85 лет со дня рождения профессора Ю.М. Орлова
Творогова Н.Д. (Москва)
|
Творогова Надежда Дмитриевна
– доктор психологических наук, профессор, зав.
кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им.
И.М. Сеченова.
E-mail: n.tvorogova@gmail.com
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Юрий Михайлович Орлов — доктор психологических наук,
кандидат философских наук, практикующий психолог, создатель теории и
практики саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ), автор книг по
психологии личности, более 100 научных публикаций по педагогической
психологии, лидер по разработке психолого–педагогических основ
совершенствования отечественного высшего медицинского и
фармацевтического образования.
Разработал:
• концепцию эффективности учения, ее показателей;
• вопросники для измерения потребностей в
достижениях, в аффилиации и в доминировании, тревожности в
экзаменационной ситуации;
• разработал совместно с Н.Д. Твороговой
шкалу измерения потребностно–мотивационного профиля
референтности группы (МПРГ) и когнитивно–эмотивный тест (КЭТ);
• ревалидизировал тест тематической апперцепции
для измерения мотива достижения, мотива аффилиации (последний совместно
с Н.Д. Твороговой);
• ввёл новое понятия «потребностный профиль»,
«мотивационный синдром потребности»;
• разработал теорию и практику саногенного
мышления (СГМ) как метод оздоровления человека.
Родился 16 апреля 1928 г. в семье школьных учителей, умер 11 сентября
2000 г. В 1947–1949 гг. учился в Ленинградской
военно–морской медицинской академии им. С.М. Кирова. Из-за
слабого здоровья (болезнь органов дыхания, плеврит) перешел в Челябинский
педагогический институт (специальность «История»), в котором
учился с 1949 по 1952 (за три года экстерном прошел пятилетнюю
программу обучения). После окончания вуза преподавал в школе.
С 1953 по 1956 учился в очной аспирантуре Института философии
АН СССР. Ученую степень кандидата философских наук получил за
диссертацию о диалектике относительной и абсолютной истины в познании.
С 1964 по 1971 г. заведовал кафедрой педагогики и психологии
Балашовского пединститута имени Н.Г. Чернышевского. С 1969 по 1971
Юрий Михайлович работал в Институте повышения квалификации психологов
АПН СССР (сейчас это Психологический институт им. Л.Г. Щукиной),
в качестве профессора читал лекции по теории эксперимента и математической
статистике в психологии. Совмещал преподавательскую деятельность с работой
в институте социологии АН СССР.
С 1973 по 2000 г. — профессор Московской Медицинской академии
им. И.М. Сеченова (сейчас это Первый МГМУ им. И.М. Сеченова),
с 1973 по 1993 г. заведовал здесь кафедрой педагогики и медицинской
психологии (с 1993 г. — профессор этой кафедры). Успешно
защитил докторскую диссертацию по психологии
(«Потребностно–мотивационные факторы эффективности учебной
деятельности студентов ВУЗа»). С 1993 по 2000 г. —
действительный член Международной академии информатизации, президент
отделения психологии этой академии. Все годы советского периода
оставался беспартийным.
Юрий Михайлович Орлов — один из основателей кафедры педагогики
и медицинской психологии 1 ММИ им. И.М. Сеченова (кафедра была
образована в 1971 году, первый заведующий — д.м.н. К.С. Митин).
Возглавил кафедру Ю.М. Орлов в 1973 г. Широта научных интересов
позволила ему объединить в единый кафедральный коллектив специалистов с
базовым педагогическим, психологическим и медицинским образованием. Он
возглавлял кафедру на протяжении 22 лет. При нем она стала признанным
научно–методическим центром совершенствования отечественного высшего
медицинского и фармацевтического образования. Большим научным и практическим
достижением этого периода стала разработка на кафедре и внедрение в
учебный процесс медицинских и фармацевтических вузов СССР новой педагогической
технологии — Единой методической системы (ЕМС) института, кафедры
(проф. И.А. Сычеников, проф. В.И. Каган). Всесоюзная конференция
работников высших учебных заведений (Москва, 1980 г.) рекомендовал
ЕМС к распространению в учебных заведениях СССР. Концепция ЕМС получила
признание научной и образовательной общественности и за рубежом.
Профессор Ю.М. Орлов руководил разработкой всех программ учебных
дисциплин, преподаваемых на кафедре, которые стали типовыми для
аналогичных кафедр всех медицинских и фармацевтических вузов СССР. Им
внесен значительный вклад в развитие теории педагогического мастерства,
в разработку критериев и методик исследования эффективности учебной
деятельности, построение тестов учебных достижений, в разработку
методики создания модели специалиста. Им предложена программа
психологической подготовки студентов к экзамену. Под руководством и при
непосредственном участии Ю.М. Орлова проведено многолетнее лонгитюдное
исследование мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов.
Кафедра педагогики и медицинской психологии в рамках исследовательских
проектов (научный руководитель — проф., д.пс.н. Ю.М. Орлов):
«Социально–психологические аспекты высшего медицинского
образования», «Разработка методики построения модели
врача–специалиста заданного профиля и провизора»,
«Разработка педагогического проекта курса кафедры медвуза»,
«Совершенствование форм и методов обучения в медицинском вузе»,
«Разработка дидактических требований к системе учебных занятий в
медвузе» — подготовила требования к разработке экзаменационных
тестов, сформулировала показатели эффективности внедрения новых форм,
методов и средств обучения, предложила модель учебного пособия к практическим
занятиям, проводила эмпирические исследования мотивов учебной деятельности
студентов (в результате этих исследований была подготовлена брошюра
«Моральное стимулирование учения»), подготовила рекомендации
по воспитанию и самовоспитанию студентов, др. На материалах кафедральных
научных разработок на кафедре были защищены 3 докторские диссертации
и 5 кандидатских диссертаций (под руководством проф. Ю.М. Орлова
всего защищено более 10 кандидатских диссертаций, он также был научным
консультантом 4-х докторских диссертаций). Педагогическая технология,
разработанная преподавательским коллективом кафедры под руководством
Ю.М. Орлова, вышла за пределы института и стала ведущей для всей
отечественной медицинской и фармацевтической высшей школы СССР.
Ю.М. Орлов — был уважаемым членом президиума Московского
психологического общества, действительным членом Международной академии
информатизации, входил в состав 2-х Советов по присуждению ученых
степеней кандидата и доктора психологических наук. Он сотрудничал со
многими общественными организациями и институтами (в частности, с
Российским земским движением, с институтом Валеологии, др.), был
лектором в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР.
Талантливый педагог, прекрасный лектор — Ю.М. Орлов
неизменно демонстрировал пример педагогической работы как в аудитории
со студентами, преподавателями вузов (слушателями ФПКп), аспирантами,
так и в аудитории при чтении лекций для населения. Он выступал с
лекциями в различных регионах СНГ (раньше — СССР, в качестве
признанного лектора Всесоюзного общества «Знание»),
выступал в широкой печати и по кабельному телевидению, а с 1993 г.
на протяжении более 5 лет вел систематические циклы лекций для
населения в Политехническом музее по психологическим и философским
аспектам саногенного мышления. 90-е годы отмечены также всплеском его
издательской активности: опубликовано более 30 брошюр
(«Психология ненасилия», «Целительное рисование»,
«Психология болезни», «Менталитет человека, его
здоровье и болезнь», «Психология врачевания»,
«Зависимость», «Психодинамика здоровой и больной
личности» и многие другие). Ю.М. Орлов является автором
монографий: «Прогнозирование социальных потребностей
молодежи» (1978, совместно с проф. И.В. Бестужевым-Ладой),
«Самопознание и самовоспитание характера» (1987),
«Восхождение к индивидуальности (1991), «Саногенное
мышление» (1991), «Половое развитие и воспитание»
(1993). В последние годы жизни им опубликованы: «Обида»,
«Вина», «Стыд», «Зависть»,
«Как беречь любовь», «Научение. Становление
человека», «Исцеление философией», «Философия
гипертонической болезни» и многие другие.
Ю.М. Орлов разработал теорию и практику саногенного (оздоравливающего)
мышления (СГМ) с целью управления отрицательными эмоциями (в частности,
такими как обида, вина, гнев, зависть, стыд, др.) путем осознания и
управления теми умственными операциями, которые автоматически порождают
соответственную эмоцию. Первые его публикации в этой сфере появились в
1991 г. в контексте санологии (комплексного направления медицинской
науки и практики).
Основные принципы СГМ («здравомыслия»): (а) принцип
уместности умственных операций, (б) принцип осознания привычек
собственного ума, (в) принцип интроспекции, (г) принцип
научности обыденного мышления. Теория СГМ объясняет, как эмоции возникают
вследствие автоматизированных, привычных и неосознаваемых умственных
операций, порождаются привычной работой ума, осуществляемой по
определенной программе, характерной для каждого вида эмоций. Патогенное
мышление (ПГМ) — это мышление бессознательное, неуместное,
приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате
чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия.
Ю.М. Орловым разработана технология обучения СГМ, которая опирается
на развитие естественной способности человека к интроспекции, к осознанию
с помощью специальных упражнений своих автоматизированных умственных
операций. Эффективная интроспекция, связанная с той или иной эмоцией,
кроме полноценной жизненной философии требует выработки новых привычек
думать, размышлять об обиде, стыде, зависти, чтобы привычный ход мыслей
автоматически не приводил к этим эмоциям. Такое осознание не может быть
достигнуто без научного знания о психологии мышления и психологии эмоций.
Знание об операционных основаниях эмоций порождается научными психологическими
исследованиями. СГМ вносит в привычное течение мысли, в обыденную
философию человека научные основания. Такое осознание порождает
контроль и управление предметом осознания. Клиент ведет дневник
самонаблюдения, в результате чего повторяет акты СГМ, которые
автоматизируются; уже они становятся для него привычными. Технология
обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ.
Практика обучения СГМ — отечественная синтетическая психотехнология,
разрабатывалась начиная с 80-х годов прошлого столетия психологом и
философом Ю.М. Орловым независимо от западной теории
эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых
практических задач.
Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии.
Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать
системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его
страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению
блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной
философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в
различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен
научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые
могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому
установить для себя предел, за который он не хотел бы переходить, если
бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений
с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и
даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в
мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование
соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными
возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривал как антитезу
распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в
удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который
ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления
эмоциями — подавление их и сдерживание внешнего проявления.
В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача
объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы,
а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки
в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или
иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь
определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может
работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения,
необязательности близких, возникших препятствий в общении и пр.
Многое зависит от способов мышления. Противоположно саногенному
(«здравомыслию») патогенное мышление (ПГМ) —
это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению
отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека
возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ
предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного
мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое,
а вполне нормальное с медицинской точки зрения мышление, но оно
патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший
стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора,
приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой.
Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями,
теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций,
в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования
умственных действий П.Я. Гальперина; практика обучения
СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте
когнитивной (в частности, рационально–эмотивной психотерапии).
Практика СГМ используется для коррекции негативных
эмоционально–насыщенных отношений человека к себе,
к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями.
На протяжении нескольких десятилетий с первого дня его появления
на кафедре Первого МГМИ им. И.М. Сеченова до последних дней
его жизни мне посчастливилось быть рядом с этим выдающимся Человеком,
состоявшимся ученым, руководителем новой формации. Свои идеи,
технологии работы с людьми он не только публиковал в научных и
популярных изданиях, но и практиковал в повседневной жизни.
В бюрократически заорганизованном профессиональном сообществе ему
удавалось поддерживать с коллегами атмосферу доверительных открытых
отношений. Он практиковал «менеджмент с человеческим
лицом». Творческий по натуре он поддерживал все начинания,
работающие на результат, не считаясь с тем его ли идеи реализуются
или кого-либо из коллег — если, дело казалось ему полезным
для науки, для высшего медицинского образования, то он в него
вкладывался целиком, внося в реализацию проекта свой неповторимый
вклад, воодушевляя соратников на движение к истине для достижения
блага, невзирая ни на какие имеющиеся бюрократические инструкции
и указания. Ю.М. Орлов был и блестящим
психотерапевтом–практиком; после лекций к нему обязательно
кто-нибудь подходил с просьбой проконсультировать (сотрудники кафедры
и их ближайшие родственники также бесплатно пользовались этой
возможностью). В начале Перестройки в 80-е годы Ю.М. Орлов
создал первый в Москве кооператив «Изида» для обучения
желающих (психологов, врачей) практической психологии, который
пользовался большой популярностью. Занятия, на которых проводили
тренинги лучшие московские психологи и приезжающие зарубежные
психотерапевты, посещали и студенты–медики; это были первые
для них элективные занятия (они тогда еще не вошли в отечественную
практику вузовской жизни).
Дело Ю.М. Орлова живет, кафедра помнит его. Надеюсь, что со
временем значение вклада этого многогранного ученого в психологическую
науку и практику все больше будет осознаваться профессиональным
сообществом.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(092)
Творогова Н.Д. 85 лет со дня рождения профессора Ю.М. Орлова [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2013. – N 3 (20).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|