Фенотипы проективных рисунков у лиц с делинквентным поведением и агрессивных
пациентов, страдающих психическими расстройствами
Золтан Вашш (Будапешт, Венгрия)
English version
|
Золтан Вашш
– ассоциированный профессор психологии, Институт психологии,
Университет Кароли Гаспара, Budapest, H-1037, Bécsi út 324. V.
ép, Hungary.
E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com.
Web: www.zoltanvass.hu
|
Аннотация.
Пациентам с психическими расстройствами (n=266), демонстрирующим
агрессивное поведение, а также делинквентам (n=81), отбывающим
наказание за убийство одного или более человек, был предложен тест
«Дом–Дерево–Человек» (Buck, 1948) с последующим
свободным рисованием и изображением животного.
Конфигурации рисунков были интерпретированы при помощи иерархического
кластерного анализа. Некоторые детали и конфигурации были традиционными,
другие же, хотя и редко встречаются в литературе, довольно часто
наблюдаются в клинических условиях. Конфигурации, распределенные по
различным фенотипическим группам, склонны встречаться вместе. Данная
статья описывает исследованные фенотипы.
Ключевые слова:
проективные рисунки; агрессия; кластерный анализ; конфигурации; Тест
«Дом–Дерево–Человек»; изображение животного;
свободное рисование.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
15.10.2013
|
12.01.2014
|
30.01.2014
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Возможность выявления склонности рисующего к агрессии при
помощи проективных рисунков пытались исследовать еще во времена
«золотых пятидесятых» первые авторы-классики в этой
области [2; 3; 4; 5; 12; 13; 14]. В результате была собрана
обширная база знаний по части графического выражения агрессии.
Тем не менее, еще многие вопросы остаются без ответа. В самом
начале авторы методик проективных рисунков проводили свои многочисленные
клинические наблюдения лишь за определенными пациентами. Толкования
отдельно взятых случаев были позднее опубликованы в методических
пособиях и стали классикой интерпретации. Эти наблюдения, которые
изначально использовались лишь в единичных клинических случаях,
впоследствии стали публиковаться для все более и более широкого
применения. В «цепочке» переизданий новые книги и
пособия содержали одну и ту же информацию о повторяющейся совокупности
признаков. Примерами могут послужить книга Коха, изданная в Швейцарии [12],
монография Вернера [32], каталог признаков Жолли [11], каталог
Урбана [23], руководство Хаммера [5], психодиагностический
справочник Огдена [15; 16], диагностический справочник Венка [33],
книга о рисунках дерева Боландера [1], книга о детских рисунках
Ди Лео [6].
Все прекрасно понимали, что рисунки каким-то образом отражают
личность рисующего, но выразить ее лишь при помощи простых
«алгоритмов», как это предлагалось в классических
пособиях, было невозможно. Обескураживает некритичное переиздание
диагностических суждений, противоречащее как здравому смыслу, так
и клиническим реалиям. Например, ранние работы Бака практически
неприменимы для клинической диагностики отдельно взятых случаев.
За редким исключением, каждое из высказываний в вышеперечисленных
пособиях может быть использовано в качестве примера. Так, слишком
длинные руки не всегда означают чрезмерное усердие человека, а
слишком короткие — его отсутствие. Эти утверждения могут быть
правдивыми, но очень редко и лишь отчасти. Значение рисунка,
объективная информация о нем, «истина» содержится
намного глубже. Рисунки, безусловно, отражают личность человека,
но не напрямую. Новый подход: конфигурационный
анализ *.
В этой работе мы пытаемся подойти к вопросу графического выражения
агрессивности несколько более тонко, по сравнению с простым поиском
явно выраженных признаков. Ключевыми словами являются фенотипы и
конфигурации. Этот метод основывается на эвристическом анализе моделей
отобранных из рисунков (более подробно см. у Вашша [28; 29]). Для
начала дадим определение двум основным терминам, использованным в
данном исследовании: проективным рисункам и агрессии. Основываясь на
определении «рисунка» в целом, данном Зерингером
[17; 18; 19; 20; 21; 22], мы определяем проективные рисунки как внутреннее
содержание, выраженное посредством рисовальных движений. Причем это
внутреннее содержание нельзя сводить лишь к отображению бессознательного
материала. Обращаясь к нашему второму термину, мы определяем агрессию
в данном исследовании как любое поведение, внутренний посыл, чувство
или интрапсихический феномен, при котором имеется намерение причинить
вред кому-либо, чему-либо или же самому себе. Согласно Харди [9],
агрессия может быть сознательной и бессознательной, явной, скрытой или
преобразованной в другой психологический феномен (например, тревогу,
физические симптомы или кажущееся неагрессивным поведение).
Изучение агрессивных психиатрических пациентов
и преступников, совершивших убийство
Классические признаки являются слишком общими, чтобы их можно
было использовать в клинической практике: все они имеют зависимые от
контекста значения, в связи с чем их невозможно применять в отдельно
взятых случаях. Примерами подобных классических признаков могут
послужить заостренные формы, темные и глубокие линии, зубы или злобное
выражение лица при изображении фигуры человека; похожие на копья,
остроконечные ветви деревьев или изображение дикого животного. При
изучении комплексов этих признаков возникает вопрос о правдивости
приведенных интерпретаций и о том, какие рисунки являются характерными
для действительно агрессивных людей.
Описание метода (участники и процедура исследования)
В ходе исследования мы имели дело с рисунками ярко выраженных
агрессивных индивидуумов, поделенных на две группы: а) агрессивные
психиатрические пациенты, отобранные по четким критериям (n=266,
подробнее у Вашша [28]) на основе их явно выраженного агрессивного
поведения, а также поставленного ранее диагноза, клинического
собеседования и анамнеза со стороны родственников; б) преступники
(n=81, в возрасте от 14 до 57 лет, M=26,65, SD=10.42, 68% из которых
мужского пола), отбывающие наказание за убийство одного или более
человек. Несмотря на то, что обе эти группы отличались как по своему
психиатрическому статусу, так и по некоторым другим аспектам, их
рисунки анализировались совместно для того, чтобы можно было отследить
модели графического выражения агрессивности. Из-за смешанного характера
выборки никаких других выводов, относящихся к личностным особенностям,
сделано не было, а эмпирическое исследование, описанное здесь, может
послужить иллюстрацией к анализу рисуночных фенотипов (см. ниже).
Психиатрическим пациентам был предложен тест
«Дом–Дерево–Человек» [2; 3; 4], с
последующим свободным рисованием и изображением животного. Использовался
карандаш заводской заточки, средней мягкости, без ластика. Участников
просили нарисовать а) дом, б) дерево, в) животное,
г) человека, д) что-то приятное. Никаких других инструкций или объяснений
не давалось. По окончании выполнения задания было организовано собеседование
по результатам теста (измененная версия Buck [2; 3; 4]). Преступникам было
предложено нарисовать фигуру человека (по Machover [14]).
Результаты: Восемь фенотипов.
Самым важным результатом стало то, что общепринятые показатели
агрессии отсутствовали на большинстве рисунков. В целом, внешний
вид рисунков был крайне разнообразен. Невозможно было однозначно
определить наличие агрессивности (многие преступники нарисовали
обыкновенную прямую фигуру человека). На тех же рисунках, где
проявлялись особенные признаки агрессии, фактические, общепринятые
показатели вместо агрессии могли быть также интерпретированы как
регрессия, тревога, органическое повреждение мозга, депрессия,
маниакальные состояния или шизофрения.
С другой стороны, переключив внимание с деталей на рисунки в целом,
можно выделить восемь характерных фенотипов. Эти фенотипы являлись
повторяющимися рисуночными моделями, которые отличались от рисунков
здоровых субъектов (см. подробнее Вашш [28]) по ряду отдельных аспектов.
Полученные фенотипы описаны и проиллюстрированы в Таблице 1.
Таблица 1
Описание рисуночных фенотипов
Вывод
Проблема графического выражения агрессивности является
довольно популярной. Многие авторы предлагали списки
«признаков», но лишь немногие из них проводили
полноценные исследования. Из-за чересчур обобщающего подхода
большинство пособий слишком расплывчаты для клинической
диагностики в индивидуальных случаях. Эта работа отстаивает
точку зрения, согласно которой значение рисунка, реальная
информация о нем, «истина» не содержатся в
рисунках на уровне отдельно взятых деталей и механической
интерпретации. Автор попытался подойти к вопросу несколько
более тонко.
Во-первых, термин «проективный рисунок»
определяется как нечто большее, чем выразительные движения
и подсознательное отражение. Он рассматривается как внутреннее
содержание, выраженное посредством рисовальных движений,
которые состоят из пяти элементов в различном соотношении:
изученные когнитивные схемы, изначальные или трансформированные
признаки и символы графической коммуникации, выразительные
движения, личное толкование индивидуальной реальности, и,
в некоторых случаях, следы бессознательного отражения.
Во-вторых, полный список общепринятых признаков агрессии
противопоставляется фенотипам, которые были выявлены посредством
изучения рисунков агрессивных психиатрических пациентов, а также
преступников, отбывающих наказание за убийство одного или более
человек. Установлено, что общепринятые признаки агрессии отсутствовали
на большинстве рисунков и в целом, их внешний вид был крайне
разнообразен. Агрессивность не может быть идентифицирована однозначно,
в то время как имеющиеся показатели агрессии можно объяснить
посредством других побуждений, а не агрессивностью.
В-третьих, чтобы установить фенотипы проективных рисунков,
вместо детального анализа явно выраженных признаков, был предложен
более сложный метод конфигурационного анализа. Основная идея
заключалась в наличии неизменных типов рисуночного выражения
агрессии, но они являются, скорее, генотипами, а не фенотипами
и проявляются по-разному. Кроме того, наличие различных проявлений,
вовсе не означает их бесконечного разнообразия: определенный набор
деталей можно идентифицировать, например, при помощи иерархического
кластерного анализа. С этими иерархическими фенотипами можно проводить
ту же самую работу, что и с конфигурациями. Конфигурация определяется
как психологическая характеристика (черта, значение и интерпретация),
связанная с определенным фактором и перечнем деталей. В каждом из
фенотипов могут быть представлены различные переменные: общая
подготовленность, личностные особенности пациента, процесс рисования,
разъяснение полученного результата рисующим, глобальные аспекты,
формально-структурированные аспекты, содержание и стиль рисунка.
Неотъемлемым свойством конфигурации является то, что она выделяет
психологическую характеристику только в том случае, когда на
рисунке одновременно представлено несколько характерных деталей.
Кроме того, было выявлено два правила конфигурационного анализа:
а) одни и те же графические единицы выражают различные
психологические значения в различных конфигурациях деталей;
б) психологическое значение конфигурационной единицы зависит
от наличия всех остальных конфигурационных деталей. Что касается
эмпирических результатов, несколько конфигураций на рисунках
агрессивных пациентов было идентифицировано при помощи инструментов
кластерного анализа, а так же экспертно-систематического анализа.
Некоторые группы деталей и конфигураций являются давно известными
и общепринятыми, другие же редко встречаются в литературе, хотя
довольно часто — в клинических условиях. Вместо сложных наборов
деталей, конфигурации, распределенные по различным фенотипическим
группам, обычно встречаются вместе. Количество деталей в любой
конфигурации не имеет ограничений, и чем больше присутствует деталей,
тем наибольшую степень вероятности приобретает их психологическое
значение. Степень вероятности выражается числом от 0 до 100 и может
быть точно подсчитана. Метод конфигурационного анализа был разработан
при помощи экспертной системы ESPD [24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31],
которая была разработана специально, чтобы помогать специалистам в
интерпретации проективных рисунков несколько более тонким методом.
_______________________
* В более развернутом виде с идеями конфигурационного анализа
можно познакомиться в статье З. Вашша в нашем журнале «Семь шагов
конфигурационного анализа (КА) в интерпретации рисунков и картин»
(№ 4(15) 2012 г.). ↑
Литература
1. Bolander K. Assessing Personality through Tree
Drawings. – New York: Basic Books. – 1977.
2. Buck J.N. The H–T–P technique;
a qualitative and quantitative scoring manual // Journal of
Clinical Psychology. – 1948a. – № 4. –
P. 317–396.
3. Buck J.N. The H–T–P Test // Journal
of Clinical Psychology – 1948b. – № 4. –
P. 151–159.
4. Buck J. N. The use of the H–T–P
in personality analysis // American Psychologist. –, 1948c.
– № 3. – P. 284.
5. Clinical Application of Projective Drawings /
Ed. E.F. Hammer. – Springfield: Thomas, 1958.
6. Di Leo J.H. Interpreting Children's Drawings.
– New York: Brunner and Mazel, 1983.
7. Hárdi I. Dinamikus rajzvizsgálat.
– Budapest: Medicina, 1983.
8. Hárdi I. Forty years of Dynamic
Examination of Drawings // Psychopathology of Expression and Art
Therapy in the World. (The Budapest SIPE Colloquium) / Eds.
I. Jakab, I. Hárdi. – Budapest: Animula,
1992. – P. 81–92.
9. Hárdi I. Az agresszió
világa. (The world of aggression). – Budapest:
Medicina, 2001.
10. Hárdi I., Saághy M. The problem
of the stick figure // The Pathology of Non-Verbal Communication /
Ed. I. Jakab. – Milano: Masson, 1982. –
P. 239–244.
11. Jolles I. A Catalogue for the Qualitative
Interpretation of the House–Tree–Person (H–T–P).
– Los Angeles: Western Psychological Services, 1964.
12. Koch K. Der Baumtest. – Bern: Huber.
– 1949/1967.
13. Koppitz E.M. Psychological Evaluation of
Children's Human Figure Drawings. – New York: Grune and
Stratton, 1968.
14. Machover K. Personality Projection in
the Drawing of the Human Figure. – Springfield: Thomas, 1949.
15. Ogdon D.P. Handbook of Psychological Signs,
Symptoms and Syndromes. – Los Angeles: Western Psychological
Services. – 1981/1993.
16. Ogdon D.P. Psychodiagnostics and Personality
Assessment: A Handbook. – Los Angeles: Western Psychological
Services, 1996.
17. Sehringer W. Der Goodenough-Test. Probleme
der Diagnostik bei der kindlichen Zeichnung eines Menschen //
Psychologische Forschung. – 1957. – № 25. –
P. 155–237.
18. Sehringer W. Zeichnen und Spielen als
Instrumente der psychologischen Diagnostik. – Heidelberg:
Schindele, 1983.
19. Sehringer W. Systemanalyse von Kinderzeichnungen
1–2 // Zeitschrift für Menschenkunde. – 1989. –
№ 53, Heft 1–2.
20. Sehringer W. Principles for the
Psychodiagnostic Analysis of Children's Drawings // Psychopathology of
Expression and Art Therapy in the World / Eds. I. Jakab,
I. Hárdi. – Budapest: Animula, 1992a. –
P. 46–81.
21. Sehringer W. Zeichnerische Verfahren //
Handwörterbuch der Psychologie / Eds. R. Battegay,
I. Glatzel, W. Pöldinger [et al.].
– Stuttgart: Enke, 1992b. –
P. 661–665.
22. Sehringer W. Zeichnen und Malen als Instrument
der psychologischen Diagnostik: Ein Handbuch. – Heidelberg:
Winter, Edition Schindele, 1999.
23. Urban W.H. The Draw-a-Person Catalogue for
Interpretative Analysis. – Los Angeles: Western Psychological
Services, 1963.
24. Vass Z. A projektív rajzvizsgálat
objektivizálása felé: elemzés algoritmusokkal.
Szkizofrén betegek farajzainak térszerkezeti
elemzése (Objektivierungsmöglichkeit der projektiven
Zeichnungsuntersuchung: Analyse mit Algorithmen. Eine Raumstrukturanalyse
der Baumzeichnungen schizophrener Kranken) //
Pszichológia. – 1999. – № 19. –
S. 79–124. (Publikationspreis der Hungarian Journal of
Psychology).
25. Vass Z. La nouvelle perspective de l’examen
des dessins projectifs: l’analyse psychométrique avec
algorithms // La Revue Française de Psychiatrie et de Psychologie
Médicale. – 1999. – № 31. – P. 94–97.
26. Vass Z. Artificial intelligence in
psychodiagnosis // Developmental aspects of creativity /
Ed. I. Jakab. – Boston: American Society of
Psychopathology of Expression, 2001a. – P. 159–177.
27. Vass Z. Die Künstliche Intelligenz in
der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für
projektive Gestaltungsverfahren // Einführungstagung
Tübingen, Abstracts. – Bonn: A. v. Humboldt-Stiftung,
2001b. – S. 24.
28. Vass Z. Humboldt Research Report (Die
Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik: Entwicklung
eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren).
– From http://www.zoltanvass.hu/htm/avhreport.zip. –
May 01. 2002.
29. Vass Z. Computergestützte Auswertung
von Zeichentests // Dynamik psychischer Prozesse in Diagnose und
Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten,
Erzählen und Erfinden. Festschrift für István
Hárdi / Hrsg. W. Sehringer, Z. Vass. – Budapest:
Flaccus, 2004. – S. 119–143.
30. Vass Z. A rajzvizsgálat
pszichodiagnosztikai alapjai. – Budapest: Flaccus, 2006.
31. Vass Z. A psychological interpretation of
drawings and paintings. The SSCA Method: A Systems Analysis Approach.
– Budapest: Alexandra Publisher, 2012.
32. Vernier C. M. Projective Test Productions (1.
Projective Drawings). – New York: Grune and Stratton, 1952.
33. Wenck L.S. House-Tree-Person Drawings.
An Illustrated Diagnostic Handbook. – Los Angeles: Western
Psychological Services, 1977/1995.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851.13:159.9.07
Вашш З. Фенотипы проективных рисунков у лиц с делинквентным поведением
и агрессивных пациентов, страдающих психическими расстройствами //
Медицинская психология в России. – 2014. – T. 6, № 1. –
C. 5. doi:10.24411/2219-8245-2014-00008
Phenotypes of aggressive psychiatric patients' and delinquents' projective drawings
Zoltán VASS (Budapest, Hungary)
|
Zoltán Vass
Associate Professor of Psychology, Institute of Psychology, Károli
Gáspár University (Budapest, Hungary).
Address: Budapest, H-1037, Bécsi út 324. V. ép
E-mail: dr.vass.zoltan@gmail.com
|
Abstract.
Aggressive psychiatric patients (n = 266) on the base of
their explicitly aggressive behavior in the community and delinquents
(n = 81) who were sent to prison because of murdering one
or more victims were administered the House–Tree–Person
Test (Buck, 1948), followed by an animal and a free drawing.
With hierarchical cluster analysis configurations of drawings were
identified. Some of the items in clusters and configurations were
traditional indicators, other items were rarely found in the literature
but they are often observable in clinical settings. Instead of a confused
mixture of items, the configurations ordered the variables in phenotypic
groups that are prone to occur together. The article describes the observed
phenotypes in configurations.
Key words:
projective drawings; aggression; cluster analysis; configurations;
House–Tree–Person Test; animal drawing; free drawing.
|
Received: October 15, 2013
|
Accepted: January 12, 2014
|
Publisher: January 30, 2014
|
For citation
Introduction
The question of how projective drawings express aggressiveness of the
drawer is an old problem. As long ago as the "golden
fifties" of the psychology of projective drawings, it had
been investigated by the first classic authors in the field (e.g. Buck,
1948a,b,c; Koch, 1949; Machover, 1949; Hammer, 1958; Koppitz, 1968).
As a conclusion, a vast body of knowledge has been accumulated in the
topic of pictorial expression of aggression.
However, many questions remained unclear. The early projective
authors collected their valuable clinical observations with particular
patients. The interpretations from single case studies were later
published in handbooks and became classic interpretations. Observations
that were originally plausible in a particular clinical case, were
re-published in more and more over-generalized forms. A "chain"
of reproductions began, new books and manuals were printed, containing
the same lists of signs. Examples are Koch’s book in Switzerland
(1949), the case studies from Vernier (1952), Jolles’ catalogue
of signs (1964/1996), Urban’s catalogue (1963/1994), Hammer’s
manual (1958), Ogdon’s psychodiagnostic handbook (1981/1993, 1996),
Wenck’s diagnostic handbook (1977/1995), Bolander’s
book on tree drawings (1977), or Di Leo’s book on childrens’
drawings (1983).
While everyone could "feel" that drawings somehow
do reflect the personality of the drawer, they do not express the
personality in the simple "algorithmic" way as it
is described in the classic handbooks. One should be really astonished
at the uncritical reproduction of diagnostic statements that contradict
common sense and clinical reality. For example, the old works of Buck
are almost unusable for clinical diagnosis in individual cases. With
quite a few exceptions, we could cite nearly all kinds of diagnostic
statements from such manuals. For example, overly long arms do not
inevitably imply overambiguous striving, and very short arms do not
connote an absence of striving. These statements may be true
— sometimes and accidentally. The meaning of the drawing, the
real information, the "truth" is not stored in the
drawings at this level. Drawings do express the personality —
but somehow otherwise.
The new approach: configuration analysis
This paper tries to approach the question of the pictorial expression
of aggressiveness in a more sophisticated manner than searching for
"signes-fixes". The key words are phenotypes and
configurations. The method based on heuristic analysis of patterns
emerging from drawings (described in detail in Vass, 2002, 2005).
First, defining the two basic concepts of this study: projective
drawing and aggression. Based on Sehringer’s (1957, 1983,
1989, 1992a, 1992b, 1999) definition of "drawing"
in general, we define a projective drawing as an inner structure
externalized through drawing movements. This inner structure can be not
simplified to the projection of unconscious material. Regarding our
second term, we define aggression in this study as any behavior, inner
thought, feeling or any intrapsychic phenomena where there is the
intention of hurting someone, something, or oneself. Referring to
Hárdi (2001), aggression could be conscious or not
conscious, manifest, latent, or transformed into other psychological
phenomena (e.g. anxiety, physical symptoms or seemingly non-aggressive
behavior).
A study on aggressive psychiatric patients and delinquents having
committed homicide
The classic signs are too general to use them in the clinical practice:
all of them have context-dependent meanings, therefore they are not
applicable for individual cases. Examples of the classic signs are:
spiky forms, dark and heavy lines, teeth or angry facial expression in
the human figure drawings, spear-like, pointed branches in the trees,
or wild animals in the animal drawings. After overviewing these
collection of sings, one may ask: Are these interpretations true? What
kind of drawing is characteristic of the really aggressive people?
Method (Participants and procedure)
In a study we dealt with drawings from explicitly aggressive
individuals, selected from two groups: (a) aggressive psychiatric
patients selected from the sample (n = 266, described in
detail in Vass, 2002) on the base of their explicitly aggressive
behavior in the community, as assessed from previous diagnosis,
clinical interview and hetero-anamnesis; (b) delinquents
(n = 81, ranging from 14 to 57 years of age,
M = 26.65, SD = 10.42, sixty-eight percent male)
who were sent to prison because of murdering one or more victims.
Although the two groups were different in their psychiatric status
and in some other aspects, their drawings were analyzed together
in order to observe patterns of the pictorial expression of aggressiveness.
Because of the mixed nature of the sample, no other conclusions were
drawn related to personality traits, and the empirical study described
here serves as an illustration for the analysis of drawing phenotypes
(see below).
Psychiatric patients were administered the House-Tree-Person Test
(Buck, 1948), followed by an animal and a free drawing. A
factory-sharpened pencil of medium-soft lead was employed, without an
eraser. Participants were instructed to (a) "draw a
house", (b) "draw a tree", (c) "draw
an animal", (d) "draw a person", (e) "draw
something (anything what you like)". No other instructions or
explanations were provided. After the drawing test a post-drawing
interrogation (modified version of Buck, 1948) was accomplished.
Delinquents were administered the human figure drawing test (according
to Machover, 1949).
Results: Eight phenotypes
The most important result was that the traditional aggression
indicators were missing from the majority of the drawings. The concrete
appearance of the drawings were utterly diverse. Aggressiveness could
not be unambiguously identified (e.g. a large number of delinquents
made simple stick-figure drawings). In those drawings where particular
signs of aggression appeared, the actual, traditional aggression
indicators could also be interpreted as regression, anxiety, organic
brain damage, depression, manic states or schizophrenia instead of
aggression.
On the other hand, when changing our focus of attention from
the details to the whole, eight typical phenotypes emerged from the
drawings. These phenotypes were recurrent drawing types that differed
from the average drawings of healthy subjects (see in detail Vass,
2002) in some particular aspects. The observed phenotypes are described
and illustrated in Table 1.
Table 1
Description of drawings' phenotypes
Conclusion
The question of the pictorial expression of aggressiveness is
a popular problem. Many authors published lists of "signs",
but few of them produced original work. Because of their prevalent
paradigma, the majority of the handbooks are almost too vague for
clinical diagnosis in individual cases. This paper argues for the view
that the meaning of the drawing, the real information, the
"truth" is not stored in the drawings at the level
of isolated signs and mechanistic interpretation. The author attempted
to approach the point in a more sophisticated way.
First, "projective drawing" was defined as being more than expressive
movements or unconscious projection. It was regarded as an inner
structure externalized through drawing movements that consist of five
elements, with variable ratio: learned cognitive schemes, analogue or
transformed signs and symbols of pictorial communication, expressive
movements, a personal construct of an individual reality, and in some
cases traces of unconscious projection.
Secondly, the comprehensive list of traditional indicators of
aggression was confronted with phenotypes that had been observed in the
drawings of aggressive psychiatric patients and delinquents who were
sent to prison because of murdering one or more victims. It was found
that the traditional aggression indicators were missing from the
majority of the drawings, and the concrete appearance of the drawings
were utterly diverse. Aggressiveness could not be unambiguously
identified, and the actual aggression indicators could also be
interpreted by other motives than aggressiveness.
Thirdly, instead of a signes-fixes item-analysis, a more complex
method of configuration analysis was proposed to identify phenotypes of
projective drawings. The main idea was that there were constant types
of HFDs, but they are genotypes rather than phenotypes: their specific
manifestation forms are different. However, the possibility of
different manifestations does not mean an unlimited variety: a
well-defined group of items could be identified, for example with
hierarchical cluster analysis. These hierarchical phenotypes could be
operationalized as configurations. A configuration was defined as a
psychological characteristic (trait, meaning, and interpretation)
associated with a certainty factor and a list of items. A phenotype
item may represent different kind of variables: general background,
features of case history, the process of drawing, self-interpretation
of the graphic production by the drawer, global aspects,
formal-structural aspects, content of the drawing and drawing styles.
The essential attribute of a configuration is that it indicates a
psychological feature only when several items are present in a drawing
at the same time. Two rules of configuration analysis were also
introduced: (a) The same graphic items express different psychological
meanings in different item-configurations; (b) even the psychological
meaning of an item-configuration depends on the presence of all other
item-configurations.
As to the empirical results, several configurations of drawings from
aggressive individuals were identified with the instruments of cluster
analysis and expert system analysis. Some of the items in clusters and
configurations are traditional indicators, other items are rarely found
in the literature but they are often observable in clinical settings.
Instead of a confused mixture of items, the configurations ordered the
variables in phenotypic groups that are prone to occur together. The
number of the items in any configuration should exceed a limit, and the
more items present, the more it should increase the psychological
meaning’s starting degree of certainty. The degree of
certainty is expressed in a number, ranging from 0 to 100, and it could
be computed exactly. The method of configuration analysis was
operationalized in the ESPD expert system (see Vass, 1999a, 1999b,
2000, 2001, 2005, 2006, 2012), which was explicitly designed to help
clinicians for interpreting projective drawings in a sophisticated
method.
References
Bolander, K. (1977). Assessing Personality through Tree Drawings.
New York: Basic Books.
Buck, J. N. (1948a). The H–T–P technique; a qualitative
and quantitative scoring manual. Journal of Clinical Psychology,
4, 317–396.
Buck, J. N. (1948b). The H–T–P Test. Journal of Clinical
Psychology, 4, 151–159.
Buck, J. N. (1948c). The use of the H–T–P in personality
analysis. American Psychologist, 3, 284.
Di Leo, J. H. (1983). Interpreting Children's Drawings.
New York: Brunner and Mazel.
Hammer, E. F. (1958) (Ed.). Clinical Application of Projective
Drawings. Springfield: Thomas.
Hárdi, I. (1983). Dinamikus rajzvizsgálat.
Budapest: Medicina.
Hárdi, I. (1992). Forty years of Dynamic Examination
of Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.).
Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World.
(The Budapest SIPE Colloquium). Budapest: Animula, 81–92.
Hárdi, I. (2001). Az agresszió világa
[The world of aggression]. Budapest: Medicina.
Hárdi, I., Saághy, M. (1982). The problem of the stick
figure. In: Jakab, I. (Ed.). The Pathology of Non-Verbal Communication.
Milano: Masson, 239–244.
Jolles, I. (1964). A Catalogue for the Qualitative Interpretation of
the House–Tree–Person (H–T–P). Los Angeles:
Western Psychological Services.
Koch, K. (1949/1967). Der Baumtest. Bern: Huber.
Koppitz, E. M. (1968). Psychological Evaluation of Children's
Human Figure Drawings. New York: Grune and Stratton.
Machover, K. (1949). Personality Projection in the Drawing of
the Human Figure. Springfield: Thomas.
Ogdon, D.P. (1981/1993). Handbook of Psychological Signs, Symptoms
and Syndromes. Los Angeles: Western Psychological Services.
Ogdon, D. P. (1996). Psychodiagnostics and Personality Assessment:
A Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.
Sehringer, W. (1957). Der Goodenough-Test. Probleme der Diagnostik bei
der kindlichen Zeichnung eines Menschen. Psychologische Forschung,
25, 155–237.
Sehringer, W. (1983). Zeichnen und Spielen als Instrumente der
psychologischen Diagnostik. Heidelberg: Schindele.
Sehringer, W. (1989). Systemanalyse von Kinderzeichnungen 1–2.
Zeitschrift für Menschenkunde, 53, Heft 1–2.
Sehringer, W. (1992a). Principles for the Psychodiagnostic Analysis
of Children's Drawings. In: Jakab, I., Hárdi, I. (Eds.).
Psychopathology of Expression and Art Therapy in the World. Budapest:
Animula, 46–81.
Sehringer, W. (1992b). Zeichnerische Verfahren. In: Battegay, R.,
Glatzel, I., Pöldinger, W., Rauchfleisch, U. (Eds.).
Handwörterbuch der Psychologie. Stuttgart: Enke,
661–665.
Sehringer, W. (1999). Zeichnen und Malen als Instrument der psychologischen
Diagnostik. Ein Handbuch. Heidelberg: Winter, Edition Schindele.
Urban, W. H. (1963). The Draw-a-Person Catalogue for Interpretative
Analysis. Los Angeles: Western Psychological Services.
Vass, Z. (1999a). A projektív rajzvizsgálat
objektivizálása felé: elemzés algoritmusokkal.
Szkizofrén betegek farajzainak térszerkezeti elemzése
(Objektivierungsmöglichkeit der projektiven Zeichnungsuntersuchung:
Analyse mit Algorithmen. Eine Raumstrukturanalyse der Baumzeichnungen
schizophrener Kranken). Pszichológia, 19, 79-124.
(Publikationspreis der Hungarian Journal of Psychology)
Vass, Z. (1999b). La nouvelle perspective de
l’examen des dessins projectifs: l’analyse psychométrique
avec algorithmes. La Revue Française de Psychiatrie et de
Psychologie Médicale, 31, 94–97.
Vass, Z. (2000). Artificial intelligence in psychodiagnosis.
In: Jakab, I. (Ed) (2001): Developmental aspects of creativity, p. 159–177.
Boston: American Society of Psychopathology of Expression.
Vass, Z. (2001). Die Künstliche Intelligenz in der Psychodiagnostik:
Entwicklung eines Expertensystems für projektive Gestaltungsverfahren.
In: Einführungstagung Tübingen, Abstracts p. 24. Bonn: A. v.
Humboldt-Stiftung.
Vass, Z. (2002). Humboldt Research Report (Die Künstliche Intelligenz
in der Psychodiagnostik: Entwicklung eines Expertensystems für projektive
Gestaltungsverfahren).
Vass, Z. (2005). Computergestützte Auswertung von Zeichentests.
In: Sehringer, W., Vass, Z. (Hrsg). (2002). Dynamik psychischer Prozesse
in Diagnose und Therapie beim Zeichnen und Malen, Wirken und Gestalten,
Erzählen und Erfinden. Festschrift für István Hárdi.
Vass, Z. (2006). A rajzvizsgálat pszichodiagnosztikai alapjai.
Budapest: Flaccus.
Vass, Z. (2012). A psychological interpretation of drawings and paintings.
The SSCA Method: A Systems Analysis Approach. Budapest: Alexandra Publisher.
Vernier, C. M. (1952). Projective Test Productions (1. Projective Drawings).
New York: Grune and Stratton.
Wenck, L. S. (1977/1995). House-Tree-Person Drawings. An Illustrated Diagnostic
Handbook. Los Angeles: Western Psychological Services.
For citation
Vass Z. Phenotypes of aggressive psychiatric patients' and
delinquents' projective drawings. Med. psihol. Ross., 2014,
vol. 6, no. 1, p. 5. doi:10.24411/2219-8245-2014-00008
[in Russian, in English]. ↑
|