Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

ВАЛИДИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ПРОЕКТИВНЫХ РИСУНКОВ*

Золтан Вашш (Будапешт, Венгрия)

 

 

Золтан Вашш

–  Ассоциированный профессор психологии, заведующий факультетом психологии визуальной экспрессии, Институт психологии, Университет Кароли Гаспара.
Адрес: Будапешт, H-1037, Bécsi út 324. V. ép

E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com.

Web: www.zoltanvass.hu

 

Аннотация. Цель данного исследования — представить надежную валидность ESPD (Vass 2006, 2012) экспертной системы анализа. Всего в исследование было включено 266 участников, случайным образом отобранных на различных рабочих местах и в психиатрических клиниках. Испытуемые были разбиты на три группы: (a) — хорошо адаптированные взрослые и подростки (n=117), (b) — пациенты с неврозами (n=91) и (c) — пациенты с психотическими нарушениями (n=57). Их проективные рисунки были подвергнуты анализу с помощью ESPD программы. Значимость конфигураций была сопоставлена во всех трех группах. ANOVA был вычислен для сравнения результатов в группах (a), (b) и (c). Для значимых переменных значения конфигурации сравниваются попарно с помощью Scheffe-метода. Исключив все случайные комбинации, были выявлены 72 из 163 конфигураций, которые явились дифференциально значимыми (все p<0,05) среди крупнейших нозологических групп психически здоровых, пациентов с неврозами и пациентов с психотической симптоматикой. Почти все из 72 значимых конфигураций показали ожидаемую разницу. Результаты показывают, что конфигурации правдоподобны (вероятны) и соответствуют нашим общим знаниям о психопатологии.

Ключевые слова: психометрическая валидность, конфигурация, здоровые взрослые, невроз, психоз, проективные рисунки.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* В более развернутом виде с идеями конфигуративного анализа можно познакомиться в статье З. Вашша Семь шагов конфигурационного анализа (КА) в интерпретации рисунков и картин
или обратиться непосредственно к монографии Zoltán Vass. A Psychological Interpretati on of Drawings and Paintings. The SSCA Method: A Systems Analysis Approach.

_______________________

 

 

Целью данного проекта было представление надежного валидного исследования ESPD анализа (Vass, 2006, 2012).

ESPD система является экспертной системой, специально разработанной для интерпретации проективных рисунков. Главным принципом системы является использование комбинационного подхода для понимания клинического состояния пациента, процесса рисования, тестирования поведенческих и конфигурационных графических особенностей. Важно подчеркнуть, что рисунки были проанализированы в широком контексте у испытуемых без специальной графической подготовки. По результатам анализа написан психодиагностический отчет, включающий диагностические заключения, которые дают рекомендации клиницисту (Vass 2006; 2012). Применение ESPD началось в 2000 году. С тех пор она включена в профессиональные тренинги по психологии и используется во многих странах.

В исследовании 3 большие нозологические группы (хорошо адаптированные участники, страдающие неврозами и больные психозами) были выбраны для анализа их проективных рисунков. Вместо индивидуальных особенностей рисунка (как у Buck, 1948/1992; Machover, 1949; Hammer, 1958; Levy, 1958; Bolander, 1977; Mitchell, Trent & McArthur, 1993; Urban, 1994; Jolles, 1996), были использованы преимущественно формальные особенности. Этот прием открывает путь комплексному анализу данных. Конфигурация определяется как психологическая характеристика (характерная особенность, смысл и интерпретация) связанная с достоверным фактором и списком заданий. Достоверный фактор отражает интенсивность интерпретации или вероятность того, что интерпретация верна. Наиболее важным атрибутом конфигурации является то, что она определяет психологическую особенность только в случае, когда одновременно выполнены несколько заданий в процессе рисования. Как правило, чем больше заданий выполнено, тем больше это должно усиливать надежность исходной оценки психологических особенностей (см. подробно Vass, 2012).

МЕТОД

Участники

В обследование были включены 265 участников. Все они были европейцы, включая жителей Венгрии, произвольно выбранные на различных рабочих местах и в психиатрических клиниках. 43% (n=115) были мужчины в возрасте от 13 до 78 лет (М=36,21; SD=14,47).

Участники были разделены на 3 группы: (a) хорошо адаптированные взрослые или подростки (n=117), (b) — пациенты с неврозами (n=91), (c) — пациенты с психотической патологией (n=57).

Критерием отбора для группы (а) было отсутствие каких-либо психологических или психических симптомов (проводилось полуструктурированное интервью), исключающих вероятность наличия в прошлом психиатрического анамнеза или госпитализации.

Критерием отбора для группы (b) были диагнозы, отражающие невротический тип реагирования, в том числе рекуррентная депрессия, зависимость от психоактивных веществ (опиаты, героин, амфетамин, лекарства), фобии, генерализованная тревога или панические атаки. Исключающим критерием было наличие психотических симптомов или психоза как диагноза.

Критерием отбора для группы (с) были диагнозы, отражающие психотический тип реагирования (в том числе различные виды шизофрении, биполярное расстройство), или психотическая симптоматика (галлюцинации, психотическая тревога). Все участники этой группы являлись пациентами психиатрических клиник.

Процедура

После применения стандартных проективных рисуночных тестов (как описано у Back, 1948 и Vass, 2012), все рисунки были оценены с помощью ESPD программы. В 3-х группах значения конфигураций были сопоставлены. Для строгого психометрического анализа все случаи данных, полученных ранее, были исключены из анализа конфигураций. Были использованы только настоящие графические задания и тест на оценку особенностей поведения. Этот прием снизил идеографическую специфичность в значительной степени, что подробно обсуждается в другой публикации по теме этого исследования.

Анализ данных

ANOVA был вычислен для сравнения значений в группах (а), (b) и (c). Для существенных величин значения конфигураций были сравнены попарно с помощью Scheffe-метода.

Результаты

После исключения всех случаев, когда применялся комбинаторный анализ, остались 72 из 163 конфигураций, которые имели существенные различия (все p<0,05) среди групп психически здоровых, испытуемых с неврозами и психозами (см. подробно список конфигураций у Vass, 2012). 70 конфигураций показали ожидаемую разницу и 2 — противоположную ожиданию.

Результаты показывают, что участники группы (а) — психически здоровые — характеризовались низким уровнем значений (или нулевым показателем) по следующим чертам: агрессия, алкогольная зависимость, тревога (отмечена в трех различных конфигурациях), симптомы хронического заболевания (в трех различных конфигурациях), депрессия (в трех конфигурациях), сужение эго (4 конфигурации), недостаток эмоциональной или социальной адаптации (3 конфигурации), уклончивость, «чувство, что окружающий мир опасен», чувство пустоты, нарушение половой идентичности, импульсивность, неадекватные чувства (2 конфигурации), неадекватные чувства с компенсаторной защитой (2 конфигурации), чувство неполноценности, внутреннее напряжение, ощущение потери энергии, низкий уровень влечения, низкая сила эго, снижение психологического дифференцирования, негативная самооценка (2 конфигурации), нейротизм, некомплаентность, органические изменения (2 конфигурации), параноидные тенденции, внутренняя неустойчивость, бедные межличностные взаимоотношения, низкая самооценка, ненадежный контроль за физическими импульсами, отрицательное восприятие себя в межличностных отношениях, психологическое ухудшение, психологические конфликты, ригидность, шизоидные процессы (4 конфигурации) и шизофрения.

Участники группы (а) характеризовались высоким уровнем значений по следующим параметрам: спонтанность, стрессоустойчивость и конфигурация психического здоровья. Возможно, интересно посмотреть на компоненты этой последней конфигурации (психическое здоровье): реалистичный стиль, интуитивное мнение испытуемого, непроизвольное желание наблюдателя, чтобы изображенный на картинке персонаж хорошо ладил с окружающими людьми и контролировал свои эмоции, теплое эмоциональное отношение, обычное эмоциональное отношение, дифференцированно-реалистичный уровень рисунков, богатая детализация, спонтанная экспрессия, твердые, уверенные, быстрые линии, хорошо-контролируемая легкая штриховка, проекция хорошего настроения в рисунке, единственная линия основания, дифференцированное основание, поглощенность процессом во время теста.

Потребность в контакте (конфигурация № 108) в здоровой группе была выше по сравнению с невротиками, но ниже, чем у психотиков. Эта конфигурация включала любовные символы как тематические стереотипы, вторичные фигуры, теплые эмоциональные чувства, усиления воображения во время выполнения работы, желание разместить себя на рисунке,текстовые послания, надписи. Интересная конфигурация отражала психоз и ее не было найдено у психически здоровых субъектов. Она же характеризовала невротиков в минимальной степени, и показывала наивысшее значение у психотиков. Конфигурация включает изображение внутренних органов, психотические переживания, обозначение деталей очень маленьких размеров.

Значение родителя противоположенного пола у здоровой группы было выше, нежели у психотиков, но ниже, чем у невротиков. Сексуальная озабоченность у здоровых субъектов была ниже, чем у невротиков, но выше, чем у психотиков (при сравнении трех выбранных конфигураций). Была выделена конфигурация (№ 158), которая отражала степень сексуальных проблем. Исключая прежние случаи изменений, она отражала особенности распределения показателей и как конфигурация измерения сексуальной озабоченности. Эта конфигурация состоит из чувственно-эмоциональных свойств: онанизма, детальное изображение груди на женской фигуре, необычно большие груди, акцентуация внимания на ягодицах, на талии, обнаженная фигура, изображение противоположного пола в первую очередь (из прежних случаев следующие вариации были исключены: сексуальное насилие, недостаток длительных отношений, и сексуальные проблемы). Испытуемые из группы (а) часто рисовали работы более высокого художественного качества, чем психотики (как оценено по образцу контура, индивидуальному художественному уровню рисования, выразительности изгибов линий, надписям, названиям, длинным сплошным линиям).

Две конфигурации показали противоположные ожидаемым результаты: конфигурация № 100 (маниакальные тенденции) и конфигурация № 114 (оппозиционное поведение).

Обсуждение результатов

Почти все существенные конфигурации показали ожидаемую разницу. Это значит, что конфигурационный анализ хорошо дифференцирует большие нозологические группы. Две конфигурации нуждаются в дополнительном пересмотре: одна из них — маниакальная тенденция, другая определяет оппозиционное поведение. Результаты показывают, что, исключая два последние паттерна, все 70 конфигураций являются вероятными и соответствуют нашим основным знаниям по психопатологии. Две последние — заслуживают обсуждения. Маниакальные тенденции оценивались двумя путями:

1.   Конфигурация 101, как и ожидалось, показала наивысшее значение у психотиков, ниже — у невротиков, и наименьшее — у здоровых субъектов. Эта конфигурация включает в себя: недостаток обычной латентности (скорости реакции), возбуждающее или ускоряющее движение, маниакальное эмоциональное свойство, неясное, неопределенное эмоциональное свойство, увеличение способности формирования идей во время процесса творчества, маниакальные тенденции (этот фактор не принимался во внимание как зависящий от анамнеза пациента), возбудимость, очень короткое время рисования, эйфорическая жестикуляционно-мимическая экспрессия, чрезвычайное детализирование.

2.   Конфигурация 100 характеризуется следующими признаками: изображение фигуры в виде схемы (уровень b2); возбужденное эмоциональное состояние; ярко выраженное мнение наблюдателя, что фигура полна энергии; активное движение; небрежный или заштрихованный фон; буквы и надписи (также мания и шизоаффективное расстройство, исключенные из дальнейшего анализа). Было обнаружено, что эта конфигурация имеет наибольшее значение в психотической группе, но здоровые индивиды показывали ее чаще, чем невротики. Мы можем предположить, что активное движение и выразительные черты фигуры, полной энергии, проявляются в творчестве здоровых субъектов.

Вторая конфигурация, вызывающая сложности, связана с оппозиционным поведением.

(а) Как ожидалось, в конфигурация 115 невротики набрали наибольший балл, за ними следовали психотики, за ними здоровые люди. Эта конфигурация включала в себя: широкую стойку, радостные эмоции, смешную или гротескную фигуру, как тематический стереотип; изображение языка, «колючую» фигуру, поворачивание бумаги, критика ситуации или экзаменатора, высокомерность в жестикуляции или мимике, враждебные выраженные жесты и мимика, негативные выраженные жесты и мимика, подозрительные выраженные мимика и жесты, ограниченное взаимодействие, необычно доминантное поведение, нежелание выполнять инструкции, отказ рисовать или завершить рисунок, акцент на изображении гениталий, обнаженная фигура, гневное выражение лица, инфантильность, впечатление, что эмоции владеют фигурой, фигура с лысой головой.

(b) Конфигурация 114 была наиболее выражена у психотиков, а у невротиков выше, чем у здоровых испытуемых. Этот паттерн может быть назван как «психотический тип оппозиционного поведения». Изображение клоуна было тематическим стереотипом; инфантилизм; смешная или гротескная фигура, как тематический стереотип; изображение бутылок; буквы, надписи; оружие и изображения очень больших размеров.

 

Литература

1.  Bolander K. Assessing Personality through Tree Drawings. – New York: Basic Books, 1977.

2.  Buck J. N. The H-T-P technique; a qualitative and quantitative scoring manual // Journal of Clinical Psychology. – 1948. – № 4. – Р. 317-396.

3.  Buck J. N. Warren W. L. House-Tree-Person Projective Drawing Technique Manual and Interpretive Guide. –Los Angeles: Western Psychological Services, 1992.

4.  Jolles I. A Catalogue for the Qualitative Interpretation of the House-Tree-Person (H-T-P). –Los Angeles: Western Psychological Services, 1996.

5.  Levy S. Projective Figure Drawings // Hammer E. F. (Ed.). Clinical Application of Projective Drawings. – Springfield: Thomas, 1958. – Р. 83-112.

6.  Machover K. (1949). Personality Projection in the Drawing of the Human Figure (1st ed.). – Springfield, Ill. C. C.: Thomas. [11th ed. 1980].

7.  Mitchell J., Trent R., McArthur R. Human Figure Drawing Test (HFDT). – Los Angeles: Western Psychological Services, 1993.

8.  Urban W. H. The Draw-A-Person Catalogue for Interpretative Analysis. – Western Psychological Services: Los Angeles, 1994.

9.  Vass Z. A klasszikus pszichometriai validitás-koncepció és a heurisztikus tesztértelmezési koncepció összehasonlítása (A comparison of the classic concept of psychometric validity and a concept of heuristic test interpretation). „Testforum 2001” // Test Committee of the Hungarian Psychological Association (A Magyar Pszichológiai Társaság Tesztbizottsága). – Budapest (Hungary). – 21th September. – 2001.

10.  Vass Z. A rajzvizsgálat pszichodiagnosztikai alapjai. – Budapest: Flaccus, 2006.

11.  Vass Z. A psychological interpretation of drawings and paintings. The SSCA Method: A Systems Analysis Approach. – Budapest: Alexandra Publisher, 2012.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851.13:159.9.07

Вашш З. Валидизация экспертной системы анализа проективных рисунков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения