Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Рецензия на монографию Ю.Г. Чернова
«Психологический анализ почерка: системный подход и компьютерная реализация в психологии, криминологии и судебной экспертизе»

Енгалычев В.Ф. (Калуга)

 

 

Енгалычев Вали Фатехович

–  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и юридической психологии и директор Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК) Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

E-mail: valiyen@gmail.com

Сайт: http://www.forensic-lab.ru/

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Анализируемая монография Ю.Г. Чернова представляет собой попытку систематизировать знания о почерке и об анализе почерка см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru).

Название главы 1 «Письменность – почерк – почерковедение – компьютер» указывает не только на структуру этой главы, но и на этапы в развитии изучения почерка: графология, понимаемая как наука, изучающая письмо, продвинулась от простого изучения письменности (с исторической точки зрения) к компьютеризации почерковедческого анализа.

В первой главе определяются предмет, тема и задачи исследования. В качестве предмета избирается анализ почерка: в монографии представлен «анализ анализа». Тема исследования определяет и его актуальность: «формализовать и обогатить анализ почерка, используя современные компьютерные технологии».

Задачи, которые ставит перед собой автор исследования, охватывают различные аспекты изучения почерка:

–  строго и формально представить анализ почерка,

–  консолидировать многочисленные успехи в области анализа почерка, достигнутые разными школами в разных странах,

–  в соответствии с системным подходом проанализировать, какие внешние факторы и как влияют на почерк,

–  проследить взаимосвязи формализованного анализа почерка с другими почерковедческими дисциплинами.

Также в главе 1 дается краткая история письменности и говорится о различных системах письма: логографической, силлабической, алфавитной. Также рассказывается о других, небуквенных элементах письменности: символах, знаках, диакритических элементах, ориентации письма.

 

В главе 2 автор переходит к анализу понятия «психология почерка».

В самом начале обозначаются и рассматриваются проблемы классической психологии почерка: внешние возражения против графологии и внутренние проблемы традиционной психологии почерка. Приводится шесть наиболее распространенных внешних возражений, то есть возражений, исходящих от «противников» графологии. Цель этих возражений: показать, что анализ почерка не является научным, так как почерк не отражает характер человека в силу различных причин. Например, говорится, что на почерк влияют внешние условия – ручка, бумага, подкладка, а также профессиональная принадлежность пишущего (коллеги по профессии пишут очень похоже, но имеют различные характеры) и его физические особенности (строение руки и пальцев). Автор анализируемой монографии анализирует данные возражения, основываясь на исследовании Роберта Саудека «Научная графология» (1926 г.).

Далее перечисляются внутренние проблемы психологии почерка, такие как субъективность, недостаток систематичности, неоднозначность, отсутствие стандартизации, отсутствие развития, кустарничество, отсутствие консолидации, сложность поддержки профессионального уровня.

Все указанные проблемы являются одними из предпосылок компьютеризации анализа почерка, необходимой для того, чтобы сделать графологию более формализованной и объективной областью.

В основе такой формализации лежат несколько принципов: принцип количественного представления всех вовлеченных данных; принцип функциональности (функциональное представление взаимосвязи между чертами личности и признаками почерка); принцип «черного ящика»; принцип обобщенных  черт личности. Важно авторское утверждение о «построении функций»: у каждой функции есть «вход» – признак почерка и «выход» – черта личности. Таким образом, строятся формальные зависимости. При этом не анализируется справедливость таких утверждений, как, например, «поднимающиеся строки свидетельствуют об оптимистичном характере», то есть нет анализа семантических и психологических оснований подобных функций (зависимостей). В точных науках такой принцип называется принципом «черного ящика». Подобный подход, в котором отсутствует оценка истинности/ложности зависимостей почерка от черт характера, нацелен на большую объективность, формализованность и – как следствие – научность.

 

Глава 3 посвящена исследованию почерка с точки зрения системного подхода, который используется в компьютеризированном анализе почерка.

При анализе почерка применяется алгоритм системного анализа. Общая схема этого алгоритма такова: анализ проблемы – формирование целей системы – установление границ системы – определение элементов системы – установление связей между элементами – выявление свойств системы – установление отношений к внешнему миру. Проблема в данном случае – это анализ почерка с точки зрения его связи с личностными особенностями. Под системой понимается упомянутая взаимосвязь между чертами личности и признаками почерка.

Системный анализ, применяемый автором при рассмотрении почерка, лежит в основе компьютерного метода анализа. Сравнение компьютерного и традиционного анализа почерка показывает, что первый дает больше возможностей для обобщения результатов, которые, в свою очередь, являются более объективными. нежели результаты, полученные при традиционном почерковедческом анализе. В традиционном анализе процедура анализа почерка одного человека выглядит следующим образом: получение образцов почерка – исследование образцов почерка – оценка признаков почерка – формирование списка черт личности – написание графологического заключения. В этом случае даже если несколько экспертов будут работать независимо каждый над своим заключением, консолидация, обобщение их заключений будет затруднительным. Кроме того, в традиционном исследовании почерка внимание обращается на доминантные признаки, которые преобладают в рассматриваемом почерке. Таким образом, круг признаков сужается и заключение становится не в полной мере объективным. В компьютерной процедуре несколько экспертов могут давать свои оценки почерка, используя специальную электронную форму с признаками почерка и их количественными характеристиками. Эти формы можно легко обобщить, и сделать более объективное общее заключение. Также в компьютеризированной экспертизе признаки оцениваются один за другим, а затем учитываются их комбинации, что делает процедуру анализа более полной, а результаты – более объективными.

 

Глава 4 под названием «Признаки почерка в контексте системного подхода» составляет значительную часть работы. Содержание этой главы включает в себя иерархическую схему классификации признаков почерка, а также описание признаков почерка.

Все признаки почерка разделены на девять категорий: общий вид, топография, форма, динамика, особые буквы, элементы формы букв, строение линии, специальные структуры, отдельные буквы и знаки. В каждой категории выделяются, в свою очередь, группы признаков. Так, в категории «форма» выделяются следующие группы признаков: общая форма букв, наклон, соединения, отдельные слова; в категории «динамика»: нажим, скорость, направление движений. Подобная категоризация позволяет детально описывать и анализировать почерк с различных точек зрения.

 

Глава 5 посвящена психологии почерка. В данной главе в качестве материала, иллюстрирующего сложную модель отношений между признаками почерка и чертами личности, дается фрагмент матрицы. В этой матрице показывается взаимосвязь между почерком и чертами личности без доказательств существования этой связи и без оценки истинности утверждений о зависимости почерка от личностных особенностей. Подобную взаимосвязь автор называет моделью и обозначает для нее три фактора: признаки почерка неодинаково характеризуют ту или иную черту личности; между графологами не всегда существует единодушие по поводу связи определенных признаков почерка с определенными чертами личности; признаки присутствуют в почерке в разной степени.

При обращении автора к модели личности, обозначаются стороны, которые образуют личность: темперамент, характер, эмоция, мотивация, волевые качества, способности, социальные установки. В каждой из этих сторон или аспектов выделяются характеристики, а для каждой характеристики приводятся положительная и отрицательная черты личности. Например, составляющая личности «темперамент» имеет такие характеристики: эмоциональность, живость, уравновешенность, восприимчивость, энергичность и т.п. В характеристике «эмоциональность» выделяется противоположный эмоциональности «полюс» – флегматичность; в характеристике «живость» – подавленность и проч. Кроме того, для каждой характеристики с ее двумя «полюсами» приводятся признаки почерка, подробно рассмотренные в предыдущей главе. Таким образом, анализ почерка формализуется и детализируется.

Глава завершается рассмотрением того, какую роль играет анализ почерка в деловой психологии. В этой области анализ почерка помогает при отборе кадров, а также при разрешении конфликтов, в частности, при определении типов личностей по их конфликтности. Кроме того, анализ почерка может содействовать определению роли того или иного сотрудника в группе (коллективе), что позволяет грамотно выстраивать руководство сотрудниками.

 

В главе 6 речь идет о дополнительных факторах, влияющих на почерк. Среди этих факторов автор работы выделяет следующие: объективные, субъективные, искусственные, патологические. Каждая из указанных групп факторов зависит от определенных условий: объективные – от внешних условий, в которых был написан текст, субъективные – от конкретного человека, искусственные подразумевают имитацию чужого почерка, патологические связаны с болезнями и травмами. При этом проводится мысль о том, что для каждого почерка характерны определенные колебания, в различной мере зависящие от какого-либо или от нескольких перечисленных факторов, но всё же почерк настолько индивидуален, что по нему можно установить автора рукописного текста и личностные особенности автора.

 

Заключительная глава 7 рассматривает различные сферы применения почерковедения, начиная от таких известных как психология почерка, криминалистика, судебное почерковедение, медицинская диагностика, психологическая диагностика и заканчивая такими довольно редкими специализациями как каллиграфия, стенография, палеография, графотерапия.

 

При всем многообразии подходов к анализу почерка и при всем интересе к проблеме диагностики свойств личности по почерку до сих пор не существовало такого русскоязычного исследования, которое бы показало, каким образом можно формализовать при помощи математического моделирования и при этом дополнить анализ почерка и интерпретацию почерка. Монография Ю.Г. Чернова как раз и призвана заполнить эту лакуну в отечественной науке. Книга, содержащая ценную научную информацию и одновременно написанная понятным, терминологически не утяжеленным языком, представляет собой опыт интегративного анализа почерка, причем этот анализ проводится на пересечении нескольких дисциплин, в которых почерк может стать объектом исследования: психологии, криминалистики (в частности, судебного почерковедения), медицины.

Собранные и приведенные автором работы характеристики почерка могут использоваться экспертами в заключениях, а также психологами при составлении «портрета» человека по его почерку.

Полезной и ценной особенностью работы является то, что в ней используются математические методы и расчеты. В главе 3 «Исследование почерка и компьютер» автором исследования предложена программная система анализа почерка HSDetect, предметная область которой – «анализ почерка во всех его аспектах».

Таким образом, анализ почерка основывается на научных методах, что позволяет говорить о графологии и о почерковедении как о самостоятельных дисциплинах, имеющих свою методологию. Здесь важно, что автор не дает сомнительных научно-популярных психологических интерпретаций того или иного элемента почерка, но основывается именно на научном подходе, стремящемся к максимальной объективности.

В качестве приложения дается 34 образца, на которых представлены различные виды почерка (мужчины и женщины разных возрастов и профессий). Подобные наглядные примеры, на которые есть ссылки в тексте работы, облегчают восприятие и понимание текста, позволяют рассматривать теоретические положения монографии на конкретном материале.

Исходя из всех достоинств и особенностей подачи материала, книгу можно рекомендовать достаточно широкому читательскому кругу, в который входят специалисты различных областей (не только психологи, но и криминалисты, судебные эксперты, а также специалисты по подбору кадров), преподаватели, а также студенты и аспиранты, обучающиеся по различным специальностям, как психологическим, так и криминалистическим. Кроме того, книга будет интересна любителям, желающим пополнить свои знания о графологии и почерковедческих исследованиях.

Монография Ю.Г. Чернова вносит значительный вклад в современное отечественное почерковедение с точки зрения опыта интегративного (комплексного) анализа почерка, понимаемого как система движений, зафиксированная в рукописи и характерная для каждого пишущего. Особенно  ценным является применение точных математических методов  при анализе почерка, а также нацеленность на междисциплинарность исследования, результаты которого могут применяться в различных областях.

 

 

Ссылка для цитирования

Енгалычев В.Ф. Рецензия на монографию Ю.Г. Чернова «Психологический анализ почерка: системный подход и компьютерная реализация в психологии, криминологии и судебной экспертизе» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы