работы с группами и сформулировали психоаналитические концепции групповых процессов, ставшие классическими. Развитые ими подходы существенно различаются.

У.Р. Бион (1897-1979) родился в Индии и в возрасте восьми лет переехал в Англию. Его принадлежность к двум совершенно разным культурам, по-видимому, заложила основу созданных им теорий, объясняющих, что может значить для индивидуума, одновременно быть членом группы и находиться с ней в оппозиции. Бион участвовал в работе в Норфилдском военном госпитале и был инициатором двух, так называемых,  «Норфилдских экспериментов», во многом положивших начало развитию групповой психотерапии в Великобритании. Во время первого «Норфилдского эксперимента», имевшего место в 1943 г., Бион пытался трансформировать отделение традиционно управляемого военного госпиталя в более ответственное и кооперативное сообщество. Через 6 недель этот эксперимент был закрыт, так как его сочли не соответствующим военным структурам. Однако, идеи Биона дали свои плоды во втором «Норфилдском эксперименте», когда его административные инновации были распространены на весь госпиталь и были связаны с методами психотерапии в малых группах [32; 27; 21]. После войны Бион работал в Тавистокской клинике в Лондоне и совмещал должность в больнице с частной психоаналитической практикой. Бион проходил анализ у Мелани Кляйн и был очарован ее теорией, что повлияло на его групп-аналитический подход. Опыт в Норфилде и проведение в течение нескольких лет групповой психотерапии в амбулаторном отделении в Тавистоке стали базовым материалом для его групповой теории, представленной во влиятельной новаторской книге «Опыт в группах» [20]. В ней он описал основные процессы, происходящие в малых терапевтических группах, среди которых он выделил рабочую группу и три группы базовых допущений.

Рабочая группа «признает необходимость развиваться, а не полагаться на действенность магии», она ориентирована на реальность и задачу и основана на кооперации ее членов. Это значит, что люди в терапевтической группе договариваются решать проблемы, из-за которых они ищут помощи. Бион наблюдал, однако, что активность рабочей группы часто нарушалась и переключалась на совершенно другие виды психической активности, имеющие сильную эмоциональную экспрессию. При этом группа могла выглядеть хаотичной, но если он полагал, что участники исходят из общих для них всех базовых допущений, то происходящее обретало определенное значение. Он наблюдал три подобных допущения: зависимости, образования пары и борьбы-бегства.

Базовое допущение зависимости заключается в том, что группа встретилась для того, чтобы быть поддерживаемой лидером, от которого она зависит в материальной и духовной пище, а также в защите (зависимая группа). Базовое допущение образования пары связано с внутренним уходом участников из «здесь и теперь» в пары в группе из-за беспомощности (распавшаяся на пары группа). Беспомощность может выражаться в идеях, что «брак положит конец невротическому страданию», что «групповая терапия может революционизировать общество, когда она распространится достаточно», что «наступающий сезон будет более приятный». Вербально выражаемые оптимистические идеи Бион считал защитными операциями, направленными на отвращение растущих чувств ненависти, деструктивности и отчаяния. Базовое допущение борьбы-бегства состоит в том, что группа начинает преследовать что-то или убегать от этого.

В то время как в рабочей группе лидером является терапевт, в группе борьбы-бегства признанным лидером будет тот, кто скатывается к предоставлению возможности для бегства или агрессии. Если терапевт не опытен в работе с такой ситуацией, группа будет его игнорировать, также как и в разбившейся на пары группе. В зависимой группе на психотерапевта могут быть возложены различные ожидания.

В течение одной сессии группа может несколько раз перейти от состояния рабочей группы к группе базового допущения, возможна также смена самих базовых допущений. Бион предполагал, что из-за регрессии в группе разворачиваются архаические процессы, актуализируются психотические страхи, относящиеся к самым ранним этапам отношений между матерью и ребенком. Такие страхи воспринимаются участниками как угроза, и они пытаются уклониться от них, объединяясь вокруг обещающего кажущуюся защиту неосознаваемого базового допущения. Если благодаря интерпретации участникам удается осознать эти страхи, возникает возможность вернуться к рабочей группе.

Бион также ввел важные понятия, использующиеся в групп-анализе, такие как контейнирование, культура группы и проч. Подход Биона реализует психоанализ группы как целого, вмешательства терапевта направлены на группу. Критика данного подхода отмечает недостаточный учет индивидуальности членов группы, что может приводить к их повышенной фрустрации. Модель Биона признается эффективной для психотических пациентов, поскольку ориентирована на проработку особенно актуальных для них страхов. Преемником Биона был Генри Эзриел, влиятельный практик, основывающийся на теории М. Кляйн, также реализующий подход психоанализа группы.

Традиция групп-анализа неразрывно связана с основополагающей концепцией групповой матрицы З.Г. Фукса, осуществившего творческий синтез собственных идей и представлений своих учителей и коллег. В модели групп-анализа Фукса интегрированы психоаналитическая теория, гештальтпсихология и социология.

З.Г. Фукс (1898-1976) родился в немецком городе Карлсруэ, получил медицинское образование в университетах Гейдельберга и Мюнхена, прошел специализацию в области психиатрии и неврологии в клинике Курта Гольдштейна во Франкфурте. В конце 1920-х гг. Фукс получил психоаналитическое образование в Вене, пройдя анализ у ученицы Фрейда Хелен Дойч, работал во Франкфурте директором психоаналитической клиники. В 1933 г. он эмигрировал, спасаясь от нацистского режима, и поселился в Лондоне. Он начал проводить групповую аналитическую психотерапию в 1938 г. в Экзетер совместно юнгианским аналитиком Е. Льюис, описание и результаты которой были опубликованы в 1944 г. [24]. В течение двух лет им были проведены четыре амбулаторных группы, в которых участвовало 50 человек, занятия проводились еженедельно в течение полутора часов, длительность лечения определялась потребностями пациентов, применяемый им психотерапевтический метод оказался очень эффективным. В 1943-1946 гг. Фукс работал в Норфилдском госпитале с солдатами с различными нарушениями, этот опыт стал основой развитой им модели групп-анализа. В 1952 г. Фукс организовал Групп-аналитическое общество и был его президентом в течение 18 лет, в 1967 г. он учредил издание «Group Analysis. International panel and correspondence» (GAIPAC) и был его редактором до 1975 г., в 1971 г. он инициировал создание Института групп-анализа в Лондоне. Групп-аналитическое движение продолжало расти после смерти Фукса и тренинг распространился в большинство стран Западной и Восточной Европы, а также в США, Израиль, Австралию.

В наиболее общих чертах обозначим идейный контекст, с которым связано появление основных групп-аналитических принципов.

Большое влияние на Фукса оказали идеи Курта Гольдштейна, который применил теорию гештальтпсихологии, принцип целостности к оценке функций поврежденной центральной нервной системы, описал целостную реакцию организма на локальное повреждение мозга, развил представления о нейронной сети и отдельных нейронах как ее узлах, связанных между собой. Фукс распространил нейропсихологическую теорию Гольдштейна об индивидууме на группу. Он ввел понятие группы как целого, не сводимого к сумме ее частей, и представил группу как сеть, впоследствии названную матрицей, а членов группы соотнес с узлами этой сети. По мнению Фукса, как воздействие на один из узлов сети изменяет положение всей сети, так интервенция, направленная на одного из участников, всегда является вмешательством на всю группу. И наоборот, вмешательство, направленное на группу, затрагивает всех ее членов.

Фукс также был связан с Франкфуртской школой социологии в 1930-1933 гг., что позволило ему произвести синтез социологии и психоанализа. Он применил психоанализ к группе, поставил ее в качестве основной единицы исследования вместо индивидуума. Представления Н. Элиаса о неразрывной связи индивида и общества, его понятие фигурации были применены Фуксом к групп-аналитической теории, понятию «матрица».

Основные концепты групп-анализа Фукса

Рассмотрим в самом общем виде представления Фукса о природе индивидуума, его психологических нарушениях и их лечении.

Фукс полагал, что основной биологической единицей является индивидуальный организм, а основной психологической единицей – группа. Он утверждал, что каждый человек фундаментально детерминирован своей семейной группой и обществом, частью которого он является. Индивидуум опутан социальной сетью, состоящей из трансперсональных процессов, проникающих в самую суть каждого человека. Язык, воспринимаемый индивидуумом как его личные мысли, в действительности разделяется им с целой группой. Это обусловлено потребностью человека в коммуникации, выживании и адаптации. Фукс вводит понятие культуры как социально-психологической сети, в которой человек существует без ее ясного осознания, подобно вдыхаемому воздуху. Только при внезапном перемещении в другую культуру становится понятно, насколько сильно зависит от нее чувство безопасности и идентичности человека.

Психологические нарушения Фукс рассматривал как результат несовместимости между индивидом и его первичной группой – семьей, выраженной нарушением коммуникации. Первичный конфликт невыразим вербально и проявляется через симптом, который по своей природе аутистичен и, по словам Фукса, «что-то тихо бормочет себе под нос». Разрешение индивидуального конфликта возможно только в социальной сети. Симптом или расстройство могут быть реактивированы в группе и возникают как нарушения в паттернах взаимоотношений в коммуникативном процессе. Пока человек не выразит в благоприятной для коммуникации обстановке то, что скрывается за симптомом, он не получит истинного облегчения. Когда такие паттерны узнаются и анализируются, появляется возможность выхода за их пределы и новые способы реагирования. При этом индивидуум защищается от изменений и пытается восстановить семейную сеть, в которой он вырос. Повторение семейной ситуации рассматривается как основное сопротивление, на него направлены анализ и конфронтация.

Фукс постулировал, что хотя каждый член группы показывал отклонения от нормы сообщества, к которому все они принадлежали, коллективно они представляли совершенную норму, от которой каждый по отдельности отклонялся.

Центральным в концепции Фукса является понятие групповой матрицы – это фундамент всех отношений и всякой коммуникации, это переплетение интрапсихических, интерперсональных и трансперсональных отношений, в котором индивид оказывается узловым пунктом [1]. Фукс различает базовую, динамическую и личную матрицу. Базовая матрица определяется общим культурным и языковым контекстом, сетью взаимоотношений в обществе. Динамическая матрица – это гипотетическая коммуникационная сеть, те отношения, которые возникают в психотерапевтической группе. Каждый член группы своим участием вносит свой вклад в нее и черпает что-то для себя. Личная матрица заключает в себе сеть взаимоотношений конкретного индивидуума, в частности его семейную сеть, которую он привносит в группу, пытаясь разыграть привычные для него взаимоотношения.

Групповой процесс Фукс называет «Эго-тренинг в действии», благодаря ему индивид приближается к своей подлинной идентичности, лучше понимает себя и других.

На всех этапах психотерапии групп-аналитик выступает в двух основных ролях: динамического администратора группы (выполняя административно-организационные функции с учетом их влияния на психотерапевтическую динамику) и собственно психотерапевта. К его терапевтическим функциям относится поддержка группы как целого, забота о создании безопасной рефлексивной культуры в группе, идентификация процессов, разрушающих коммуникацию и проч. Групп-аналитик осознает свою позицию, как трансферентной фигуры, и поддерживает аналитическое отношение.

Место групп-анализа среди других видов психотерапии

Место групп-анализа среди других видов групповой психотерапии

Место групп-анализа среди других видов групповой психотерапии легко определить с помощью классификации видов групповой психотерапии, предложенной Дэвидом Кеннардом [4]. Он выделяет психотерапевтические группы трёх видов: образовательные, группы действия и аналитические группы.

Основная идея образовательных групп заключается в том, чтобы люди со схожим болезненным опытом, с одинаковыми проблемами психологического, социального или физического характера могли поделиться друг с другом. Основные действующие факторы в этих группах это обмен информацией и взаимная поддержка участников, формат напоминает образовательные занятия (заранее определяются количество встреч, темы занятий, может даваться домашнее задание), ведущий играет роль учителя. Примером могут являться группы «анонимных алкоголиков», группы солдат с травматическим опытом военных действий, психообразовательные занятия с психически больными людьми и их родственниками. Начало образовательных групп и, как многие считают, групповой психотерапии как таковой было положено врачом из Бостона Джозефом Праттом, который в 1905 году собрал пациентов с туберкулезом в большую группу, чтобы научить их нормативному поведению и мерам домашнего самообслуживания, которые, по его мнению, были решающими в лечении туберкулеза. Он обнаружил, что возникающее между пациентами свободное общение, обмен переживаниями и опытом борьбы с симптомами заболевания помогало им более эффективно использовать полученную информацию. Несмотря на существенные отличия образовательных групп от аналитических, в групп-анализе участники также часто дают друг другу советы, информацию и оказывают взаимную поддержку.

Группы действия восходят к основанному Я.Л. Морено в 20-30 гг. прошлого века направлению групповой психотерапии. Его психодрама и социодрама стали очень влиятельны в США, многие идеи Морено позднее были заимствованы американскими гештальт, экзистенциальным и другими подходами. К группам действия относят гештальт-группы, транзактный анализ, группы встреч. Характерной чертой таких групп является наличие упражнений (с использованием пустого стула, обмена ролями и проч.), направленных на стимулирование в людях эмоциональных реакций. Особое внимание в группах действия уделяется выражению чувств, а не идей, открытому обмену переживаниями, спонтанности, опыту «здесь и сейчас»; внешний по отношению к группе опыт может быть актуализирован в настоящем с помощью психодрамы. В группах действия не поощряется обсуждение и проработка прошлого опыта, отстраненный анализ, не имеющий отношения к «здесь и сейчас». Позиция ведущего сопоставима с ролью режиссера в театре. Отличия групп-анализа от групп действия заключаются в вербальности метода, в позиции ведущего и в целом в особенностях психодинамической парадигмы относительно других психотерапевтических подходов.

Среди аналитических традиционно выделяют три категории групп: ориентированные на психоанализ индивида в группе (представителями этого подхода являются, например, Т. Барроу, С.Р. Славсон, А. Вольф и Э. Шварц, В. Шиндлер), на психоанализ группы как целого (представители: У. Бион, Г. Эзриел, Д. Ольмайер, Г. Аргеландер, Й. Шойкет), на психоанализ индивида в группе и психоанализ группы посредством группы (основоположник – З. Фукс). Классическая модель групп-анализа Фукса имеет следующие отличительные черты: (1) главным инструментом изменений является сама группа, а не техника или ведущий; (2) любому взаимодействию участников соответствует параллельный процесс в их бессознательном, поэтому ведущий не директивен; позволяя проявиться взаимодействию, он дает возможность индивидуальным и групповым бессознательным процессам выйти на поверхность; (3) задача групп-аналитика – понять и декодировать неосознанный смысл взаимодействия участников и с помощью фасилитации и интерпретации дать возможность членам группы осознать происходящее; (4) внимание и вмешательства ведущего обращены на группу в целом, на отдельных участников и на их отношения между собой; (5) динамика группы рассматривается как процесс, корректирующий сам по себе, даже если психотерапевт не вмешивается в него, поэтому основная задача групп-аналитика – создать определенный климат, а не быть главным источником изменений.

В групп-анализе ведущего часто называют дирижером. Если сравнить группу с оркестром, то задачей дирижера группы является помощь каждому участнику в исполнении его партии (то есть, выражении себя таким, какой он есть) и, в то же время, чтобы инструмент каждого члена группы гармонично звучал в общей мелодии (то есть, дать возможность человеку вписаться в общество). Ни дирижеру, ни членам группы заранее неизвестно, какой будет мелодия каждого и группы в целом.

Сходство и различия групп-анализа и индивидуального психоанализа

Открывая Московский проект профессионального обучения групп-аналитиков (апрель, 2000 г.), одна из его создательниц Мария Роде (Мюнхен) сказала: «По происхождению концепция группового анализа – равноправная сестра индивидуального психоанализа. Как часто бывает с братьями и сестрами, они спорят, кто занимает более важное место и кто лучше выполняет правила, установленные отцом З. Фрейдом» [7].

А. Маркявичене выделила факторы сходства и различия индивидуального и группового психоанализа [6].

Сходство групп-анализа и психоанализа проявляется в следующих аспектах.

1.   В основе понимания личности, её развития и расстройств лежит психоаналитическая теория.

2.   Целью психотерапии является воздействие на причину страдания, а не симптоматическое облегчение. Групп-анализ и психоанализ стремятся достигнуть того, чтобы пациент хорошо чувствовал себя в собственном теле, в своей половой идентичности, отношениях с людьми и был бы при этом творчески активным. В индивидуальном и групповом анализе речь идет об опыте соприкосновения индивидуума с собственными неосознанными частями личности, обнаружении бессознательных конфликтов особенно в сфере общения, контактов с другими.

3.   Объектами вмешательств психотерапевта являются перенос, механизмы психологической защиты, сопротивление.

4.   Репертуар вмешательств включает интерпретацию, техники, ее приближающие углубляющие.

5.   Позиция терапевта заключается в том, чтобы быть объектом для переноса и интерпретировать его.

Различия групп-анализа и психоанализа касаются нижеперечисленных особенностей.

1.   По-разному формулируется главное правило, задающее основную процедуру метода. В групп-анализе ведущую роль играет правило свободных интеракций (или свободноплавающей дискуссии), а не свободных ассоциаций, как в индивидуальном анализе. Оно формулируется следующим образом: «В любое время Вы можете обращаться к членам группы и говорить то, что приходит Вам в голову, что Вы думаете, чувствуете, независимо от того, представляется ли это приятным, уместным, подходит ли к теме разговора или нет».

2.   Различаются особенности переноса. В индивидуальном анализе перенос возникает в диаде «пациент – психоаналитик», таким образом, во взаимоотношениях с одним единственным психотерапевтом оказываются сосредоточенными все конфликты пациента, его переносы, происходящие из разных отношений (с матерью, отцом, сиблингами, бабушками и проч.). В групп-анализе создается более сложный множественный перенос, включающий перенос на психотерапевта, на участников группы, на группу в целом, на подгруппы. Лайнел Кригер пишет: «Одно из явных преимуществ групповой психотерапии по сравнению с индивидуальным лечением, это то, что группа предлагает себя в качестве носителя для переживания переноса в значительном количестве взаимоотношений. Например, личность в группе может на уровне переноса соотноситься с дирижером группы как с отцом, с пожилой пациенткой как с матерью, и с другими в группе как с братьями и сестрами. Обеспечив подобное окружение, группа может осветить яснее и быстрее сложность конфликтов переноса».

3.   Объектом интервенций в групп-анализе является и индивид, и группа как целое, а также подгруппы; в психоанализе вмешательства направлены только на пациента.

4.   Субъектом интервенций в групп-анализе является не только терапевт, как в индивидуальном психоанализе, но и участники группы.

5.   В групп-анализе имеются группоспецифические феномены, облегчающие осознание поведенческих стереотипов и их бессознательных причин. Они проявляются благодаря терапевтическому фактору взаимодействия между участниками, отсутствующему в индивидуальном психоанализе.

6.   Терапевтическое пространство групповой ситуации больше приближено к реальной жизни, чем ситуация в индивидуальном анализе, так как в групповой ситуации в единую «матрицу» сливаются внутренняя (психическая) и внешняя (в виде множественных межличностных отношений) реальности.

7.   Наряду с применяемым, также как и в индивидуальном психоанализе, акцентом на осознании (инсайте) связи прошлого с настоящим, в групп-анализе важным терапевтическим фактором является Эго-тренинг в действии (ego training in action). Большое значение имеют реальные действия пациента в ситуации «здесь и теперь», возможность приобрести новый корригирующий опыт. Фукс пишет: «Фактором воздействия на изменения становится Эго-тренинг в действии, а не всматривание в значение слов, более того, еще большее влияние имеет длительная коррекционная интеракция с другими». В связи с важностью интеракций внимание уделяется в первую очередь работе с ними (рассматривается: каковы они, что их развивает или тормозит), а не толкованию переноса, которое стоит на первом плане в классическом психоанализе.

Наконец, главное, что необходимо отметить при сопоставлении методов, это то, что процесс анализа может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, если ориентирующие рамки сеттинга дают пациентам надежность и уверенность в том, что они защищены и есть место для познания и развития.

Применение групп-анализа

Групп-аналитическая психотерапия применяется в комплексном лечении самых разнообразных контингентов больных (неврозы, алкоголизм и наркомании, психозы, психосоматические расстройства, хронические соматические заболевания и др.), а также к здоровым людям, имеющим психологическое страдание, связанное с самым широким спектром проблем.

Также групп-аналитическая психотерапия показана родственникам пациентов, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями.

В последние десятилетия групп-анализ или его элементы все больше применяются для неклинических целей и областей – личностного роста, образования, супервизии, организационного консультирования и политики. Это связано с тем, что групп-анализ позволяет получить понимание бессознательных групповых и индивидуальных процессов, уменьшить их деструктивное влияние и высвободить творческий потенциал в любых группах.

 

    Литература

  1. Веллерт И. Теоретические построения группового психоанализа // Групповой психоанализ. Теория – техника – применения. – 2-е изд., с изм. – М.: VERTE, 2008.
  2. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. – Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.
  3. Зандер Д. Обоснование групп-анализа Тригантом Барроу и его значения для современного групп-анализа // Групповой психоанализ. Теория – техника – применения. – 2-е изд., с изм. – М.: VERTE, 2008.
  4. Кеннард Д. Модели групповой психотерапии: лекция (прочитана 18.03.95 в Санкт-Петербурге участникам курса по групп-анализу) / под ред. А.А. Склизков. – СПб., 1995.
  5. Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия. – Питер, 2002.
  6. Маркявичене А. Групп-анализ и психоанализ: сходство и различия: лекция вводного курса по групп-анализу / под  ред. А.А. Склизков. – Витебск, 2001.
  7. Роде М. Что такое групповой анализ: лекция (прочитана в Москве в проекте профессионального обучения групп-аналитиков: апрель, 2000). – М., 2000.
  8. Современный групповой анализ / сост. И.В. Пажильцев. – Алматы: Дарын, 2003.
  9. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория и техника. – СПб.: ВЕИП, 2004.
  10. Фiльц О.О. Основи групового аналiзу. – Львiв, 2000. – 24 с.
  11. Фрейд З. Тотем и табу // Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001.
  12. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001.
  13. Цапенко А.И., Шанаева Д.М. Групп-аналитическая психотерапия при шизофрении. Описание и анализ случая // Психоаналитический вестник. – М., 2006. – № 15.
  14. Цапенко А.И. Мастер-класс «Групп-анализ: возможности применения в клинике» // Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции: организационно-методическое пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья / под ред. проф. В.С. Ястребова. – М.: МАКС Пресс, 2008.
  15. Цапенко А.И. Актуальность, организационные и методические аспекты теоретико-супервизионного курса «Групп-аналитическая психотерапия: базовые теоретические понятия. Групп-аналитическая супервизия» // Вопросы социальной и клинической психиатрии и наркологии Московской области в современных условиях. (Достижения. Проблемы. Перспективы.): материалы научно-практической конференции врачей-психиатров и психиатров-наркологов Московской области / под ред. В.Ю. Семенова. – Орехово-Зуево, 2009. – С. 166-172.
  16. Agazarian Y.M. Systems-Centered Therapy for Groups. – The Guilford Press, NY, 1997.
  17. Agazarian Y.M., Janoff S. System theory and small groups. In H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Ed.), Comprehensive Group Psychotherapy, 3rd ed. – Williams & Wilkins, Baltimore, 1993.
  18. Bertalanffy L. von. General Systems Theory. – NY, 1968.
  19. Bion W.R. Erfahrungen jn Gruppen und andere Schriften. – Fischer, Frankfurt am Main, 1990.
  20. Bion W.R. Experiences in groups. – London: Tavistock Publications, 1961.
  21. Bridger H. The Northfield experiment // Bulletin Menninger Clinic. – 1946. – Vol. 10.
  22. Burrow T. The Social Basis of Consciousness. – Kegan Paul, London, 1927.
  23. Durkin H. Analytic group psychotherapy and general systems theory. In C.J. Sager & H.S. Kaplan (Ed.), Progress in Group and Family Therapy, Brunnel/Mazel, NY, 1972.
  24. Foulkes S.H. & Lewis E. Group Analysis: Studies in the Treatment of Groups on Psycho-Analytic Lines. B.J.Med.Psychol. Vol. 20. – P. 175-84, 1944, reprinted in Foulkes, 1964.
  25. Foulkes S.H. Gruppenanalytische Psychotherapie. – Kindler, Muenchen, 1964, 1974.
  26. Foulkes S.H. Introduction to Group-Analytic Psychotherapy. – Heinemann Medical Book, London, 1948.
  27. Foulkes S.H. Introduction to Group-Analytic Psychotherapy. – Maresfield reprints, 1984. First published 1948, W. Heinemann Medical Book, London.
  28. Foulkes S.H. Therapeutic Group Analysis. – Allen & Unwin, London, 1964.
  29. Foulkes S.H. Group-Analytic Psychotherapy. Method and Principles. – Gordon and Breach, London, 1975.
  30. Ganzarain R. A comparative study of Bion's concepts about groups. – Object Relations, 1988.
  31. Lorentzer S. Long-term analytic group psychotherapy with outpatients. Evaluation of process and change. Institute of Psychiatry, Videren. Department Group of Psychiatry, Faculty of Medicine, University of Oslo. Oslo 2002.
  32. Main T. The hospital as a therapeutic institution // Bulletin Menninger Clinic. – 1946. – Vol. 10.
  33. Ormont, L.R. The Group Therapy Experience. – St. Martin's Press, NY, 1992.
  34. Pines M. Forgotten pioneers: The unwritten history of the therapeutic community movement // Journal of the Association of Therapeutic Communities. – 1999. – Vol. 20. – N. 1.
  35. Rioch, M. The work of W. R Bion on groups // Psychiatry. – 1970. – Vol. 33.
  36. Schilder P. The analysis of ideologies, especially as in group treatment // American Journal of Psychiatry. – 1937. – Vol. 93.
  37. Slavson S.R. The Fields of Group Psychotherapy. – International University Press, NY, 1954.
  38. Slavson S.R. A Textbook in Analytic Group Psychotherapy. – International University Press, NY, 1964.
  39. Wender L. The dynamics of group psychotherapy and its applications // Journal of Nervous and Mental Diseases. – 1936. – P. 84.
  40. Whitaker D.S. Lieberman M.A. Psychotherapy through group process. – Atherton, NY, 1964.
  41. Wolf A. Psychoanalyse in Gruppen. In: G. Ammon. Gruppenpsychotherapie. Beitraege zur Theorie und Technik der Schulen einer Psychoanalytischen Gruppentherapie, Kindler, Muenchen, 1976.
  42. Wolf A. The psychoanalysis of groups // American Journal of Psychotherapy. – 1949. – Vol. 3.
  43. Wolf A., Schwartz K.E. Psychoanalysis in Groups. – Grune&Stratton, NY, 1962.

 

 

Ссылка для цитирования

Цапенко А.И., Ениколопов С.Н. Групп-анализ: история развития, место среди других видов психотерапии, основные концепты, области применения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы