Опросник «Антивитальность и Жизнестойкость»
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. (Барнаул, Россия)
English version
|
Сагалакова Ольга Анатольевна
– кандидат психологических наук, доцент, доцент
кафедры клинической психологии; федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Алтайский
государственный университет», пр. Ленина, 61, Барнаул,
656049, Россия. Тел.: 8 (3852) 36-61-61.
E-mail: olgasagalakova@mail.ru
|
|
Труевцев Дмитрий Владимирович
– кандидат психологических наук, доцент, заведующий
кафедрой клинической психологии; федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Алтайский
государственный университет», пр. Ленина, 61, Барнаул,
656049, Россия. Тел.: 8 (3852) 36-61-61.
E-mail: truevtsev@list.ru
|
Аннотация.
Статья посвящена описанию скрининговой методики, направленной на
экспресс-диагностику психологических составляющих антивитального
поведения и сдерживающих факторов (жизнестойкость). Антивитальное
поведение обращено против биологических (витальных) потребностей (в
продолжении жизни и поддержании здоровья). Любая форма антивитальных
переживаний и действий увеличивает риск суицидального поведения.
Актуальность разработки методики обусловлена высокой распространенностью
антивитального поведения среди современной молодежи, расширением спектра
антивитальных действий, наносящих вред как физическому, так и психическому
здоровью молодого поколения. Методика определяет стадию развития
антивитального поведения (переживания, мысли, действия) и индивидуальную
систему ресурсов жизнестойкости. Комплексность диагностики позволяет
оценивать потенциал компенсации и коррекции антивитального поведения.
Значимость представляемой диагностической методики обусловлена
отсутствием диагностических инструментов, которые бы не содержали
прямых формулировок о совершенных или планируемых суицидальных действиях,
одновременно измеряющих параметры как антивитальности, так и
жизнестойкости. Цель настоящей статьи — представление и
описание шкал, валидизации Опросника. Материалы и методы.
Опросник предназначен для измерения разных аспектов антивитальных переживаний,
мыслей и действий в молодом возрасте. Итоговое исследование,
направленное на апробацию и валидизацию Опросника, построено на выборке
из 1163 человек подросткового и юношеского возраста. Опросник рассчитан
на обследование испытуемых молодого возраста. Результаты. Пункты
Опросника и параметры антивитальности и жизнестойкости определены на
основе анализа случаев антивитального, суицидального поведения
молодежи, экспертного анализа данных и интервью с испытуемыми групп
риска и условной нормы, метаанализа результатов исследований и
особенностей диагностических инструментов, а также собственных
исследований в данной области и пошаговой апробации Опросника,
математико-статистического анализа шкал и отдельных пунктов Опросника.
Опросник состоит из ряда шкал (часть шкал содержит подшкалы)
— параметров антивитальности (антивитальные мысли и действия;
антивитальные переживания; страх негативной оценки; микросоциальный
конфликт; одиночество, недоверчивость; вредные привычки; склонность к
асоциальному поведению) и параметров жизнестойкости (психологическая
поддержка; функциональная семья; удовлетворенность жизнью; стремление к
успеху; саморегуляция/планирование; позитивный образ будущего).
Проверка согласованности пунктов показала хороший результат (альфа
Кронбаха = 0,9). Внешняя валидность обнаруживает взаимные прямые
корреляции параметров антивитальности и суицидального риска и
соответствующие обратные корреляции с параметрами жизнестойкости.
Ключевые слова:
Опросник «Антивитальность и жизнестойкость»; антивитальные
переживания, мысли, действия и поведение; жизнестойкость; суицидальный
риск.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
04.02.2017
|
05.03.2017
|
17.03.2017
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Работа выполнена при поддержке гранта РНФ (№ 14-18-01174) и
РГНФ (№ 15-16-22017)
Введение
Необходимость разработки современной скрининговой методики,
направленной на экспресс-диагностику психологических составляющих
антивитального поведения и сдерживающих факторов (жизнестойкость)
обусловлена, с одной стороны, высокой распространенностью разных
форм антивитального поведения и действий, антивитальных переживаний
среди современной молодежи, которые могут формировать основу для
суицидального поведения. С другой стороны — отсутствием
комплексных диагностических инструментов, которые бы не содержали
прямых формулировок о совершенных или планируемых суицидальных
действиях (прямолинейный характер пунктов о суицидальном поведении
вызывает вопросы об этической уместности формулировок, особенно в
исследованиях с несовершеннолетними испытуемыми), одновременно
измеряющих параметры как антивитальности, так и жизнестойкости в
контексте актуальных для современной молодежи условий нарушения
опосредствования и регуляции эмоций и поведения. На настоящий момент
разработан и апробирован ряд методик, направленных на определение
суицидального риска, сдерживающих факторов [2; 5; 18; 21], оценку
жизнестойкости [1; 6; 7], однако они не имеют комплексного характера,
не всегда учитывают современные особенности самореализации молодежи,
не позволяют оценить индивидуальную картину антивитальности в
сопоставлении с системой ресурсов жизнестойкости.
Жизнестойкость понимается и как составляющая личностного потенциала
(мера преодоления ситуации — Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев
[6; 8]), и как гибкая развивающаяся система убеждений о себе, мире,
отношениях с миром для управления обстоятельствами высокого уровня
сложности, состоящая из таких компонентов, как вовлеченность, контроль,
принятие риска, и способствующая совладанию со стрессом (S.R. Maddi
[22]), и как система содержательных (ценностных) и практических
(ресурсы, навыки) составляющих (А.Н. Фоминова [15]), используемых
для решения задач, диктуемых средой. Феномен жизнестойкости изучается
в контексте преодоления трудных жизненных и экстремальных ситуаций
[13; 22], протективного воздействия на формирование тревожных и
депрессивных симптомов (в том числе с учетом роли субъективного
благополучия, психологической безопасности) [11; 12; 14; 20; 23; 27],
суицидального поведения [2; 3; 15; 16; 17; 21; 24; 25; 26].
В ряде исследований обнаружен «сдерживающий»
саморазрушительное поведение эффект жизнестойкости, однако не все
авторы склонны разделять линейный характер влияния составляющих
данного феномена на вероятность антивитального и суицидального
поведения [12; 24]. Значимость вклада отдельных параметров
жизнестойкости в протекцию антивитального и суицидального поведения
может индивидуально и социокультурно варьироваться [9; 21].
Жизнестойкость выступает не единственным, но одним из важнейших
факторов, сдерживающих вероятность антивитального поведения в молодом
возрасте, однако его влияние не может быть осмыслено в рамках
элементарной каузальной логики [12; 16; 23; 24]. Данный феномен
понимается нами как развивающаяся система адаптивных убеждений о
собственных способностях к преодолению препятствий, навыков
конструктивного противостояния стрессовым влияниям и обобщения
адаптивного опыта совладания и ресурсов функциональной социальной
ситуации развития [11]. В методике учитывается протективный эффект
отдельных составляющих жизнестойкости с учетом особенностей возрастного
развития подростков и юношей (особенности структурирования актуальной
системы отношений и социальной ситуации развития, реализация ведущих
задач и мотивов личности, доступность включенности в ведущие типы
активности и получения позитивного опыта самореализации,
сформированность компенсаторных ресурсов, гибкого арсенала навыков
саморегуляции и совладающих стратегий, наличие оптимистичной временной
перспективы) [2; 4; 11; 12].
Методика, которая оценивает риски саморазрушительного поведения
(в том числе самоповреждающего, парасуицидального и суицидального) на
разных этапах его формирования, должна учитывать основной спектр
современных антивитальных паттернов и быть ориентированной как на тех,
кто совершал антивитальные действия (разного типа), так и на тех, кто
находится на начальных этапах формирования антивитальности или вообще
не задумывается об этом (оценка риска в популяции) [2; 5; 11; 12].
Диагностический инструмент должен служить основой для построения
обоснованного вмешательства при нарушениях адаптации с опорой на
выявленные компенсаторные ресурсы психики и личности, а формулировки
должны быть понятными и доступными для подростков и юношей.
В Опроснике учтены современные особенности нарушения адаптации и
социализации в подростковом и юношеском возрасте [1; 2; 4; 6; 7; 10;
12; 14]. Опросник опирается на методологические положения
культурно-деятельностного подхода в психологии (психологические
механизмы нарушения опосредствования и регуляции эмоций и поведения,
закономерности возрастного развития и др.) [2; 4; 8; 11], а также
когнитивно-поведенческий подход (идеи о формировании ранних
неадаптивных схем, дисфункциональных убеждений о себе, окружающем,
будущем), исследования взаимосвязи дезадаптации, тревожных расстройств
и суицидального риска в молодом возрасте [10; 12; 19; 27].
Цель настоящей статьи — представление и описание шкал,
валидизации Опросника АВиЖС.
Материалы и методы
Разработанный Опросник АВиЖС предназначен для измерения разных
аспектов антивитальных (направленных против биологических потребностей)
переживаний, мыслей и действий в молодом возрасте. Итоговое
исследование, направленное на апробацию и валидизацию Опросника,
построено на выборке из 1163 человек подросткового и юношеского
возраста (от 14 до 18 лет), обучающихся в разных образовательных
учреждениях Алтайского края. Опросник рассчитан на обследование, в
первую очередь, испытуемых подросткового, юношеского возраста, а также
периода ранней взрослости.
Исследование проведено анонимно посредством онлайн-тестирования,
данные анализировались обобщенно.
Методы математико-статистической обработки данных: кластерный
анализ, альфа Кронбаха, корреляционный анализ Пирсона, Хи-квадрат-критерий.
Данные обработаны в программе SPSS 22.
Результаты
Пункты Опросника и соответствующие параметры антивитальности и
жизнестойкости определены на основе анализа случаев антивитального и
суицидального поведения молодежи, экспертного анализа данных и интервью
с испытуемыми групп «риска» и условной нормы, метаанализа
имеющихся результатов исследования и особенностей диагностических
инструментов, а также собственных исследований в данной области и
пошаговой апробации Опросника, математико-статистического анализа шкал
и отдельных пунктов Опросника (2014—2016).
Метод кластерного анализа (метод Уорда) позволил сгруппировать
пункты и выделить ряд шкал Опросника. Характеристика шкал Опросника
— табл. 1. Отдельные субшкалы определены на основе
содержательного анализа кластеров и входящих в них пунктов.
Таблица 1
Наименования шкал и субшкал Опросника АВиЖС
Жизнестойкость
Шкалы жизнестойкости (табл. 1) определяют факторы, сдерживающие
антивитальные тенденции, а также выявляют компенсаторные механизмы
личности, ресурсы совладания с трудными жизненными ситуациями.
Жизнестойкость проявляется в уровне оптимизма в области будущего,
способностях к совладанию с затруднениями, конструктивных стратегиях
принятия решений (с учетом последствий действий), наличии ресурсов
компенсации самооценки в стрессовых ситуациях
(социально-психологическая поддержка, отсутствие микросоциального
конфликта, способность решать проблемы, удовлетворенность жизнью и
реализация актуальных социальных мотивов, направленность личности на
достижение успехов в учебе). Наиболее прогностически значимыми
факторами, сдерживающими антивитальные переживания и поведение,
выступают шкалы «функциональная семья»,
«саморегуляция», обеспечивающие стабильные и
надежные отношения в ближайшем окружении, а также собственные ресурсы
личности к саморегуляции и опосредствование эмоций и поведения в
стрессовых ситуациях.
Шкала 1. Психологическая поддержка.
Высокие показатели по шкале свидетельствуют о наличии в ближайшем
социальном окружении достаточной социально-психологической поддержки
(друзей, педагогов и/или самостоятельных ресурсов совладания). Это
ресурсы жизнестойкости, выступающие сдерживающими антивитальные
переживания факторами и конструктивными компенсационными механизмами.
Укрепление дружеских отношений с другими позволяет до определенной
степени компенсировать недостаток поддержки в семье в случае дисфункций
семьи.
Составляющие шкалы:
1. Поддержка друзей. Человеку доступны ресурсы в виде надежных
и стабильных отношений с друзьями-сверстниками, к которым субъект может
обратиться с любой просьбой при наличии затруднений. Наличие поддержки
в виде ближайшего окружения сверстников и возможность за ней обратиться
в любой момент — значимый «сдерживающий» фактор в
подростковом возрасте.
2. Поддержка педагогов. Доступность ресурсов поддержки
педагогов и педагогов-психологов. Подросток или юноша понимает, что в
трудную минуту может сам проявить инициативу и обратиться за поддержкой
к педагогам. Однако сам факт понимания необходимости обращения к ним
за помощью может косвенно сигнализировать о наличии затруднений, с
которыми трудно справиться самостоятельно или даже с помощью семьи,
друзей-сверстников. К педагогам такой учащийся обратится за помощью в
крайнем случае (например, в ситуации острых проблем в семье). Это
важный сдерживающий фактор — способность обратиться к
компетентному взрослому (вне семьи), однако сама форма просьбы о помощи
может быть замаскирована (например, демонстративное или нарочитое
поведение) и будет свидетельствовать о неблагополучии подростка. Если
такая просьба в той или иной форме прозвучала от подростка, к нему надо
быть очень внимательным, оказать всевозможную поддержку, сохраняя
этические принципы в психологии.
3. Оптимизм, «самоподдержка».
«Я»-поддержка указывает на стремление и способность
подростка самостоятельно преодолевать затруднения в жизни, находить
способы, которые помогут конструктивно справиться с проблемами.
Самостоятельные возможности совладания связаны с позитивными
убежденностью в своих силах и возможностях справляться с трудностями.
Шкала представлена способностью подростка строить оптимистичные
прогнозы в ситуациях затруднений и активно искать внутренние ресурсы
для их преодоления. При высоких баллах по шкале можно говорить о
высокой самоэффективности подростка и оптимизме в области затруднений.
Однако данный ресурс не должен исключать навыка обращения за внешней
помощью.
Шкала 2. Функциональная семья.
Высокие показатели по шкале образуют наиболее мощный и значимый
конструктивный компенсирующий механизм, фактор, сдерживающий
антивитальные тенденции. Это стабильная психологическая поддержка,
уважение и любовь членов семьи.
Наиболее значимым фактором, препятствующим возникновению
антивитальных переживаний, мыслей и действий, выступает уважение
подростка/юноши членами семьи, учет его мнения при принятии решений,
обеспечение стабильных и безусловных отношений, построенных на основе
принятия, любви, доброжелательного отношения. Это базовая
«глобальная» шкала в структуре качества
«жизнестойкость». Уважение и любовь «значимых
других» в микросоциальном пространстве — фундаментальная
потребность в данном возрасте, фрустрация которой может приводить к
серьезным последствиям для психики молодежи. Наличие в опыте таких
ресурсов позволяет подростку быть психологически защищенным при
столкновении с затруднениями, формируя уверенность в своих силах и
стабильную позитивную самоидентичность. Функциональная семья —
это благополучная семья, основанная на доверии и уважении членов семьи
друг к другу, на понимании неизменности этих отношений, даже в условиях
разногласий. В такой семье подросток/юноша всегда знает, как относится
к нему родитель. Доверяя членам семьи, он будет стремиться решить свои
проблемы сообща и конструктивно. Функциональная семья обязательно
учитывает мнение, интересы и увлечения младших членов семьи, даже если
до конца их не разделяет. Уважение мнения и точки зрения подростка и
учет его позиции при принятии разных решений, готовность выслушать и
поддержать в трудную минуту — это базовый ресурс, наличие
которого обеспечивает адаптацию, формирует самоидентичность и
самоэффективность молодежи. Только получая любовь и уважение семьи,
готовой взаимодействовать с ним «на равных», такие подростки
и юноши и сами гордятся членами семьи и уважают своих родителей. Они
способны к диалогу (как внешнему, так и внутреннему), обнаруживают
большую когнитивную сложность в оценке ситуаций, принимают более
обдуманные решения, они субъективно более удовлетворены жизнью и с
оптимизмом смотрят в будущее.
Шкала 3. Удовлетворенность жизнью.
Высокие показатели по шкале свидетельствуют об удовлетворенности
учебной деятельностью, социальным положением в группе, жизнью в целом.
Этот ресурс указывает на субъективный психологический комфорт,
удовлетворенность или наличие возможности реализации актуальных
социальных потребностей (в принятии, в общении со сверстниками,
признании, успехе и самореализации). Удовлетворенность в этих сферах
жизни обеспечивает переживание положительных эмоций, реализацию
мотивов, отсутствие психического напряжения. Как правило, взаимосвязана
со шкалой «функциональная семья». Выступает значимым
сдерживающим фактором.
Шкала 4. Стремление к успеху.
Высокие показатели характеризуют субъекта как стремящегося к успеху
и признанию, самосовершенствованию. Характерны черты перфектного стиля
обучения, сопровождаемые инициативностью и социальной смелостью в
академических ситуациях (готовностью высказать точку зрения, выступить
перед аудиторией, несмотря на возможное волнение). Социальная смелость
и перфектность в обучении выступают компенсирующими ресурсами,
обеспечивая целеустремленность человека, однако при фрустрации данной
значимой потребности возможен рост эмоционального напряжения.
Шкала 5. Саморегуляция/Планирование.
Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о склонности к
рациональному планированию в сочетании с гибким анализом разных
способов, анализу последствий своих действий. Саморегуляция обеспечивает
сформированность психологических средств для управления настроением и
эмоциями. Субъект способен опосредовать сложные эмоции и переживания,
оттормаживать импульсивные реакции, действовать с учетом прогнозирования.
Саморегуляция и планирование противоположны импульсивному реагированию,
ситуативному поведению под влиянием эмоций. Служат значимым ресурсом,
обеспечивающим произвольный характер деятельности и поведения, в том
числе в стрессовых ситуациях. Характерны самоконтроль, взвешенные
суждения и стратегическая логика при принятии решений.
Шкала 6. Позитивный образ будущего.
Высокие показатели по шкале свидетельствуют о целеустремленности
и позитивном образе будущего, надежде на успех и достижение в
перспективе. У подростка/юноши есть жизненная цель, он ожидает
получить успех и признание в будущем, склонен к тому, что в перспективе
его ждет больше хорошего. Оптимистичность прогнозов будущего обеспечивает
ресурс совладания с трудными жизненными ситуациями, выступает
«сдерживающим» фактором.
Антивитальность
Шкалы «антивитальности» определяют наличие
антивитальных (направленных против биологических потребностей в
продолжении жизни и поддержании здоровья) переживаний, мыслей и
действий. Антивитальная направленность личности (переживания, мысли
и действия) формирует антивитальный вектор активности (антивитальное
поведение), связанный с неблагоприятной ситуацией социального развития,
несформированностью и/или истощением собственных ресурсов компенсации
самооценки, совладания с трудной жизненной ситуацией (конструктивного
преодоления проблем). Наиболее значимыми предикторами риска
антивитального или суицидального поведения (направленного не только
на причинение ущерба здоровью и риск, но и на лишение себя жизни)
выступает наличие микросоциального конфликта (дисфункциональная
семья, не обеспечивающая стабильных отношений на основе уважения и
любви, а также конфликтные отношения и психологическая травля среди
сверстников). Наличие убеждений о себе как «лишнем», о
собственной беспомощности перед препятствиями, об окружающих как
равнодушных или «способных предать», а о будущем как
неопределенном и негативном способствует формированию антивитального
поведения. Тревожные руминации (постситуативное обдумывание опыта
неуспеха и фиксированный мысленный возврат к деталям ситуации наряду
с невозможностью переключиться на другую деятельность) в контексте
общего психологического неблагополучия провоцируют циклический рост
эмоционального напряжения. Это истощает ресурсы психики и повышает
вероятность импульсивного поведения, неопосредованного эмоционального
реагирования в определенный момент [11; 12]. Чем дольше цикл
накопления эмоционального напряжения, тем вероятнее, что даже
объективно незначительный повод может выступить
«сверхстимулом» — пусковым механизмом
антивитального или суицидального поведения.
Шкала 1. Антивитальные мысли и
действия.
Шкала антивитальных мыслей и действий прогностически наиболее
значима с точки зрения антивитального/суицидального риска. Включает
уже не только смутные переживания, но и вполне определенные мысли и
действия, имеющие саморазрушительный, аутоагрессивный характер,
направленный против биологических потребностей человека. Характеризует
готовность к причинению вреда своему здоровью (боль, повреждения,
риск/ущерб) по тем или иным причинам. Может свидетельствовать о том,
что в персональном опыте испытуемого уже есть антивитальные поступки,
либо выработаны антивитальные намерения. Свидетельствует о
несформированности конструктивных стратегий совладания с трудными
ситуациями, о наличии неблагополучия, микросоциальном конфликте,
неудовлетворенности актуальных социальных мотивов, нереализованности,
нарушении самоидентичности, о высоком уровне психического напряжения
(накопленный аффект). Чем выше показатели по этой шкале, тем вероятнее,
что «пусковым» стимулом к антивитальным действиям может
послужить любой, даже объективно незначительный стрессор.
Подшкалы:
1. Антивитальные мысли. Обдумывание и подготовка к
антивитальным действиям (нанесению повреждений, уходу из жизни).
2. Антивитальные действия. Возможен риск ущерба здоровью
или суицидальный риск (нанесение повреждений, причинение физической
боли, самовреда, рисковое по отношению к здоровью поведение) как
совладание с накопленным эмоциональным напряжением (в силу хронического
микросоциального конфликта и невозможностью преодолеть фрустрирующие
проблемы, вырваться из неблагополучной ситуации).
3. Импульсивность поведения. Неспособность справиться с
сильными эмоциями, неопосредованность реагирования в ситуации,
действование под влиянием накопленного эмоционального напряжения, в
результате чего каждое последующее событие может становиться пусковым
«сверхстимулом», несмотря на его объективную нейтральность.
4. Демонстративность.
Шкала 2. Антивитальные переживания.
Шкала — предиктор антивитального поведения. Нулевая стадия
антивитального поведения и направленности личности в виде переживаний
потери смысла жизни, собственной ненужности/заброшенности, симптомов
депрессии. Подросток/юноша задумывается о том, что будет, если он
исчезнет, его жизнь обесценивается (пока это пассивные мысли без
активных действий или приготовлений), теряется осмысленность жизни,
уплощается временная перспектива (будущее расплывчато, настоящее
проходит мимо). Характерны переживания ненужности даже близким людям,
одиночества среди других людей. Возможно переживание сильных негативных
эмоций, которые истощают психические ресурсы (обида, отчаяние,
«душевная боль»), поскольку не находят путей опосредования
и переключения. Характерно переживание беспомощности и неспособности
справиться с навалившимися трудностями, пессимистичная оценка себя и
своего будущего, восприятие окружающих как равнодушных и непонимающих.
Данный параметр предшествует антивитальному поведению и мыслям и может
сопровождать его. Как правило, данная шкала связана с высокими
показателями по шкале «микросоциальный конфликт».
Подшкалы:
1. Негативный образ настоящего и будущего. Характерно
восприятие будущего как неопределенного или негативного, настоящего
как «проходящего мимо». Молодой человек не чувствует
себя субъектом ситуации и не может повлиять на события. Отсутствие
позитивной перспективы влияет на то, как подросток или юноша ведет
себя в настоящем. Нет сдерживающего фактора «психологической
перспективы». Поведение в настоящем не регулируется образом
будущего, жизнь субъективно обесценивается.
2. Заброшенность. Подросток/юноша чувствует, что он никому
не нужен, что он «лишний» в кругу сверстников. Атрибуция
внешнего безразличия постепенно становится «внутренним»
самоотношением. После переживания обиды на других может формироваться
равнодушие к самому себе, своему будущему и здоровью. Характерна
убежденность, что «никто не понимает», «не
сопереживает», «не стремится помочь». Не свойственен
навык просьбы о помощи и активности, направленной на преодоление проблем
(вероятно, в результате усиления депрессивных симптомов, истощения
ресурсов психики и организма в условиях хронической неблагоприятной
ситуации развития). Формируются убеждения: «Я — лишний»,
«Я — мешающий другим, осложняющий жизнь другим».
3. Беспомощность. Переживание психологической беспомощности
(убежденности в том, что препятствия непреодолимы, от собственных
усилий ничего не зависит, любые действия не приведут к результату).
Характерны когнитивные искажения (фокусировка на препятствиях,
беспомощность, сравнение с другими не в свою пользу, уверенность в
непреодолимости ситуации, сверхобобщение проблем).
4. Неопосредованность эмоций. Характерно накопление сильных
негативных эмоций, не находящих своего опосредования, не всегда
понятных самому человеку. Не сформированы конструктивные способы
преодоления стрессов, совладания с негативными переживаниями,
механизмы компенсации самооценки в ситуациях негативного оценивания.
Подросток или юноша испытывает сильные эмоции и не может их
опосредовать, не способен переключиться на другие виды деятельности.
Деятельность становится неэффективной, продолжает расти напряжение
в психической деятельности. Такие переживания приводят к нарушению
адаптации, мешают сосредоточиться на учебе. На первый план выступает
переживание обиды, отчаяния, субъект переживаний страдает и не знает,
как с этим справиться. Осложняет проблему то, что, чем дольше он
находится в таком состоянии, тем больше появляется объективных
проблем (например, в учебе), тем вероятнее, что данные эмоции найдут
свое «импульсивное» воплощение в антивитальном поведении.
Шкала 3. Страх негативной оценки.
Характеризует страх негативного оценивания сверстниками
(«Я» и своей внешности), актуальный для современной
молодежи, чья социализация сопряжена с постоянным оцениванием и
высокой вероятностью ситуаций критики, осмеяния, отвержения,
буллинга по любым формальным признакам, отличающим человека от
других. Такие ситуации воспринимаются молодыми людьми болезненно,
служат основой разных форм дезадаптации. Гелотофобия (страх осмеяния)
и дисморфофобия (психологически тягостные убеждения о дефектах
внешности) могут значительно снизить удовлетворенность жизнью и
собой, привести к избеганию участия в ситуациях социального
взаимодействия, к нестабильности самооценки, фрустрации значимых
социальных мотивов, к нарушению адаптации. Данная шкала связана с
социальной тревогой как страхом негативного неодобрительного оценивания
другими. Гелотофобия и дисморфофобия могут быть связаны с
неуверенностью в себе, могут приводить к постепенному расширению
диапазона ситуаций, в которых переживаются страх и тревога, и к
усилению тенденции к изоляции. Подобные переживания могут служить
основой для формирования антивитальных переживаний. Возможен опыт
публичных насмешек или негативной оценки внешности, что служит
«пусковым» механизмом развития данных опасений.
Подшкалы:
1. Гелотофобия (или страх осмеяния) связана: 1) с
повышенной предготовностью к восприятию смеха/насмешек окружающих
как относящихся к собственной персоне, к оценке другими своих качеств
глобально (персонификация и глобализация значения насмешек); 2) с
субъективной непереносимостью подшучиваний и насмешек, наличием опыта
публичного осмеяния. Насмешки сверстников долго помнятся, переживаются
тяжело, так как выступают субъективным фрустратором социальных мотивов
в самореализации, уважении, принятии другими.
2. Дисморфофобия характеризует значимость оценивания
внешности, неуверенность в собственной привлекательности, связь
самооценки с оценкой внешности и убеждениями о недостаточной
привлекательности собственной фигуры и внешности, представления о
потенциальном сосредоточении других на данных недостатках и их
негативном оценивании.
Шкала 4. Микросоциальный конфликт.
Характеризует микросоциальный конфликт в разных сферах жизни
(семья, группа сверстников, педагоги). Наличие микросоциального
конфликта, особенно в семье, выступает значимым предиктором
антивитального поведения. В дисфункциональной семье подросток/юноша
не может получить любовь, уважение и стабильную поддержку, чувствует
фрустрацию возрастных потребностей, что может провоцировать нарушение
позитивной самоидентичности, тенденции к асоциальному или
аутодеструктивному поведению, приводить к личностным аномалиям.
Микросоциальный конфликт в семье — базовый предиктор
антивитального поведения. Конфликты со сверстниками включают ситуации
психологической травли (издевательства, насмешки), которые переживаются
очень болезненно, так как связаны с фрустрацией ведущих мотивов.
Конфликты с педагогами, как правило, выступают последним звеном в
микросоциальном конфликте, они связаны с нарушением правил
образовательного учреждения, демонстративным обесцениванием нормативов
уважительного отношения к другим
Подшкалы:
1. Конфликт в семье. Характеризует дисфункциональность
семьи, неспособной обеспечить лицам подростково-юношеского возраста
стабильные позитивные отношения на основе уважения, любви, терпимости,
партнерства и диалога. Хронический конфликт в семье служит основой
неблагополучия подростка/юноши, формирования у него неустойчивой или
негативной самоидентичности, импульсивного поведения, накопления
негативного эмоционального напряжения, разочарования в жизни.
2. Конфликт в группе сверстников. Конфликты со сверстниками
включают ситуации психологической травли (издевательства, насмешки),
которые переживаются болезненно, так как связаны с фрустрацией ведущих
мотивов актуального возраста. Опыт издевательств среди сверстников
— один из важных предикторов антивитального поведения.
3. Конфликт с педагогами. Конфликты с педагогами, как правило,
выступают последним звеном в микросоциальном конфликте, выражаются в
нарушении правил, обесценивании нормативов уважительного отношения к
другим. В основе конфликтов в школе/учебном заведении —
неуверенность в себе, фрустрация социальных мотивов в признании и
уважении в семье и среди сверстников, несформированность внутренних
регуляторов негативных эмоций и импульсивного поведения, наличие
острого и хронического конфликта в семье.
Шкала 5. Одиночество, недоверчивость.
Характеризует подозрительность и недоверчивость к другим,
отстраненность от общения в силу представлений о других как способных
причинить вред, предать. При такой системе убеждений субъект не ищет
помощи и поддержки в трудной ситуации, склонен решать проблемы в
одиночку, он чувствует себя одиноко, но недоверие к другим не позволяет
ему непосредственно общаться с другими. Вероятно наличие в прошлом или
настоящем опыта предательства/жестокого обращения, сформировавшего
недоверие к другим. Склонность действовать в одиночку наряду с
переживанием одиночества может служить предиктором антивитальных
действий.
Шкала 6. Вредные привычки.
Шкала характеризует вредные привычки, которые используются с целью
реализации значимых социальных мотивов (в признании и принятии другими,
в коммуникации). Такие способы реализации социальных мотивов личности
могут быть использованы в результате несформированности более
конструктивных способов совладания с напряжением в социальных
ситуациях (курение «за компанию», алкоголь, «чтобы
снять напряжение»). Неблагоприятный фактор в контексте повышения
вероятности импульсивного поведения в ситуации стресса.
Шкала 7. Тревожные руминации.
Шкала связана с тревогой, сопровождающейся ригидной фиксацией на
негативных аспектах прошедших ситуаций. Характеризует мысленное
«застревание» на событиях, в которых не был достигнут
образ успешного выполнения задания. Тревожные руминации —
навязчивое воспроизведение в мыслях неудач или беспокоящих событий.
Такие руминации сказываются на том, что человек воспринимает
ретроспективные события, фокусируясь на негативном (не хватило
времени, неудача). Затруднение переключения на другие виды
деятельности может способствовать накоплению психического напряжения,
повышая вероятность срыва деятельности/декомпенсации.
Шкала 8. Склонность к асоциальному
поведению.
Характеризует склонность к асоциальному поведению, нарушению
правил. Характерны представления о других как о «способе»
удовлетворения собственных потребностей. Ценность другого человека
снижена, сопереживание не характерно. Возможна склонность к
манипулированию другими, использовать их в своих целях,
самоутверждаться за их счет. В конфликте характерна внешне агрессивная
реакция. При выраженных показателях по шкале человек не склонен
переживать чувства вины или стыда за асоциальное поведение, наоборот,
он получает удовольствие от нарушения запретов.
Методика диагностирует два параметра —
«антивитальность» и «жизнестойкость». Далее
данные параметры соотносятся друг с другом, в результате оценивается
влияние сдерживающих факторов на вероятность перехода от переживаний
и мыслей к антивитальным действиям, собственно вероятность антивитального
поведения. Базовые параметры включают шкалы и подшкалы — это
индикаторы латентных параметров («антивитальность»
включает 8 шкал и «жизнестойкость» — 6
шкал). Методика содержит 72 пункта.
Тестирование позволяет не только получить диагностическую информацию,
но и обратить внимание трестирующегося на те ресурсы и психологические
средства, которые можно использовать при столкновении со стрессорами,
в том числе, в ситуациях социального оценивания, фрустрации самооценки.
Согласно обратной реакции после тестирования, психологическая
диагностика способствовала психоэдукативному и отчасти
терапевтически-рефлексивному эффекту, что также является задачей
формирования жизнестойкости. Если тестируется школьник, то в вопросах,
содержащих условие «школа/учебное заведение», в бланке
опросника остается понятие «школа» («учебное
заведение» удаляется), если другое учебное заведение —
наоборот.
Инструкция к Опроснику: Оцените, насколько Вы согласны с
данными утверждениями? Долго не задумывайтесь над ответом.
Варианты ответа: 0 — нет, 1 — скорее нет,
2 — скорее да, 3 — да.
Дополнительные вопросы (отдельные параметры).
Анализируются отдельно, как анкетные данные. В предварительном
исследовании по анализу случаев суицида и парасуицида,
самоповреждающего поведения показано, что данные формальные показатели
диагностически значимы, однако их следует интерпретировать с
осторожностью. Так, фактор неполной семьи (особенно когда в семье
есть отчим/гражданский муж матери) влияет не сам по себе, а, скорее,
сопряжен с отсутствием в обществе культуры «вхождения в
семью», определенными установками женщин-матерей, связанными
с воспитанием ребенка, которые препятствуют обеспечению
несовершеннолетнему безусловно позитивных и взаимно-уважительных
отношений, психологически комфортных и безопасных условий в семье,
а также с отсутствием понимания возрастных особенностей.
Если семья неполная, но обеспечивает позитивное психологическое
пространство социализации ребенка, необходимое принятие и уважение
личности, то данный фактор не будет иметь решающего значения. Фактор
алкоголизации родителя играет важную роль в формировании целого спектра
девиантного, в том числе саморазрушительного поведения, но сам этот
факт обычно идет в паттерне сопутствующих неблагоприятных особенностей,
характеризующих дисфункциональную семью.
С другой стороны, формальный факт наличия полной семьи не является
гарантией психологически благополучной ситуации развития, хотя
усредненные данные свидетельствуют о важности для субъекта данного
фактора. Полная семья также может быть дисфункциональной, равно как и
неполная. Речь идет не просто о «полной» или
«неполной» семье, а о факте обеспечения психологически
безопасных, комфортных и адекватных потребностям и возрасту условий
социализации.
Вопрос 0: Ваш пол (м/ж)
Вопрос 1: Сколько Вам лет? (___)
Ответ «да» или «нет»:
1. Кто-то из членов моей семьи злоупотребляет алкоголем.
2. Я проживаю с обоими родными родителями.
3. Я проживаю с одним из родных родителей (с мамой или с папой).
4. Я проживаю с мамой и отчимом (или гражданским мужем матери).
Проверка согласованности пунктов методики по параметру Альфа Кронбаха
показала хорошую согласованность направленности методики (0,9).
В таблице 2 приведены статистические нормы Опросника по шкалам и
субшкалам. Перевод индивидуальных значений в «стены»
(стандартная шкала от 1 до 10 баллов) позволяет стандартизировать
результаты и представить их в виде графика выраженности каждой шкалы.
Чтобы рассчитать «стены» по каждой шкале для индивидуальных
значений, необходимо данные отдельного испытуемого (Х) подставить в
формулу: «стен» = 2*(Х − М)|S + 5,5, где Х —
индивидуальный «сырой» балл по шкале, М — среднее
значение по выборке, S — стандартное отклонение (табл. 1).
После построения профиля индивидуальной выраженности шкал можно
проводить анализ максимальной и минимальной выраженности, описывать
шкалы. Обобщенный анализ связан с величиной индивидуального балла
относительно выборочного среднего значения: баллы 0—3 —
низкий уровень выраженности, 4—6 — средний, умеренный,
а 7—10 — высокий (описание уровней выраженности баллов
соответствует вышеописанному по суммарным показателям каждой шкалы).
Таблица 2
Статистические нормы Опросника АВиЖС
Анализ вариативности ответов среди молодежи по пунктам, наиболее
тесно связан с явными формами антивитального поведения (причинение
самовреда), показал специфическое различие в ответах между юношами и
девушками.
Рис. 1а и 1б. Антивитальные действия (а) и их обдумывание (б) в группе
несовершеннолетних юношей и девушек.
В выборке испытуемых готовность к обдумыванию и реализации
антивитальных действий при снижении регуляции психической деятельности
при социальной тревоге (готовность причинить себе физическую боль и
мысли о причинении себе вреда) проявляют 9,9% юношей и 17,3% девушек
(обдумывание) и 9% юношей и 15,2% девушек (действия) (см. рис. 1а и
1б). Готовность к аутодеструктивным действиям, как и суицидальный
риск, значимо связаны с социальной тревогой как нарушением регуляции
деятельности в ситуациях оценивания. Выборки девушек и юношей
различаются по выраженности антивитальных действий (таблицы
сопряженности; χ² = 14,2 —
«готовность причинить себе физическую боль»;
χ² = 19,6 — «мысли о
причинении себе вреда», при р<0,001).
Внешняя валидность проверена взаимными корреляциями с восьмью
шкалами (демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность,
социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная
перспектива) Опросника суицидального риска А.Г. Шмелева (в адаптации
Т.Н. Разуваевой) [5; 18]. Анализ корреляционных связей показывает
валидность представленной методики (табл. 3, А и Б —
корреляционный анализ со шкалами антивитальности; табл. 4 —
со шкалами жизнестойкости).
Таблица 3 A
Корреляция Пирсона (r) шкал 1—8 Опросника суицидального
риска с 1 и 2 шкалами АВиЖС
Примечание: * — значимые корреляционный связи при р<0,05;
** — при р<0,01.
Таблица 3 Б
Корреляция Пирсона (r) шкал 1—8 Опросника суицидального
риска с 3—8 шкалами АВиЖС
Примечание: * — значимые корреляционный связи при р<0,05;
** — при р<0,01.
Наибольшее число прямых значимых взаимосвязей обнаружено между
шкалами-параметрами антивитальности и шкалами Опросника суицидального
риска (демонстративность, аффективность, уникальность), а параметр
«тревожные руминации» (постситуативное обдумывание
неудачи) значимо положительно взаимосвязан, помимо указанных шкал, со
шкалами «несостоятельность», «социальный
пессимизм».
Таблица 4
Корреляционный анализ шкал, направленных на измерение жизнестойкости
(Опросник АВиЖС) и шкал 1—8 Опросника суицидального риска
А.Г. Шмелева (в адаптации Т.Н. Разуваевой)
Примечание: * — значимые корреляционный связи при р<0,05;
** — при р<0,01.
Корреляционный анализ опросников, в частности, показывает, что
уплощение временной перспективы (шкала Опросника суицидального риска)
отрицательно связано с рядом шкал — параметров жизнестойкости
(социально-психологическая поддержка, функциональная семья,
удовлетворённость жизнью). Отрицательные значимые связи обнаружены
между шкалами жизнестойкости (удовлетворенность жизнью, стремление к
успеху, позитивный образ будущего) и шкалами Опросника суицидального
риска (демонстративность, аффективность, уникальность).
«Максимализм» отрицательно взаимосвязан со шкалой
«стремление к успеху».
Выводы
В статье представлен Опросник АВиЖС, который измеряет параметры
как антивитальности, так и жизнестойкости. Может быть использован
для оценки данных параметров как в подростковом и юношеском возрасте,
так и ранней взрослости (первичные результаты анализа в более старших
группах показывают хорошую согласованность ответов). Анализ результатов
возможен как по ключу Опросника, так и по отдельным ответам на пункты
Опросника. Обсуждение ответов на отдельные пункты может служить основой
консультативно-терапевтической беседы в том случае, если опрос проведен
не анонимно и от респондента получено согласие на обсуждение
результатов.
Литература
1. Алфимова М.В., Голимбет В.Е. Русскоязычная версия
краткой шкалы жизнестойкости // Социальная и клиническая психиатрия.
– 2012. – № 4. – C. 10–15.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика
суицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: Мин.
здрав. РСФСР, Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. – 55 с.
3. Борисов И.В., Гладышева А.Г., Любов Е.Б. Онтологический
взгляд: суицидальное поведение и феномен жизнестойкости // Суицидология.
– 2013. – Т. 4, № 2. – C. 35–44.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций:
из неопубликованных трудов. – М.: Издательcтво Академии
педагогических наук РСФСР, 1960.
5. Гуренкова Т.Н., Голубева О.Ю., Тарасова А.А.
Методические рекомендации по диагностике суицидального поведения.
– М., 2009. – 108 с.
6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.
– М.: Смысл, 2006. – 63 с.
7. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста
жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в
организационном контексте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. – 2013. – № 2. –
С. 147–164.
8. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость как
составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура
и диагностика / науч. ред. Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл,
2011. – С. 178–209.
9. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Культурно-специфические
типы социальной тревоги и антивитальные идеации // Личность, семья и
общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст.
по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 12(69). –
Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 42–48.
10. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Нарушение социальной
ситуации развития в подростковом возрасте и формирование антивитального
поведения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
психологии: сб. ст. по матер. LXXII междунар. науч.-практ. конф.
№ 1(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. –
С. 47–55.
11. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Сагалаков А.М.
Нарушение когнитивной регуляции социальной тревоги при антивитальном
поведении: монография. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2016.
12. Системный подход в исследовании антивитального и
суицидального поведения / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев,
И.Я. Стоянова [и др.] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. – 2015. – № 6(35)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения:
15.12.2016).
13. Соколов Е.Ю., Магурдумова Л.Г. Жизнестойкость
– основа профилактики психосоматических расстройств у
сотрудников опасной профессии // Психотерапия. – 2014. –
№ 4(136). – C. 71–74.
14. Социальная тревога в подростковом и юношеском
возрасте в контексте психологической безопасности / О.А. Сагалакова,
Д.В. Труевцев, И.Я. Стоянова [и др.] // Вопр. психол.
– 2016. – № 6. – С. 63–76.
15. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: монография.
– М.: МПГУ, 2012. – 152 с.
16. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Жизнестойкость,
временная перспектива личности и отношение к смерти в норме и после
суицидальной попытки: тез. докл. // Сб. материалов науч. конф.
«Трансляционная медицина – инновационный путь развития
современной психиатрии» (Самара, 19–21 сентября 2013 г.)
/ Министерство здравоохранения Российской Федерации и др. –
Самара, 2013. – С. 194–195.
17. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Отношение к
смерти после попытки самоубийства: стигматизация и самостигматизация
суицидальных пациентов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии.
– 2015. – Т. 11, № 1. – C. 8–20.
18. Шмелев А.Г., Белякова И.Ю. Опросник суицидального
риска // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика /
под ред. С.Р. Пантилеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
– С. 3–8.
19. Anxiety disorders and risk for suicidal ideation
and suicide attempts: A populationbased longitudinal study of adults
/ J. Sareen, B.J. Cox, T.O. Afifi [et al.] // Archives of
General Psychiatry. – 2005. – Vol. 62, № 11.
– P. 1249–1257.
20. Burns R.A., Anstey K.J., Windsor T.D. Subjective
well-being mediates the effects of resilience and mastery on
depression and anxiety in a large community sample of young and
middle-aged adults // The Australian and New Zealand Journal of
Psychiatry. – 2011. – Vol. 45, № 3. –
P. 240–248.
21. Fang J., Freedenthal S., Osman A. Validation of
the Suicide Resilience Inventory-25 with American and Chinese college
students // Suicide and Life-Threatening Behavior. – 2015.
– Vol. 45, № 1. – P. 51–64.
22. Maddi S.R. Relevance of Hardiness Assessment
and Training to the Military Context // Military Psychology. –
2007. – Vol. 19, № 1. – P. 61–70.
23. Nagra G.S., Lin A., Upthegrove R. What bridges
the gap between self-harm and suicidality? The role of forgiveness,
resilience and attachment // Psychiatry Research. – 2016.
– Vol. 241. – P. 78–82.
24. Psychological Resilience provides no independent
protection from suicidal risk / D.W.Y. Liu,
A.K. Fairweather-Schmidt, R. Burns [et al.] // Crisis.
– 2016. – Vol. 37, № 2. –
P. 130–139.
25. Resilience as positive coping appraisals: Testing
the schematic appraisals model of suicide (SAMS) / J. Johnson,
P.A. Gooding, A.M. Wood [et al.] // Behaviour Research and
Therapy. – 2010. – Vol. 48, № 3. –
P. 179–186.
26. Resilience to suicidality: the buffering hypothesis
/ J. Johnson, A.M. Wood, P. Gooding [et al.] // Clinical
Psychology Review. – 2011. – Vol. 31, № 4. –
P. 563–591.
27. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Sagalakov A.M.
Cognitive and perceptual selectivity and target regulation of mental
activity in personal evaluation situations of social anxiety disorder
// International Journal of Environmental and Science Education.
– 2016. – Vol. 11, № 12. –
Р. 5049–5057.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник «Антивитальность и
Жизнестойкость» // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2017. – T. 9, № 2(43). –
C. 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Anti-Vitality and Resilience Questionnaire
Sagalakova O.A., Truevtsev D.V. (Barnaul, Russia)
|
Sagalakova Ol'ga Anatol'evna
– candidate of psychological Sciences, associate
Professor, Department of clinical psychology; Altai State University,
pr. Lenina 61, Barnaul, 656049, Russia. Phone: 8 (3852) 36-61-61.
E-mail: olgasagalakova@mail.ru
|
|
Truevtsev Dmitrii Vladimirovich
– candidate of psychological Sciences, associate
Professor, head of Department of clinical psychology; Altai State
University, pr. Lenina 61, Barnaul, 656049, Russia. Phone:
8 (3852) 36-61-61.
E-mail: truevtsev@gmail.com
|
Abstract.
The article is devoted to the description of a screening technique
for rapid diagnostics of psychological components of anti-vital
behavior and constraints (resilience). Anti-vital behavior is directed
against biological (vital) needs (prolonging life and keeping health).
Any form of anti-vital behavior and actions increases the risk of
suicidal behavior. High frequency of anti-vital behavior among modern
young people and a wider range of anti-vital actions damaging both
physical and mental health of young generation make the elaboration
of the technique relevant. The technique defines the stage of
anti-vital behavior (experiences, thoughts, actions) development and
the individual system of resilience resources. Complex diagnostics
enables to evaluate the potential of compensation and correction of
anti-vital behavior. The significance of our diagnostic technique
is conditioned by the lack of diagnostic instruments without direct
statements about performed or planned suicidal action for measuring
the parameters of both anti-vitality and resilience. The goal
of this paper is to represent and describe the scales of the
Questionnaire and its validation. Materials and methods. The
Questionnaire aims at measuring various aspects of anti-vital behavior,
thoughts, and actions in youth. The final study aimed at approbation
and validation of the Questionnaire is based on the sample of 1163
adolescents and young people. The Questionnaire is designed for
examining young people. Results. The points of the Questionnaire
and the parameters of anti-vitality and resilience are defined basing
on analysis of the cases of anti-vital and suicidal behavior of young
people, expert analysis of data and an interview with subjects from
the "risk" group and the group of conditional norm, meta-analysis of
the results of research and peculiarities of diagnostic instruments
as well as our research in this field and stage-by-stage approbation
of the Questionnaire, scales of mathematical-statistical analysis and
some points of the Questionnaire. The Questionnaire has a number of
scales (some scales have subscales) — parameters of anti-vitality
(anti-vital thoughts and actions; anti-vital experiences; fear of
negative evaluation; microsocial conflict; loneliness, suspiciousness;
bad habits; proneness to asocial behavior) and parameters of resilience
(psychological support; functional family; satisfaction with life;
pursuit of success; self-regulation / planning; positive image of
the future). The verification of concordance between the points has
shown a good result (Cronbach’s alpha = 0.9). External
validity shows mutual direct correlations between the parameters
of anti-vitality and suicidal risk, and corresponding reverse
correlations with the parameters of resilience.
Key words: Anti-Vitality and Resilience Questionnaire; anti-vital
experiences; thoughts; actions and behavior; resilience; suicidal risk.
|
Received: February 4, 2017
|
Accepted: March 5, 2017
|
Publisher: March 17, 2017
|
For citation
The work is supported by a grant from the Russian Science Foundation
(Project 14-18-01174) and the Russian Humanitarian Scientific Foundation
(Project 15-16-22017)
Introduction
The necessity of elaborating a modern screening technique for rapid
diagnostics of psychological components of anti-vital behavior and
constraints (resilience) is conditioned, on the one hand, by high
frequency of various forms of anti-vital behavior, actions, and
experiences among modern young people, which can form the basis for
suicidal behavior. On the other hand, we see the lack of complex
diagnostic instruments without direct statements about performed or
planned suicidal actions (straightforwardness of the paragraphs on
suicidal behavior raises questions about ethical appropriateness of the
statements, especially in the research of minors) for measuring the
parameters of both anti-vitality and resilience in the context of the
impaired mediation and regulation of emotions and behavior relevant for
modern young people. Nowadays, some techniques for defining suicidal
risk and constraints [ex: 2; 5; 18; 21] and assessing resilience [ex:
1; 6; 7] have been elaborated and probed; however they are not complex
and do not always account for modern peculiarities of young
people’s self-realization. Besides, they do not allow us to
assess the individual picture of anti-vitality in juxtaposition with a
system of resilience resources.
Resilience is understood as a component of personal potential (degree
of overcoming a situation) (Е.I. Rasskazova, D.А. Leontiev)
[6; 8] and a flexible developing system of beliefs about oneself,
the world, and relations with the world for managing very complex
circumstances. It consists of such components as involvement, control,
risk taking, and contribution to coping with stress (S.R. Maddi
[22]). It is also understood as a system of meaningful (value) and
practical (resources, skills) components (А.N. Fominova [15])
used for solving tasks imposed by environment. The phenomenon of
resilience is studied in the context of overcoming difficult life and
emergency situation [13; 22], protective impact on the development of
anxious and depressive symptoms (among other things, with account for
the role of subjective well-being and psychological safety) [11; 12;
14; 20; 23; 27], suicidal behavior [2; 3; 15; 16; 17; 21; 24; 25; 26].
Some research has found the effect of resilience that "constrains"
self-destructive behavior; however, some authors do not divide the
linear influence of the components of this phenomenon on the probability
of anti-vital and suicidal behavior [12; 24]. Significance of the
contribution of some parameters of resilience to the protection of
anti-vital and suicidal behavior may vary individually and
socio-culturally [9; 21].
Resilience is one the crucial (though not the only) factors that
constrain the probability of anti-vital behavior in youth; however,
its influence cannot be comprehended within a framework of elementary
causal logic [12; 16; 23; 24]. We understand this phenomenon as a
developing system of adaptive beliefs of one’s abilities to
overcome obstacles, skills of constructive overcoming of stress impacts
and generalizing adaptive experience of coping and resources of a
functional sociocultural situation of development [11]. The technique
accounts for a protective effect of some components of resilience with
account for the peculiarities of age development of adolescents and
young people (peculiarities of structuring the relevant system of
relations and social situation of development, realization of leading
tasks and motives of personality, availability of involvement into the
leading types of activity and obtaining positive experience of
self-realization, development of compensatory resources, flexible
arsenal of self-regulation skills and coping strategies, and the
existence of optimistic time perspective) [2; 4; 11; 12].
The technique for estimating the risks of self-destroying behavior
(including self-damaging, para-suicidal and suicidal behavior) at
different stages of its development should account for a basic range
of modern anti-vital patterns and be focused on those who performed
anti-vital actions (of various type) and those who are at the initial
stages of anti-vitality development or do not think of it at all
(assessing risk in the population) [2; 5; 11; 12]. A diagnostic
instrument should serve a basis for building reasonable intervention
in cases of impaired adaptation and rely on the revealed compensatory
resources of psyche and personality. Besides, its statements should
be clear and available for adolescents and young people.
The Questionnaire accounts for modern peculiarities of impaired
adaptation and socialization in adolescence and youth [1; 2; 4; 6; 7;
10; 12; 14]. The Questionnaire is based on methodological provisions
of a cultural-activity approach in psychology (psychological mechanisms
of impaired mediation and regulation of emotions and behavior,
regularities of age development etc.) [2; 4; 8; 11] as well as a
cognitive-behavioral approach (ideas of the development of early
dysfunctional beliefs of oneself, environment, the future), and the
research of interactions between maladaptation, anxiety disorders and
suicidal risk in youth [10; 12; 19; 27].
The goal of this paper is to represent and describe the scales
of the Anti-Vitality and Resilience Questionnaire and its validation.
Materials and methods
The elaborated Anti-Vitality and Resilience Questionnaire aims at
measuring various aspects of anti-vital (directed against biological
needs) experiences, thoughts and actions in youth. The final study
aimed at approbation and validation of the Questionnaire is based on
the sample of 1163 adolescents and young people (from 14 to 18 years
old), the students of various educational institutions in the Altai
Region. The Questionnaire is primarily designed for examining
adolescents and young people as well as early adults.
The study has been conducted anonymously by means of on-line testing;
the data has been analyzed generally.
The methods of mathematical and static data processing are cluster
analysis, Cronbach’s alpha, Pearson’s correlation analysis, and
Chi-square criterion. The data has been processed in the SPSS
Statistics 22.
Results
The paragraphs of the Questionnaire and corresponding parameters
of anti-vitality and resilience are defined basing on the analysis of
the cases of young people’s anti-vital and suicidal behavior, expert
analysis of data and an interview with subjects from the “risk” group
and the group of conditional norm. Besides, meta-analysis of available
results of research and peculiarities of diagnostic instruments, as
well as our research in this field and stage-by-stage approbation of
the Questionnaire, scales of mathematical and statistical analysis
and some points of the Questionnaire (2014—2016) have been used.
The method of cluster analysis (Ward’s method) has enabled to
group the points and to identify some scales of the Questionnaire.
Characteristic of the Questionnaire scales — Table 1.
Some subscales are defined basing on meaningful analysis of clusters
and their paragraphs.
Table 1
Names of scales and subscales of the Anti-vitality and Resilience
Questionnaire
Resilience
Scales of resilience (Table 1) define the factors that constrain
anti-vital tendencies and reveal personality’s compensatory
mechanisms and resources of coping with difficult life situations.
Resilience is manifested in the level of optimism about the future,
abilities to cope with difficulties, constructive strategies of
decision making (with account for the effects caused by actions), and
existence of resources for compensating self-esteem in stressful
situations (social-psychological support, lack of microsocial conflict,
ability to address issues, satisfaction with life and realization of
relevant social motives, personality’s focus on achieving
success in studies). The scales "functional family" and
"self-regulation" that provide stable and reliable resources in the
closest environment and personality’s resources for self-regulation
and mediation of emotions and behavior in stressful situations are
the most significant factors in terms of forecast that constrain
anti-vital experiences and behavior.
Scale 1. Psychological support
High scores on this scale indicate sufficient social and psychological
support (friends, pedagogues, and/ or independent coping resources) in
the closest social environment. These are the resources of resilience,
which are factors to restrain anti-vital experiences and constructive
compensatory mechanisms. Strengthening friendly relations with others
enable to compensate somehow the lack of support in the family in case
of family dysfunctions.
Scale components:
1. Support from friends. A person has resources in the form
of reliable and stable relations with friends-peers, to whom he can
address with any request if he has difficulties. Support from the
closest environment of peers and opportunity to address to it at any
moment is a significant "constraint" in adolescence.
2. Support from pedagogues. Available resources of support
from pedagogues and pedagogues- psychologists. An adolescent or a
young person understands that he can take the initiative and address
to pedagogues for support in emergency. However, the very fact that he
understands the necessity of addressing to them for assistance can
indirectly indicate that he has difficulties, with which he cannot cope
independently or even with the help of family and friends-peers. Such a
student will address to pedagogues for assistance as a last resort (for
example, in case of urgent problems in the family). The ability to
address to a competent adult (outside the family) is an important
constraint; however, the very form of asking for help can be
camouflaged (for example, demonstrative behavior or attitudinizing)
and indicate adolescent’s ill-being. If an adolescent somehow
expresses such a request, we should be very attentive to him and give
him all possible support preserving ethic principles in psychology.
3. Optimism, "self-support". Self-support indicates
adolescent’s desire and ability to overcome life difficulties
independently and find ways to cope with problems constructively.
Independent coping abilities are associated with positive beliefs of
one’s forces and abilities to cope with difficulties. The scale
is represented by adolescent’s ability to make optimistic
forecasts in the situations of difficulties and be active in looking
for internal resources to overcome them. High scores on this scale
indicate adolescent’s high self-efficiency and optimism about
difficulties. However, this resource should not exclude a skill of
addressing for external assistance.
Scale 2. Functional family.
High scores on this scale create the most powerful and significant
constructive compensatory mechanism and a factor to constrain anti-vital
tendencies — stable psychological support and respect and love
of family members.
Respect to an adolescent / young person by family members,
account for his opinion in decision making, providing stable and
unconditional relations based on acceptance, love, and friendly attitude
is the most significant factor that prevents anti-vital experiences,
thoughts and actions from occurring. This is a basic "global" scale in
the structure of a quality called "resilience". Respect and love of
significant others in a microsocial space is a fundamental need in
this age. The frustration of this need can lead to serious circumstances
for young people’s psyche. The experience of such resources makes
a person psychologically protected when he faces difficulties and gives
him assurance in his forces and stable positive self-identity. A
functional family is a successful family based on trust and respect of
its members to each other. The understanding of these relations will
remain unchanged even in case of disputes. In such a family, an
adolescent / young person is always aware of his parent’s
attitude to him. If he trusts the members of his family, he will try to
address his issues collectively and constructively. A functional family
certainly accounts for the opinion, interests, and hobbies of its
junior members, even if it does not fully share them. Respect for
adolescent’s opinion and viewpoint and account for his
position in taking various decisions, readiness to listen to him and
support him in a difficult situation is a basic resource to provide
adaptation and develop young people’s self-identity and
self-efficiency. Such adolescents and young persons are proud of the
members of their family and respect their parents only if they receive
love and support of the family, which is ready to interact with him on
an equal footing. They are capable of a dialogue (both external and
internal), show much cognitive complexity in assessing situations, and
take more weighted decisions. Subjectively, they are more satisfied
with life and look at the future with optimism.
Scale 3. Satisfaction with one’s life.
High scores on this scale indicate the satisfaction with learning
activity and social position in the group and life in general. This
resource indicates subjective psychological comfort, satisfaction, or
possibility to realize relevant social needs (in acceptance when
communicating with peers, recognition, success, and self-realization).
Satisfaction with these spheres of life provides the experience of
positive emotions, realization of motives, and lack of psychological
tension. This scale is usually related to the "functional family"
scale. This is a significant constraint.
Scale 4. Pursuit of success.
High scores indicate that an individual is trying to achieve success
and recognition and to improve himself. It is characterized by the
traits of perfective style of learning accompanied by initiative and
social courage in academic situations (readiness to express one’s
viewpoint, to make a public speech in spite of possible anxiety).
Social courage and perfectionism in learning are compensatory resources
that provide person’s ambitions; however, if this significant
need is frustrated, emotional tension can grow.
Scale 5. Self-regulation / Planning.
High scores on this scale indicate proneness to rational planning
accompanied by a flexible analysis of various ways and analysis of
the circumstances of one’s actions. Self-regulation provides
the maturation of psychological methods to control mood and emotions.
An individual is capable of mediating complex emotions and experiences,
disinhibiting impulsive responses and acting basing on forecast.
Self-regulation and planning are opposite to impulsive responding and
contextual behavior under the influence of emotions. It is as
significant resource to provide voluntary activity and behavior
including in stressful situations. It is characterized by self-control,
weighted judgements, and strategic logics in decision making.
Scale 6. Positive image of the future.
High scores on the scale indicate ambitions and a positive image of
the future as well as hope for success and achievements in the perspective.
An adolescent / youth has a life goal, he expects to achieve
success and recognition in the future, and he is inclined to think that
more good things await him in the perspective. Optimistic forecasts of
the future are provided by the resource of coping with difficult life
situations, which is a "constraint".
Anti-vitality
The scales of "anti-vitality" determine anti-vital (directed
against biological needs for prolonging life and keeping health)
experiences, thoughts and actions. Anti-vital focus of personality
(experiences, thoughts, and actions) creates an anti-vital vector
of activity (anti-vital behavior) associated with an unfavorable
situation of social development, immaturity and/or exhaustion of
one’s resources of self-esteem compensation, and coping with
a difficult life situation (constructive overcoming of a problem).
A microsocial conflict (dysfunctional family, which does not provide
stable relations based on respect and love, and conflict relations
and psychological bulling by peers) is one of the most significant
predictors of the risk of anti-vital or suicidal behavior (directed
at not only damaging one’s health and risk, but also at killing
oneself). Beliefs of oneself as an "outsider", one’s
helplessness in front of obstacles, beliefs of other people as
indifferent or "capable of betraying" and beliefs of the future as
uncertain and negative contribute to the development of anti-vital
behavior. Anxious ruminations (post-situation consideration of the
experience of failure and fixed mental return to the details of the
situation together with inability to shift to another activity) in the
context of general psychological ill-being stimulate cyclic growth of
emotional tension. This exhausts mental resources and increases the
experience of impulsive behavior and non-mediated emotional responding
at a certain moment [11; 12]. The longer is the cycle of accumulating
emotional tension, the more possible is the situation when even
objectively insignificant cause can be a "superstimulus" — a
trigger mechanism of anti-vital or suicidal behavior.
Scale 1. Anti-vital thoughts and actions.
The scale of anti-vital thoughts and action is the most significant
in the context of forecast from the viewpoint anti-vital / suicidal
risk. It includes not only vague experiences but also well-defined
specific self-destructive and self-aggressive thoughts and actions
directed against person’s biological needs. It is characterized
by readiness to damage one’s health (pain, injuries,
risk / damage) for certain reasons. The scale may indicate
that subject’s personal experience already contains anti-vital
actions or anti-vital intentions. It indicates that there are immature
constructive strategies of coping with difficult situations, ill-being,
a microsocial conflict, unsatisfied relevant social motives,
non-realization, impaired self-identity, and high level of mental
tension (accumulated affect). The higher are the scores on this scale,
the more possible is the situation when any, even objectively
insignificant, stressor can become a trigger stimulus for anti-vital
actions.
Subscales:
1. Anti-vital thoughts. Consideration of anti-vital actions
and preparation for them (injuring oneself, killing oneself).
2. Anti-vital actions. Possible risk of damage to health or
suicidal risk (injuring oneself, hurting oneself physically, self-damage,
behavior that is risky in terms of health) as coping with accumulated
emotional tension (due to a chronic microsocial conflict and inability
to overcome frustrating problems and escape from unfavorable situation).
3. Impulsive behavior. Inability to cope with strong emotions,
non-mediated responding in the situation, and actions under the
influence of accumulated emotional tension; consequently; each
following event can become a trigger "super-stimulus" in spite of his
objective neutrality.
4. Demonstrativeness. Proneness to risk toward one’s
health and readiness for unusual behavior dangerous for life. Acts as a
demonstrative behavior or a way to receive new feelings and impressions
due to psychological ill-being, immature constructive ways to cope with
stress, and ways to satisfy significant social needs.
Scale 2. Anti-vital experiences.
Scale — predictor of anti-vital behavior. Zero stage of
anti-vital behavior and personality’s focus in the form of
experiences of the loss of life meaning, one’s uselessness / isolation,
and symptoms of depression. An adolescent / young person
begins to think about what will happen if he disappears, his life loses
its value (for now, there are passive thoughts without activity or
preparations), the meaningfulness of life is lost, time perspective
is simplified (the future is vague, the present passes by). He feels
that he is useless even for close people; he is lonely among other
people. He may experiences strong negative emotions, which exhaust
mental resources (offence, despair, "mental pain") because they do
not find ways of mediation and shifting. Adolescents / young
people experience uselessness and inability to cope with overwhelming
difficulties. Besides, they are pessimistic about themselves and their
future and perceive other people as indifferent and ignorant. This
parameter precedes anti-vital behavior and thoughts and may accompany
it. This scale is usually associated with high scores on the "microsocial
conflict" scale.
Subscales:
1. Negative image of the present and the future. It is
characterized by perception of the future as uncertain or negative
and perception of the present as "passing by". A young person does not
feel that he is a subject of the situation and cannot influence the
events. The lack of positive perspective influences the way an
adolescent or a young person behaves in the present. There is no
constraint of a "psychological perspective". The behavior in the
present is not regulated by the image of the future; life subjectively
loses its value.
2. Abandonment. An adolescent / youth feels that
no one needs him and he is an "outsider" among his peers. Attribution
of external indifference gradually becomes "internal" self-attitude.
After a person has experienced an offense towards other people, he
may become indifferent to oneself, his future, and health. He is
usually convinced that "no one understands him", "no-one sympathizes
with him" and "no one tries to help him". The skill of asking for
help and activity aimed at overcoming difficulties is usually missed
(probably, due to enhancing depressive symptoms, exhaustion of the
resources of psyche and organism in the conditions of chronic
unfavorable situation of development). There are beliefs like
"I am an outsider", "I disturb others", "I make life of others more
difficult".
3. Helplessness. The experience of psychological helplessness
(a belief that obstacles are unsurmountable, that person’s own
efforts do not have any effect, that any actions will be ineffective).
There is cognitive bias (focusing on obstacles, helplessness, comparison
with others not in one’s favor, belief that the situation is
unsolvable, excessive generalization of problems).
4. Non-mediated emotions. Strong negative emotions that are
not mediated and not always clear to a person himself are accumulated.
The constructive ways of overcoming stresses, coping with negative
experiences, and mechanisms of self-esteem compensation in case of
negative evaluation are immature. An adolescent or a young person
experiences strong emotions and cannot mediate them. He is incapable of
shifting to other activities. Activity becomes inefficient; the tension
in mental activity is still growing. Such experiences lead to the
impairment of adaptation and prevent from concentrating on studies. The
experience of offence and despair come to the foreground, a subject of
experiences suffers and does not know how to cope with it. The longer
a person experiences such a state, the more objective problems are
manifested (for example, in studies) and the more these emotions are
likely to find their impulsive embodiment in anti-vital behavior. This
makes a problem more complicated.
Scale 3. Fear of negative evaluation.
Characterizes the fear of negative evaluation by peers (of oneself
and one’s appearance), which is relevant for modern youth, whose
socialization is associated with constant evaluation and high probability
of the situations of criticism, ridicule, denial, and bulling for any
formal signs that distinguish a person from others. Such situations are
painful for young people and serve a basis for various forms of
maladaptation. Gelotophobia (fear of ridicule) and dysmorphophobia
(psychologically painful beliefs of the defects in appearance) may
largely reduce satisfaction with one’s life and oneself and
lead to the avoidance of participation in the situations of social
interaction, unstable self-esteem, frustration of significant social
motives and impairment of adaptation. This scale is associated with
social anxiety as a fear of negative disapproving evaluation by others.
Gelotophobia and dysmorphophobia may be associated with the lack of
self-assurance. They may gradually enlarge the range of situations, in
which a person experiences fear and anxiety, and strengthen tendency to
isolation. Such experiences can serve a basis for the development of
anti-vital experiences. The experience of public mockery or negative
evaluation of appearance is possible, which serves a trigger mechanism
for the development of these fears.
Subscales:
1. In case of gelotophobia (or fear of ridicule), a person
is predisposed to perceive laugh / mockery of others as
related to him. He is inclined to think that others evaluate his
qualities globally (personification and globalization of the meaning
of mockery). He does not tolerate jokes and mockery and has the experience
of public mockery. The mockery by peers are remembered long and are
hard to experience, since they are a subjective frustrator of social
motives in self-realization, respect, and acceptance by others.
2. In case of dysmorphophobia, the evaluation of appearance
is significant for a person. He is not sure in his attractiveness;
his self-esteem is associated with the evaluation of appearance. He
believes that his body and face are not quite attractive. He thinks
that others may focus on these drawbacks and evaluate them negatively.
Scale 4. Microsocial conflict.
Characterizes a microsocial conflict in various life spheres
(family, group of peers, pedagogues). A microsocial conflict,
especially in the family, is a significant predictor of anti-vital
behavior. In a dysfunctional family, an adolescent / a young
person cannot get love, respect and stable support, he feels that
his age-related needs are frustrated, which can stimulate the impairment
of positive self-identity, personal anomalies and tendencies to asocial
or self-destructive behavior. A microsocial conflict, especially in
the family, is a basic predictor of anti-vital behavior. Conflicts
with peers include the situations of psychological bullying (abuse,
mockery), which are hard to bear, since they are associated with the
frustration of leading motives. Conflicts with pedagogues are usually
a final element in a microsocial conflict, they are associated with
the violation of the educational establishment rules and demonstrative
devaluation of the standards of respect for others.
Subscales:
1. Conflict in the family. It characterizes the dysfunctionality
of a family incapable of providing adolescents and young people with
positive relations based on respect, love, tolerance, partnership, and
dialogue. A chronic conflict is a basis for adolescent’s / young
person’s ill-being, the development of unstable or
negative self-identity, impulsive behavior, accumulation of negative
emotional tension, disappointment with life.
2. A conflict in a group of peers. Conflicts with peers
include the situations of psychological bullying (abuse, mockery),
which are hard to bear, since they are associated with the frustration
of leading motives of the relevant age. The experience of abuse by
peers is one of the important predictors of anti-vital behavior.
3. A conflict with pedagogues. Conflicts with pedagogues are
usually a final element in a microsocial conflict; they are expressed
in the violation of rules and devaluation of the standards of respect
for others. The conflicts in a school / educational
establishment are based on the lack of self-assurance, frustration of
social motives in recognition and respect in the family and among peers,
immature internal regulators of negative emotions and impulsive behavior
and an acute and chronic conflict in the family.
Scale 5. Loneliness, suspiciousness.
It characterizes suspiciousness to others, isolation from
communication due to representation of others as capable of damaging
and betraying. If a person has such a system of beliefs, he does not
seeks help and support in a difficult situation, he is inclined to
address his issues alone, he feels lonely, but distrust to others does
not allow him to communicate with them directly. Probably, there is
an experience of betrayal / violence in the past or the
present, which caused distrust to others. Proneness to act alone
together with an experience of loneliness can be a predictor of
anti-vital actions.
Scale 6. Bad habits.
The scale characterizes bad habits used to realize significant
social motives (in recognition and acceptance by others, communication).
Persons can use such ways of realization their social motives because
more constructive ways of coping with tension in social situations
(smoking for the company, alcohol "to remove tension") are not
developed. This is an unfavorable factor in the context of higher
probability of impulsive behavior in a stressful situation.
Scale 7. Anxious ruminations.
The scale is associated with anxiety accompanied by rigid fixation
on the negative aspects of the situations that took place. Characterizes
mental "sticking" to the events, where the image of successful
performance of the task was not achieved. Anxious ruminations are a
compulsive reproduction of failures or troublesome events in mind.
Such ruminations make a person focus on negative things (not enough
time, failure) when he perceives retrospective events. Difficulty
with shifting to other activities can lead to the accumulation of
mental tension and thus increases the probability of activity
failure / decompensation.
Scale 8. Proneness to asocial behavior.
Characterizes proneness to asocial behavior and violation of rules.
Characterized by the representations of others as a "way" to satisfy
one’s needs. The value of another person is reduced, sympathy
is not typical. The proneness for manipulating others, using others
for one’s purposes and asserting themselves at the expense of
others are possible. A conflict is characterized by an external
aggressive response. In case of manifest scores on the scale, a person
is not inclined to feel guilty or ashamed for asocial behavior; on
the contrary, he enjoys violating the prohibitions.
The technique involves and diagnoses two parameters of anti-vitality
and resilience. Further, these parameters are juxtaposed with each
other and enable to evaluate the effect of constraints on the probable
transition from experiences and thoughts to anti-vital actions and the
probability of anti-vital behavior itself. Basic parameter include
scales and subscales — these are indicators of latent parameters
("anti-vitality" includes 8 scales, while "resilience" contains
6 scales). The technique includes 72 paragraphs.
The testing not only enables to receive a diagnostic information,
but also draws subjects’ attention to the resources and
psychological means that can be used when facing stressors including
the situations of social evaluation and frustration of self-esteem.
The feedback after the testing shows that psychological diagnostics
has contributed to psychoeducative and partly therapeutic-reflexive
effect, which is also a task of resilience creation. If we test a
schoolchild, we have the notion "school" in the questions with
the condition "school / educational institution"
("educational institution" is removed). If we test a student, we
have the notion "educational establishment".
Instruction to the Questionnaire: Evaluate the extent to
which you agree with these statements. Give a quick answer.
Variants of the answer: 0 — no, 1 — rather no,
2 — rather yes, 3 — yes.
Extra questions (particular parameters). They are
analyzed separately as the data of the questionnaire. The preliminary
study devoted to the analysis of suicidal and para-suicidal cases and
self-damaging behavior has shown that these formal scores are
diagnostically significant; however, we should be cautious in
interpreting them. Thus, the factor of incomplete family (especially,
if there is a stepfather / mother’s cohabiting partner)
is of no influence itself. It is rather associated with the lack of
culture of "entering a family" in society, certain mindsets of
women-mothers associated with the upbringing of a child, which does
not provide a minor with unconditionally positive relations based on
mutual respect, psychologically comfort and safe conditions in the
family, and ignorance of age-related peculiarities.
If an incomplete family provides a positive psychological space
of child’s socialization, necessary acceptance, and respect
for personality, this factor will not be crucial. The factor of
parent’s addiction to alcohol is important in the development
of a whole range of deviant behavior including self-destructive
behavior; however, this fact is usually involved in the pattern of
co-occurring unfavorable peculiarities of a dysfunctional family.
On the other hand, the formal fact of a complete family does not
guarantee a psychologically favorable situation of development;
however, average data indicates the importance of this factor for a
subject. Both complete and incomplete families can be dysfunctional.
This does not refer to a simply "complete" or "incomplete" family,
but to the fact of providing psychologically safe and comfortable
conditions of socialization adequate to needs and age.
Question 0: Your sex (m / f)
Question 1: How old are you? (___)
The answer yes or no:
1. Some members of my family abuse alcohol.
2. I live with both biological parents.
3. I live with one of my biological parents (mother or father)
4. I live with mother and stepfather (or mother’s
cohabiting partner).
The validation of concordance between the points by the
Cronbach’s alfa parameter has shown good concordance of the
technique’s focus (0.9).
Table 2 represents statistical norms of the questionnaire by scales
and subscales. The translation of individual values in "stans" (a
standard scale from 1 to 10 points) enables to standardize the results
and represents them in the chart of each scale manifestation. To
calculate "stans" for individual values on each scale, we should place
the data of a particular subject (X) in the formula: "stan" =
2*(Х − М)|S + 5.5, where Х is an individual "raw" point in the
scale, М is a mean value throughout the sample, and S is a standard
deviation (Table 1). Having built the profile of individual
manifestation of scales, we can analyze maximal and minimal
manifestation and describe scales. The generalized analysis is
associated with the value of an individual point toward a mean sampled
value: 0—3 points — low level of manifestation, 4—6
points — average, moderate, 7—10 points — high
(the description of the levels of point manifestation corresponds to
the above by the summative scores of each scale).
Table 2
Statistic norms of the AV&R Questionnaire
The analysis of variability of answers made by young people to
the paragraphs best associated with obvious forms of anti-vital
behavior (damaging oneself) has shown specific difference in
the answers between boys and girls.
Figure 1 a and 2 b. Anti-vital actions (a) and their consideration (b)
in the group of minor boys and girls.
In the sample of subjects, readiness to consider anti-vital actions
and perform them in case of reduced regulation of mental activity in
case of social anxiety (proneness to hurt oneself physically and thoughts
about damaging oneself) is reported by 9.9% of boys and 17.3% of girls
(consideration) and 9% of boys and 15.2% of girls (actions)
(see Fig. 2a and 2b). Both proneness to self-destructive actions and s
uicidal risk significantly relate to social anxiety as impaired regulation
of activity in the situations of evaluation. Samples of boys and girls
differ in the severity of anti-vital actions (tables of contingency;
χ² = 14.2 — "readiness to hurt
oneself physically and χ² = 19.6 — "thoughts about
damaging oneself", at р<0.001).
The external validity is verified by mutual correlations with
the eight scales (demonstrative, affectivity, uniqueness, inconsistency,
social pessimism, breaking the cultural barriers, perfectionism and
time perspective) A.G. Shmelev’s Suicidal Risk Questionnaire
(adapted by T.N. Razuvaeva) [5; 18]. The analysis of correlations
shows the validity of the technique (Table 3 А and B — correlation
analysis with anti-vitality scales, Table 4 — correlation analysis
with resilience scales).
Table 3 A
Pearson’s correlation (r) of the Suicidal Risk Questionnaire scales
with scales 1 and 2 of the AV&R Questionnaire
Note: * — Significant correlations at р<0.05; ** —
at р<0.01.
Table 3 B
Pearson’s correlation (r) of the Suicidal Risk Questionnaire scales
with scales 3—8 of the AV&R Questionnaire
Note: * — Significant correlations at р<0.05; ** —
at р<0.01.
The greatest number of direct significant interrelations is found
between the scales — parameters of anti-vitality and scales of
the Suicidal Risk Questionnaire (demonstrativeness, affectivity,
uniqueness); the parameter "anxious ruminations" (post-situation
consideration of a failure) has a significant positive relation,
apart from other scales, to the scales "incapability" and "social
pessimism".
Table 4
Correlation analysis of scales for measuring anti-vitality (AV&R
Questionnaire) and A.G. Shmelev’s Suicidal Risk Questionnaire
(adapted by T.N. Razuvaeva)
Note: * — Significant correlations at р<0.05; ** —
at р<0.01.
Thus, correlation analysis of the questionnaires shows that
simplification of time perspective (scale of the Suicidal Risk
Questionnaire) negatively relates to some scales — parameters
of resilience (social-psychological support, functional family,
satisfaction with life). We have found negative significant
associations between the scales of resilience (satisfaction with
one’s life, a pursuit of success, positive image of the future)
and scales of the Suicidal Risk Questionnaire (demonstration,
affectivity, uniqueness). "Maximalism" negatively relates to
the scale "pursuit of success".
Conclusions
The article represents the AV&R Questionnaire for measuring
the parameters of both anti-vitality and resilience. It can be
used for assessing these parameters in adolescence and youth
as well as in early adulthood (primary results of the analysis
of older groups show good concordance of answers). The results
can be analyzed by the Questionnaire’s key and by particular
answers to the points of the Questionnaire. The discussion of
answers to particular paragraphs can serve a basis for a
consultative-therapeutic interview if the questioning is not
anonymous and a respondent gives consent for the discussion
of results.
References
1. Alfimova M.V., Golimbet V.E. A Russian Version of
Short Resilience Scale. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya,
2012, no. 4, pp. 10–15 [in Russian].
2. Ambrumova A.G., Tikhonenko V.A. Diagnostika
suitsidal'nogo povedeniya. Metodicheskie rekomendatsii [Diagnostics
of Suicidal Behavior. Methodic Recommendations]. Moscow, Min. zdrav.
RSFSR, Moskovskii NII psikhiatrii MZ RSFSR Publ., 1980. 55 p.
3. Borisov I.V., Gladysheva A.G., Lyubov E.B.
Ontological View: Suicidal Behavior and a Phenomenon of Resilience.
Suitsidologiya, 2013, vol. 4, no. 2,
pp. 35–44 [in Russian].
4. Vygotskii L.S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh
funktsii: iz neopublikovannykh trudov [Development of Higher Mental
Functions]. Moscow, Izdatel'ctvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR
Publ., 1960.
5. Gurenkova T.N., Golubeva O.Yu., Tarasova A.A.
Metodicheskie rekomendatsii po diagnostike suitsidal'nogo
povedeniya [Methodic Recommendations on the Diagnostics of Suicidal
Behavior]. Moscow, 2009. 108 p.
6. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test
zhiznestoikosti [Resilience Test]. Moscow, Smysl Publ., 2006.
63 p.
7. Osin E.N., Rasskazova E.I. Short Version of
Resilience Test: Psychometric Characteristics and Application in the
Context of Organization. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14.
Psikhologiya, 2013, no. 2, pp. 147–164 [in Russian].
8. Rasskazova E.I., Leont'ev D.A. Zhiznestoikost'
kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Resilience as a
Component of Personal Potential]. In Leont'ev D.A., ed. Lichnostnyi
potentsial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure
and Diagnostics]. Moscow, Smysl Publ., 2011, pp. 178–209.
9. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V. Kul'turno-spetsificheskie
tipy sotsial'noi trevogi i antivital'nye ideatsii [Types of Social
Anxiety and Anti-Vital Ideation Specific for a Culture]. Lichnost',
sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po
mater. LXXI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 12(69). Novosibirsk,
SibAK Publ., 2016, pp. 42–48.
10. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V. Narushenie
sotsial'noi situatsii razvitiya v podrostkovom vozraste i formirovanie
antivital'nogo povedeniya [Impairment of the Social Situation of
Development in Adolescence and Formation of Anti-Vital Behavior].
Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii:
sb. st. po mater. LXXII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 1(70).
Novosibirsk, SibAK Publ., 2017. pp. 47–55.
11. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Sagalakov A.M.
Narushenie kognitivnoi regulyatsii sotsial'noi trevogi pri
antivital'nom povedenii [Impairment of Cognitive Regulation of
Social Anxiety in Case of Anti-Vital Behavior]. Tomsk, Izd-vo Tomsk.
un-ta Publ., 2016.
12. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Stoyanova I.Ya.,
Sagalakov A.M. System approach in the study of
anti-vital and suicidal behavior. Med. psihol. Ross.,
2015, no. 6(35), p. 2 [in Russian]. Available at:
http://mprj.ru (accessed: 15 December 2016).
13. Sokolov E.Yu., Magurdumova L.G. Resilience –
a Basis for the Prevention of Psychosomatic Disorders in Persons
Engaged in Dangerous Professions. Psikhoterapiya, 2014,
no. 4(136), pp. 71–74 [in Russian].
14. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Stoyanova I.Ya.,
Terekhina O.V., ShukhlovaYu.A. Social Anxiety in Adolescence and Youth
in the Context of Psychological Security. Voprosy psikhologii,
2016, no. 6, pp. 63–76 [in Russian].
15. Fominova A.N. Zhiznestoikost' lichnosti
[Personality’s Resilience]. Moscow, MPGU Publ., 2012. 152 p.
16. Chistopol'skaya K.A., Enikolopov S.N.
Zhiznestoikost', vremennaya perspektiva lichnosti i otnoshenie k smerti
v norme i posle suitsidal'noi popytki: tez. dokl. [Zhiznestoikost,
Vremennaya Perspektiva Lichnosti i Otnoshenie k Smerti v Norme
Resilience, Time perspective of Personality and Attitude to Death
Before and After a Suicidal Attempt: abstracts of the report].
Sbornik materialov nauchnoi konferentsii “Translyatsionnaya
meditsina – innovatsionnyi put' razvitiya sovremennoi psikhiatrii”
(Samara, 19–21 sentyabrya 2013 g.). Samara, 2013,
pp. 194–195.
17. Chistopol'skaya K.A., Enikolopov S.N. Attitude
to Death After a Suicidal Attempt: Stigmatization of Suicidal Patients.
Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii, 2015, vol. 11,
no. 1, pp. 8–20 [in Russian].
18. Shmelev A.G., Belyakova I.Yu. Oprosnik
suitsidal'nogo riska [Suicidal Risk Questionnaire]. In
Pantileev S.R., ed. Praktikum po psikhodiagnostike. Prikladnaya
psikhodiagnostika [Practice on psychodiagnostics. Appled
Psychodiagnostics]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta Publ., 1992,
pp. 3–8.
19. Sareen J., Cox B.J., Afifi T.O., de Graff R.,
Asmundson G.J., ten Have M., Stein M.B. Anxiety disorders and risk for
suicidal ideation and suicide attempts: a populationbased longitudinal
study of adults. Archives of General Psychiatry, 2005,
vol. 62, no. 11, pp. 1249–1257.
20. Burns R.A., Anstey K.J., Windsor T.D. Subjective
well-being mediates the effects of resilience and mastery on depression
and anxiety in a large community sample of young and middle-aged adults.
The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 2011,
vol. 45, no. 3, pp. 240–248.
21. Fang J., Freedenthal S., Osman A. Validation of
the Suicide Resilience Inventory-25 with American and Chinese college
students. Suicide and Life-Threatening Behavior, 2015,
vol. 45, no. 1, pp. 51–64.
22. Maddi S.R. Relevance of Hardiness Assessment and
Training to the Military Context. Military Psychology, 2007,
vol. 19, no. 1, pp. 61–70.
23. Nagra G.S., Lin A., Upthegrove R. What bridges
the gap between self-harm and suicidality? The role of forgiveness,
resilience and attachment. Psychiatry Research, 2016,
vol. 241, pp. 78–82.
24. Liu D.W.Y., Fairweather-Schmidt A.K., Burns R.,
Roberts R.M., Anstey K.J. Psychological Resilience provides no independent
protection from suicidal risk. Crisis, 2016, vol. 37,
no. 2, pp. 130–139.
25. Johnson J., Gooding P.A., Wood A.M., Tarrier N.
Resilience as positive coping appraisals: Testing the schematic
appraisals model of suicide (SAMS). Behaviour Research and Therapy,
2010, vol. 48, no. 3, pp. 179–186.
26. Johnson J., Wood A.M., Gooding P., Taylor P.J.,
Tarrier N. Resilience to suicidality: the buffering hypothesis.
Clinical Psychology Review, 2011, vol. 31, no. 4,
pp. 563–591.
27. Sagalakova O.A., Truevtsev D.V., Sagalakov A.M.
Cognitive and perceptual selectivity and target regulation of mental
activity in personal evaluation situations of social anxiety disorder.
International Journal of Environmental and Science Education,
2016, vol. 11, no. 12, pp. 5049–5057.
For citation
Sagalakova O.A., Truevtsev D.V. Anti-Vitality and Resilience
Questionnaire. Med. psihol. Ross., 2017, vol. 9,
no. 2(43), p. 4 [in Russian, in English].
Available at: http://mprj.ru ↑
|