Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской)

Добряков И.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Добряков Игорь Валерьевич

Добряков Игорь Валерьевич

–  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия.
Тел.: 8 (812) 328-20-00.

E-mail: dobriakov2008@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Не стало Ирины Михайловны Никольской… Не верится… Грустно и больно… Но влияние ее личности на всех, кто ее знал, кому посчастливилось у нее учиться, с ней работать, дружить, не ослабевает. Мне посчастливилось.

Ее жизненный путь — прекрасного человека и незаурядного, бескомпромиссного, талантливого ученого — заслуживает, чтобы о нем рассказать, чтобы знали и помнили, брали пример…

Ирина родилась в Вильнюсе, который навсегда оставался в ее сердце любимым городом — малой родиной, о которой она постоянно помнила, говорила, куда при первой возможности старалась попасть. Блестяще закончив лучшую в Вильнюсе школу, она в тот же год поступила учиться на факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Выбрав специализацию по медицинской психологии, Ира училась легко и увлеченно. Дипломную работу на тему «О роли глубоких структур мозга в механизмах памяти» готовила, используя материал, полученный благодаря активному участию в исследованиях психологических эффектов диагностических и лечебных электростимуляций у больных эпилепсией. Защитив на «отлично» диплом, медицинский психолог Никольская в 1978 году была принята на работу в отдел нейрофизиологии человека Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), возглавляемого академиком Н.П. Бехтеревой. Участвуя в разработке и клинической апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода электростимуляций, Ирина Михайловна проводила нейропсихологические и электроэнцефалографические исследования на базе клиники нейрохирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (нач. кафедры нейрохирургии — проф. В.А. Хилько). В 1989 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию «Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном периодах» (научный руководитель — проф. А.Н. Шандурина).

С 1989 г. Ирина Михайловна совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях — от начальной школы до поствузовского образования. В 1990 году кандидат психологических наук Ирина Михайловна Никольская оставляет работу в ВИЭМе. Ее все больше привлекает детская психология, в частности специфика психологических защит у детей. Совместно с Галиной Леонидовной Бардиер Ирина Михайловна работает над монографией «Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы», опубликованной в 1996 году и переизданной в 2004-м. В 2005 году вышла замечательная книжка этих же авторов «Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников» (СПб., «Речь», 2005).

Во время работы в школе происходит знакомство Никольской с доктором психологических наук, профессором Радой Михайловной Грановской, которое во многом определило дальнейшую научную жизнь молодого ученого.

В 1994 году профессор Грановская сформировала группу психологов для обучения представителей партии «Единая Россия». Ирина Михайловна была включена в эту группу. В процессе работы, продолжающейся до 2005 года, Раде Михайловне удалось создать коллектив профессионалов-единомышленников, в котором одну из видных ролей играла психолог Никольская. Ирина проявила себя не только как грамотный профессионал, но и как прекрасный организатор, как замечательный человек. Отношения Рады Михайловны и Ирины Михайловны стали не только профессиональными, но и дружескими. Результатом их сотрудничества и дружбы стала публикация в 1999 году издательством «Знание: Свет» совместной монографии «Защита личности», а в 2001 году в издательстве «Речь» — первой отечественной монографии, посвященной проблеме изучения психологической защиты у детей, впоследствии не раз переиздававшейся. Проведенные авторами экспериментально-психологические исследования младших школьников позволили им раскрыть специфику и содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей. Именно в процессе этого исследования Ириной Михайловной была разработана технология изучения системы психологической защиты, основанная на анализе серии детских рисунков и рассказов.

В декабре 2000 года Ирина Михайловна Никольская была принята на работу в Санкт-Петербургскую медицинскую академию последипломного образования (в 2011 году преобразованную в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) на должность доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии (зав. кафедрой — д.м.н. Э.Г. Эйдемиллер). В 2001 году она защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников» (научные консультанты — проф. Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер). С этих пор профессиональная жизнь профессора Никольской была тесно связана с кафедрой. Все эти годы она была помощником заведующего кафедрой по научной работе, членом Ученого совета педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

В 2003 году выходит учебное пособие для врачей и психологов «Семейный диагноз», написанное И.М. Никольской с соавторами (Добряков И.В., Эйдемиллер Э.Г.). В нем изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи.

После происшедшего в сентябре 2004 года в школе № 1 г. Беслана террористического акта Ирина Михайловна, не задумываясь, согласилась принять участие в реабилитации детей, оказавшихся заложниками террористов. Работа осуществлялась под эгидой ЮНИСЕФ. Большое количество жертв разного возраста и пола, частое сочетание психической травмы с физической, с соматическими расстройствами, этнические особенности обусловили возникновение при организации и осуществлении реабилитационной работы специфических трудностей. Кроме того, чем тяжелее были больные, тем реже они обращались за психологической помощью, тем чаще уклонялись от ее предложения, тем сложнее было сформировать у них мотивацию на прохождение реабилитации. Помимо этого, трудности были связаны с недостаточным количеством квалифицированных местных кадров, разбирающихся в ПТСР, с отсутствием преемственности в работе местных и приезжих специалистов. К тому же тесные родственные связи между пострадавшими и многими местными специалистами приводили к вторичной травматизации последних, что препятствовало их участию в реабилитационном процессе. Сложные условия работы способствовали быстрому формированию синдрома эмоционального выгорания как у приезжих, так и у местных специалистов. Для решения этих проблем на основе собственного опыта оказания медико-психологической помощи пострадавшим была разработана «модель Добрякова — Никольской», включающая: 1) обучение местных специалистов; 2) создание у семьи мотивации на работу; 3) одновременную работу с жертвой террористического акта и с членами его семьи; 4) одновременную совместную работу с семьей бригады из двух психологов и двух психиатров-психотерапевтов, причем двое специалистов — местные, а двое — приезжие консультанты; 5) командное обсуждение результатов клинико-психологического обследования, медицинского и психологического диагноза, постановку цели и формулирование задач реабилитации, разработку индивидуальной реабилитационной программы для пациента и членов его семьи; 6) проведение реабилитационных мероприятий местными специалистами (психологом, психотерапевтом и др.); 7) периодическую заочную и очную супервизию приезжими консультантами.

 

Опыт оказания психотерапевтической помощи семьям, пострадавшим во время террористического акта в г. Беслане, был отражен в публикациях И.М. Никольской в соавторстве с И.В. Добряковым в сборнике статей по проекту «Дети Беслана» (2006 год), в Journal of Czech and Slovak Psychiatry (Prague, 2008), в «Журнале неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (2009 год).

Были сделаны доклады на международных конгрессах World Psychiatric Association в 2008 году в Праге и в 2010 году в Санкт-Петербурге, на XXXXIII научной конференции «Чрезвычайные ситуации: организационные, эколого-гигиенические и эпидемиологические проблемы» в 2010 году в Санкт-Петербурге.

Практика показала, что применение модели Добрякова — Никольской значительно повышает эффективность реабилитации. В связи с этим Детский Фонд ООН — ЮНИСЕФ — продолжил сотрудничество с этими специалистами из Санкт-Петербурга, предложив им заняться разработкой и осуществлением длительной программы создания социально-психологических центров в 15 районах Чеченской республики и обучения специалистов, способных оказывать психологическую помощь страдающим посттравматическим стрессовым расстройством детям и их семьям. Работа проводилась более трех лет. В рамках этого проекта большое значение придавалось созданию волонтерского движения. В 2008 году в качестве методического пособия Никольской и Добряковым разработана и опубликована «Рабочая тетрадь волонтера социально-психологической программы ЮНИСЕФ» (The United Nations Childrens Fund, 2008). Доклад «Особенности проведения семинаров-тренингов ЮНИСЕФ «Консультирование по травме» для психологов Чеченской Республики» был сделан в СПбГУ на Ананьевских чтениях (2009 г.) и опубликован в материалах конференции.

В мае 2010 года в Таджикистане в г. Куляб произошло землетрясение и сход селей. Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization — WHO) пригласила экспертов ЮНИСЕФ психолога И.М. Никольскую и врача-психиатра И.В. Добрякова для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Работа проходила в тесном сотрудничестве с местными специалистами. Опыт работы был отражен в изданных на таджикском языке методических рекомендациях (Добряков И., Никольская И., Юнусова Н. Ташкил ва расонидани ёрии психологй дар минтакаи холати фавкулодда Дастури таълимй.-метод. — Душанбе: "Контраст", 2010).

 

 

В 2012—2013 годах И.М. Никольская вместе с И.В. Добряковым участвовали в разработке и реализации нового проекта ЮНИСЕФ «Оказание социально-психологической поддержки подросткам и молодежи, пострадавшим в результате конфликта в Нагорном Карабахе». Основной целью проекта было улучшение социально-психологического состояния подростков и молодежи, являющихся вынужденными переселенцами вследствие конфликта в Нагорном Карабахе и проживающих с семьями в местах компактного поселения, в общежитиях. В процессе работы осуществлялась экспресс-оценка социально-психологического состояния подростков, молодежи и их семей в городах Баку, Барда, Агджабеди, Агдам. Далее, на основании результатов экспресс-оценки были сформулированы и решались совместно с Министерством молодежи и спорта и БГУ задачи повышения квалификации специалистов, налаживание системы регулярной психологической помощи подросткам и молодежи. Итоговую статью, включающую материалы этих поездок, опубликовать не разрешили.

С 2013 по 2015 год профессор Никольская вместе с доцентом Добряковым периодически привлекались к работе по Grant Contract External actions of the European Union № 323-264 «Progressiv abolition of violence against children in detention in Central Asia» (Договор гранта от Европейского Союза № 540 — PRI) «Постепенное искоренение насилия против детей в местах лишения свободы в Центральной Азии». Ими были прочитаны лекции и проведены тренинги, посвященные проблемам девиантного поведения у детей и подростков, их индивидуальному и групповому консультированию. Целью работы было повышение квалификации сотрудников закрытых учреждений для детей из разных городов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

В г. Бишкеке в 2013 году было издано учебное пособие для студентов ВУЗов «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях (Бишкек: «Папирус-Принт»), включающее главы, написанные Никольской и Добряковым. В 2014 году опубликованы 2 варианта пособия соавторов Никольской и Добрякова: на русском языке — «Выявление насилия в отношении детей: руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей» и на кыргызском — «Балдарга карата зомбулукту аныктоо (балдарды коргоо тузумунде иштеген адистер учун колдонмо)» (Бишкек: «Блиц», 2014).

Материалы и разработки, полученные в этих поездках, единомышленниками и котерапевтами были неоднократно представлены на российских и международных конференциях, в том числе на XVI Всемирном конгрессе психиатров в Мадриде в 2014 году (ABSTRACTS BOOK "XVI World Congress of Psychiatry", Madrid, Spain, September 14-18, 2014. Vol. 2. TOPIC 7: Child and Adolescent Mental and Behavior Disorders). Их статьи были опубликованы в международных журналах: "Short-Term Crisis Psychotherapy in Children with Post-Traumatic Stress Disorders in the Framework of the Dobryakov—Nikolskaya Rehabilitation Model" 1; "Crisis psychotherapy in children with post-traumatic stress disorder: Method of cognitive-metaphorical reconstruction of traumatic experiences in drawings" (INFAD Revista de Psicologia/International Journal of Developmental and Educational Psychology / Familia y Education: aspectos positivos / Año: XXV, N 1. Vol. 1, 2013, pp. 341–346).

Издательство Springer обратилось к авторам с письмом, предлагая написать главу для планируемой коллективной монографии «Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress Disorder», что и было сделано. Монография с главой "Crisis Psychotherapy in Children with Post-Traumatic Stress Disorder: Method of Cognitive-Metaphorical Reconstruction of Traumatic Experiences in Drawings" 2 вышла в конце 2016 года.

Многочисленные командировки не препятствовали Ирине Михайловне активно работать на кафедре. В учебнике «Детская психиатрия», созданном коллективом кафедры и изданном под редакцией профессора Э.Г. Эйдемиллера в 2005 году, Ирина Михайловна — автор трех глав: «Психологическая защита и копинг-поведение у детей» (гл. 2), «Методы психологического обследования психически больных детей» (гл. 5), «Арт-терапия — терапия изобразительным искусством» (гл. 30). В том же году выходит руководство для врачей под редакцией Н.А. Белякова «Немедикаментозная терапия», содержащее две главы, написанные Никольской с соавторами: «Психотерапия» (соавтор — Эйдемиллер Э.Г.), «Арт-терапия» (соавторы — Беляков Н.А., Эйдемиллер Э.Г.). В качестве научного руководителя она сумела подготовить к успешной защите 6 соискателей ученой степени. Темы кандидатских диссертаций ее учеников были посвящены актуальным вопросам медицинской психологии, психиатрии и психосоматической медицины.

 

Помимо этого, И.М. Никольская была членом Диссертационного совета в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Диссертационного совета психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, членом Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества и Ассоциации детских психиатров и психологов, членом редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Медицинская психология в России». Многие годы Ирина Михайловна возглавляла Клуб друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, последние годы была почетным президентом Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов.

 

Последние годы она вынашивала идею о создании нового раздела клинической психологии — клинической психологии семьи. Эти идеи отражены в нашей совместной статье «Клиническая психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической) психологии», опубликованной во втором номере журнала «Социальная и клиническая психиатрия» за 2011 год. Не раз мы обсуждали план коллективной монографии на эту тему.

Две статьи, которые мы начинали писать вместе, мне пришлось заканчивать одному: «Арт-терапия и ее использование в краткосрочной кризисной психологической помощи семье, пострадавшей в террористическом акте в Беслане» в журнале «Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях» (№ 3, 2016. С. 109–118) и «Использование приемов арт-терапии в процессе консультации подростка с делинквентным сексуальным поведением» в журнале «Вопросы психического здоровья детей и подростков» (М., 2016, № 3. С. 8–18).

Она так и не увидела содержащих написанные ею главы книг, вышедших в Бишкеке:

1)

«Mental Health in Emergencies and Crises: Guidelines for Emergency Responders» (2nd edition, Bishkek, 2016);

2)

«Оказание психологической помощи лицам, пострадавшим от сексуального/гендерного насилия во время кризисов и чрезвычайных ситуаций» (Бишкек, 2016);

3)

«Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие» (Бишкек, 2016).

 

Последняя книга посвящена ее памяти…

 

_______________________

1 Смотрите: http://www.springerlink.com/openurl.asp?genre=article&id=doi:10.1007/s11055-011-9398-5

2 Смотрите: Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress Disorder. Springer International Publishing, Switzerland, 2016. Р. 1349-1365
( https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-3-319-08613-2_32-1.pdf).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Добряков И.В. Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ