Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Психологические проблемы среднего медицинского персонала отделений с длительным и непрерывным пребыванием больных

Александрова Н.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Александрова Нина Викторовна

–  врач психиатр-психотерапевт высшей категории, ассистент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова.

E-mail: kutehova@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблематика, связанная с профилактикой синдрома эмоционального сгорания у персонала отделений для Вич-инфицированных и психически больных. Обсуждены общность переживаний и актуальных психологических проблем персонала этих отделений. Описаны конкретные формы психологической работы с персоналом, которые могут явиться способом профилактики синдрома эмоционального сгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального сгорания и формы его профилактики, психологические проблемы среднего медицинского персонала, связанные с незнанием психологических проблем пациентов.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Синдром эмоционального сгорания — это специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами/пациентами при оказании профессиональной помощи. Этот синдром проявляется в чувстве эмоционального истощения, дегуманизации (тенденции к развитию негативного отношения к пациенту), недостатке чувства профессионального мастерства. Длительное наличие этого синдрома приводит профессионалов к различным вариантам саморазрушающего поведения — алкоголизму, невротическим и психосоматическим расстройствам [4].

В психотерапии апробированы и широко используются такие формы профилактики синдрома эмоционального сгорания как участие в работе балинтовских групп, групп личностного роста, супервизии.

Балинтовская группа предоставляет возможность участникам выявить у себя «слепые пятна», которые мешают установлению терапевтического контакта с пациентом/клиентом [1; 2; 3].

Группа личностного роста предназначена для распознавания и решения личностных проблем специалиста, которые препятствуют установлению терапевтических отношений с клиентом/пациентом и приводят к накоплению неотреагированных и нераспознанных отрицательных эмоций [5; 6].

Супервизия — это форма повышения квалификации специалиста, при которой он имеет возможность осознать процесс проводимого им психологического консультирования или психотерапии при помощи другого, более опытного профессионала, который задает супервизируемому вопросы по поводу направления, методов и техник его работы с клиентом / пациентом [6–10].

Однако все эти формы профилактики синдрома эмоционального сгорания используются в основном профессионалами психотерапевтами и психологами. В то же время в наиболее близком контакте с пациентами, особенно в отделениях с длительным и неоднократным пребыванием больных, находится персонал, не имеющий опыта «освобождения» от накопившихся отрицательных эмоций через перечисленные выше формы работы. Для персонала отделений для ВИЧ-инфицированных, психически больных, онкологических больных нередко характерны такие проявления синдрома эмоционального сгорания, как повышенная раздражительность или наоборот равнодушие, симптомы невротических и психосоматических расстройств, алкоголизация, недовольство собой и работой и т.д.

Изучение актуальных психологических проблем медицинского персонала отделения для Вич-инфицированных больных (медицинские сестры, воспитатели, логопеды, санитарки) Республиканского центра по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом и среднего персонала (медицинские сестры) детской психиатрической больницы № 9 Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия имени С.С. Мнухина» позволило нам выявить следующие общие проблемы, вызывающие хроническое напряжение и отрицательные эмоции.

•   Дистанцированность, иерархичность отношений между врачами и остальным медицинским персоналом отделения. Так, в инфекционной больнице врачи отказались участвовать в групповой работе, сославшись на большую занятость, хотя занятия учебной группы проводились после завершения всех медицинских процедур в отделениях.

•   Переживание страха заражения ВИЧ у одних и страхи психических заболеваний — у других работников. Основным способом справиться с переживанием страхов оказалась агрессия на пациентов.

•   Страх за здоровье членов своих семей по типу: « вдруг кто-то из членов семьи заболеет таким же неизлечимым и стыдным заболеванием»).

•   Незнание клинических и личностных особенностей пациентов, приводящее к непониманию их поведения и, опять же, — к агрессии на пациентов. Многие формы поведения пациентов, являвшиеся проявлением болезни, представляются персоналу как капризы, или поведение «назло лично мне», вредничанье, невоспитанность и т.д.

•   Неумение устанавливать контакт с пациентами, особенно погруженными в свои переживания («глаза смотрят внутрь себя»), вызванное этим беспокойство.

•   Беззащитность перед агрессивным поведением пациентов, непонимание его причин, обиды на пациентов за отказ от процедур, грубость, нарушение режима.

•   Наличие этических предрассудков по отношению к психическим болезням, наркомании, проституции и другим «асоциальным» формам поведения.

•   Переживание чувства безнадежности из-за низкой эффективности своего труда, ощущение собственной личностной и профессиональной малоценности, результатом чего была экстернальность, перекладывание ответственности с себя на обстоятельства.

•   Потребность в отдыхе, разрядке, так как пребывание в эмоциональном напряжении, страхе имело место в течение всего рабочего времени.

•   Проблема нарушенных временных, пространственных и психологических границ, которая проявляется в том, что, находясь на работе, медперсонал быстро забывает о домашних делах, но дома долго с беспокойством вспоминают о событиях рабочего дня («как научиться не брать чужого и не оставлять своего» — по образному выражению одной из медсестер).

•   Проекции, связанные с тем, что поведение пациентов напоминает поведение членов своих семей и, наоборот, члены семьи своим поведением напоминают тех или иных пациентов.

С целью профилактики синдрома эмоционального сгорания нами были использованы следующие формы работы с медицинским персоналом.

1.  Группа личностного роста — для старших медсестер отделений инфекционной больницы, в том числе, отделений для ВИЧ-инфицированных больных. В данной группе использовались психодраматизация актуальных для участников ситуаций из профессиональной и личной жизни (отношения с пациентами, другими медсестрами, начальством и т.д.).

2.  Семинары-микролекции для персонала отделения ВИЧ-инфицированных детей по психологии развития личности ребенка, подростка с подробным обсуждением поведения детей, находящихся на отделении, с позиции, обсуждаемой на семинаре. В этих занятиях, проводимых 2 раза в месяц во время сна детей, принимали участие воспитатели, санитарки, логопеды, медсестры. Участники имели возможность задавать ведущему разнообразные вопросы с конкретными примерами поведения детей. Кроме того, персонал имел возможность обращаться к специалисту с индивидуальными заявками, в основном связанными с собственными семейными проблемами.

3.  Балинтовская группа для персонала отделения ВИЧ-инфицированных детей.

4.  Обучающий цикл «Психотерапия» для медсестер детской психиатрической больницы № 9, в котором, помимо блока теоретического, был широко представлен ролевой тренинг, в ходе которого проигрывались и обсуждались как особенности установления контакта с подростками, так и личностные особенности пациентов с различной психической патологией.

Приведем конкретные примеры работы.

 

Пример 1.  Медсестра отделения для ВИЧ-инфицированных больных пожаловалась, что пациент С., 25 лет, которому было назначена магнитно-резонансная томография (МРТ) отказался ехать на обследование и обозвал медсестру нецензурными словами. В ответ она расплакалась и долго не могла успокоиться.

С целью оказания психологической помощи была использована психодраматизация, в которой медсестра играла роль пациента, а другая участница группы — ее собственную роль. Используя техники разогрева и перемены ролей, удалось помочь медсестре распознать, какие чувства испытывает пациент, знающий о безнадежности своего состояния, и что заставляет его выражать агрессию в адрес персонала.  

 

Пример 2. Воспитатель детского отделения для отказных ВИЧ-инфицированных детей пожаловалась на поведение ребенка 4 лет, который не отвечает на вопросы, не подчиняется режиму, не смотрит в глаза, не играет с детьми, а сидит один в стороне.

Персоналом этот ребенок оценивался, как психически нездоровый и капризный.

С опорой на положения психологии развития, особенности раннего анамнеза этого пациента было достигнуто осознавание воспитателем внутренних переживаний ребенка, никогда не имевшего объекта постоянной привязанности, в отношениях с которым он имел бы возможность научиться общаться с детьми и со взрослыми, выражать свои чувства по отношению к ним.

Было также обращено внимание на то, что на музыкальных занятиях ребенок делал попытки вступать в контакт с музыкальным руководителем и повторять движения других детей.

 

Следует отметить, что в своей работе с персоналом мы избрали такой способ ведения групп, в котором исключили работу с воображением, с движением, с телесным контактом, ввели упражнения на релаксацию. Темп работы групп и их созревание были медленными. Проигрывание ситуаций происходило без затрагивания глубинных эмоциональных, связанных с детством переживаний. Хороший эффект давала техника «перемены ролей», в которой персонал «открывал» для себя переживания пациентов. Руководители групп много времени посвящали ответам на вопросы, касавшиеся психологии, клиники, личностных характеристик пациентов.

Мы считаем, что психологам и психотерапевтам, работающим на отделениях с длительным и непрерывным пребыванием детей и подростков, следует учитывать особенности эмоционального состояния среднего медицинского персонала, влияющего на эмоциональный климат отделения. И, при необходимости, искать приемлемые для конкретного отделения варианты профилактики проявлений симптомов синдрома эмоционального сгорания у его работников.

 

Литература

1.  Винокур В.А. Балинтовские группы в учебном процессе. – СПб.: Изд-во МАПО, 1998. – 83 с.

2.  Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энцеклопедия. – 3-е изд. – СПб.: Изд−во: Питер. – 2006. – 944 с.

3.  Балинтовская супервизия врачей и клинических психологов // Сб. науч. труд. конф. «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических заболеваниях». – М., 2009. – 136 с.

4.  Рыбина О.В. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей // Новые Санкт — Петербургские врачебные ведомости. – 2004. – № 1. – С. 73-75.

5.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Сфера, 2000. – 512 с.

6.  Супервизия супервизора: Практика в поиске теории / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 352 с.

7.  Уильямс Э. Вы – супервизор…: Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 288 с.

8.  Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. — СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

9.  Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие для психотерапевтов и супервизоров. – СПб.: ООО «Медицинский центр С.П. Семенова «Вита», 2004. – 128 с.

10.  Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Модель обучающей супервизии в практике последипломной подготовки детского психиатра // Материалы науч. практ. конф. IX Мнухинские чтения. – СПб., 2010. – С. 13-18.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.5

Александрова Н.В. Психологические проблемы среднего медицинского персонала отделений с длительным и непрерывным пребыванием больных [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения