Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Рецензия на книгу Семаго М.М., Семаго Н.Я.
«Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности»

Симановский А.Э., Воронина С.Н. (Ярославль)

 

 

Симановский Андрей Эдгарович

–  доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: simanovsky@yandex.ru

Воронина Светлана Николаевна

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: clairenv76@gmail.com

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Представленный на рецензию труд состоит из нескольких книг и включает детальное описание и анализ всех существующих на настоящий момент вариантов развития, выходящего за пределы условно-нормативного развития.

Первая книга «Типология отклоняющегося развития» посвящена теоретико-методологическому анализу самого феномена отклоняющегося развития, его содержания и структуры. При этом к анализу привлечены концептуальные подходы, опирающиеся на онтологический базис постнеклассического этапа развития науки, используется категориальная сетка синергетики как общеметодологической парадигмы. На этой основе описывается авторская трехкомпонентная модель анализа, эвристичность использования которой позволяет не только построить типологию отклоняющегося развития, но и приступить к конкретизации представлений о периодизации психического развития, предложить новые подходы к оценке особенностей психического развития и коррекционно-развивающей деятельности специалистов, определение адекватного образовательного маршрута. В книге с современных позиций раскрыты такие понятия, как «условно-нормативное развитие», «психологический диагноз», «недоразвитие», «несформированность», «нарушение», «недостаточность» и многие другие непосредственно или косвенно связанные с феноменом отклоняющегося развития.

В книге рассмотрена длительная история развития подходов к анализу и системе помощи различным категориям детей. Также дан подробный анализ самого процесса типологизации отклоняющегося развития от начала прошлого века и до наших дней. В книге даётся анализ большинства современных моделей, используемых в специальной психологии, что даёт основания авторам сформулировать основные положения собственной модели.

В основу единой сквозной методологии оценки и типов отклоняющегося развития положена авторская трехкомпонентная модель анализа психического развития, которая дополнена клиническим анализом, современными данными различных разделов дефектологии.

Авторы, в соответствии с кардинальными изменениями научной картины мира, разработали модель, в основу которой положена практическая эффективность. Авторы ввели дополнительные метаонтологические категории (синхронии, фрактальности, меры), которые используются для описания общих закономерностей психического развития ребенка. Новый методологический подход развивает и дополняет фундаментальные положения, выдвинутые П.Я. Трошиным и Л.С. Выготским, об особенностях развития «нормального и аномального» ребенка». А так же позволяет говорить и об иных (общих и специфических) закономерностях, в основе выделения которых лежат современные системы представления о характере и динамике формирования психического развития.

Использование трехкомпонентной модели анализа позволяет построить эффективную и практичную типологию отклоняющегося развития, а на ее основе поставить достоверный психологический диагноз.

Предлагаемая модель в большей степени объяснительная. По мнению авторов, она должна включать три уровня анализа: феноменологический, уровень базовой структурной организации и каузальный уровень. На феноменологическом уровне анализируются проявления психики, касающиеся трёх её основных компонентов: когнитивного, регуляторно-волевого и аффективно-эмоционального. Уровень базовой структурной организации включает также три компонента: ментальные структуры, регуляторные структуры и структуры аффективной организации поведения и сознания. Третий уровень анализа – каузальный выводит читателя на причины специфики психического развития. Этот уровень также включает три компонента: нейробиологическая организация организма, способная повлиять на уровень психического развития (энокринная, соединительно-тканная и т.п.); пространственно-функциональная организация мозговых систем, социальные условия развития. Базовые структуры оказываются имманентно включенными и недизьюнктивными по отношению к наблюдаемой, лежащей «на поверхности» феноменологии. Таким образом, реализуется «матрешечный» (фрактальный) принцип моделирования. Отсюда возникают представления об уровневой организации базовых структур и изоморфных или феноменологических проявлений. Причем постулат структурной синхронности, гармоничности развития позволяет оценить и горизонтальное взаимодействие между моделируемыми базовыми структурами, между их воплощениями, проявлениями в наблюдаемых феноменах произвольной регуляции, ментальных структур и переживаний.

На основе трехкомпонентной модели дана общая характеристика всех типов отклоняющегося развития (недостаточное, асинхронное, поврежденное и дефицитарное).

Оценивая предложенную авторами модель можно согласиться со многими утверждениями авторов, тем более, что все они основываются на известных и принятых в современной специальной психологии теориях, таких как теория М.А. Холодной о ментальных структурах или теория уровневой системы базовой аффективной регуляции К.С. Лебединской – О.С. Никольской. Тем не менее, далеко не все утверждения авторов выглядят убедительными.

Начнём с идеи троичности, которую авторы рассматривают как универсальный принцип структурирования действительности, противостоящий, по их мнению, более простому дихотомическому делению мира. Необходимо отметить, что очень долгое время основные типологии в науке и в психологии имели четверичный характер (учение о четырёх началах: земле, воде, воздухе и огне, учение о четырёх темпераментах). Поэтому вряд ли обосновано придавать такое значение идеи троичности, хотя необходимо признать, что троичность достаточно удобный, хотя и не единственно возможный способ структурирования явлений действительности.

Другая идея авторов о выделении когнитивного, аффективного и регуляционного компонентов на феноменологическом уровне анализа психики. При этом они ссылаются на работы Л.М. Веккера, который также считает эти структуры психики ключевыми, ссылаясь на И.М. Сеченова. Однако, как совершенно справедливо отмечает Е.А. Ильин в своей работе «Психология воли», в работах И.М. Сеченова не всё так однозначно. В одних местах он волю рассматривает как процесс, существующий наравне с когнитивной и эмоциональной сферой психики, однако в других местах пишет, что «…воли, как самостоятельного психологического феномена, существующего и управляющего поведением человека наряду с разумом и моральными чувствами, нет» (Сеченов, Павлов, Введенский, 1952, С. 286). Известно также его высказывание: «Безличной, холодной воли мы не знаем, то же, что считается продуктом её совместной деятельности с разумом и чувством, может быть прямо выводимо из последних» (цит. Е.А. Ильин, гл. 2). Таким образом, регуляционный компонент психики не рядоположен когнитивному и аффективному компоненту, а является своеобразной надстройкой над ними, другим уровнем психической реальности. Интересно, что и Л.М. Веккер, рассуждая о методологических основах единой теории психических процессов, пишет о необходимости иерархического строения стуктуры психики. Он напоминает об ошибке, которую совершил Аристотель, рассматривая силу как свойство первого порядка, связывая её со скоростью, вместо того, чтобы представить её как свойство второго порядка, связав её с ускорением, как второй производной от пути по времени. Только исправив эту ошибку Аристотеля, Ньютон смог создать новую физику.

Рассматривая с этой позиции феноменологический уровень авторской модели, возникают сомнения в целесообразности отнесения регуляционного компонента к уровню когнитивных и аффективных проявлений психики. Гораздо более логичным представляется включение в модель поведенческих компонентов. Можно напомнить, что именно поведенческие компоненты предлагал учитывать Л.С. Выготский (наряду с сенсорными нарушениями и особенностями центральных процессов переработки информации), анализируя структуру дефекта ребенка и связывая его с деятельностью нервной системы (Выготский Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми // Собрание сочинений. Т. 5 .М. 1983 С. 181-182).

Отмеченные дискуссионные моменты не портят общего благоприятного впечатления о книге. Читателя, который решит познакомится с книгой М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, ожидает интересное, глубокое, и, вместе с тем, практико-ориентированное произведение. В целом, представленный в книге многоаспектный анализ проблемного детства дает право рассматривать эту серию книг как своего рода энциклопедию отклоняющегося развития, адресованную различным специалистам, деятельность которых ориентирована на работу с различными категориями детей, психическое развитие которых оценивается как отклоняющееся от условно-нормативного.

 

 

Ссылка для цитирования

Симановский А.Э., Воронина С.Н. Рецензия на книгу Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы