Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Особенности работы клинического психолога
в детском многопрофильном стационаре

Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. (Санкт-Петербург)

 

 

Аринцина Ирина Александровна

–  кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: arinz@mail.ru

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

–  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: mentalhealth@psy.pu.ru

 

Аннотация. В статье анализируется опыт многолетней практической работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре с выделением основных направлений и специфических особенностей. Представлен проект положения о психологической службе детского стационара с разделами, включающими обоснование необходимости создания службы, определение психологической службы, описание её задач, направлений деятельности, штатного расписания, требований к помещению и оборудованию.

Ключевые слова: клинический психолог, дети, родители, детский многопрофильный стационар, положение о психологической службе.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Прежде чем приступить к изложению материалов статьи, разрешите поздравить коллектив кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова с десятилетним юбилеем и выразить глубокую признательность за многолетнее плодотворное сотрудничество заведующему кафедрой доктору медицинских наук, профессору Эйдемиллеру Эдмонду Георгиевичу, доктору психологических наук, профессору Никольской Ирине Михайловне, кандидату медицинских наук, доценту Добрякову Игорю Валерьевичу и всем другим сотрудникам. Мы почитаем за честь представить свою работу в номере журнала «Медицинская психология в России», посвященном юбилею замечательной кафедры, и надеемся на продолжение дружеского профессионального общения.

 

Актуальность появления данной работы обусловлена утверждением в современной медицине и, в частности, педиатрии целостного подхода к личности пациента, с учётом взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Прогресс в оказании лечебной помощи новорожденным детям с врожденными заболеваниями и пороками развития, детям с онкологическими заболеваниями, с хроническими заболеваниями различной этиологии приводит к тому, что возрастает количество ситуаций, когда ребенок и семья, получая высокоспециализированную медицинскую помощь, нуждаются также в получении психологической помощи. Это может иметь место как в острой ситуации, так и в процессе реабилитации и социальной адаптации.

Материалом для написания настоящей статьи послужили результаты многолетней практической работы одного из авторов в СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 1», а также опыт научно-практических исследований, проводимых на базе больницы в сотрудничестве с факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета и психолого-педагогическим факультетом Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Анализ этой совместной деятельности позволяет сформулировать ряд положений о работе клинического психолога в детской многопрофильной больнице и говорить о необходимости создания психологической службы стационара.

Детская больница — это многопрофильный стационар со строго регламентированной организационной структурой, определенной санитарно-эпидемиологическими и иными лечебными правилами, определяющими жизнь в больнице детей и во многих случаях их родителей. Особенности работы клинического (медицинского) психолога во многом связаны со структурой и содержанием работы этого учреждения. Основным субъектом помощи в стационаре является больной ребенок, психологическая работа с которым может быть обусловлена как профилями работы стационара и особенностями лечебного вмешательства, так и собственно психологическими характеристиками ребенка и его социального окружения. Многопрофильность детского стационара, разнообразие направлений медицинской помощи детям определяют особенности стоящих перед психологом задач и путей их решения на каждом из отделений больницы [3; 4]. Высокая стрессогенность работы медицинского персонала, постоянное столкновение с эмоциональными реакциями и переживаниями больных и их близких обусловливает необходимость при оказании помощи детям одновременной психологической работы с персоналом.

В своей работе клинический психолог опирается на представление о том, что заболевание может быть связано как с собственно физиологическими нарушениями, так и с особенностями формирования личности на различных возрастных этапах, спецификой социально-эмоционального опыта ребенка, характеристиками его первичного социального окружения [8]. Детская больница нередко становится тем местом, где впервые выявляются как соматические заболевания, так и особенности психического развития и функционирования ребенка, а также характер его отношений с близкими людьми. Психолог, так же как и педиатр, при работе с ребенком вступает в тесное взаимодействие с его родителями, другими членами семьи и, при решении тех или иных медицинских и психологических проблем, имеет возможность работать с семьей, обращается к необходимости изменения семейных установок, семейной ситуации [7; 10].

Обобщение многолетнего опыта деятельности клинического (медицинского) психолога на разных отделениях детского многопрофильного стационара позволяет выделить следующие основные направления психологической работы.

Кризисная психологическая помощь

Трудности самого заболевания и лечения, изменения в условиях жизни ребенка и всей семьи вследствие обнаружения тяжелого (возможно неизлечимого) заболевания создают стрессовую ситуацию, необходимость адаптации маленьких пациентов и их родителей к новым условиям жизни [6] с проведением длительного времени в больнице. Кризисная психологическая помощь может требоваться на любом отделении больницы, как пациентам–детям, так и родителям и другим родственникам. Она направлена на эмоциональную поддержку, переработку ребенком и родителями информации о медицинской проблеме, принятие ситуации и, в целом, снижение эмоционального напряжения, достижение сотрудничества с врачом в лечении, создание условий для оптимального психического функционирования и развития больного ребенка в условиях стационара.

Выявление психологических причин заболевания

Психологическая диагностика в случаях целого ряда заболеваний (желудочно-кишечного тракта, легких, сердечнососудистой системы, аллергических, неврологических и др.) позволяет выявить психологические и социальные факторы, которые способствуют возникновению соматических нарушений, наряду с выявляемыми врачами медицинскими причинами патологии [1; 2; 7]. Междисциплинарное взаимодействие психолога и врачей (педиатра, невролога и др.) повышает точность дифференциальной диагностики, делает возможной разработку и осуществление комплексного медико-психологического подхода к лечению заболевания и, в целом, повышает эффективность лечения ребенка.

Своевременное выявление и предупреждение нарушений развития ребенка вследствие перенесенного заболевания и лечения

Перенесенное ребенком заболевание может привести в дальнейшем к нарушениям его физического, интеллектуального и/или личностного развития, что связано с неустранимыми изменениями физиологического функционирования организма, а также с негативными последствиями возможных нарушений отношений с близким взрослым, сверстниками и длительной госпитальной депривации. Психологическое сопровождение ребенка в процессе лечения позволяет своевременно выявить возникающие проблемы в развитии как в традиционной для психологической работы группе детей дошкольного и школьного возраста с ожоговой травмой, с онкогематологическими и другими хроническими заболеваниями [9], так и в группе пациентов младенческого и раннего возраста [8; 5]. Клиническая работа в таких случаях должна быть дополнена проведением психологических исследований, которые направлены на изучение того, какие именно нарушения развития возникают при той или иной патологии, и позволяют создать научно обоснованные программы психологического сопровождения развития ребенка.

Психологическая помощь родителям

В ситуации тяжелой болезни ребенка близкие взрослые переживают стрессовое состояние и часто нуждаются в психологической помощи. Известно, что эмоциональное состояние ребенка связано с состоянием матери, характером ее взаимодействия с ним, особенностями проявления чувствительности, отзывчивости и, в целом, способности адекватно удовлетворять потребности ребенка [8]. В случаях, когда одной из причин заболевания является психологическое неблагополучие в семейной, школьной или иной жизненной ситуации ребенка, возникает необходимость встречи с родителями и проведения семейного консультирования [7; 10].

Взаимодействие психолога с медицинским персоналом

Работая с пациентами, клинический психолог вступает в тесное взаимодействие с лечащим врачом и медицинскими сестрами, предоставляет врачу информацию о психологических особенностях больного, его социального окружения, психологических аспектах, сопровождающих лечебный процесс. Совместное ведение случая со стороны врача и психолога повышает эффективность лечения ребенка. Участие психолога в лечебном процессе, в ряде случаев, помогает разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть между пациентом (родителями) и медицинским персоналом. Кроме того, работающий в многопрофильном стационаре клинический психолог должен быть готов к решению психологических вопросов, возникающих у врачей и медсестер в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Нами выделен ряд специфических особенностей психологической работы в условиях стационара.

1.   Назначение консультации психолога почти всегда исходит от лечащего врача, но не от самого ребенка или его родителей. Такие условия встречи психолога с пациентом связаны как с особенностями организации работы в лечебном учреждении, так и с недостаточной информированностью и мотивацией детей и родителей. Это создает определенные сложности в работе. Так, консультация может восприниматься как регулирующая, контролирующая или даже карающая мера, вызывать негативные переживания, что затрудняет создание доверительного контакта между психологом и ребенком.

2.   Взаимодействуя с ребенком и родителями, психолог исходит из профессионального этического кодекса, однако в лечебном процессе часто встречаются случаи, когда врачи и медицинский персонал свободно оперируют конфиденциальной информацией, полученной психологом. В деятельности клинического психолога в стационаре необходимо уделять серьезное внимание ответственности и последствиям использования медицинским персоналом психологических сведений о пациентах, проводить работу по созданию общего понимания важности соблюдения этических норм в процессе лечения.

3.   Работа клинического психолога в условиях стационара ограничена временем госпитализации ребенка, подстроена под правила внутреннего распорядка детской больницы и расписание лечебных процедур. Время госпитализации может быть разным (от нескольких дней до нескольких месяцев), что определяет форму, содержание и формат психологической работы (количество, частоту и длительность встреч) и, в целом, цель и результаты психологического сопровождения лечебного процесса.

4.   Особенность работы клинического психолога в детской соматической больнице предъявляет определенные требования к его образованию. Наряду с подготовкой в области клинической психологии, он должен быть ориентирован в специфике педиатрических заболеваний, медицинского обследования и проводимых детям лечебных процедур, в вопросах социального и юридического сопровождения больного ребенка и семьи.

5.   В существующей системе стандартов медицинской помощи детям в многопрофильном стационаре отсутствует часть, касающаяся работы клинического психолога. В такой ситуации включение психолога в лечебный процессе зачастую зависит не столько от потребности пациента и членов его семьи в психологической помощи, сколько от субъективного отношения администрации учреждения и конкретного врача к его роли и от понимания ими смысла его работы. Связанная с этим неопределенность положения психолога в больнице может негативно сказываться на его профессиональной мотивации, идентичности, удовлетворенности работой и, в целом, на эффективности его деятельности.

Обобщение многолетнего опыта работы клинического (медицинского) психолога с выделением основных направлений и специфических особенностей психологической деятельности в детской больнице позволяет нам сделать вывод о том, что осуществление регулярного, планомерного, многостороннего, научно обоснованного и эффективного психологического сопровождения лечебного процесса детей возможно только усилиями совместной деятельности коллектива профессиональных психологов. В детских больницах необходима организация психологических служб. Ниже представлен проект Положения о психологической службе детского многопрофильного стационара, который включает введение, определение психологической службы, её задачи, руководство и направления деятельности; предложения по штатному расписанию и требования к помещению и оборудованию.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о психологической службе детского многопрофильного стационара

(Проект1)

 

1.   Введение

Положение о психологической службе детского многопрофильного стационара (ДМС) (далее — Положение) разработано совместно сотрудниками ГБУЗ «Детская городская больница № 1» (ДГБ № 1) г. Санкт-Петербурга и факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Положение разработано в соответствии с программой «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011–2013 годы2, созданной во исполнение подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 года (N Пр-24 от 07.01.2011), с учетом положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712.

При разработке настоящего Положения ДГБ № 1 и факультет психологии СПбГУ исходили из особенностей демографической ситуации в Российской Федерации и задач, которые стоят перед учреждениями здравоохранения, социального развития и образования по повышению состояния здоровья и качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге. В силу взаимообусловленности здравоохранения и социальных, экономических, демографических процессов любые действия в области здравоохранения и социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи демографического развития в Санкт-Петербурге и приоритеты государственной политики в интересах детей и семей с детьми. ДГБ № 1 и факультет психологии СПбГУ исходят из того, что на современном этапе развития российского общества комплексное решение задач по сохранению здоровья подрастающего поколения и его полноценного развития невозможно без организации психологического сопровождения процесса лечения и реабилитации детей, психологической помощи детям и членам их семей.

2.   Определение психологической службы, её задачи, руководство и направления деятельности

2.1.   Психологическая служба ДМС — команда специалистов — клинических психологов, психологов, которые осуществляют психологическое сопровождение пациентов, проходящих лечение и реабилитацию в стационаре, оказывают психологическую помощь детям, родителям и членам их семей, а также медицинскому персоналу больницы.

2.2.   Психологическая служба ДМС является подразделением детского стационара и организуется по представлению главного врача в результате межведомственного взаимодействия соответствующих Комитетов: Комитета по здравоохранению и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Психологическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями ДМС в соответствии с приказами и распоряжениями главного врача ДМС.

2.3.   Основными задачами психологической службы ДМС являются:

2.3.1.   Определение потребности в психологической помощи у пациентов, находящихся на лечении и проходящих реабилитацию в отделениях стационара, членов их семей и сотрудников больницы; организация системы психологической помощи пациентам и членам их семьи и сотрудникам больницы; количественный и качественный анализ оказываемых психологических услуг, оценка их эффективности; комплексная организация условий работы сотрудников психологической службы, в т.ч. организация методической и супервизорской помощи; организация системы взаимодействия сотрудников службы и медицинского персонала больницы.

2.3.2.   Осуществление консультативной, консультативно-экспертной и консультативно-диагностической работы; проведение психологической диагностики и вмешательства в виде психологического консультирования, психотерапевтической (немедицинской) и психокоррекционной специализированной психологической помощи; психологическое вмешательство может оказываться в форме индивидуальной и групповой работы с пациентами и членами их семьи с учетом возраста, особенностей развития, семейных отношений и ситуации; психологическое вмешательство может осуществляться в плановом или экстренном порядке.

2.3.3.   Разработка программ психологического сопровождения, направленных на:

–  снижение напряженности психологических переживаний (психологического стресса, острой психологической травмы) и предупреждение возникновения отдаленных психологических последствий (например, посттравматического стрессового расстройства и др.) как у ребенка, так и родителей и членов их семей;

–  повышение адаптации детей (а также родителей и семьи) к условиям пребывания в больнице и особенностям медицинского вмешательства при различных заболеваниях;

–  достижение сотрудничества (комплайенса) в лечении со стороны всех участников лечебного процесса (врача, ребенка, родителей);

–  своевременное выявление нарушений психического развития ребенка вследствие заболевания, трудной семейной и жизненной ситуации, условий пребывания в стационаре, и/или предупреждение возникновения возможных нарушений;

–  выявление психологических и социально-экономических факторов, способствующих возникновению заболевания и/или ухудшающих его течение и приводящих к снижению эффективности лечения, реабилитации и психологического сопровождения.

2.3.4.   Разработка системы участия специалистов психологической службы в проведении врачебных дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях с целью установления психологических причин соматических заболеваний, в случаях сложной семейной ситуации, трудных взаимоотношений пациентов с родителями и другими членами семьи, а также при поступлении детей в больницу из условий социального риска.

2.3.5.   Разработка системы информирования (консультаций) лечащих врачей о конкретном содержании психологической работы с их пациентами, формы психологического заключения для истории болезни; разработка системы межпрофессионального взаимодействия медицинского персонала больницы и психологов службы.

2.3.6.   Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки и помощи персоналу больницы как в виде индивидуальной или групповой психологической работы, так и в виде семинаров, лекций, конференций, информирования сотрудников больницы по вопросам психического здоровья детей и родителей, клинической психологии детей.

2.4.   Направления деятельности и структура психологической службы: психологическая диагностика, психологическое вмешательство, кризисная психологическая помощь, профилактика психологических нарушений, научно-образовательная работа; основные направления деятельности психологической службы определяются потребностями стационара в связи с его профилем и спецификой деятельности.

2.5.   Руководство деятельностью психологической службы ДМС осуществляет руководитель службы, назначаемый главным врачом стационара. Руководитель психологической службы подчиняется заместителю главного врача по лечебной работе и главному врачу и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями и приказами Комитетов по здравоохранению и социальной политике Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением и Уставом ДМС.

3.    Штатное расписание психологической службы ДМС3

3.1.   Персонал психологической службы ДМС составляют специалисты–психологи. Штатные нормативы персонала психологической службы устанавливаются из расчета 1 ставки психолога на 50 коек. Штатные нормативы могут пересматриваться в процессе становления работы службы и увеличения объема работы.

3.2.   Эффективное функционирование психологической службы предполагает включение в ее штатный состав психотерапевта, социальных работников, специальных педагогов, юриста и технический персонал. Введение этих штатных единиц должно быть предметом дополнительного обсуждения сторон.

3.3.   Функциональные обязанности сотрудников психологической службы определяются задачами и направлениями деятельности службы в соответствии с профилем работы больницы и утверждаются главным врачом стационара.

4.   Помещения и оборудование психологической службы ДМС4

4.1.   Помещения психологической службы включают комнату-кабинет с оборудованными рабочими местами сотрудников службы, комнаты для хранения необходимых для осуществления деятельности психологической службы материалов, инструментария, приборов, лекотеки (библиотеки игрушек для детей), и комнат для индивидуальных консультаций и групповых психологических занятий (при дефиците помещений проведение групповых занятий и ряда консультаций возможно в игровых и учебных помещениях, расположенных на отделениях больницы).

4.2.   Общим требованием к помещениям и дизайну помещений психологической службы является возможность создания в них условий комфорта и психологической безопасности у пациентов и членов семьи. Размер, расположение, общий вид помещений для психологической работы должны отвечать стандартным требованиям к помещениям для психологической (психотерапевтической) работы.

4.3.   Мебель и элементы внутреннего дизайна помещений психологической работы должны отвечать требованиям безопасности и комфорта, и соответствовать возрасту, потребностям развития и психического здоровья обслуживаемых пациентов и членов их семьи и отвечать стандартным требованиям к оборудованию психологического кабинета.

4.4.   В примерный перечень аппаратов и приборов, необходимых для работы психологической службы, входят персональные компьютеры (IBM-совместимые) с необходимым программным обеспечением, модемами и подключением к сети Интернет, телефон, сетевые провода и устройства питания, принтеры, аудиоколонки, копировальный аппарат, компактные CD и DVD диски; музыкальный центр; видеокомплекс в виде видеокамеры, видеомагнитофона, видеомонитора, треноги, видеокассет.

4.5.   Материалы и методики, необходимые для осуществления работы психологической службы, должны соответствовать стандартам оказания психологической помощи и отвечать целям и задачам работы психолога. В кабинете должны находиться наборы игрушек для занятий с детьми разного возраста, канцелярские принадлежности, методики для диагностики психического развития ребенка, эмоционального состояния, личностных особенностей и другие.

4.7.   Наименования и количество единиц оборудования психологической службы должны соответствовать потребностям оптимального функционирования психологической службы, числу ее сотрудников и количеству обслуживаемых пациентов и членов их семей.

5.   О действии Положения и возможностях его изменения

5.1.   Положение о психологической службе ДМС вступает в силу с момента его утверждения и подписания главным врачом.

5.2.   Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Положением, специалисты психологической службы руководствуются действующим законодательством РФ, приказами Правительства РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

 

Заключение

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что выделенные направления психологической работы необходимо учитывать при организации деятельности клинического (медицинского) психолога не только в многопрофильном детском стационаре, но в других учреждениях здравоохранения (детской поликлинике, детском хосписе, родильном доме и др.) в случаях работы с детьми и родителями. Мы считаем, что основные компоненты Положения (например, задачи, принцип формирования штата и др.) могут быть использованы для создания и понимания работы Службы психологов в других детских учреждениях. В то же время изложенные в Положении позиции не являются окончательными, их уточнение, прояснение и практическое воплощение — дело большого и длительного труда специалистов учреждений различного уровня (Правительства города, чиновников Комитета Здравоохранения, руководителей стационаров, врачей и психологов) заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья  детей и членов их семей.

 

_______________________

1 Проект Положения составлен Ириной Александровной Аринциной, к.пс.н., старшим преподавателем кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ и в 2002-2012 гг. — психологом ДГБ № 1, и Рифкатом Жаудатовичем Мухамедрахимовым, д.псх.н., профессором, заведующим кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ.

2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2011 г. N 577 «О Программе «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011–2013 годы». 

3 Учитывая тот факт, что психологическая служба детского многопрофильного соматического стационара в г. Санкт-Петербурге (и в Российской Федерации) создается впервые, при определении состава специалистов службы и расчете норм нагрузки их деятельности авторы проекта опирались на опыт психологических служб других учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения. При расчете штатных нормативов использованы следующие документы:

1.  Приказ МЗ РФ от 13.02.95 г. № 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь».

2.  Приложения № 10, № 11 к Приказу Минздрава РФ «О психотерапевтической помощи» № 438 от 16.09.2003 г.;

3.  Рекомендации Федерального Научно-Методического Центра по психотерапии и медицинской психологии, утвержденные приказом Минздрава РФ от 26.11.1996 № 391.

«О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» на базе Санкт-Петербургского Научно-Исследовательского института им. В.М. Бехтерева.

4.  Материалы пилотного проекта в СПб «Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям» в рамках проекта Тасис «Партнерство и взаимодействие в области образования, здравоохранения и социального развития». Апрель 2002, СПб, Москва.

5.  Информационно-методическое пособие муниципального учреждения «Городская психологическая служба» как функциональная модель социально-психологической помощи населению города Департамента по социальным вопросам и здравоохранению Администрации г. Сургута, 2000 г.

6.  Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (зарегистрировано МИНЮСТЕ РФ 26.07.2006 N 8110).

4 Стандартные требования к помещениям и оборудованию для психологической работы указаны в следующих документах:

1.  Приложения № 6 и № 9 к Приказу Минздрава России от 16.09.2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи».

2.  Чичерин Л.П., Барская А.Д., Эйдемиллер Э.Г. и др. Технология организации деятельности психолога детской поликлиники // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 4. — С. 48-53.

 

Литература

1.   Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

2.   Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М.: ГЕРРУС, 2002. – 296 с.

3.   Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденности в системе взаимодействия с близким взрослым // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 116. – С. 255-260.

4.   Аринцина И.А. Опыт работы медицинского психолога в детском многопрофильном стационаре / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. – С. 213-220.

5.   Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности: автореф. дис. … к.пс.н. – СПб., 2010. – 24 с.

6.   Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб., 2000.

7.   Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2003.

8.   Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. – 288 с.

9.   Шац И.К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

10.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.81

Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения