Психофизиологический потенциал и ресурсы профессионального развития
медицинских работников
Петраш М.Д. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
English version
|
Петраш Марина Дмитриевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии развития и дифференциальной психологии; федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный
университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург,
199034, Российская Федерация. Тел.: 8 (812) 328-97-01;
– психолог городской станции скорой медицинской помощи,
Санкт-Петербург.
E-mail: mp.07@bk.ru
|
Аннотация.
Цель: изучить выраженность «психофизиологического
потенциала» и его взаимосвязи с факторами профессионального
развития и профессионального функционирования, с личностными
характеристиками и стратегиями совладающего поведения, которые
могут выступать в качестве ресурсов профессионального развития
врачей-интернов скорой медицинской помощи. Методы: опросник
Большая Пятерка (Big-5); копинг-тест Р.С. Лазарус; опросник
«Факторы профессионального развития» Петраш М.Д.
Выборку составили врачи-интерны скорой медицинской помощи
г. Санкт-Петербурга в количестве 114 человек (78 мужчин,
35 женщин). Результаты и обсуждение: проведено изучение
психологического содержания профессиональной ситуации развития
в группах с разной выраженностью «психофизиологического
потенциала» (способность к восстановлению психофизиологического
потенциала). Проведен сравнительный анализ полученных данных
с данными медицинских работников разных специальностей
(врачей-интернов скорой медицинской помощи, врачей-трансфузиологов,
медсестер стационаров). Выявлены особенности психологического
содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от
выраженности психофизиологического компонента: при низкой способности
к восстановлению психофизиологического потенциала у врачей-интернов
скорой помощи отмечается неудовлетворительная оценка собственного
профессионального развития, снижается мотивация к деятельности.
Высокая способность к восстановлению потенциала способствует
позитивной оценке ситуации профессиогенеза, отмечается стремление
к самореализации в профессии, целеустремленность, удовлетворенность
межличностным взаимодействием. Сопоставление полученных данных
с данными медицинских работников разных специальностей выявило
схожую картину. Показана роль психофизиологического компонента
в профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез
врачей-интернов. Обнаружено, что психофизиологический компонент
является ресурсом удовлетворенности профессиональной деятельностью
и самореализации в профессии. Выявлен кризисный характер
профессионального развития у интернов со сниженными возможностями
восстановления психофизиологического потенциала, который связан
с «кризисом профессиональной идентичности»; у
медицинских работников других специальностей — с «кризисом
профессиональной самореализации». Изучение совладающего
поведения выявило неоднозначное проявление копинг-стратегии
«планирование решения проблемы». Было показано, что
у интернов с высокой способностью к восстановлению резервов данная
стратегия способствует целенаправленному и планомерному разрешению
проблемной ситуации, обеспечивая, тем самым, конструктивный ход
профессиогенеза, а интенсивное использование «планирования
решения проблемы» в группах с низким уровнем психофизиологического
компонента повышает вероятность чрезмерной рациональности, недостаточную
эмоциональность.
Ключевые слова:
психофизиологический потенциал; профессиональное развитие; ресурсы;
совладающее поведение; интерны скорой медицинской помощи; медсестры;
врачи-трансфузиологи.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
05.11.2013
|
14.12.2013
|
14.02.2014
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного
проекта № 13-06-00837а «Комплексное изучение потенциалов и ресурсов
личности в разные периоды взрослости и старения».
Введение
Профессиональная жизнь человека в разных своих проявлениях
постоянно привлекала внимание не только психологов, педагогов,
медиков, но и многих других специалистов, что привело к
возникновению специальных научных дисциплин и исследовательских
направлений. Интерес этот можно объяснить тем, что профессиональная
сфера является одной из ведущих сфер, определяющих жизнедеятельность
человека. Профессиональная деятельность способствует развитию
личности, придает жизни личностный смысл, позволяет реализовать
себя, во многом определяет биографию человека. Теоретически
необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований
находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными
особенностями и возможностями человека-профессионала. Но в реальной
жизни встречаются различные «варианты» такого
взаимодействия. В случае расхождения представлений о целях
деятельности, своих способностях и возможностях с той реальностью,
в которую попадает начинающий специалист, возникают трудности,
требующие преодоления. Подобные ситуации возникают из-за того,
что при выборе профессии человек, как правило, ориентируется
на привлекательную ее сторону, в то время как «оборотную
сторону медали» удается разглядеть не сразу [4].
Существенная роль в преодолении трудностей отводится
психофизиологическому компоненту, необходимому для создания среды,
благоприятствующей развитию человека, его профессионального развития,
в том числе и сохранности здоровья. В исследованиях, проведенных
нами ранее, показана роль психофизиологического компонента в
профессиональном развитии и его влияние на профессиогенез медработников
[2; 3]. Было обнаружено, что психофизиологи-ческий компонент является
ресурсом в профессиональном развитии медсестер.
В данной статье пойдет речь о работниках скорой медицинской
помощи г. Санкт-Петербурга, а именно о врачах-интернах,
работающих в условиях мегаполиса. Нам показалось интересным
рассмотреть обозначенную проблему у представителей особой категории
медицинских работников, поскольку в их деятельности более, чем
в других медицинских специальностях, заложены высокие требования
к профессионалу, связанные с необходимостью применения и проведения
тактических решений в условиях дефицита времени при минимальных
исходных данных о пациенте. Напряженный круглосуточный характер
работы, невозможность предсказать ситуацию, обратиться за помощью
к более опытным сотрудникам и т.д. Работа бригад скорой медицинской
помощи часто связана со стрессами, и не только профессионально
обусловленными. Работа реально опасна для жизни и здоровья, так
как приходится сталкиваться с большим количеством асоциального
контингента, потенциальными носителями гепатита, туберкулеза, СПИДа,
с психически неустойчивыми и больными людьми и т.д.
Специфичность нашей выборки заключается еще и в том, что
подавляющее большинство врачей-интернов имеют стаж профессиональной
деятельности в качестве фельдшера, т.е. объективные факторы
профессиональной деятельности им известны, они знакомы с
особенностями деятельности, можно предположить, что довольны
выбранной специальностью. Тем не менее, существует множество
вопросов, которые требуют прояснения ситуации, связанной со
спецификой профессиогенеза.
Представленное исследование ставило своей целью изучить
выраженность «психофизиологического потенциала»
и его взаимосвязи с факторами профессионального развития и
профессионального функционирования, с личностными характеристиками
и стратегиями совладающего поведения, которые могут выступать
в качестве ресурсов профессионального развития врачей-интернов
скорой медицинской помощи.
Поскольку для дальнейшего изложения понятие
«психофизиологический потенциал» или способность
к восстановлению психофизиологического потенциала будет иметь
важное значение, мы решили остановиться на нем более подробно.
«Психофизиологический потенциал» в данном контексте
описывает активный подход к выработке действий, направленных на
сохранение своего здоровья, поддержание жизненного тонуса,
способности к восстановлению физиологического потенциала. Под
ресурсами мы понимаем реальные возможности человека, которые он
использует в данный конкретный момент для решения ситуаций различного
генеза, и являются компонентами потенциала.
Материалы и методы
В качестве диагностического инструментария нами были использованы
следующие методики: опросник Большая Пятерка (Big-5) [5]; совладающее
поведение — копинг-тест Р.С. Лазарус [1]. Анализ выраженности
способности к восстановлению психофизиологического потенциала проводился
с помощью опросника «Факторы профессионального развития»
Петраш М.Д. [3]. Опросник содержит 2 группы параметров: первая группа
— это показатели профессионального развития личности:
удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность
на самореализацию. Вторую группу составляют факторы, влияющие на
показатели профессионального развития — показатели профессионального
функционирования личности: параметры психофизиологического восстановления;
целеустремленность, самоконтроль поведения и межличностное взаимодействие.
Низкие показатели профессионального развития указывают на кризисный
характер профессиогенеза. Математическая обработка производилась с
помощью статистического пакета SPSS 19,0.
Результаты более ранних исследований, касающихся профессионального
развития взрослого человека [Там же], позволили предположить, что в
зависимости от выраженности психофизиологического компонента
актуальная ситуация профессионального развития будет отличаться своим
психологическим наполнением. Мы считаем, что выраженность
индивидуально-психологических факторов профессионального развития, в
частности, психофизиологического компонента, может выступать индикатором
психологических ресурсов и профессиональных кризисов в профессиональной
деятельности. В свою очередь, вклад психофизиологического компонента в
профессиональное развитие врачей-интернов скорой помощи будет отличаться
от вклада названного параметра в профессиональное развитие
врачей-трансфузиологов и старших медсестер стационаров
г. Санкт-Петербурга [Там же].
Характеристика выборки. В рамках представленного исследования
приняли участие врачи-интерны скорой медицинской помощи г.
Санкт-Петербурга в количестве 114 человек (78 мужчин, 35 женщин).
Средний возраст респондентов составил m=26 лет, при стандартном
отклонении σ=3,4.
Результаты и их обсуждение
Изучение взаимосвязи психофизиологического потенциала и ресурсов
профессионального развития проводилось в группах с разной выраженностью
психофизиологического компонента. С целью выявления вклада
«психофизиологического потенциала» в профессиональное
развитие врачей скорой медицинской помощи, вся выборка была разделена
на 3 группы. В 1 группу вошли испытуемые со сниженными возможностями
восстановления психофизиологического потенциала (N=33). Средний возраст
составил 26 лет, в группу вошли 17 мужчин и 16 женщин, стаж m=3,3±2,4.
Вторая группа представлена специалистами со средней степенью выраженности
параметра (N=42). Группа представлена подавляющим числом мужчин (N=30),
стаж m=3,3±2,9, средний возраст респондентов — 25 лет.
3 группу составляют участники исследования с высоким уровнем резервных
возможностей и способностью к восстановлению потенциала (N=39). Средний
возраст — 24 года, стаж m=3,0±2,9. В статье
рассматриваются данные 1 и 3 групп, т.к. по выраженности изучаемого
параметра они представляют полярные группы.
Сравнительный анализ ситуации профессионального развития в выделенных
группах показал наиболее благоприятную картину профессиогенеза в 3
группе (табл. 1), выраженность параметров находится в диапазоне
высоких значений. Несмотря на то, что у респондентов 1 и 2 групп
выраженность параметров профессионального развития и профессионального
функционирования находится в диапазоне средних значений, у интернов 1
группы абсолютные значения находятся у нижней границы средних значений,
что, предположительно, свидетельствует о кризисной ситуации
профессионального развития врачей-интернов с низкой выраженностью
параметра «психофизиологический потенциал».
Таблица 1
Средние значения выраженности факторов профессионального развития
и профессионального функционирования в группах с разной
способностью восстановления психофизиологического потенциала
Основываясь на результатах сравнительного анализа, мы можем
говорить о негативной оценке ситуации профессионального развития
респондентов с низкой способностью восстановления потенциала, а
именно: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью,
стремления к самореализации в профессии, целеустремленности,
наличия проблем в межличностном взаимодействии, конфликтность в
поведении (снижен самоконтроль поведения). Другими словами,
профессиональное развитие врачей-интернов с низкими показателями
«психофизиологического потенциала» носит кризисный
характер, что согласуется с данными, полученными нами в предыдущих
исследованиях [3]. Средний возраст интернов — 25 лет, что
считается активным периодом жизнедеятельности человека. Большинство
респондентов, вошедших в 1 группу, имеют стаж работы на скорой
помощи в качестве фельдшера от 0 до 5 лет (81,8%). Учитывая возрастные
особенности респондентов, выраженность факторов профессионального
развития и профессионального функционирования, можно предположить,
что трудности, связанные с восстановлением резервных возможностей,
носят специфический характер и зависят не столько от физиологических
трудностей, сколько от профессиональных сложностей. Косвенным
подтверждением тому могут служить ответы интернов на вопрос:
«какие трудности в профессиональной деятельности Вы
испытываете?». Среди трудностей, с которыми приходится
сталкиваться, они отмечают недостаток профессионального опыта:
«недостаток знаний, определенных навыков, практических
навыков», также отмечают «неуверенность в себе,
своих силах». Выявленный факт подтверждается результатами
зарубежных исследований, в которых показано, что трудные ситуации
в профессиональной деятельности специалисты связывают с
профессиональной компетентностью, вернее, недостатком соответствующего
уровня компетенции [12; 14]. Также рядом исследователей показана роль
практических навыков в профессиональной деятельности врача, которые
способствуют снижению уровня тревоги, выраженности параметров синдрома
эмоционального выгорания и способствуют повышению удовлетворенности
профессиональной деятельностью [7; 8; 11; 15]. Уровневый анализ параметров
профессионального развития в группах интернов, врачей-трансфузиологов и
медсестер выявил различия по удовлетворенности профессиональной
деятельностью, самореализации в профессии, целеустремленности
(0,05≤р≤0,01), в то время как межличностное взаимодействие
и самоконтроль поведения не имеют значимых различий. Следует отметить,
что у интернов абсолютные значения имеют среднюю степень выраженности
(нижняя граница средних значений), в то время как у врачей и медсестер
они входят в диапазон низких значений. Выявленная тенденция позволяет
нам предположить факт того, что выраженно низкая удовлетворенность
своим профессиональным развитием, самореализацией и негативная оценка
профессионального пути у врачей-трансфузиологов и медсестер свидетельствует
о «кризисе профессиональной самореализации». В свою очередь,
кризисные переживания интернов могут быть связаны с «кризисом
профессиональной идентичности».
Профессиональное развитие интернов с высоким уровнем резервных
возможностей и способностью к восстановлению психофизиологического
потенциала (3 группа) отличается позитивной оценкой актуальной ситуации
профессиогенеза, при котором специалисты испытывают удовлетворенность
от выполняемой деятельности, выражено стремление к профессиональному
росту, самосовершенствованию, намечены планы дальнейшего развития, а
профессиональная жизнь признается сложившейся. Примечателен тот факт,
что большинство респондентов, вошедших в эту группу, также имеют стаж
работы на скорой помощи от 0 до 5 лет (79,6%). Молодые специалисты о
трудностях предпочитают умалчивать, в то время как с удовольствием
говорят о позитивных сторонах в профессии: «помощь людям»,
«уважение людей», «удовлетворенность от деятельности
и ее результатов» и т.д. Сравнительный анализ актуальной ситуации
профессионального развития интернов, врачей-трансфузиологов и медсестер
с высоким уровнем резервных возможностей выявил схожую картину
относительно оценки собственного профессиогенеза в группах. Более
позитивная оценка профессиональной жизни выявлена у интернов
(0,01≤р≤0,001) в отличие от врачей и медсестер, что можно
объяснить началом профессионального развития, стремлением достичь
чего-то в жизни и, возможно, спецификой профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что в группу вошли испытуемые с высокими показателями
«психофизиологического потенциала», наименьшая
способность к восстановлению выявлена у врачей-трансфузиологов
(р≤0,001). Выявленную тенденцию мы также относим к особенностям
профессии.
Сравнительный анализ личностных характеристик, выступающих в
качестве внутренних ресурсов человека, показал различия, которые
отражают психологическое содержание профессиогенеза в рассматриваемых
группах (табл. 2).
Следует отметить, что выраженность всех факторов находится в
диапазоне средне-высоких значений, т.е. можно предположить, что
для большинства испытуемых характерна избирательность в общении
и умеренная социальная активность (фактор «Экстраверсия»),
они отличаются высоким уровнем социальной культуры общения
(фактор «Сотрудничество»), стремлением к
самосовершенствованию и наличием осознаваемой жизненной цели
(фактор «Открытость опыту»). Значимые различия
затрагивают параметры самосознания и эмоциональной стабильности,
т.е. при низкой способности восстановления психофизиологического
потенциала снижается волевой компонент личности, отмечается
невозможность длительного волевого усилия, появляется эмоциональная
неуравновешенность, склонность к аффективным вспышкам. Интерны с
высоким уровнем «психофизиологического потенциала»
отличаются выраженным волевым компонентом и хорошей эмоциональной
стабильностью.
Таблица 2
Средние значения личностных характеристик в группах с разной
способностью восстановления психофизиологического потенциала
Сравнительный анализ личностных характеристик в группах интернов,
врачей-трансфузиологов и медсестер выявил интересную закономерность:
выявлены статистически значимые различия по факторам
«экстраверсия» (р≤0,05), «эмоциональная
стабильность» (0,01≤р≤0,001) и статистически значимая
тенденция по параметру «открытость опыту» (р=0,65).
Показано, что большая социальная активность свойственна медсестрам,
затем врачам-интернам, а врачи-трансфузиологи отличаются
избирательностью в общении. Следует заметить, что выявленная тенденция
прослеживается в группах как с высокой, так и с низкой способностью к
восстановлению психофизиологического потенциала. Большей эмоциональной
стабильностью характеризуются врачи-интерны скорой медицинской помощи,
меньшей — врачи-трансфузиологи. Стремление к созиданию и
самосовершенствованию также в большей степени выражено у интернов.
Анализ стратегий совладающего поведения позволил выявить свои
специфические особенности в группах врачей-интернов. Статистически
значимые различия выявлены в использовании копингов
«конфронтация» и «бегство-избегание»,
наибольшая выраженность которых отмечается в первой группе (низкая
способность к восстановлению), однако не доходит до критических
значений. Другими словами, для интернов с низким уровнем способности
восстановления психофизиологического потенциала свойственна импульсивность
поведения с элементами конфликтности, у них чаще возникают затруднения
в разрешении проблемы, появляется вероятность накопления трудностей.
С другой стороны, учитывая уровневые значения копингов, можно
предположить, что обращение к стратегиям «конфронтация»
и «бегство-избегание» дает возможность молодым
специалистам противостоять трудностям и стрессогенному воздействию,
быстро снижать эмоциональное напряжение в ситуации стресса. Следует
заметить, что во всех группах отмечается доминирование стратегии
«планирование решения проблемы»: в 1 группе
выраженность стратегии — 71,7%, в третьей — 68,8%.
У интернов с высокой способностью к восстановлению резервов это может
быть связано с возможностью целенаправленного и планомерного разрешения
проблемной ситуации, что обеспечивает, в свою очередь, конструктивный
ход профессиогенеза. Данное предположение отчасти находит свое
подтверждение во взаимосвязи стратегии «планирование решения
проблемы» с параметром профессионального развития
«удовлетворенность профессиональной деятельностью»
(r=0,354; p≤0,05). В группе с низкой выраженностью
«психофизиологического потенциала» чрезмерное
использование копинга может указывать на отрицательное его действие.
Объяснить данное предположение можно тем, что стратегия коррелирует с
параметром профессионального функционирования «самоконтроль
поведения» (r=0,491; p≤0,01). То есть при планировании
собственных действий в постановке целей, планировании собственной
деятельности, профессионального роста, совершенствовании знаний и
навыков, усиливается контроль над ситуацией (сверхконтроль), в
результате чего появляется вероятность чрезмерной рациональности,
недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в
поведении. Анализ уровневых показателей в группах интернов,
врачей-транзфузиологов и медсестер выявил статистически значимые
различия по выраженности всех стратегий (0,01≤р≤0,001),
за исключением «планирование решения проблемы» и
«принятие ответственности». Интенсивность использования
стратегий наименее выражена у врачей-интернов. Учитывая средний
возраст респондентов в представленных группах (медсестры: m=44,9;
σ=9,7; врачи-трансфузиологи: m=46,9; σ=11,6;
интерны: m=25,5; σ=3,4), выявленную тенденцию можно объяснить
наличием большего жизненного и профессионального опыта у
врачей-трансфузиологов и медсестер, что определяет наибольшую вариацию
в использовании стратегий совладающего поведения. Обнаружено, что в
группах с низким уровнем психофизиологического компонента интенсивность
использования стратегии «планирование решения проблемы»
имеет наибольшую степень выраженности, повышая тем самым вероятность
появления чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности.
Следует отметить, что стратегия «планирование решения проблемы»
в группах врачей-трансфузиологов и медсестер как с высокой, так и
с низкой способностью к восстановлению психроизиологического
потенциала не включена в структуру связей с параметрами
профессионального развития. Интересно себя проявил копинг
«поиск социальной поддержки», наиболее интенсивное
использование которого отмечается в группе с низкой способностью к
восстановлению потенциала. Выявлена отрицательная связь стратегии с
психофизиологическим компонентом. Учитывая уровневое значение
параметра «психофизиологический потенциал», можно
предположить, что социальная поддержка является важным ресурсом,
способствующим восстановлению внутреннего равновесия [14].
Интересные данные получены при регрессионном анализе (данные
представлены в табл. 3). В группе с низкой способностью к
восстановлению в качестве предикторов удовлетворенности
профессиональной деятельностью выступают «межличностное
взаимодействие» и отсутствие сверхконтроля поведения.
Успешную самореализацию в профессии обеспечивают
«межличностное взаимодействие»,
«психофизиологический потенциал», импульсивность,
«самосознание» и отсутствие сверхконтроля
поведения. Другими словами, конструктивное взаимодействие с коллегами
(шкала «межличностное взаимодействие») можно
рассматривать в качестве ресурса, способствующего преодолению
трудностей и удовлетворенности профессиональным развитием, что находит
свое подтверждение в работах зарубежных исследователей [6; 13].
Таблица 3
Объясненный процент дисперсии предикторов профессионального
развития в группах с разной способностью к восстановлению
психофизиологического потенциала
В группе с высокой способностью к восстановлению потенциала
(3 группа) факторы распределились иначе: предикторами удовлетворенности
профессиональной деятельностью выступают «психофизиологический
потенциал» и отсутствие сверхконтроля поведения. Фактор
«психофизиологический потенциал» и «сотрудничество»
являются прогностическими факторами самореализации в профессии.
Обобщая данные, предположительно можно говорить о том, что
психофизиологический компонент предсказывает и определяет
удовлетворенность профессиональной деятельностью и самореализацию в
профессиональном развитии интернов. Другими словами, способность к
восстановлению психофизиологического потенциала является одним из
предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью и
самореализации в профессии, т.е. является ресурсом профессионального
развития. Также в качестве ресурсов можно рассматривать такие
личностные характеристики, как: сотрудничество, самосознание,
импульсивность.
Сопоставление показателей профессионального развития и личностных
характеристик, позволяют говорить о различном психологическом
наполнении актуальной ситуации профессионального развития в группах с
разной способностью к восстановлению психофизиологического потенциала
(таблица 4).
Таблица 4
Показатели индивидуально-психологических характеристик
профессионального развития в группах с разной выраженностью
способности к восстановлению психофизиологического потенциала
В ходе исследования нами показано, что при низкой выраженности
психофизиологического компонента профессиональное развитие носит
кризисный характер, проявляющийся в негативной оценке своего
профессионального развития. Поскольку параметры профессионального
развития не доходят до критического их значения, мы считаем, что
молодые специалисты справляются с возникающими трудностями. Вероятно,
что находить смысл в профессиональной деятельности, а также справляться
с трудностями помогает высокий уровень саморегуляции
поведения*.
Можно предположить, что кризисный характер обусловливается сменой
статусной роли — переход с должности фельдшера на должность
врача скорой медицинской помощи — и связан с «кризисом
профессиональной идентичности». Эмоциональная
неуравновешенность и снижение волевого контроля, сверхконтроль
поведения и чрезмерная рациональность (интенсивное использование
стратегии «планирование решения проблемы») с одной
стороны детерминируют исчерпание физических, физиологических,
психических ресурсов, что может свидетельствовать о формировании
синдрома эмоционального выгорания [9], с другой стороны выявленная
тенденция свидетельствуют о кризисном характере профессионального
развития.
В случае высокой способности к восстановлению психофизиологического
потенциала отмечается позитивная оценка своего профессионального
развития, удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Эмоциональная стабильность, волевые характеристики, социальная
культура общения выступают в качестве характеристик, способствующих
конструктивному разрешению трудных ситуаций и развитию в профессии.
Стратегия «планирование решения проблемы» способствует
удовлетворенности профессиональной деятельностью. Возможно, позитивная
оценка профессиогенеза опосредствуется оптимистическим подходом к жизни,
который уже сам по себе может рассматриваться как конструктивная стратегия
преодоления трудностей [10].
Выводы
Проведенное исследование выявило особенности психологического
содержания профессиональной ситуации развития в зависимости от
выраженности психофизиологического компонента (способности к
восстановлению психофизиологического потенциала). При низкой
способности к восстановлению психофизиологического потенциала у
врачей-интернов скорой помощи отмечается неудовлетворительная оценка
собственного профессионального развития, снижается мотивация к
деятельности (снижение параметров профессионального функционирования).
Высокая способность к восстановлению потенциала способствует позитивной
оценке ситуации профессиогенеза, отмечается стремление к самореализации
в профессии, целеустремленность, удовлетворенность межличностным
взаимодействием.
Сопоставление данных, касающихся психологического содержания
профессиональной ситуации развития в зависимости от выраженности
психофизиологического компонента, у медицинских работников разных
специальностей (врачей-интернов скорой медицинской помощи,
врачей-трансфузиологов, медсестер стационаров), выявило схожую
картину.
Показана роль психофизиологического компонента в профессиональном
развитии и его влияние на профессиогенез врачей-интернов. Обнаружено,
что психофизиологический компонент является ресурсом удовлетворенности
профессиональной деятельностью и самореализации в профессии. Также в
качестве ресурсов профессионального развития врачей-интернов скорой
медицинской помощи можно рассматривать такие личностные характеристики,
как: сотрудничество, самосознание, импульсивность.
Выявлен кризисный характер профессионального развития у интернов
со сниженными возможностями восстановления психофизиологического
потенциала. Предположительно, кризисный характер обусловливается
сменой статусной роли — переход с должности фельдшера на
должность врача скорой медицинской помощи и связан с «кризисом
профессиональной идентичности». Соотнесение полученных данных
с результатами медицинских работников других специальностей
(врачей-трансфузиологов и медсестер стационаров) показало наличие
кризисной ситуации развития в группах с низкой способностью к
восстановлению потенциала, которая связана с «кризисом
профессиональной самореализации». Обобщение данных
исследований позволяет рассматривать психофизиологический компонент
в качестве индикатора психологических ресурсов и профессиональных
кризисов.
Получены интересные данные относительно проявления копинг-стратегии
«планирование решения проблемы». Являясь конструктивной
стратегией, в нашем исследовании копинг проявил себя неоднозначно.
Было показано, что у интернов с высокой способностью к восстановлению
резервов стратегия способствует целенаправленному и планомерному
разрешению проблемной ситуации, обеспечивая, тем самым, конструктивный
ход профессиогенеза, а интенсивное использование «планирования
решения проблемы» в группах с низким уровнем психофизиологического
компонента повышает вероятность чрезмерной рациональности, недостаточную
эмоциональность. Данный факт нашел свое подтверждение в корреляционном
анализе.
_______________________
* В представленной статье мы не рассматриваем данный факт,
однако такая взаимозависимость была нами выявлена и требует отдельного
рассмотрения. ↑
Литература
1. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А.
Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое
пособие / под науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. – СПб.: Речь,
2010. – 192 с.
2. Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д.
Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого
человека // Акмеология. – 2009. – № 4(32). –
С. 31–39.
3. Петраш М.Д. Психофизиологический компонент
как ресурс профессионального развития медицинских работников
// Медицинская психология в России: электронный научный журнал.
– 2013. – № 6(23) (дата обращения: 4.11.2013).
4. Петраш М.Д., Бойков А.А.
Индивидуально-психологические факторы профессионального становления
врачей-интернов, обучающихся по программе «Скорая медицинская
помощь» // Скорая медицинская помощь, 2012. – T. 13.
– № 1. – С. 27–31.
5. Яничев Д.П. Когнитивные аспекты самовосприятия
личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной
симптоматикой: автореф. дис. … канд. психол. наук. –
Санкт-Петербург, 2006.
6. Alexander D.A., Klein S. Ambulance personnel
and critical incidents. Impact of accident and emergency work on
mental health and emotional well-being // British Journal of
Psychiatry. – 2001. – Vol. 178, № 1. –
P. 76–81.
7. Arora M., Asha S., Chinnappa J., Diwan A.D.
Review article: burnout in emergency medicine physicians // Emerg
Med Australas. – 2013. – Vol. 25, № 6.
– P. 491–495.
8. Bolanowski W. Anxiety about professional
future among young doctors // International Journal of
Occupational Medicine and Environmental Health. – 2005.
– Vol. 18, № 4. – Р. 367–374.
9. Burke R., Greengalass E. Sex differences
in psychological burnout in teachers // Human Relations. –
1995. – Vol. 48, № 2. – P. 187–202.
10. Golbasi Z., Kelleci M., Dogan S. Relationships
between coping strategies, individual characteristics and job
satisfaction in a sample of hospital nurses: cross-sectional
questionnaire survey // Int J Nurs Stud. – 2008, Dec.
– Vol. 45, № 12. – P. 1800–1806.
11. Piko B.F. Burnout, role conflict, job
satisfaction and psychosocial health among Hungarian health care
staff: a questionnaire survey // Int J Nurs Stud. – 2006,
Mar. – Vol. 43, № 3. – P. 311–318.
12. Rees D.W., Cooper C.L. Job stress, ill
health and job satisfaction among health service employees //
Health Services Management Research. – 1994, Nov. –
Vol. 7, № 4. – P. 250–264.
13. Shimizu T., Nagata S. Relationship
between coping skills and job satisfaction among // Japanese full-time
occupational physicians Environmental Health and Preventive Medicine.
– 2003. – Vol. 8, № 4. –
P. 118–123.
14. Sieminska M.J., Dawid G. Professional
stress of physicians // Przeglad Lekarski. – 1997. –
Vol. 54, № 7–8). – P. 529–532.
[in Polish]
15. Wallace L.M., Kosmala-Anderson J.
A training needs survey of doctors’ breastfeeding support
skills in England // Maternal and Child Nutrition. – 2006.
– Vol. 2, № 4. – P. 217–231.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07:614.23
Петраш М.Д. Психофизиологический потенциал и ресурсы профессионального
развития медицинских работников // Медицинская психология в России. –
2014. – T. 6, № 1. – C. 12. doi:10.24411/2219-8245-2014-00012
Psychophysiological potential and resources of professional
development of medical personnel
Petrash M.D. (Saint Petersburg, Russian Federation)
|
Petrash Marina Dmitrievna
– PHD in Psychology, docent of a department psychology
of development and differencial psychology; Saint Petersburg State
University, Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russian
Federation. Phone: 8 (812) 328-97-01;
– Psychologist of the St. Petersburg`s Ambulance
service.
E-mail: mp.07@bk.ru
|
Abstract
Purpose: to study expressiveness of "the psychophysiological
potential" and its interrelation with factors of professional development
and professional functioning, with personal characteristics and strategy
of coping behavior which can act as resources of professional development
of doctors interns of ambulance service.
Methods: Big five personality test; questionnaire "The Professional
Development Factors" Petrash M.D.; Coping Questionnaire by R.S. Lazarus.
Participants. The sample consisted of 114 interns (doctors) of
Ambulance Service from Saint-Petersburg. Participant included 78 males
and 35 females between the age of 25 and 32, with a mean age of 26 (SD=3.4).
Results: Studying of interrelation of psychophysiological
potential and resources of professional development was carried out
in groups with different expressiveness of a psychophysiological
component. Using cluster analysis, we have identified three groups
with different assessment of their "psychophysiological potential".
The comparative analysis of the obtained data with data of medical
personnel of different specialties (doctors-interns of ambulanceservice,
doctors-transfusiologists, nurses of hospitals) is carried out. Features
of the psychological maintenance of a professional situation of
development depending on expressiveness of a psychophysiological
component are revealed.
Conclusion: the conducted research revealed features of the
psychological maintenance of a professional situation of development
depending on expressiveness of a psychophysiological component (ability
to restoration of psychophysiological potential). At low ability to
restoration of psychophysiological potential in doctors interns of
ambulance the unsatisfactory assessment of own professional development
is noted, the motivation to activity (decrease in parameters of
professional functioning) decreases. High ability to restoration of
potential promotes positive assessment of the situation of professional
development, the aspiration to self-realization in professions,
agreeableness, satisfaction with interpersonal communication is
noted. Comparison of the data concerning the psychological maintenance
of a professional situation of development depending on expressiveness
of a psychophysiological component at medical personnel of different
specialties (doctors-interns of ambulance service, doctors-transfusiologists,
nurses of hospitals), revealed a similar picture. The role of a
psychophysiological component in professional development and its
influence on professional forming of doctors-interns is shown. It is
revealed that the psychophysiological component is a resource of
satisfaction with professional activity and self-realization in a
profession. Also as resources of professional development of
doctors-interns of an ambulance service it is possible to consider
such personal characteristics, as: agreeableness, consciousness,
impulsiveness. Crisis nature of professional development in interns
with the lowered opportunities of restoration of psychophysiological
potential is revealed. Allegedly, crisis character is caused by change
of a status role — transition from a position of the doctor’s
assistant to a position of the doctor of ambulance service and is
connected with "crisis of professional identity". Correlation of
the obtained data with results of medical personnel of other specialties
(doctors-transfusiologists and nurses of hospitals), showed existence
of a crisis situation of development in groups with low ability to
potential restoration which, is connected with "crisis of professional
self-realization". Synthesis of these researches allowsto consider a
psychophysiological component, as the indicator of psychological
resources and professional crises. Interesting data concerning
coping-strategy manifestation "Planful Problem Solving" are obtained.
Being constructive strategy, in our research the coping proved ambiguously.
It was shown that in interns with high ability to restoration of reserves
strategy promotes purposeful and systematic permission of a problem
situation, providing, thereby, a constructive course of professional
forming, and an intensive use of "Planful Problem Solving" in groups
with low level of a psychophysiological component, increases probability
of the excessive rationality, insufficient emotionality. This fact was
confirmed by the correlation analysis.
Key words:
psychophysiological potential; professional development; resources; coping
behavior; interns of ambulance service; nurses; doctors-transfusiologists.
|
Received: November 5, 2013
|
Accepted: December 14, 2013
|
Publisher: February 14, 2014
|
For citation
Study was supported by Russian Fund for Fundamental research, grant 13-06-00837a
"Complex study of the potentials and resources during of different period of
adulthood and ageing".
Introduction
Professional human life in different manifestations constantly
attracts not only psychologists’, teachers’,
physicians’ attention, but also of many other experts that
led to emergence of special scientific disciplines and the research
directions. This interest is explained by the fact that the
professional sphere is one of the leading spheres defining activity of
a person.
Professional activity promotes development of the personality, gives
personal sense to life, allows to realize oneself, in many respects
defines the biography of a person. It is theoretically necessary that
the system of the objective professional requirements was in compliance
with subjective features and opportunities of the professional. But in
real life different options of such interaction occur. In case of a
divergence of ideas of the activity purposes, the abilities and
opportunities and the reality with which young professional comes across,
there are difficulties demanding overcoming. Similar situations arise
because while professional decision-making is made, as a rule, one sees
only attractive part while "the medal back" manages to be
made out not at once [3].
The essential part in overcoming of difficulties is assigned to
the psychophysiological component, necessary for creation of the
environment, that helps personality development, his professional
development, including health safety. In our previous researcher, the
role of a psychophysiological component in professional development
and its influence on professional formation of medical personnel is
shown [1; 2]. It was revealed that the psychophysiological
component is a resource in professional development of nurses.
This article is devoted to ambulance personnel of St. Petersburg
ambulance station, the interns (doctors), working in the conditions of
the megalopolis. The ambulance personnel is a special category of
medical workers. Their professional activity more than in other medical
specialties, connected with high requirements to the professional, the
applications related to need and carrying out tactical decisions in
the conditions of deficiency of time having minimum basic data about
the patient. Intense 24-hour work schedule, impossibility to predict
the situation, to ask for the help of more skilled employees, etc.
Work of crews of the ambulance is often connected with stresses,
and not only professionally caused. Work is really life and health
threatening as it is necessary to face a large number of the asocial
contingent, potential carriers of hepatitis, tuberculosis, AIDS,
mentally unstable and sick people, etc.
Specificity of our sample is that, the vast majority of doctors
— interns have an experience of professional activity as the
doctor`s assistant. It means that objective factors of professional
activity are known for them, they are familiar with features of
activity, we could assume that they are happy with the chosen
specialty. Nevertheless there is a set of questions which
demand clarification of the situation connected with specifics of
profession development.
The aim of this research is: to study expressiveness of "the
psychophysiological potential" and its interrelation with
factors of professional development and professional functioning, with
personal characteristics and strategy of coping behavior which can act
as resources of professional development of doctors interns of ambulance
service. As for a further statement, the concept "psychophysiological
potential" or ability to restoration of psychophysiological potential,
will be important, we decided to stop on it in more detail.
"Psychophysiological potential" in this context describes
active approach to elaboration of the actions directed on preservation
of the health, maintenance of vitality, ability to restoration of
physiological potential.
We understand real opportunities of the person which he uses at this
concrete moment for the solution of situations of various geneses as
resources, and are considered as potential components.
Method
Participants
The sample consisted of 114 interns (doctors) of Ambulance Service
from Saint-Petersburg. Participant included 78 males and 35 females
between the age of 25 and 32, with mean age of 26 (SD=3.4).
Measures
Personal characteristics have been studied using Big five personality
test [5]; Coping strategies were measured by Ways of Coping Questionnaire
by R. S. Lazarus [4]. The analysis of expressiveness of ability to
restore psychophysiological potential was carried out by means of a
questionnaire "Factors of professional development" by
Petrash M. D. [2]. The questionnaire included 2 groups of parameters:
(1) factors of professional development: "Contentment with
professional life" and "Professional Self-realization";
(2) factors of professional activity: "Psychophysiological
recover" (the capacity to renew the potential); "Dedication"
(reflects active life approach, aspiration for the professional promotion;
"Behavioral Self-control"; "Interpersonal communication".
Low indicators of professional development indicate crisis character
of professional forming.
Previous studies’ results concerning adult professional
development [Ibid.], allowed to assume that depending on expressiveness
of the psychophysiological component, actual situation of professional
development will have different psychological content. We consider that
expressiveness of individual and psychological factors of professional
development, in particular psychophysiological component, can act as
an indicator of psychological resources and professional crises in
professional activity. The contribution of a psychophysiological
component to professional development of interns of ambulance will
differ from a contribution of the parameter named to professional
development of doctors — transfusiologs and the senior
nurses of St. Petersburg`s hospitals [Ibid.].
Results and discussion
Study of interrelation of psychophysiological potential and resources
of professional development was carried out in groups with different
expressiveness of a psychophysiological component. Using cluster
analysis, we have identified three groups with different assessment of
their "psycho-physiological potential".
First group included participants with decreased opportunities for
restoration of psychophysiological potential (N=33). Mean age was 26
years old, the group included 17 men and 16 women, experience
m=3.3±2.4.
Second group is represented by experts with average degree of
expressiveness of parameter (N=42). There was larger number of men
(N=30) in this group, experience m=3.3±2.9, average age of
respondents — 25 years.
The 3rd group consisted of participants with high level of reserve
opportunities and ability to restoration of potential (N=39). Middle
age — 24 years, experience m=3.0±2.9.
In this article results of 1 and 3 groups are considered, because
they represent opposite groups. The comparative analysis of the situation
of professional development in the allocated groups showed an optimum
picture of professional development in the 3rd group (table 1),
expressiveness of parameters is in the range of high values. In spite
of the fact that respondents from 1 and 2 groups had middle scores on
expressiveness of parameters of professional development and
professional functioning, interns’ absolute valuesin 1 group
are at the lower bound of average values that, probably, approves
crisis situation of professional development of doctors interns with
low expressiveness of the "psychophysiological potential"
parameter.
Table 1
Average values of expressiveness of factors of professional
development and professional functioning in groups with different
ability of restoration of psychophysiological potential
Based on results of the comparative analysis, we can speak about
negative assessment of the situation of professional development of
respondents with low ability of restoration of potential, namely:
decrease in satisfaction by professional activity, aspirations to
self-realization in a profession, commitment, existence of problems in
interpersonal interaction, a conflicts in behavior (behavior
self-control is reduced). In other words, professional development of
doctors interns, with low indicators of "the psychophysiological
potential" has crisis character that is consistent with the data
obtained by us in the previous research [2].
Average age of interns — 25 years that is considered the
active period of activity of the person. The majority of the
respondents who were accounted for the first group, have 0 to 5 years
of experience as doctor assistants in ambulance (81.8%). Considering
age features of respondents, expressiveness of factors of professional
development and professional functioning, it is possible to assume that
the difficulties connected with restoration of reserve opportunities,
have specific character and depend not so much on physiological
difficulties, as on professional difficulties.
As indirect confirmation answers of interns to a question can
serve that: "what difficulties you experience in professional
activity?". Among difficulties which it is necessary to face,
young specialists note a lack of professional experience: "the
lack of knowledge, certain skills, practical skills", also
"uncertainty in self and own forces" could be noted.
This fact is confirmed by results of Western studies in which it
is shown that in professional activity professionals correlate
difficult situations with professional competence, to be more
precise, with lack of an appropriate level of competence [13; 14].
Also a number of researchers showed role of practical skills in
professional activity of a doctor that promotes decrease in level of
anxiety, expressiveness of parameters of emotional burnout syndromeand
promote increase in satisfaction with professional activity
[6; 7; 11; 12].
Descriptive statistics analysis of parameters of professional
development in groups of interns, doctors-transfusiologists and nurses
revealed distinctions in satisfaction with professional activity,
self-realization in profession, commitment (0.05≤p≤0.01)
while interpersonal interaction and self-control of behavior have no
significant distinctions. It should be noted that interns’
absolute values have average degree of expressiveness (the lower bound
of the average values) while in doctors and nurses they enter the range
of low values. The revealed tendency allows us to assume that
significantly low satisfaction with the professional development,
self-realization and the negative assessment of a professional way in
doctors-transfusiologists and nurses proves "crisis of professional
self-realization". In turn, crisis experiences of interns can
be considered as "crisis of professional identity".
Professional development of interns with high level of reserve
opportunities and ability to restoration of psychophysiological
potential (the 3rd group) differs in having a positive assessment of an
actual situation of professional development at which experts
experience satisfaction from carried-out activity, the aspiration to
the professional growth, demonstrate strive to self-improvement, plans
for further development are drawn up, and professional life is
described as developed.
The majority of the respondents who have entered into this group,
have length of service in ambulance from 0 to 5 years (79.6%). Young
specialists prefer to hold back difficulties while with pleasure speak
about positive sides in the profession: "the help to people",
"respect of people", "satisfaction from activity and
its results", etc. The comparative analysis of an actual situation
of professional development of interns, doctors-transfusiologists and
nurses with high level of reserve opportunities, revealed a similar
picture concerning an assessment of own professional development in
groups.
More positive assessment of professional life is revealed in interns
(0.01≤p≤0.001), unlike doctors and nurses that could be explained
by the beginning of professional development, aspiration to reach
something in life and, probably, specifics of professional activity.
In spite of the fact that the group included participants with
high rates of "the psychophysiological potential",
the smallest ability to restoration is revealed in doctors —
transfusiologists (p≤0.001). We also refer the tendency revealed
to characteristics of profession.
The comparative analysis of the personal characteristics considered
as internal resources of a person, showed distinctions that reflect the
psychological contentof professional development in considered groups
(table 2).
It should be noted that expressiveness of all factors is in the range
of medium-to-high values, i.e. it is possible to assume that for the
majority of participants selectivity in communication is characteristic
and moderate social activity (factor "Extraversion"), they
differ in igh level of social culture of communication (factor
"Agreeableness"), aspiration to self-improvement and
existence of the realized vital purpose (factor "Openness to
experience"). Significant distinctions are found for parameters
of consciousness and emotional stability, i.e. at low ability of
restoration of psychophysiological potential the strong-willed
component of the personality decreases, the impossibility of long
strong-willed effort is noted, and there is an emotional unbalance,
tendency to affective flashes. Interns with high level of "the
psychophysiological potential" differ in the expressed strong-willed
component and good emotional stability.
Table 2
Average values of personal characteristics in groups with different
ability of restoration of psychophysiological potential
The comparative analysis of personal characteristics in groups
of interns, doctors-transfusiologists and nurses revealed interesting
regularity: statistically significant distinctions in factors
"Extraversion" (p≤0.05), "emotional stability"
(0.01≤p≤0.001) and statistically significant tendency in
the "openness to experience" parameter (p=0.65) are revealed.
It is shown that big social activity is peculiar to nurses,
then doctors to interns, and doctors-transfusiologists differ in
selectivity in communication. It is necessary to notice that the
revealed tendency is traced in groups, both with high, and with low
ability to restoration of psychophysiological potential. Higher
emotional stability characterizes doctors interns of an ambulance
service, smaller — doctors-transfusiologists. The aspiration
to creation and self-improvement also is more expressed in interns. The
analysis of strategy of coping behavior allowed to reveale the specific
features in groups of doctors interns.
Statistically significant distinctions are revealed in use of
copings "Confrontive Coping" and the "Escape-Avoidance",
which greatest expressiveness is noted in the first group (low ability
to restoration), however it doesn't reach critical values. In other
words for interns with low level of ability of restoration of
psychophysiological potential impulsiveness of behavior with conflict
elements is peculiar, they have difficulties in resolution of a problem
more often, there is a probability of accumulation of difficulties.
On the other hand, considering level values of copings, it is possible
to assume that the appellation to strategy "Confrontive Coping"
and "Escape-Avoidance" gives the chance to young specialists
to resist to difficulties and stress influence, to reduce quickly an
emotional pressure in a stress situation. It is necessary to notice that
in all groups dominating strategy "Planful Problem Solving"
is noted: in 1 group expressiveness of strategy — 71.7%, in the
third — 68.8%. At interns with high ability to restoration of
reserves it can be connected with possibility of purposeful and systematic
permission of a problem situation that provides, in turn, a
constructive course of professional development.
This assumption partly is confirmed by interrelation of strategy
"Planful Problem Solving" with the parameter of professional
development "satisfaction with professional activity" (r=0.354;
p≤0.05). In group with low expressiveness of "the psychophysiological
potential" excessive use of a coping can indicate its negative action.
Possible explanation is that strategy correlates with the parameter of
professional functioning "self-control of behavior" (r=0.491;
p≤0.01). That is when planning own actions directed by the purposes,
planning of own activity, professional growth, improvement of knowledge
and skills, control over a situation (super-control) therefore there is a
probability of the excessive rationality, insufficient emotionality,
intuitivism and spontaneity in behavior.
The analysis oflevel indicators in groups of interns,
doctors-tranzfusiologists and nurses revealed statistically significant
distinctions in expressiveness of all strategies (0.01≤p≤0.001),
except for "Planful Problem Solving" and "Accepting
Responsibility". Intensity of use of strategy is least expressed
in doctors interns.
Considering average age of respondents in the presented groups
(nurses: 44.9 σ=9.7; doctors-transfusiologists: m=46.9
σ=11.6; interns: m=25.5 σ=3.4), the revealed tendency could
possibly be explained by existence of higher life and professional
experience in doctors-transfusiologists and nurses that determines the
greatest variation in use of strategies of coping behavior. It is
revealed that in groups with low level of psychophysiological component
intensity of use of strategy "Planful Problem Solving" has
the greatest degree of expressiveness, increasing thereby probability
of emergence of the excessive rationality, insufficient emotionality.
It should be noted that strategy "Planful Problem Solving",
in groups of doctors-transfusiologists and nurses, both with high, and with
low ability to restoration of psychophysiological potential isn’t
included in structure of correlations with parameters of professional
development. Interestingly the coping "Seeking Social
Support" which most intensively used is noted in group with
low ability to potential restoration. Negative communication of
strategy with a psychophysiological component is revealed.
Consideringlevel value of the "psychophysiological potential"
parameter, it is possible to assume that social support is the
important resource promoting restoration of internal balance [14].
Interesting data are obtained in the regression analysis (data are
presented in table 3).
In group with low ability to restoration, "interpersonal
communication" and lack of super-control of behavior act as
predictors of satisfaction with professional activity. Successful
self-realization in a profession is provided by "interpersonal
communication", "psychophysiological potential",
impulsiveness, "consciousness" and lack of super-control
of behavior.
In other words, constructive interaction with colleagues (scale
"interpersonal communication") can be considered as
the resource for promoting overcoming of difficulties and satisfaction
with professional development that is confirmed by works of Western
researchers [9; 15].
Table 3
The explained percent of variance of predictors of professional development
in groups with different ability to restoration of psychophysiological
potential
In group with high ability to potential restoration (the 3rd group)
factors were distributed differently: as predictors of satisfaction
with professional activity "the psychophysiological potential"
and lack of super-control of behavior act. Factor "the psychophysiological
potential" and "agreeableness" are predictive factors of
self-realization in a profession. Generalizing data, it is allegedly
possible to say that the psychophysiological component predicts and
determines satisfaction with professional activity and self-realization
in professional development of interns. In other words, ability to
restoration of psychophysiological potential is one of predictors of
satisfaction with professional activity and self-realization in a
profession, i.e. is a resource of professional development. Also as
resources it is possible to consider such personal characteristics, as:
agreeableness, consciousness, impulsiveness.
Comparison of indicators of professional development and personal
characteristics, allow to speak about various psychological content of
an actual situation of professional development in groups with
different ability to restoration of psychophysiological potential
(table 4).
Table 4
Indicators of individual and psychological characteristics of professional
development in groups with different expressiveness of ability to restoration
of psychophysiological potential
In research it is shown that at low expressiveness of a
psychophysiological component of professional development has the
crisis character which is showing in negative assessment of the
professional development. As parameters of professional development
don’t reach their critical value, we consider that young
specialists cope with arising difficulties. It is probable, that to
find sense in professional activity, and also to cope with
difficulties, high level of self-control of behavior helps. It is
possible to assume that crisis character is caused by change of status
role — transition from a position of the doctor’s
assistant to a position of the doctor of an ambulance service and is
connected with "crisis of professional identity".
Emotional unbalance and decrease in strong-willed control,
super-control of behavior and excessive rationality ("Planful
Problem Solving") on one hand determine exhaustion of physical,
physiological, mental resources that can testify to formation of a
syndrome of the emotional burnout [8], on the other hand the revealed
tendency testify to crisis nature of professional development. In case
of high ability to restoration of psychophysiological potential, the
positive assessment of the professional development, satisfaction with
professional activity is noted. Emotional stability, strong-willed
characteristics, social culture of communication act as the
characteristics promoting constructive permission of difficult
situations and development in a profession. Strategy "Planful
Problem Solving" promotes satisfaction with professional activity.
Probably, a positive assessment of professional developmentis
provided by optimistic approach to life which already in itself
can be considered as constructive strategy of overcoming of difficulties
[10].
Conclusions
The conducted research revealed features of the psychological
maintenance of a professional situation of development depending on
expressiveness of a psychophysiological component (ability to
restoration of psychophysiological potential).
At low ability to restoration of psychophysiological potential in
doctors interns of ambulance the unsatisfactory assessment of own
professional development is noted, the motivation to activity (decrease
in parameters of professional functioning) decreases. High ability to
restoration of potential promotes positive assessment of the situation
of professional development, the aspiration to self-realization in
professions, agreeableness, satisfaction with interpersonal
communication is noted.
Comparison of the data concerning the psychological maintenance
of a professional situation of development depending on expressiveness
of a psychophysiological component, in medical personnel of different
specialties (doctors interns of ambulance service, doctors-transfuziologs,
nurses of hospitals), revealed a similar picture.
The role of a psychophysiological component in professional
development and its influence on professional development of doctors
interns is shown. It is revealed that the psychophysiological component
is a resource of satisfaction with professional activity and
self-realization in a profession.
Also as resources of professional development of doctors interns
of an ambulance service it is possible to consider such personal
characteristics, as: agreeableness, consciousness, impulsiveness.
Crisis nature of professional development in interns with the
lowered opportunities of restoration of psychophysiological potential
is revealed.
Allegedly, crisis character is caused by change of a status
role — transition from a position of the doctor’s
assistant to a position of the doctor of ambulance service and is
connected with "of professional identity".
Correlation of the obtained data with results of medical personnel
of other specialties (doctors-transfusiologists and nurses of hospitals),
showed existence of a crisis situation of development in groups with
low ability to potential restoration which, is correlated with "crisis
of professional self-realization".
Synthesis of these researches allows to consider a psychophysiological
component, as the indicator of psychological resources and professional
crises.
Interesting data concerning coping-strategy manifestation "Planful
Problem Solving" are obtained. Being constructive strategy, in our
research the coping proved ambiguously. It was shown that in interns
with high ability to restoration of reserves strategy promotes purposeful
and systematic resolution of a problem situation, providing, thereby, a
constructive course of professional development, and an intensive use of
"Planful Problem Solving" in groups with low level of
a psychophysiological component, increases probability of the excessive
rationality, insufficient emotionality. This fact was confirmed by the
correlation analysis.
References
1. Golovei L.A., Manukyan V.R., Petrash M.D.
The ratio of age- and professional- turning points during of adult
development. Akmeologiya, 2009, no. 4(32), pp. 31–39.
(In Russian).
2. Petrash M.D. Psycho-physiological component
as a resource professional development of medical personnel. Med.
psihol. Ross., 2013, no. 6(23). (In Russian). Available at:
http://mprj.ru (accessed 4 November 2013).
3. Petrash M.D., Boikov A.A. Individually psychological
factors of professional development of internships within a program
"Ambulance". Skoraya meditsinskaya pomoshch', 2012, vol. 13,
no. 1, pp. 27–31. (In Russian).
4. Vasserman L.I. (ed.), Ababkov V.A., Trifonova E.A.
Sovladanie so stressom: teoriya i psikhodiagnostika [Coping with a
stress: theory and psychodiagnostics]. – St. Peterburg, Rech' Publ.,
2010. – 192 p.
5. Yanichev D.P. Kognitivnye aspekty
samovospriyatiya lichnostnykh chert u patsientov s nevroticheskoi i
nevrozopodobnoi simptomatikoi. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk
[Cognitive aspects of self-perception personality traits in patients
with neurotic and neurosis-like symptoms. Cand. psychol. sci. diss.].
St. Peterburg, 2006.
6. Alexander D.A., Klein S. Ambulance personnel and
critical incidents. Impact of accident and emergency work on mental
health and emotional well-being. British Journal of Psychiatry,
2001, vol. 178, no. 1, pp. 76–81.
7. Arora M., Asha S., Chinnappa J., Diwan A.D.
Review article: burnout in emergency
medicine physicians. Emerg Med Australas, 2013, vol. 25,
no. 6, pp. 491–495.
8. Bolanowski W. Anxiety about professional
future among young doctors. International Journal of Occupational
Medicine and Environmental Health, 2005, vol. 18, no. 4,
pp. 367–374.
9. Burke R., Greengalass E. Sex differences
in psychological burnout in teachers. Human Relations, 1995,
vol. 48, no. 2, pp. 187–202.
10. Golbasi Z., Kelleci M., Dogan S. Relationships between
coping strategies, individual characteristics and job satisfaction in a sample
of hospital nurses: cross-sectional questionnaire survey. Int J Nurs
Stud, 2008, vol. 45, no. 12, pp. 1800–1806.
11. Piko B.F. Burnout, role conflict, job satisfaction and
psychosocial health among Hungarian health care staff: a questionnaire survey.
Int J Nurs Stud, 2006 Mar, vol. 43, no. 3, pp. 311–318.
12. Rees D.W., Cooper C.L. Job stress, ill health and job
satisfaction among health service employees. Health Services Management
Research, 1994 Nov, vol. 7, no. 4, pp. 250–264.
13. Shimizu T., Nagata S. Relationship between coping
skills and job satisfaction among. Japanese full-time occupational
physicians Environmental Health and Preventive Medicine, 2003,
vol. 8, no. 4, pp. 118–123.
14. Sieminska M.J., Dawid G. Professional stress of physicians.
Przeglad Lekarski, 1997, vol. 54, no. 7-8, pp. 529–532.
(In Polish).
15. Wallace L.M., Kosmala-Anderson J. A training needs
survey of doctors’ breastfeeding support skills in England. Maternal
and Child Nutrition, 2006, vol. 2, no. 4, pp. 217–231.
For citation
Petrash M.D. Psychophysiological potential and resources of professional
development of medical personnel. Med. psihol. Ross., 2014, vol. 6,
no. 1, p. 12. doi:10.24411/2219-8245-2014-00012 [in Russian, in English].
↑
|