И.П. Лапин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Управление комплайенсом и качество жизни у больных
с хронической алкогольной болезнью

Зиновьева М.А., Каграманян И.Н., Хохлов А.Л.,
Лилеева Е.Г. (Ярославль)

 

 

Зиновьева Марина Александровна

Зиновьева Марина Александровна

–  заместитель главного врача по общим вопросам ГУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».

E-mail: mz01@mail.ru

Каграманян Игорь Николаевич

Каграманян Игорь Николаевич

–  соискатель кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия».

E-mail: al460935@yandex.ru

Хохлов Александр Леонидович

Хохлов Александр Леонидович

–  профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия».

E-mail: al460935@yandex.ru

Лилеева Елена Георгиевна

Лилеева Елена Георгиевна

–  кандидат медицинских наук, ассистент кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия».

E-mail: elileeva2006@yandex.ru

 

Аннотация. Одной из проблем лечения больных хронической алкогольной болезнью является невыполнение больными врачебных назначений или низкая приверженность к лечению. Низкая мотивация больных алкогольной зависимостью к лечению хорошо известна отечественным врачам. Установлено влияние обучения пациентов любого возраста с хронической алкогольной болезнью на их качество жизни. Известно, что участие в образовательной программе улучшает знание пациентов о болезни, комплайенс к медикаментозной терапии, приверженность к немедикаментозным методам лечения, что является основой самоконтроля и улучшения качества жизни.

Ключевые слова: приверженность к терапии, качество жизни, хроническая алкогольная болезнь.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В течение последнего десятилетия в России отмечается рост заболеваемости и смертности от болезней, связанных с употреблением алкоголя, что обусловлено не только неблагоприятными социально-экономическими условиями, но и недостаточной первичной и вторичной профилактикой [1; 2].

Сложность лечения пациентов, страдающих наркологическими заболеваниями, многократно обсуждалась в литературе и хорошо известна практикам. Первостепенной задачей является прекращение употребления алкоголя и формирование отрицательного отношения к спиртным напиткам. Это достигается применением комбинированного лечения с использованием лекарственных препаратов и мер психологического воздействия на больного [3]. Одной из перспективных организационных технологий профилактической и лечебной помощи можно считать обучение пациентов. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как Школы для пациентов [4; 8]. Несмотря на широкую распространенность хронической алкогольной болезни (ХАБ), опыт в отношении образовательных программ для пациентов, имеющийся в мире, относительно скромен [5].

Одной из важнейших составляющих проблемы лечения больных хронической алкогольной болезнью является невыполнение больными врачебных назначений, препятствующее достижению стойкого терапевтического эффекта, или, говоря иными словами, низкая приверженность или недостаточная степень согласия к лечению. Очевидно, что существует необходимость в специальных мероприятиях по повышению уровня согласия к лечению у пациентов разных клинических групп, и, в частности, в группе больных алкогольной зависимостью [5]. Низкая мотивация больных алкогольной зависимостью к лечению хорошо известна отечественным врачам, и хотя исследования собственно комплаентности проводятся и в нашей стране [3], в отношении наркологических больных они отсутствуют.

Установлено влияние обучения пациентов любого возраста с ХАБ на их качество жизни. Известно, что участие в образовательной программе улучшает знание пациентов о болезни, комплайенс к медикаментозной терапии, приверженность к немедикаментозным методам лечения [11], что является основой самоконтроля и улучшения качества жизни [9].

Цель исследования — определить влияние индивидуальной школы пациента на приверженность к лечению и качество жизни у пациентов, страдающих хронической алкогольной болезнью.

Материал и методы

В исследование включены 150 пациентов в возрасте от 18 до 80 лет с установленным диагнозом хроническая алкогольная болезнь (ХАБ) (по классификации ВОЗ/МОАГ 2004) и сопутствующей соматической патологией. Критериями исключения были: возраст старше 80 лет, дисциркуляторная энцефалопатия III, отсутствие информированного согласия пациента на участие в исследовании. После выполнения предусмотренных исследований проводилась рандомизация. Было выделено три подгруппы пациентов: — 50 человек женщин (группа I), 50 человек мужчин (группа II) и группа без обучения 50 человек сопоставимых по исходным характеристикам (возрасту, диагнозу, стажу употребления алкоголя и сопутствующей соматической патологии). Всем больным проводилось общеклиническое обследование, оценка комплаенса и качества жизни по 100–миллиметровой шкале и шкале SF–36, патронаж пациента на дому, ведение индивидуальных дневников пациентов. Вся программа обучения была рассчитана на 6 занятий по 2 академических часа. Занятия проводились 1 раз в месяц. Форма занятия — интерактивный семинар в виде свободного диалога с пациентами. Все больные заполняли специальный вопросник, в котором оценивался их образ жизни, характер и регулярность проводимой терапии, оценка самочувствия по 100–миллиметровой шкале и шкале SF–36. Период наблюдения был 24 недели.

Результаты

В период с сентября 2011 по март 2012 г. велось наблюдение за 150 больными с ХАБ, обратившихся в ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница». Мужчины составили 50% пациентов, женщины — 50%. Средний возраст пациентов составил 52,93±0,48 года. Из них работающие пациенты составили 43%, а 57% — не работали. Средняя длительность ХАБ 16,92±3,5 года. Характеристика больных ХАБ представлена в таблице 1. В проспективной группе чаще встречались: энцефалопатия в 36% случаев, гепатозы, в том числе алкогольная болезнь печени в 40% случаев, гипертоническая болезнь в 36% случаев и ХОБЛ в 28% случаев (р<0,05).

 

Таблица 1

Характеристика больных с ХАБ

Примечание: * — p<0,05

 

Форма обучения в Школе пациента — очная, отдельные группы для мужчин и женщин. Вся программа обучения была рассчитана на 6 занятий по 2 академических часа. Занятия проводились 1 раз в неделю. Форма занятия — интерактивный семинар в виде свободного диалога с пациентами. Все пациенты заполняли специальный вопросник, в котором оценивался их образ жизни, наличие факторов риска, характер и регулярность проводимой терапии, оценка самочувствия по 100–миллиметровой шкале и шкале SF–36.

Через 6 месяцев была оценена приверженность пациентов к получаемой терапии. Комплайенс определялся по результатам анализа дневников самоведения. Через месяц после начала исследования приверженность к лечению была достоверно выше в женской группе, через 6 месяцев эти данные сохранялись (таблица 2).

 

Таблица 2

Анализ комплаентности больных с ХАБ

Примечание: подсчеты произведены методом хи–квадрата. Статистическая обработка данных выполнялась с помощью программы «Биостатистика».

 

У всех пациентов качество жизни оценивалось при помощи опросника SF–36, состоящего из 11 разделов и позволяющего оценить субъективную удовлетворенность больного своим физическим и психическим состоянием, социальным функционированием, а также самооценку степени болевого синдрома. Физическое здоровье включает в себя физическую активность, ролевое физическое функционирование, боль, общее здоровье. Психическое здоровье состоит из жизнеспособности пациента, социальной активности, ролевого эмоционального функционирования, психического здоровья. Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ.

Через 6 месяцев в женской группе отмечено увеличение показателей, как физического, так и психологического здоровья (p<0,05). В мужской группе формой обучения выросли показатели социальной активности, ролевого физического и эмоционального функционирования по сравнению с группой без обучения (p<0,05). В группе, где «школа пациента» не проводилась эти показатели либо не изменились, либо снизились (таблица 3).

 

Таблица 3

Оценка состояния здоровья пациентов по опроснику SF–36

Примечание:
* — p<0,05 при сравнение групп 1 и 2 через 6 месяцев;
^ — p<0,05 при сравнение групп 1 и без школы через 6 месяцев;

# — p<0,05 при сравнение групп 2 и без школы через 6 месяцев;
подсчеты произведены методом парного критерия Стьюдента.

 

Во всех трёх группах оценивался уровень самочувствия по 100 мм шкале. Но через месяц уровень самочувствия был достоверно большим в группе 1 и 2, через 6 месяцев уровень самочувствия был достоверно большим в группе 1, где обучались женщины, а в группе 2, где обучались мужчины, эти показатели снижались с течением времени (p<0,05) (таблица 4).

 

Таблица 4

Уровень самочувствия по 100 мм шкале

 

Заключение

С целью изучения влияния терапевтического обучения на качество лечения ХАБ проанализирована работа «Школы пациента». Анализ результатов 6 месячного проспективного наблюдения за больными, прошедшими обучение в «Школе», показал: приверженность к лечению через 6 месяцев по результатам ведение дневников самоведения пациентами показала, что приверженность была достоверно выше в женской группе обучения; также отмечено увеличение показателей качества жизни в женской группе больных, прошедшей школу, по 100–миллиметровой шкале и опроснику SF–36. В целом, необходимо дальнейшее проспективное наблюдение для оценки роли обучения больных в отдаленном прогнозе заболевания.

 

Литература

1.   Верткин А.Л., Зайратьянц О.В., Вовк Е.И. Окончательный диагноз. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 576 с.

2.   Зайратьянц О.В., Рыбакова М.Г. Медико-демографические показатели: XX и начало XXI века, 2008.

3.   Кошкина Е.А. Эпидемиология наркологических заболеваний // Руководство по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2002. – Том II. – С. 8–15.

4.   Моисеев С.В. Поражения внутренних органов при алкогольной болезни // Врач. – 2004. – № 9. – С. 15–18.

5.   Первова Ю.В. О механизмах действия алкоголя на организм человека // Вопросы питания. – 2004. – № 3. – С. 43–46.

6.   Полыковский А.А. Нарушение сердечно-сосудистой деятельности при различных клинических вариантах алкоголизма (клиника, диагностика, лечение, профилактика) // Лекции по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца. – М: Медпрактика 2001. – С. 139–148.

7.   Самушия М.А. Психические расстройства в общей медицине // Сonsilium-medicum.com. – 2008. – № 2.

8.   Шорин В.В., Семке В.Я., Галактионов О.К. Алкоголизм при коморбидной соматической патологии (клинико-динамические, социально-психологические и реабилитационные аспекты). Владивосток: Врема ЛТД, 1999.

9.   Ivashkin V.T. Specific Characteristics of the Clinical Course of Alcoholic Cardiomyopathy Differentiated from Idiopathic Dilated Cardiomyopathy // Russian American Medical association Journal, 2005.

10.   Men T. Russian mortality trends for 1991–2001: analysis by cause and region // BMJ 2003. – Р. 327:964.

11.   Mincis M., Chebli J.M.F., Khouri S.T., Mincis R. Etanole o trato gastrointestinal. Arg Gastroenterol. – 1995. – Vol. 32(3). – P. 131–139.

 

 

Ссылка для цитирования

Управление комплайенсом и качество жизни у больных с хронической алкогольной болезнью / М.А. Зиновьева, И.Н. Каграманян, А.Л. Хохлов [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 4 (21) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения