Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Тревога при соматических расстройствах у детей и подростков

Малкова Е.Е. (Санкт-Петербург)

 

 

Малкова Елена Евгеньевна

–  кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, докторант.

E-mail: Helen_Malkova@herzen.spb.ru

 

Аннотация. Анализируется динамика проявлений тревожности у 146 девочек и 148 мальчиков 7-18 лет с тревожными расстройствами соматического уровня. Выявлено, что при общей тенденции к снижению тревожности в процессе школьного обучения, у девочек оно поступательно и равномерно с начала обучения (7-10 лет), а у мальчиков только с начала пубертата (11-12 лет). При этом у девочек наблюдается снижение психической активности, обусловленное тревогой на фоне большого количества соматических жалоб, а мальчиков больше волнуют проблемы, связанные со школьным обучением. К старшему школьному возрасту (15-17 лет) осознание тревоги снижается, сглаживая половые различия и окончательно оформляясь в соматической сфере.

Ключевые слова: тревога, тревожность, дети и подростки, соматические и соматоформные расстройства, полоспецифические особенности, возрастная динамика.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Психосоматические и соматопсихические расстройства являются широко распространенным дезадаптивным феноменом, который встречается, по разным данным, в 20-50%% популяции и наиболее часто своим аффективным компонентом имеет тревожные расстройства [5]. По мнению Eminson D. Mary [13] дети гораздо чаще испытывают аффективный дисстресс в форме соматических ощущений, которые, следуя последовательности развития, приобретают форму соматоформных либо психосоматических расстройств. Однако это вовсе не означает, что просто быть ребенком является достаточной причиной целого ряда соматизированных расстройств детского и подросткового возраста, разных форм дистресса в их клинических проявлениях или естественного течения этих расстройств.

Тем не менее Ю.Ф. Антропов и Ю.С. Шевченко [1] выделяют нарушенный онтогенез в качестве одного из ключевых факторов развития психосоматической патологии. По их мнению, психосоматическая патология у детей и подростков представляет собой эмоциональные нарушения, преимущественно тревожного ряда, клинически проявляющиеся в различной степени выраженности вегетативно-висцеральных и аффективных расстройств. Клиническая картина психосоматической патологии у детей и подростков в ее соматической представленности по данным Л.С. Чутко [10] в значительной степени связана с определенным периодом онтогенеза в виде предпочтительного проявления функциональными (психовегетативными) расстройствами: до 7 лет – в основном в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет – в двигательной сфере с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями и с 10 лет – нарушениями в эндокринной системе.

Как убедительно показано в исследовании Д.Н. Исаева [3], именно тревога чаще всего является спутником (а порой и индикатором) различных преневротических, вегетодистонических и собственно соматических отклонений у детей и подростков. Еще К. Ясперс [12] обращал внимание на телесное Я, как на «область наименьшего сопротивления» именно у тревожных больных. Другими словами, совокупность отдельных преневротических, вегетодистонических и соматических проявлений тревожности, генетически связанная с постоянным эмоциональным напряжением, уже сама по себе может являться ценным диагностическим признаком, свидетельствующим о высоком риске развития патологии соматического уровня.

Таким образом, тревога может проявляться в виде как психосоматических, так и соматопсихических симптомов [8]. Тем не менее, В.А. Винокур и А.Ю. Веригина [2] обратили внимание на то, что тревожность, способствующая адаптивному поведению за счет опережающей мобилизации внутренних систем организма, в условиях цивилизации утратила первоначальную целесообразность и часто трансформируется в механизм развития соматической патологии. При подобного рода аффективных проявлениях одной из наиболее острых проблем является разграничение между конверсивными симптомами тревоги и психосоматической манифестацией депрессии.

В рамках нашего исследования тревога у детей и подростков видится, как своеобразная реакция на попытки справиться с проявлениями дистресса, характерного для периода школьного обучения ребенка/подростка на всех уровнях его функционирования. Не секрет, что центральную роль в становлении личности ребенка школьного возраста играют происходящие в нем физиологические изменения. С наступлением подросткового возраста скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного «Я». По данным М. Кле [4] относительно постоянный между 7 и 11 годами образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам. Подмечено, что именно в период между 11 и 15 годами подростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обращаются к физическим характеристикам и лишь позднее отмечают в качестве таковых личностные черты. Вопрос о том, каким образом закономерно возникающая в этом возрасте тревога в связи с ситуациями школьного обучения трансформирует внутреннее ощущение единства «Я» на фоне отклонений в соматической сфере мальчиков и девочек представляется важным с точки зрения изучения механизмов нормального и аномального развития личности.

Материал и методы

В рамках соматического уровня расстройств с преимущественно тревожной симптоматикой нами были исследованы 294 больных детей и подростков (146 девочек и 148 мальчиков) в возрасте от 7 до 18 лет, проходящих амбулаторное и стационарное обследование и лечение в различных лечебных, научных и консультативных учреждениях. Данные больные были исследованы всесторонне при непосредственном участии врачей-клиницистов (педиатров, кардиологов, пульмонологов, гастроэнтерологов, дерматологов, ЛОР-врачей, психоневрологов, психотерапевтов и т.п.) на базах консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургской педиатрической академии и кафедры педиатрии № 2 Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. В структуре актуального психического состояния всех исследованных больных выделялись в качестве профилирующих тревожные расстройства.

В дифференциально-диагностической оценке состояния детей на момент обследования мы руководствовались критериями МКБ-10 для взрослой популяции с учетом особенностей проявления этих расстройств у детей.

Критериями включения явились: возраст от 7 до 18 лет, наличие психологических, поведенческих или вегетативных симптомов тревоги, специфических фобических расстройств (изолированных и множественных), обсессивных мыслей, образов, страхов или компульсивных действий в картине соматического расстройства на момент обследования в течение нескольких недель подряд.

 

Таблица 1.

Распределение исследованных школьников, страдающих патологией соматического уровня, по нозологическим и возрастным группам

 

Вся выборка пациентов была разделена нами на две подвыборки по характеру клинических проявлений. Как видно из таблицы 1, в исследованной нами группе школьников с тревожной симптоматикой соматического уровня чуть больше половины (58,5%) детей и подростков было с различными соматоформными расстройствами, соответственно, меньше половины (41,5%) исследованных составили пациенты школьного возраста, больные соматическими расстройствами или заболеваниями, сопровождавшимися психологическими и поведенческими проявлениями тревожного характера.

По возрасту исследованные нами больные распределились не равномерно. Как можно видеть из таблицы 1, минимальное количество исследованных этой группы приходилось на младший школьный возраст (11,9%), а максимальное – на старший подростковый (40,1%). Практически одинаковое количество детей оказалось в группах младших и средних подростков (20,4% и 27,6%, соответственно), причем данная тенденция сохранялась как в группе больных с соматоформными расстройствами, так и в группе с соматическими заболеваниями. Подобного рода динамика была подмечена рядом исследователей [1; 3; 13; 15], которые указывали на то, что соматизированные расстройства у детей и подростков начинают проявляться клинически уже в раннем детском возрасте, но более тяжелые расстройства обычно становятся явными со среднего детского возраста и даже чаще – с подросткового. Наибольший разброс численности исследованных больных в зависимости от возраста наблюдался именно в группе соматоформных расстройств (от 8,7% младших школьников до 43,1% у старших подростков), что может свидетельствовать о значительной роли соматизированной тревоги в формировании и развитии аномальной личности.

Для изучения половозрастной динамики структуры тревоги и тревожности у школьников при патологии соматического уровня помимо клинико-психологического метода нами была использован оригинальный «Метод многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ) [7]. Данный метод представляет собой опросник, шкалы которого оценивают: 1-я – общую тревожность, 2-я – тревогу в отношениях со сверстниками, 3-я – тревогу, связанную с оценкой окружающих, 4-я – тревогу в отношениях с учителями, 5-я – тревогу в отношениях с родителями, 6-я – тревогу, связанную с успешностью в обучении, 7-я – тревогу, возникающую в ситуациях самовыражения, 8-я – тревогу, возникающую в ситуациях проверки знаний, 9-я – снижение психической активности, обусловленное тревогой, 10-я – повышенную вегетативную реактивность, обусловленную тревогой. Исходя из этого, разработанные нами принципы многомерной оценки детской тревожности способны отразить не только уровень и характер тревожности у детей и подростков школьного возраста (7-18 лет), но также и максимально возможный спектр ситуаций, в которых эта тревожность может возникать. Данный опросник отвечает современным психометрическим критериям надежности (r = 0,51 ÷ 0,78) и валидности (r = 0,47 ÷ 0,56). Полученные данные экспериментально-психологического исследования были обработаны статистически. Для выявления особенностей проявлений тревоги и тревожности у школьников разных половозрастных групп при патологии соматического уровня, а также оценки динамики их различий производилось сопоставление средних величин шкальных оценок опросника МОДТ в исследуемых группах. Выявлялись те шкалы, для которых различия достигали уровня статистической значимости р < 0,05. Такое сопоставление проводилось раздельно для каждой из четырех возрастных групп мальчиков и девочек.

Результаты исследования

Данные о нозологическом содержании исследованных групп в зависимости от пола представлены в таблице 2. Как видно, по полу наблюдаемые нами больные распределились относительно равномерно: мальчики – 50,3% мальчиков и 49,7% девочек, что может говорить об относительной полонезависимости собственно нозологических проявлений соматизированной тревоги в целом. Поскольку в аспекте развития расстройства на уровне соматической организации – это первые расстройства, которые одинаково часто возникают как среди мальчиков, так и среди девочек. Однако, все это не исключает возможных вариаций в тематическом содержании тревоги у мальчиков и девочек разных возрастных групп.

 

Таблица 2.

Расстройства соматического уровня с преимущественно астеническими,
тревожно-фобическими, обсессивно-фобическими,
тревожно-депрессивными и поведенческими жалобами

 

Остановимся на возрастных аспектах клинических характеристик исследованных нами больных в рамках нозологических групп. Так, в клинической картине больных с соматоформными расстройствами доминировала тревожная симптоматика, дебютирующая, как правило, множественными летучими простыми фобиями с визуализацией представлений, связанных с психотравмирующей ситуацией, паническим расстройством с массивными телесными сенсациями круга вегетативных дисфункций (F45.8), полиморфных и летучих алгопатий (F45.4).

Нестойкие (пароксизмальные, на начальном этапе) проявления соматической тревоги, в дальнейшем приобретали у исследованных больных все более стойкий, персистирующий характер. Патологические телесные сенсации при этом воспринимались ими уже как признаки определенного соматического недуга. Как правило, дети этой группы предъявляли большое количество соматических жалоб (болит, кружится голова, «ноет» тело, беспокоят сердцебиение, бессонница и т.д.). Причем их жалобы часто отличались неопределенностью и были переменчивы. При тщательном обследовании у профильных специалистов соматической патологии не определялось, а причиной «болезни» являлось психическое неблагополучие в форме тревоги и пониженного настроения.

В анамнезе этих детей выявлялась четкая связь манифестации соматоформных расстройств с предшествующим сильным дистрессом (испуг, смерть или отъезд одного из родителей, развод и т.д.) или длительной неустранимой психотравмирующей ситуацией (запугивания, тяжелые внутрисемейные отношения, болезнь одного из родителей и т.д.). При этом, их реакция соответствовала критериям Ясперса со следующими аспектами: причинность (т.е. связь с психотравмирующей ситуацией как по времени, так и по фабуле), понятность и прогностический аспект. Собственно развитие клинической картины тревожнных расстройств при ситуационно-зависимом типе соматоформной реакции соответствовала признакам формирования истерического личностного расстройства, либо органического расстройства личности и поведения.

Так, в клинической картине расстройств тревожного спектра у детей этой группы доминировали различного рода страхи, чаще ипохондрического содержания. В процессе терапии, направленной на соматические жалобы, как правило, происходила полная редукция психопатологических проявлений. В отдельных случаях тревожная симптоматика начинала редуцироваться уже на этапе помещения в стационар (вывода из психотравмирующей ситуации). При этом по результатам катамнестических наблюдений (до 5 лет), тревожные соматические расстройства у них не выявлялись и сохранялась удовлетворительная социальная адаптация.

Если же так называемая «психотравмирующая ситуация» сохранялась и при помещении ребенка в стационар, можно было наблюдать утяжеление тревожной симптоматики, закрепляющей соматические проявления тревоги. Поскольку подобного рода реакции на стрессовый фактор в норме более свойственен детям в возрасте до 2-х лет, можно предполагать наличие регрессивных тенденций в поведении, либо фактора научения, когда раз возникшие вегетативно-соматические расстройства в дальнейшем повторялись по механизму патологически упрочившейся условной связи.

Подобного рода реакции можно было наблюдать и у больных с соматическими расстройствами или заболеваниями, сопровождавшимися (осложненными) психологическими и поведенческими реакциями тревожного спектра.

Тревогу, наблюдаемую у этих больных, как правило, определяли как соматогенную. Поскольку она являлась своеобразным спутником уже имеющихся квалифицированных соматических нарушений (гастрит и гастродуоденит (K29), нарушение функции щитовидной железы (Е83), астма (J45), лекарственный дерматит (L27) и т.д.). Больные были постоянно обеспокоены состоянием своего здоровья, настороженно и с повышенным вниманием воспринимали все, относящееся к ним и к их заболеванию. У них нарушался сон, аппетит, что усугубляло их состояние.

К тревожным реакциям мы также относили частые ОРВИ (F54+J30), возникающие как реакция адаптации, немотивированные жалобы на боли в животе (младший школьный возраст – 7-10 лет), тошноту, рвоту (F54+K29). Это согласуется с данными C. Faull и A. R. Nicol [14], которые указывали на то, что подобного рода расстройства начинаются в раннем и среднем школьном возрасте, когда у детей преобладают повторяющиеся жалобы на боли в животе, головную боль, боли в суставах или утомляемость. Причем факторы, способствующие развитию такой клинической картины, нередко включали тревогу, а также оппозиционные установки и поведенческие расстройства подобные таковым у детей младшего возраста. Кроме того, к такого рода вегето-висцеральным проявлениям тревоги (так называемым «органным неврозам») нами относились школьники с привычной рвотой, возникающей перед выходом в школу или как реакция на какое-то неприятное переживание (F45.31). Помимо этого, у исследованных нами младших подростков довольно часто наблюдались реакции с синдромом нервного кашля, который, по началу, носил функциональный характер (F45.33). У старших подростков типичными являлись симптомы нарушения со стороны сердечнососудистой (F45.30) и дыхательной системы (J45+L27), головокружение, слабость, удушье (F45.1 либо J45+L27).

В процессе работы с данными детьми обратили на себя внимание определенные личностные характеристики. Исследованные дети часто были застенчивы, родители отмечали, что они были «внешне покладисты вне дома». Как следовало из данных анамнеза, именно соматические жалобы использовались ими в качестве своеобразного выражения дистресса. Такой эмоционально-поведенческий паттерн можно было проследить и в относительно долговременной ретроспективе, нередко с включением семейных признаков тревоги, выражения стремления к опеке и предпочтения соматизации.

Рассмотрим полоспецифические особенности возрастной динамики тревожности у школьников при патологии соматического уровня, используя данные экспериментально-психологического исследования опросником МОДТ.

 

Рисунок 1.

Динамика проявлений тревожности у девочек школьного возраста
при патологии соматического уровня

 

Как видно из рисунков 1 и 2, возрастная динамика показателей уровня и характера тревожности у девочек и мальчиков имеет ряд видимых различий. Так, если у девочек уровень тревожности с возрастом имеет устойчивую тенденцию к равномерному снижению, то у мальчиков уровень тревожности в младшем школьном возрасте (7-10 лет) значительно выше, чем у старших, и снижается резко с наступлением подросткового возраста (11-17 лет).

 

Рисунок 2.

Динамика проявлений тревожности у мальчиков школьного возраста
при патологии соматического уровня

 

Это может быть объяснено тем, что у мальчиков наступление подросткового кризиса, в первую очередь, затрагивает физиологические аспекты изменений, которые происходят в организме, что может вызывать психологический дистресс сопровождаемый соматическими проявлениями. Подобное можно наблюдать у маленьких детей, у которых множество других примитивных и регрессивных поведенческих реакций обычно рассматриваются как сигналы разных видов эмоционального дискомфорта.

Исключением из данных тенденций развития тревожности составляет лишь показатель тревоги в отношениях с родителями (шкала 5). Анализируя его возрастную динамику отдельно у мальчиков и девочек можно обнаружить ярко выраженные полоспецифические особенности.

Так, у девочек, как в возрасте начала подросткового криза (11-12 лет), так и окончания школьного обучения (15-17 лет) этот показатель относительно высок. У мальчиков же значимой (p < 0,05) динамики этого показателя относительно средне нормативных показателей не регистрируется.

Рассмотрим собственно динамику половых различий показателей тревоги и тревожности у школьников при патологии соматического уровня (таблицы 3-6).

При изучении результатов, отраженных в таблицах 3 и 6, обратило на себя внимание отсутствие различий в переживаниях тревоги у мальчиков и девочек двух возрастных групп – младшего школьного возраста (7-10 лет) и старших подростков (15-17 лет). Как уже указывалось выше, именно в младшем школьном возрасте профиль тревожности при патологии соматического уровня вне зависимости от пола достаточно высок, а к старшим классам школы снижается до средне нормативного. Основные различия связаны именно с полоспецифическим характером трансформации тревожных переживаний у мальчиков и девочек в период прохождения наиболее острой фазы подросткового кризиса.

 

Таблица 3.

Сопоставление характера и уровня тревожности у мальчиков и
девочек 7-10 лет при патологии соматического уровня

 

Как видно из таблицы 3, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) значимых различий в показателях тревожности у мальчиков и девочек не выявляется. В данный период и те и другие переживают возрастной кризис, связанный с изменением социальных ролей и формированием внутренней позиции школьника. А поскольку на данном этапе бурного психофизиологического и эндокринного всплеска, связанного с формирующимся половым влечением (подростковым кризом) еще не наблюдается, то полонеспецифически достаточно высокий уровень тревоги в этот период может быть объяснен в большей степени реакцией на актуальную социальную ситуацию развития ребенка.

 

Таблица 4.

Сопоставление характера и уровня тревожности у мальчиков и
девочек 11-12 лет при патологии соматического уровня

 

Как видно из таблиц 4 и 5, значимые различия в уровне тревожности мальчиков и девочек в период прохождения наиболее острой (негативной) фазы подросткового кризиса (11-14 лет) наблюдается в показателях тревоги при взаимодействии с родителями (шкала 5), ситуациях самовыражения (шкала 7) и снижения уровня психической активности (шкала 9) в связи с тревогой. Причем уровень тревоги по этим показателям в течение всего «острого» периода значимо выше у девочек. Если показатели тревоги в ситуациях самовыражения и снижения психической активности, обусловленного тревогой (шкалы 7 и 9) и у мальчиков и у девочек с 11 до 14 лет снижаются относительно равномерно, то в отношении динамики показателя тревоги в отношениях с родителями (шкала 5) отмечается ряд полоспецифических особенностей. Так, как уже указывалось выше, именно этот показатель у мальчиков, страдающих тревожными расстройствами соматического уровня с возрастом значимо не меняется. В то же время, у девочек тревога в отношениях с родителями резко усиливается с момента начала подросткового кризиса (11-12 лет) и также резко снижается на момент перехода с негативной фазы подросткового кризиса в позитивную (к 13 годам). По всей видимости, здесь речь идет о ситуации, когда дети, которые не могут привлечь внимание значимых близких (родителей) закономерно возникающим эмоциональным дисстрессом, привлекают его соматическими симптомами, которыми сопровождают нарушенное эмоциональное состояние. Этот усиливающий «психосоматический путь» проявляется целым спектром соматических отклонений.

 

Таблица 5.

Сопоставление характера и уровня тревожности у мальчиков и
девочек 13-14 лет при патологии соматического уровня

 

Кроме этого, обращает на себя внимание показатель, отражающий уровень повышения вегетативной реактивности, обусловленной тревогой (шкала 10), который у мальчиков с началом подросткового кризиса (11-12 лет) несколько снижается. Это согласуется с данными о динамике показателей вегетативного тонуса у юношей, онтогенетически соответствующей особенностям функционального состояния вегетативной нервной системы подростка. По данным Т.Г. Шаниной и коллег [9], с возрастом наблюдается увеличение числа юношей с недостаточностью симпатикотонической вегетативной реактивности, указывающей на неустойчивость и снижение у них адаптивных возможностей организма. На фоне этого, к возрасту 13-14 лет показатель тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний (шкала 8), снижается относительно таковой у девочек. Видимо, соматические жалобы к этому возрасту приобретают особое значение не только в глазах подростка, но и окружающих его взрослых, которые снижают требования в области школьного обучения и концентрируют внимание на «решении проблем со здоровьем».

 

Таблица 6.

Сопоставление характера и уровня тревожности у мальчиков и
девочек 15-17 лет при патологии соматического уровня

 

Как можно видеть из таблицы 6, уровень тревоги, как у мальчиков, так и у девочек с тревожными расстройствами соматического уровня к 15-17 годам относительно стабилизируется на средних значениях и значимых половозрастных отличий не выявляется. Учитывая, что именно подростковый возраст является возрастом формирования зрелой идентичности личности, можно предположить, что в этом случае мы имеем дело с нивелированием фактора пола, являющегося ключевым звеном (базовой характеристикой) в формировании личностной идентичности. Известно, что в норме у подростков отчетливо проявляется ориентация на образы мужественности-женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Отсутствие же различий, и «размывание» самой структуры тревожности в старшем подростковом возрасте при тревожных расстройствах соматического уровня может свидетельствовать о нарастании диффузии индентичности и активизации процесса формирования личностного расстройства.

Обсуждение результатов

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно отметить ряд характерных моментов в динамике проявлений тревожности у детей и подростков при патологии соматического уровня. Так, при общей тенденции к снижению профиля тревожности в процессе школьного обучения обращает на себя внимание различия в динамике этого снижения у мальчиков и девочек. У девочек данное снижение представляется относительно поступательным и равномерным, тогда как у мальчиков данная поступательность и равномерность отмечается лишь с началом пубертата (с 11-12 лет). Можно предположить, что это связано в первую очередь с неравномерностью темпов развития в зависимости от пола. Не секрет [6; 11], что именно девочки «входят» в подростковый возраст несколько раньше мальчиков и их развитие представляется относительно стабильным, тогда как у мальчиков «позднее вхождение» в пубертат знаменуется резкими психофизиологическими изменениями. Более же высокий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) может быть связан не только с собственно началом обучения в школе, но и с тем, что именно в этой группе оказалась большая доля детей с собственно соматическими расстройствами (в противоположность соматоформным). Данные дети были более астенизированы, болезнь сама по себе вызывала у них тревогу, в то время, как у детей и подростков при соматоформных расстройствах соматические симптомы тревогу «скрывали».

Кроме того, обратила на себя внимание тематика тревожных переживаний у детей и подростков при патологии соматического уровня. Детей с подобного рода расстройствами чаще всего тревожили ситуации, непосредственно связанные с обучением в школе (отношения с учителями, успешность обучения, проверка знаний). При этом можно было наблюдать и связанные с ними личностные реакции на возможные оценки окружающих в ситуациях самовыражения. Помимо этого, у девочек отмечено снижение психической активности, обусловленное тревогой на фоне большого количества соматических жалоб. Другими словами, именно неблагополучие, связанное со «школьными» проблемами по всей видимости «деформирует» развитие личности ребенка, поскольку изначально неспособность справиться с возрастающими школьными нагрузками трактуется и самим ребенком и его близкими как неблагополучие в соматической сфере, искажая тем самым его взаимоотношения с окружающим миром и делая более «тревожным» именно в этих сферах.

Еще один факт, обнаруженный в результате нашего исследования заслуживает внимания – это отсутствие различий в проявлениях тревожности по полу в начале школьного обучения (7-10 лет) при относительно высоком профиле тревожности и в старшем школьном возрасте (15-17 лет), когда тревога снижается, сглаживая половые различия и окончательно оформляясь в соматической сфере. Таким образом, поскольку рассматриваемый нами возрастной этап является собственно этапом формирования личности, можно говорить об особой значимости ситуаций, связанных со школьным обучением, переживание напряжения в которых сопровождается свойственным возрасту уровнем соматизации.

 

    Литература

  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб: Речь, 2002. – 560 с.
  2. Винокур В.А., Веригина А.Ю. Психосоматическое значение тревоги и алекситимии в развитии apтериальной гипертензии // IV Клинические Павловски чтения. Тревога. – СПб., 2002. – С. 32-34.
  3. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
  4. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие / пер. с фр. – М.: Педагогика. – 1991. – 174 с.
  5. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авеценум, Медицинск. изд-во, 1983. – 406 с.
  6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.
  7. Малкова (Ромицына) Е.Е. Психодиагностическая методика многомерной оценки детской тревожности: пособие для врачей и психологов. – СПб.: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2007. – 34 с.
  8. Мэй Р. Проблема тревоги: пер с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
  9. Шанина Т.Г., Филькина О.М., Воробьева Е.А., Пыхтина Л.А., Кочерова О.Ю. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы старших школьников [Электронный ресурс] // Клiнiчна педiатрiя. – 2011. – № 3 (30). – URL: http://pediatric.mif-ua.com/archive/issue-17332/article-21916/ (дата обращения: 30.03.2012).
  10. Чутко Л.С. Тревожные расстройства у детей и подростков // Тревожные расстройства в общеврачебной практике: руководство для врачей / под ред. Л.С. Чутко. – СПб.: ЭЛСБИ-СПб., 2010. – С. 55-74.
  11. Шевченко Ю.С. Онтогенетически ориентированная – интегративная концепция // Психотерапия и клиническая психология журнал. – 2008. – N 1. – С. 17-22.
  12. Ясперс К. Общая психопатология: пер. Л.О. Акопян. – М.: Практика, 2008. – 1056 с.
  13. Eminson D. Mary Somatising in children and adolescents. 1. Clinical presentations and aetiological factors // Advances in Psychiatric Treatment 2001. – № 7. – Р. 266-274.
  14. Faull C. Abdominal pain in six-year-olds: an epidemiological study in a new town // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986. – № 27. – Р. 251-260.
  15. Silber T.J. Somatization Disorders in Children and Adolescents // Pediatrics in Review, 2003. – Vol. 24, № 8. – Р. 255-264.

 

 

Ссылка для цитирования

Малкова Е.Е. Тревога при соматических расстройствах у детей и подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы