Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Методологические проблемы консультирования
в психосоциальной работе

Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия),
Золотарева Т.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Арпентьева Мариям Равильевна

Арпентьева Мариям Равильевна

–  доктор психологический наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ул. Ст. Разина, 26, Калуга, 248023, Россия. Тел.: 8 (4842) 57-61-20.

E-mail: mariam_rav@mail.ru

Золотарева Татьяна Филипповна

Золотарева Татьяна Филипповна

–  кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории социальной работы; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва, 129226, Россия. Тел.: 8 (495) 255–67–67.

 

Аннотация. Статья посвящена различным целям и моделям психосоциального консультирования. Авторы рассматривают методологические и теоретические принципы практики психосоциального консультирования, а также его этапы и проблемы в практике социальной работы, различные средства и исследования психосоциального консультирования, эклектических и систематических результатов. Психосоциальное консультирование есть технология оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации иди ресоциализации: формирования и развития, восстановления и оптимизации их социальных функций и ориентиров, выработки и развития социальных норм взаимодействия с другими людьми, обществом в целом. Основными компонентами консультирования как технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение целей и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью и свойство изменяться в процессе поиска и реализации новой стратегии жизнедеятельности.

Ключевые слова: психосоциальное консультирование; стадии консультирования; социальная ситуация; клиент; консультант; теория консультирования.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Психосоциальное консультирование как практика и профессия среди других профессией группы «социальная работа» является в России относительно новой. Однако психосоциальное консультирование выступает и как область консультативной психологии и практики психологического консультирования, сферы хотя и менее развитой, чем за рубежом, но достаточно традиционной [2; 3; 23; 24; 38; 40; 53; 54]. Различия между психосоциальным консультированием (консультированием в психосоциальной работе) и психологическим или, точнее, социально-психологическим консультированием невелики и во многом условны:

1)

различия акцентов (первое акцентирует социальный контекст жизни человека, социальные причины страданий, второе – психологические причины и контекст страданий, выражающийся в деформациях социальных отношений);

2)

различия организационных структур (первое реализуется в рамках центров и организаций социальной, комплексной поддержки населения, второе — в рамках специализированных психологических центров, служб, а также в педагогических, медицинских и иных учреждениях, нуждающихся в помощи психолога);

3)

различия проблем клиентов (в первом случае — трудная жизненная социальная ситуация, во втором — внутриличностный или межличностный конфликт, выражающийся не только в деформациях социальных связей и статусе человека, группы, но и его медицинском статусе, психическом и физическом здоровье);

4)

подготовка академическая и практическая (специалистов в сфере психосоциального консультирования учат в вузах и иных учреждениях системы социальной защиты, готовящих социальных работников, а специалистов в сфере психологического или социально-психологического — в учреждениях, практикующих подготовку психологов).

Однако, как мы отметили выше, границы эти весьма условны, и на практике психосоциальное консультирование выступает как вид консультирования психологического, дополненного «фрагментами» социально-педагогического, социально-медицинского, социально-экономического и других форм консультирования. В этом контексте можно сказать, что психосоциальное консультирование обладает интегративным статусом. Оно смещает внимание социального работника в контексте социальной, медицинской, педагогической профилактики и диагностики, коррекции и реабилитации на внутренние аспекты проблем клиентов: переживание и осознание клиентами трудных и трансординарных жизненных ситуаций [1; 4; 5; 23; 28; 34; 35; 37; 41; 45; 55]. Иногда это смещение происходит почти «механически»: в сферу деятельности социального работника включаются знания и умения клинико-психологического и собственно медицинского типа. Однако в большинстве случае целью выступает именно интегративное, многоуровневое и многокомпонентное осмысление проблем специалистом и клиентом в диалоге друг с другом.

Психосоциальное консультирование как сфера деятельности возникла в ответ на потребности людей, не имеющих серьезных психологических и клинических нарушений, но ищущих социальной, воспитательной, образовательной, медицинской и педагогической помощи. Однако, поскольку психологические аспекты страданий, поражений и успехов, побед, пронизывают всю жизнедеятельность человека, постольку любая серьезная проблема так или иначе требует психологической помощи и, значит, качественной психологической подготовки социальных работников, а также работников педагогических, медицинских, экономических, работников юстиции и других сфер. Эффективная и продуктивная психосоциальная реабилитация, а также медицинская, педагогическая и иные виды реабилитации личности и группы осуществляются на пересечении тех или иных собственно профессиональных для каждой из групп специалистов знаний и умений со знаниями и умениями, приобретаемыми и передаваемыми специалисту в контексте изучения клинической, социальной, педагогической, экономической, юридической психологии. Психологическая подготовка становится все более значимой в контексте подготовки специалистов иных профессий: особенно там, где специалисты реализуют посредническую, представительскую, обучающую, диагностическую, управляющую (руководяющую) и собственно консультативную работу с людьми.

Консультирование в психологии выступает как профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, восстановления или повышения качества жизни. В клинической психологии акцентируется восстановительный модус работы, в иных сферах психологической науки и практики значимы оба аспекта [3; 4; 18; 19; 21].

Консультирование в социальной работе также является восстановительным и развивающим [5; 7; 8; 9; 20; 22]. Оно также может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решение. Наиболее разработанным является психосоциальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации иди ресоциализации: формирования и развития, восстановления и оптимизации их социальных функций и ориентиров, выработки и развития социальных норм взаимодействия с другими людьми, обществом в целом. Основными компонентами консультирования как технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения. В психосоциальном консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни: эти трудности порой приобретают характер трансординарных, дистрессовых. Дистрессы, множественные, длительные и сверхсильные травмирующие ситуации, переживания и представления, возникающие в их результате, формируют целый спектр реакций: от отказов и избеганий ситуаций, попыток «разрубить гордиев узел» и избавиться от проблем до совладания, сознательной и бессознательной, активной и пассивной переработки проблемной ситуации в самостоятельном режиме или с помощью сети «ближайших помощников» и до мощного, необычайно выраженного развития человека (группы людей) как личности, партнера, профессионала. Часто данные варианты выступают как этапы преобразования травмирующих ситуаций и сопровождаются — при попытках избегания и совладания — более или менее выраженными проблемами психологического и соматического функционирования, болезнями и болезненными состояниями. И здесь клиенту, а также специалисту (как бы он себя ни называл и как бы его ни называли другие: социальный работник, социальный педагог, психолог-консультант, медицинский работник и т.д.) необходимы знания и умения в сфере клинической психологии и психологии в целом.

Спектр собственно социальных проблем-дистрессоров достаточно широк: проблемы в общении с государственными структурами у мигрантов, осужденных, психически больных и их семей, проблемы нищеты и бесправия, проблемы безработицы и трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), проблемы сиротства, бездомности и одиночества и трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений, неустроенность личной жизни, неурядицы в семье и многое другое. При этом психосоциальное консультирование, как молодая область социальной практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы, требующие самых разных знаний и умений. Некоторая неопределенность предмета психосоциального консультирования отражается в разнообразии определений. Так, опираясь на существующую практику, можно дать следующее определение: консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно социальной жизни, ее компонентов: профессиональной карьеры, местожительства, брака и семьи, развития личности в разных возрастах и ее проблемы (девиации детского и подросткового возраста, девиантное поведение и стратегии жизни у взрослых и пожилых людей и т.д.), преодоления проблем личности и межличностных отношений. Можно предложить несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем активно участвует социум как в виде общества в целом, так и в виде других людей. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и времени, осмысленно и гармонично достичь поставленной цели на основе осознанного выбора в процессе разрешения социальных проблем и их проекций в виде нарушений психического и соматического, личностного и межличностного характера. Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1.

Консультирование помогает человеку выбирать стратегию поведения и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению и способам переживания и осознания (осмысления) себя и мира.

2.

Консультирование способствует социальному оздоровлению человека, его жизни, коррекции его социального статуса Консультирование способствует психологическому и соматическому оздоровлению человека, коррекции его психического и соматического статуса.

3.

Консультирование способствует развитию личности и отношений человека, что в свою очередь повышает его социальный и психологический статус.

4.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид или группа способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют автономное и компетентное, осознанное поведение клиента (человека или группы).

5.

Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на более или менее общепринятых постулатах помощи [25; 29; 31; 33; 37; 43; 47; 52; 53]. Это такие постулаты как:

 

а)

каждая личность и группа обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения. В отношениях человека и общества нет неважных людей и неважных ситуаций: гармоничное и счастливое общество заботится обо всех своих членах, включая мигрантов, психически больных, осужденных и т.д. Ведущим ракурсом осмысления проблем является императив взаимопомощи и социального служения, развития человека и общества в отношениях служения и взаимопомощи.

 

б)

каждая личность и группа обычно в состоянии быть ответственной за себя. Если человек или группа не могут отвечать за себя, то помощь должна быть в первую очередь направлена на формирование, восстановление, развитие этой способности. Клиент обладает способностью помогать себе сам, помогать другим, самопомощь клиента — это основная цель работы консультанта.

 

в)

каждая личность и группа имеют право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения, согласованные с их внутренними и внешними отношениями. Рассогласование, возникающее как результат травмирующих, трансординарных, дистрессовых ситуаций, будучи направлено на возможно более глубокое и полное согласование, как этап развития человека и группы ведет к развитию их отношений с собой и миром, развитию общества [27; 28; 32; 36; 39; 45; 50].

Таким образом, определения психосоциального консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека и группы, общества в целом. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью и свойство изменяться в процессе поиска и реализации новой стратегии жизнедеятельности. Тем более важно признать, что любое давление или недостаток информации мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку цели зависят от потребностей общества и потребностей клиентов, обращающихся за социальной помощью, а также от теоретической ориентации самого консультанта. Вслед за Р. Кочюнасом можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ [6; 10; 11; 12]:

1.

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, стрессы и дистрессы, проблемные и трансординарные ситуации.

2.

Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми, неизвестными и/или трудными или хронически травмирующими и деформирующими жизнь человека жизненными обстоятельствами и требованиями.

3.

Обеспечить продуктивное и эффективное принятие человеком и группой жизненно важных решений: успех и самоэффективность — залог здоровья соматического и психологического. Неуспех и самонеэффективность — ситуации, вызывающие нарушения психологического и соматического здоровья, побуждающие к преобразованию отношений с собой и миром.

4.

Развивать и корректировать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения в семье, на работе и других сферах жизни: отношения взаимопомощи, социального служения, любви.

6.

Облегчить реализацию и повышение социального и личностного потенциала человека: его социальной эффективности, развития как личности, как партнера и профессионала (в том числе облегчить карьерный и профессиональный рост, развитие семейных и дружеских связей, активизацию участия группы и личности в социальной жизни — волонтерство и т.д.) [30; 44; 46; 48; 49; 51].

В консультировании часто необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные отношения и реакции, провоцируемые окружением и провоцируемые им у своего окружения. А также — к его максимальной осознанности и заинтересованности в результатах изменений. Цели психосоциального консультирования как его желательные результаты составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, более краткосрочные цели. Цели консультирования в рамках разных школ внешне иногда находятся в противоречии, однако, на самом деле, например, в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Цели консультанта и клиента в конечном счете либо идентичны, либо соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные или групповые цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии, при изменении трудной жизненной ситуации, при включении в консультирование третьих лиц (включая членов семьи, специалистов смежных профессий и т.д.) [6; 11; 12].

Теория консультативной психологии и ее ответвления в психологии клинической, кризисной, социальной, личностной, педагогической и т.д. помогают консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяют чувствовать себя компетентно при столкновении с хаотичным, дезорганизованным полем проблем или неструктурированным внутренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частных техник.

Каждая дисциплина и ее теории выполняют четыре основные функции: обобщают накопленную информацию; делают более понятными сложные явления; предсказывают последствия разных обстоятельств; способствуют поиску новых фактов. Эти функции реализуются любой теорией, лежащей в основе психосоциальной консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, она способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Кроме того, каждый консультант на основе практики создает свою собственную теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую, социальную и т.д.). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической и, соответственно, технологической (практической) базы социального консультирования [13; 14; 15]. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человеческой жизни, общества и отношений в нем. От этого зависит характер ответов на принципиальные вопросы: что есть человек и общество — в целом и в настоящее время, в настоящем месте? Какие врожденные и приобретенные черты и тенденции их развития им свойственны? Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же он определяется обществом: человек делает себя сам, или его формирует и трансформирует общество? Существуют ли предпосылки и условия изменения человека и как он может изменяться в данном сообществе? Возможны ли и какой ценой преобразования в жизни человека? Ответы на эти вопросы определяют то, как консультант понимает структуру личности и группы, причины и следствия отношений и поведения клиента, генезис и стадии возникновения преодоления и коррекции нарушений, перспективу нормального развития и коррекции. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности и успешности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических знаний и практических умений в практике психосоциальной работы. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное, включающее достижения разных подходов, консультирование предполагает опору на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике [7; 8; 16; 17].

Можно сказать, что создание эклектического подхода в психосоциальном консультировании стремится к систематизации и является итогом всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психосоциального консультирования, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них. Однако, консультирование — находящаяся в процессе становления область социальной работы, вследствие чего ни одна из теоретических ориентаций или школ психосоциального консультирования не отражает всех возможных ситуаций взаимодействия консультанта и клиента, врача и пациента. Поэтому самая общая модель структуры консультативного процесса является не столько системной, сколько эклектической, хотя и двигающейся по направлению к интеграции. Эта модель отражает универсальные черты социального консультирования любой ориентации и охватывает ряд тесно связанных между собой стадий:

1.

Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает доверия в отношениях с ним: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить искренность, эмпатию и принимающую заботу, не прибегая к избыточному оцениванию и манипулированию. Важно поощрять клиента к углубленному и многостороннему рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его переживания и поведение.

2.

Многомерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая поведенческие, эмоциональные и когнитивные их аспекты до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут более или менее единого понимания в конкретных и принятых обоими субъектами понятиях. Определение проблем позволяет локализовать их причины, указывает способы их разрешения.

3.

Идентификация альтернатив. На этой стадии обычно выясняются и обсуждаются возможные альтернативы решения социальных проблем и ситуаций. Консультант обычно побуждает клиента исследовать в беседе с ним возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы интерпретации и преобразования ситуации, не навязывая своих решений. Важно найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно и в будущем.

4.

Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы являются реалистичными с точки зрения социальной ситуации, предыдущего опыта и настоящей готовности клиента и его окружения измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы и что существуют социальные условия, которые в данный момент изменить невозможно. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность и эффективность выбранного решения.

5.

Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить план поведения и конкретную деятельность с учетом обстоятельств, времени, затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что при частичной неудаче следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью и корректируя свое понимание реальности и себя, своего поведения и понимания социума и его законов.

6.

Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и степень преобразования проблемной ситуации, обобщает результаты изменений или вмешательства в ситуацию. В случае необходимости организуется уточнение плана решения. Выделение этих стадий достаточно условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими: важны не столько схемы и правила консультирования, сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта и готовность клиента меняться.

Важно помнить следующие моменты:

1.

Не бывает одинаковых клиентов и ситуаций консультирования, социальные проблемы только извне могут казаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих общностей и жизней, поэтому и сами проблемы в действительности являются уникальными, в том числе по своим психологическим проявлениям, причинам и следствиям.

2.

В процессе социального консультирования клиент, его жизнь и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психосоциальном консультировании нет статичных ситуаций.

3.

Понимание собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. Еще важнее — согласованность видений и точек зрения на ситуацию у клиента, консультанта и общности.

4.

В процессе консультирования чувство безопасности и компетентности клиента важнее, чем требования и удовлетворенность консультанта: неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на состояние клиента и особенности ситуации его жизни.

5.

Стремясь помочь клиенту, консультант может активизировать все свои профессиональные и личностные возможности, однако в конкретном взаимодействии он не должен забывать, что не может и не должен отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6.

Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования имеют свои спады и подъемы: изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7.

Компетентный консультант стремится осознавать уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики, поддерживая профессиональные и социальные стандарты правового и этического уровней.

8.

Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы как различные теоретические подходы, так и их совокупности.

9.

Некоторые проблемы — это сущностные человеческие или общественные дилеммы, которые, в принципе, почти неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность или ограничения ситуации и смириться с ней, а также показать двойственность «плохого» и «хорошего» в каждой из ситуаций, раскрыть ее потенциал для клиента.

10.

Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

 

Литература

1.   Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 363 c.

2.   Арпентьева М.Р. Консультирование в социальной работе: аспекты и проблемы развития // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 1. – С. 108–118.

3.   Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование и супервизия: вопросы теории и практики. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. – 430 с.

4.   Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование и супервизия: практикум. – Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. – 618 с.

5.   Арпентьева М.Р. Теоретические и практические вопросы психологического консультирования и супервизии. – Калуга: КГУ, 2016. – 430 с.

6.   Арпентьева М.Р., Золотарева Т.Ф. Социальная работа в России: историософия подготовки социальных кадров. – Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. – 313 с.

7.   Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Корвет, 2011. – 316 с.

8.   Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учебное пособие. – СПб.: «Ось-89», 2005. – 400 с.

9.   Золотарева Л.К. Социальное консультирование: учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2007. – 196 с.

10.   Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в центрах социального обслуживания. – М.: МГСУ, 2000. – 136 с.

11.   Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника: учебное пособие для студ. – М.: Изд-во МГСУ, 2001. – 182 с.

12.   Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

13.   Кузовкин В.В. Психотехника личностного роста. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 264 с.

14.   Легостаева М. Очерки православной психотерапии. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.

15.   Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

16.   Меновщиков В. Интернет-консультирование: краткое практическое руководство. – Saarbrucken: LAP Lамберт Academic Publishing, 2011. – 140 с.

17.   Мещерякова Э. Персональный миф в психологическом консультировании. Теоретические и прикладные аспекты. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 288 с.

18.   Минигалиева М.Р. Практическая подготовка психосоциального работника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 508 с.

19.   Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 609 с.

20.   Потапов О.В. Клинико-антропологическая модель в социальной психиатрии, психотерапии, психологическом консультировании. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 404 с.

21.   Теоретические основы безопасности человека: учебное пособие / С.А. Мясников, В.Г. Масюк [и др.]. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 118 с.

22.   Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

23.   Arpentieva M.R. Understanding as a phenomenon of social psychology. – North Carolina, USA: Lilu, Si-press, 2016. – 240 p.

24.   Arpentieva M.R. Peculiarities of clinical-psychological counseling // Биоэтика. – 2017. – № 1(19). – С. 31–39.

25.   Bacal H., Carlto L. The Power of Specificity in Psychotherapy: When Therapy Works — And When It Doesn't. – Lanham, MD: Jason Aronson, 2011. – P. 81–105.

26.   Broderick P.C., Blewitt P. The Life Span: Human Development for Helping Professionals. – 4th Edition. – Lindon: Pearson, 2015. – 720 p.

27.   Clark J. Nobody Dies Alone: Hospice Stories. – New York: Date, 2015. – 65 p.

28.   Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. – 9th Edition. – New York: Brooks Cole, 2016. – 490 p.

29.   Coue E. Simple Self-Healing: The Magic of Autosuggestion / edit. by T. Grimes. – London: Cyrus Harry Brooks, 2017. – 210 p.

30.   Cutts L. Integration in counseling psychology: To what purpose? // Counseling Psychology Review. – 2011. – Vol. 26, № 2. – P. 38–48.

31.   Egan G. The Skilled Helper: A Problem-Management and Opportunity-Development Approach to Helping. – Belmont, CA: Brooks Cole, 2013. – 480 p.

32.   Fisher C.B. Decoding the Ethics Code: A Practical Guide for Psychologists. – New York: SAGE Publications, Inc., 2016. – 568 p.

33.   Fletcher T.B., Hinkle S.J. Adventure based counseling: an innovation in counseling  //  Journal  of  Counseling  &  Development.  – 2002. – Vol. 80, № 3. – P. 277–285.

34.   Gelso C.J., Williams E.N., Fretz B. Counseling Psychology. – Washington, DC: American Psychological Association, 2014. – 768 p.

35.   George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1990. – 368 p.

36.   Gil-Rodriguez E., Hanley T. Editorial: Research methods in Counselling Psychology: What would Wilhelm Wundt think? // Counseling Psychology Review. – 2011. – Vol. 26, № 4. – P. 3–8.

37.   Handbook of Counseling and Psychotherapy in an International Context / edit. by R. Moodley, U. Gielen, R. Wu. – New York: Routledge, 2012. – 464 p.

38.   Handbook of multicultural counseling / edit. by J.G. Ponterotto, J.M. Casas, L.A. Suzuki [et al.]. – Thousand Oaks, CA: Sage. 2010. – 848 p.

39.   Helpful and hindering multicultural events in group supervision / A. Kaduvettoor, T. O'Shaughnessy, Y. Mori [et al.] // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 786–820.

40.   Hill C.E. Helping Skills: Facilitating Exploration, Insight, and Action. – Washington, DC: American Psychological Association, 2014. – 500 p.

41.   Hook J.N., Worthington E.L., Utsey S.O. Collectivism, forgiveness, and social harmony // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 821–847.

42.   Hwang K.-K., Chang J. Self-cultivation: Culturally sensitive psychotherapies in Confucian  societies  //  The  Counseling  Psychologist.  –  2009. – Vol. 37, № 7. – P. 1010–1032.

43.   Imel Z.E., Wampold B.E. The importance of treatment and the science of common factors in psychotherapy // Handbook of Counseling Psychology / edit. by S.D. Brown, R.W. Lent. – New York: Wiley, 2008. – P. 249–266.

44.   Jones St.L., Butman R.E. Modern Psychotherapies: A Comprehensive Christian Appraisal (Christian Association for Psychological Studies Partnership). – New York: IVP Academic, 2011. – 496 p.

45.   Levy K.N., Scala J.W. Transference, Transference Interpretations, and Transference-Focused Psychotherapies // Psychotherapy. – 2012. – Vol. 49, № 3. – P. 391–403.

46.   McCutcheon St.R., Imel Z.E. Valuing Diversity: Implementing Our Best Intentions // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 5. – P. 760–771.

47.   Morsund J. The Process of Counseling and Therapy. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1985. – 425 с.

48.   Principles of multicultural counseling and therapy / edit. by U.P. Gielen, J.G. Draguns, J. Fish. – New York: Routledge, 2008. – 488 p.

49.   Pugh D., Coyle A. The construction of counselling psychology in Britain: a discourse analysis of counselling psychology texts // Counselling Psychology Quarterly. – 2000. – Vol. 13, № 1. – P. 85–98.

50.   Romano V., Fitzpatrick M., Janzen J. The secure-base hypothesis: Global attachment, attachment to counselor, and session exploration in psychotherapy // Journal of Counseling Psychology. – 2008. – Vol. 55, № 4. – P. 495–504.

51.   The Meta-Analysis of Clinical Judgment Project: Effects of Experience in Judgment Accuracy / P.M. Spengler, M.J. White, S. Aegisdottir [et al.] // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 3. – P. 350–399.

52.   Turner-Essel L., Waehler Ch. Integrating internationalization in counseling psychology training programs // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 877–901.

53.   Vera E.M. When human rights and cultural values collide // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 5. – P. 744–751.

54.   Vogel D.L., Wade N.G., Hackler A.H. Perceived public stigma and the willingness to seek counseling: the mediating roles of self-stigma and attitudes towards counseling // Journal of Counseling Psychology. – 2007. – Vol. 54. – P. 40–50.

55.   Williams E.N., Hayes J.A., Fauth J. Therapist self-awareness: interdisciplinary connections and future directions // Handbook of Counseling Psychology / edit. by S.D. Brown, R.W. Lent. – New York: Wiley, 2008. – P. 267–283.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9

Арпентьева М.Р., Золотарева Т.Ф. Методологические проблемы консультирования в психосоциальной работе // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ