Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 4(15)
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии

Рецензия на книгу
«Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы.
Учебное пособие для врачей и психологов»/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера.
— Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с.

Попов Ю.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Попов Юрий Васильевич

–  заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, имеет высшую категорию по специальности «психиатрия». Руководитель отделения психиатрии подросткового возраста СПБПНИ им. В.М. Бехтерева.

E-mail: podrostky@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рецензируемое издание подготовлено коллективом кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», возглавляемой одним из создателей семейной психотерапии в СССР, Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером. Э.Г. Эйдемиллер — ученый, врач, педагог и ведущий отечественный специалист в области психотерапии взялся за изучение взаимоотношений в семьях подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, вдохновляемый известным создателем школы подростковой психиатрии в СССР Андреем Евгеньевичем Личко.

Данное пособие предназначено для врачей и психологов, а также всех интересующихся семейной психологией и семейной психотерапией. Также оно может быть полезным широкому кругу читателей, интересующихся диагностикой и разрешением семейных проблем.

Первое издание практикума по системной семейной психотерапии вышло в 2002 году и было широко востребовано специалистами. Накопленный авторами теоретический и практический опыт позволил дополнить второе издание практикума новыми теоретическими положениями, методами и моделями диагностики и коррекции семейной системы. В практикумом включены работы современных отечественных специалистов, оказывающих помощь семьям больных с различной нозологией в условиях России. В предисловии ко второму изданию подробно изложены теоретические концепты, объединяющие авторский коллектив, и позволяющие целостно воспринимать представленный материал.

Структура практикума включает в себя три главы, последовательно раскрывающие вопросы семейной диагностики, семейной психотерапии и подготовки семейного психотерапевта. Структура изложения каждого занятия предполагает обозначение цели занятия и средств ее достижения, оптимально и доступно дается описание теоретических положений того или иного диагностического или лечебного метода и модели. Для продуктивного освоения материала предлагаются ситуационные задачи, список вопросов в конце каждого занятия, ответы на которые позволяют наиболее полно ассимилировать изученный материал. Репродуктивный вариант обучения представлен множеством иллюстраций случаев семейной диагностики и психотерапии, стенограммами сеансов и комментариями к ним. Этот способ изложения материала по механизмам моделирования позволяет специалисту приобрести необходимые практические умения, а при их воспроизведении и повторении и навыки.

Первая глава практикума, посвященная семейному диагнозу и методам семейной диагностики, наряду с теорией включает в себя современные диагностические методики, широко используемые авторами пособия в своей работе на отечественной выборке. Указаны сильные и слабые стороны того или иного метода, приведены иллюстрации использования диагностических процедур, указаны ошибки предшествующего использования методики. Так полученный авторами практический опыт работы с опросником «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-III) позволил выбрать оптимальный вариант перевода данного опросника и представить его в пособии, проиллюстрировав работу с ним детальными комментариями.

Вторая глава «Психология семьи и методы (модели) современной семейной психотерапии» дает подробное теоретическое представление о системном подходе, лежащем в основе системной семейной психотерапии. Раскрываются функции симптома в семейном функционировании, иллюстрируется вопросы в семейной психотерапии и реконструирующие техники. Представлены основные современные направления семейной психотерапии: нарративное и системное. Подробно даны описания и стенограммы сеансов аналитико-системной семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллера, Н.В. Александровой, раскрыты вопросы семейного консультирования с использованием метода И.М. Никольской «Серийные рисунки и рассказы», изложена теория и практика перинатальной семейной психотерапии, представлен гештальт-подход в семейной психотерапии. Показаны модели семейной психотерапии при ряде нозологий: психосоматических расстройствах у детей и подростков, шизофрении, героиновой наркомании, ВИЧ-СПИДе. Изложение ярко иллюстрировано примерами, рисунками пациентов, стенограммами и исчерпывающими комментариями к ним.

Третья глава посвящена вопросам подготовки и обучению специалистов семейной психотерапии. Изложена программа и структура циклов усовершенствования специалистов по семейной психотерапии, основанные на опыте преподавания данной дисциплины на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова». Представлена теория и практика супервизии в семейной психотерапии.

Практикум содержит список рекомендуемой литературы. В конце даны варианты правильных ответов на вопросы к темам и заданиям, позволяющие обеспечить самоконтроль в освоение материала.

Есть уверенность, что рецензируемое учебное пособие станет настольной книгой психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851(049.32)

Попов Ю.В. Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии. Рецензия на книгу «Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов» / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения