Кабанов М.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психопрофилактика и исцеление спортивных травм

Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)

 

 

Арпентьева Мариям Равильевна

Арпентьева Мариям Равильевна

доктор психологический наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор кафедры психологии развития и образования; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина, 26, Калуга, 248023, Россия. Тел.: 8 (4842) 57-80-38.

E-mail: mariam_rav@mail.ru

 

Аннотация. Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психологической профилактике спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги неуспеха и агрессии, развитии ответственности и самоуправления, спортивные психологи могут использовать восточные практики, расширяющие традиционные когнитивно-бихевиоральные и гуманистические модели, популярные в конце ХХ века. Особенно интересны morita-терапия и naikan-терапия, разработанные в Японии и применяемые не только для обычных случаев и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными и/или экстремальными ситуациями и опытом. Спортсмены в полной мере относятся к этой группе людей, поскольку переносимые ими нагрузки близки к экстремальным или являются экстремальными. Основное внимание в работе со спортсменом психолог как специалист уделяет прежде всего трансперсональному и экзистенциальному уровню и очень мало полагается на физическую и психическую патологию.

Ключевые слова: спорт; спортсмен; спортивный успех; личностный успех; духовно-нравственное воспитание; социально-психологическая помощь; пастырская помощь; светская помощь.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рассматривая любое действие с уважением, каждый момент как священный, я открыл новую систему отношений с жизнью — страстную и целеустремленную.

Д. Миллмэн [2].

 

Введение

Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психопрофилактике спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги неуспеха и агрессии, развитии ответственности и самоуправления, спортивные психологи могут использовать восточные практики, расширяющие традиционные когнитивно-бихевиоральные и гуманистические модели, популярные в конце ХХ века. Особенно интересны morita-терапия и naikan-терапия, разработанные в Японии и применяемые не только для обычных случаев и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными и/или экстремальными ситуациями и опытом. Спортсмены в полной мере относятся к этой группе людей, поскольку переносимые ими нагрузки близки к экстремальным или являются экстремальными. Основное внимание в работе со спортсменом психолог как специалист уделяет прежде всего трансперсональному и экзистенциальному уровню и очень мало полагается на физическую и психическую патологию. В экстремальных ситуациях типичны травмы, срывы, ресоматизации и иные «регрессивные формы реагирования», которые выступают как возврат к онтогенетически более ранним типам взаимоотношений и более ранним моделям поведения. Механизм подавления — сознательная реакция, направленная на устранение из сознания содержаний, вызывающих негативные состояния и оценки (страх, стыд, чувство вины, мести и т.д.). Функционирование механизма подавления, успешное на первых порах, приводит к срывам спортивной деятельности, травмам и психологической беспомощности перед ними и неудачами. Кроме того, наиболее сложный и развитый механизм компенсации (преодоление ощущения неполноценности, недостатка способностей и т.д., ординарности) благодаря усилиям в областях, где у человека есть талант, может «способствовать исправлению недостатков, проявлению латентных задатков, творческому подходу к своей жизни, достижению успехов в спорте. Однако функционирование данного механизма психологической защиты в условиях неблагоприятного социального окружения, как правило, приводит к иным результатам» — к прогрессирующей десоциализации, деструкции личности. Это говорит о том, что спортсменам нужна помощь в преодолении и высвобождении подавленной тревоги и агрессии, развитии ответственности и самоуправления не только телесным, но и душевным и духовным здоровьем.

Основная часть исследования

Восточные практики расширяют традиционные когнитивно-бихевиоральные и гуманистические модели с их приматом личностного успеха, пониманием важности состояний благодарности, разделенного успеха и взаимопомощи [1; 2; 3; 4]. Основываясь на восточной традиции, найкан (nye-kahn) представляет собой структурированный метод интенсивной медитации на нашу жизнь, наши взаимосвязи, наши ошибки и провалы, достижения и успехи [5; 6; 7]. Найкан-терапия означает «смотреть в себя». Целью терапии является повышение осведомленности о себе, а также признание поражений, страхов и иных проблем без осуждения. Как и в морита-терапии и других восточных подходах и практиках, основное внимание уделяется прежде всего трансперсональному и экзистенциальному уровню, и очень мало внимания — физической и психической патологии. Терапия найкан позволяет человеку осознать, что он несет ответственность за то, как относится к другим людям и их окружающей среде. Через найкан спортсмены развивают естественное и глубокое чувство благодарности за благословения, даруемые им жизнью и другими людьми, благословения, многие из которых остались незамеченными, обычными. Самое захватывающее путешествие — открытие собственной личности: каждый аспект этого мира является частью нас, уникальным и индивидуальным образом, в котором нет ничего обычного [1]. Чем лучше мы осознаем свой внутренний мир, тем больше мира мы получаем в нашей жизни. Инструменты найкан-терапии — это жизненный мир человека и три вопроса: что сделал человек для меня, что сделал я для этого человека и какие трудности я причинил этому человеку. Речь идет о поиске собственных внутренних ответов и «лекарств» вместо того, чтобы искать их снаружи. Найкан-терапия разработана непрофессиональным священником И. Йошимото в середине ХХ века на основе буддистского учения И. Шиншу. Она широко используется в лечении психосоматических расстройств, отношенческих дисгармоний и в решении различных психосоциальных проблем, в том числе в контексте поиска личностного роста и/или духовного развития. Во время интенсивного курса (шучу) клиент (найканша) сидит в уединенном месте, с раннего утра до вечера размышляя о прошлом, а консультант (сенсей) навещает клиента в течение дня. Во время встреч (менсецу) клиент рассказывает психотерапевту о том, что ему удалось вспомнить: что именно то или иное лицо сделало для клиента, чем клиент ответил на это и причиной каких проблем и забот оказался клиент для этого человека. Цель — вызвать в памяти спортсмена подробности о специфических событиях и способах поведения, характерных для того или иного времени/пространства жизни [6]. Найкан-терапевт проводит работу следующим образом: «1) предлагая спортсмену понимание самодеструктивного поведения, сосредоточившись на его проявлениях и преувеличивая их; 2) путем отсечения "жесткой хватки мышления" ("tight grip of thinking"), его оценок поведения путем перенаправления внимания, его тренировки видеть иное ("retraining attention"); 3) путем создания интегрированного гипоталамического ответа ("integrated hypothalamic response"), снижающего симпатическую активность» [7, p. 109]. Спортсмены, использующие подход «Найкан», могут не только избавиться от эгоистических привязанностей и вины, которые сопровождают жизнь эгоцентричной личности, но и выйти на новый уровень мастерства. Роль терапевта — тщательно ориентировать клиента на интроспекцию и воспоминания. Эти воспоминания сосредотачиваются на том, что было получено от значительных других с точки зрения услуг, подарков, доброты и других объектов, что было возвращено значительным другим в жизни и какие проблемы, неудобства, обман, мелочность и другие эгоистичные вещи произошли с этими значительными другими [Ibid. P.108]. Главная цель программы «Найкан» заключается в том, чтобы клиенты осознавали свою ответственность перед людьми в их жизни, а также за окружающий мир в целом. Найкан состоит из двух частей: погружения (изоляции и медитации) и консультирования. Клиенты могут исследовать желания, блокирующие конструктивную жизнь, такие как нечестность, негативность и обвинение. Чтобы проявить уважение, а также предоставить клиенту возможность проявить его в отношении других людей, терапевт демонстрирует смирение и готовность слушать признание клиента. Ответ клиента — аналог поведения терапевта [8; 9, p. 47]. Наиболее распространенной темой, которая возникает во время медитации и консультирования, является отношение между спортсменом и его родителями и тренером: в процессе развития люди часто формируют искаженное понимание других людей, персон и/или разрушительные отношения с ними ("distorted personae and/or destructive patterns"). Травмы и прошлые неудачи не могут быть забыты или отменены, но можно изменить отношение спортсмена к ним. Терапия найкан пытается реструктурировать модели понимания себя и мира у клиентов, дать клиенту морально-нравственную опору для жизни, основанную на буддийском принципе дара (giving). Клиенты работают в направлении от прошлого к настоящему, делясь своими идеями о событиях. В течение первой недели терапии клиент делится своим прошлым опытом с терапевтом, в то время как терапевт слушает без комментирования. Только когда терапевт получает полное понимание проблем клиента, он или она начинает интерпретировать и направлять своего клиента. В консультативной части используется ведение дневников/журналов и практика домашних заданий, состоящих из «совершения добрых дел» и их осмысления [10]. Таким образом, медитация помогает справиться не только с психологическими, но и с непсихологическими нарушениями с помощью ежедневного снятия стресса, духовного очищения и др. Она может быть рассмотрена и как экзистенциальная, и как когнитивно-поведенческая и, таким образом, может использоваться в работе западных школ, с западными клиентами. Она отвлекает внимание от «Я» и передает его миру, дает возможность сосредоточиться на других. Это позволяет клиенту избежать повторения и развития деструктивных привычек.

Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психологической профилактике спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги неуспеха и агрессии, развитии ответственности и самоуправления, спортивные психологи могут использовать восточные практики, такие как  morita-терапия, применяемая не только для обычных случаев и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными и/или экстремальными ситуациями и опытом. Морита-терапия — целецентрированный, ориентированный на ответ психотерапевтический метод, предложеный С.(Ш.) Моритой и основанный на положениях дзен-буддизма, — использует психологические эффекты сенсорной депривации. Методы терапии включают в себя эмпатическую редукцию (fumon), цель которой — отвлечь внимание пациента от его диффузных субъективных жалоб и уделить время и место конкретным фактам, потребностям и деятельности, не игнорируя симптомы, но лишь подтверждая их наличие, не изучая их; обучение опытом (taitoku); поведенческие импульсы и прогрессивный потенциал [4; 11; 13]. Цель — научить клиента принимать проявляемые им симптомы как часть своей жизни (жизнь ивы с ее гибкими ветвями, "bending willow tree"). Пациент не должен ждать улучшения, но может и должен участвовать в жизни, несмотря на симптомы. В процессе обучения опытом пациент должен справляться с повседневными задачами возрастающей сложности и развивать уверенность в себе, меняя историю своей личности/жизни. Ему помогают инструкции терапевта, ориентация на дисциплину и совершенство. Успех и напряжение рождают импульс, побуждающий к развитию. Специалист должен поддерживать практические успехи и саморефлексию пациента [9]. Обретая опыт успешного преобразования мира и себя, пациенты могут в итоге овладеть даже той «ужасной» ситуацией, которая их тревожила, они могут ставить перед собой реальные цели и достигать их. Морита-терапия признает неизбежность тревоги, страха и иных негативных переживаний, дискомфорта в существовании. Поэтому важно не достижение жизни, свободной от симптомов, а реалистическое принятие актуального страдания. Клиент учится отвечать на требования реальности просто потому, что реальность требует той или иной реакции, а не потому, что это поведение приведет к излечению: задачей является слияние «Я» (self) с требованиями окружающей действительности. Переживания неподконтрольны, их можно изучать (концентрация как интроспекция или внутренняя сосредоточенность (mindfulness) и измененное состояние сознания в медитациях разного типа) и менять поступками. Поступки являются правильными или неправильными с точки зрения нравственных ценностей клиента, они сопряжены с моральной ответственностью [4]. Морита-терапия — это комплексная психотерапевтическая система, разработанная в начале ХХ века, предназначенная для осмысления и лечения shinkeishitsu (нервных) клиентов. Она показала свою работоспособность и дополняющую помощь в работах иных подходов и систем на Западе и Востоке: морита-терапия — значимая альтернатива западным «разговорным» подходам, многие из которых склонны фокусироваться на самопонимании и взаимопонимании, развитии эмпатии и проницательности, контроле симптомов и самопринятии. При этом морита-терапия имеет ряд особенностей, начиная с теории неврозов, или «нервных черт», — синкеишицу (shinkeishitsu), включая многомерную модель причин и лечения «невротических» нарушений ("multiple-dimensional model of causes and treatment"), теорию умственной привязанности ("mental attachment"), понятие о рефрейминге/переосмыслении беспокойства в конструктивные желания ("reframing anxiety into constructive desires"), акцент на принятии жизни и страданий как опыта ("action taking and experiencing"), важности восстановления баланса когнитивной активности и фокусе внимания ("attentional focus"), рефлексию нарушений помощи, того, как консультанты могут усиливать страдания клиентов, приводящие к ухудшению симптомов. Она (морита-терапия) предлагает четырехступенчатую модель работы и исходит из того, что некоторые люди, в том числе спортсмены, зависящие от своего тела и его состояний, склонны к чрезмерной самофокусировке, гиперчувствительности, особенно в состоянии травмированности, срыва и неудачи. Это приводит к чрезмерной склонности к фокусировке на себе, приводящей к усилению субъективных страданий (shinkeishitsu — «нервный признак»). Вместо того чтобы поддерживать их «застревания» (ruminations) в фиктивном, вымышленном мире псевдопереживаний и псевдопредставлений, клиентам даются альтернативные инструкции, ориентированные на реальную деятельность, поступки, — но после того, как клиент переживет совершенно иной опыт — изоляции, неподвижности, покоя. Конечно, не все нервные люди сталкиваются с шинкеишицу-неврозами, да и сами страдающие от него могут жить продуктивно, не меняя своих диспозиций [5; 6; 7; 9]. Самокопание (когнитивные и аффективные руминации) рассматривается как препятствие для реального и полного присутствия в жизни, ее понимания здесь и сейчас (here-and-now).

Страдания, такие как внутренние конфликты и эскалации соматических реакций, возникающих до или после спортивных травм, возникают в результате процесса «торава» ("toraware") — умственной/когнитивной привязанности, блокировки потока внимания и когнитивной энергии из-за ригидности сознания и озабоченности человека некоторыми аспектами своего бытия (навязчивые или догматические идеи, воображаемые критические оценки со стороны других). Несмотря на то, что люди в целом склонны к когнитивным привязанностям, чрезмерная «торава» рассматривается как патогенная. Жизнь без нее означает отсутствие предубеждений, узких и жестких способов понимания (представления и переживания) себя и мира. Это означает, что человек открыт для нового опыта в каждый момент, позволяя спонтанному потоку мыслей и чувств течь, не останавливая и не удерживая их, живя полноценно и переживая себя и окружающий мир здесь и сейчас. "Arugamama", или «арюгамама», противоположна «тораве». «Арюгамама» — состояние, в котором человек полностью понимает себя и мир, он гибко и разносторонне представляет и переживает реальность, он «охватывает реальность». «Арюгамама» — это образ жизни и отношение к жизни с позиций «обнимающей реальности», без сопротивлений или манипуляций, когда человек принимает себя в каждый момент и в каждой ситуации ("expetiences oneself") и полностью живет здесь и сейчас. Это естественная позиция человека, живущего расслабленно, свободно и спонтанно, без опасений. Она — лучшее средство от травм и их последствий. Аналогичная этой концепции концепция «солнца» ("sunao") или понятие «быть несложным» ("being uncomplicated") предполагают способность видеть вещи такими, какие они есть, и подчиняться потоку жизни, человеческой сути, а не только дальним целям, из-за которых человек теряет способность понимания конкретных жизненных задач, становится догматичным и/или отказывается от реальности, строя мир в понятиях «должного» и «недолжного». Такая фиксация блокирует естественный поток психической энергии и деятельности. Пробел (зазор) между реальностью (например, как человек ощущает себя) и идеальностью (например, как он считает должным чувствовать) может сформировать когнитивную платформу для невротических фиксаций ("neurotic fixation") и критической установки самопонимания ("critical self-focus"). «Торава» возникает как результат предвзятости и тревоги, как отказ от негативно воспринимаемых личностных качеств и психических состояний: клиенты ошибочно полагают, что определенные психологические качества и состояния (например, беспокойство, неуверенность, нерешительность, внутренние конфликты, сексуальные и агрессивные импульсы и фантазии, неприязнь и отсутствие благодарности, физиологические симптомы) неприемлемы или даже ненормальны, а неспособность их изменить постыдна и отражает дефекты, «слабость» личности, которую, конечно, спортсмен не может себе позволить. Это рождает замкнутый круг самоотвержения ("self-defeating cycle"). Когда клиенты ожидают, что симптомы ухудшатся, это приводит к тому, что человек вкладывает свою энергию в войну с тревогой, полагая, что контроль беспокойства является важнейшей предпосылкой для продуктивного действия и полноценной жизни. Переосмысление тревоги/рефрейминг тревожных переживаний и представлений происходит в направлении формирования конструктивных желаний: опыт беспокойства нормализуется и депатологизируется [6; 14]. Спортсмену нужно помочь распознать экзистенциальное значение тревоги и лежащие в ее основе потребности самореализации ("underlying self-actualizing desires"). Морита-терапевт практикует непредвзятое отношение к человеческим переживаниям и представлениям: без борьбы или оценок правильности/ неправильности, критического стыда и вины, вторичных эскалаций первоначальной боли и т.д. Проблематичным может быть осмысление переживания или представления. Клиенты осуществляют эскалацию страданий ("escalate their initial anguish") до внешнего или внутреннего конфликта, в порыве психологической озабоченности ("psychological preoccupation") безуспешно пытаясь контролировать нежелательные реакции и далее критикуя себя, когда терпят неудачу. Чтобы остановить самоотвержение ("self-defeating process"), морита-терапевт подчеркивает, что беспокойство и другие неудобные чувства являются нормальными, лежат за пределами наших предпочтений и идеалов. Тревога — неизбежный спутник человеческого существования, а также отражение стремлений нормальных и важных потребностей жить полноценно и в добром здравии, искать счастья и осмысленности жизни, добиваться успехов и любви. Без этих человеческих потребностей нет жизни. Когда они становятся «чрезмерными», превращаясь в желания, и возникает беспокойство, страх, что они не будут реализованы/достигнуты, травмы и неудачи. Поэтому страхи должны быть просто приняты такими, какие они есть. Отказ от беспокойства непродуктивен: он означает отрицание, «желание нежелания» (аутодеструкцию). Принятие страхов и желание к жизни ("sei-no-yokubo") рождает спонтанный интерес к конструктивной деятельности и широкий спектр желаний, освобождение и реализация которых дают возможность осознать реальные нужды и практические способы актуализации и достижения личных целей. Терапевт предлагает «делать терапию» ("doing therapy mode"), а не говорить ("talking mode"), что очень подходит для спортсмена. Клиенты начинают наслаждаться выполнением обязанностей и переживаниями, связанными с достижением практических целей (успеха) ("simple pleasure of achieving chores and a positive sense of accomplishing practical goals"), активность укрепляет устойчивость и свободу выбора/изменений. Характер деятельности и уровень сложности задач изменяются и увеличиваются от начальных стадий к конечным: от «абсолютного постельного режима» — к легкой и более сложной работе и даже к «социальной реинтеграции» [7, p. 22].

Ф.Дж. Исияма указал, что ценность и цель морита-терапии — восстановление баланса в жизни ("therapeutic goal of restoration of balance in living") [6]. А. Уоттс отмечает, сравнивая восточные и западные модели помощи, что суть западной психотерапии и восточных путей просветления — в ситуации спонтанности, через разрыв наложенной на клиента двойной связи и тем самым прекращение такого же ее наложения им на себя и других. Клиент вовлекается в отношение, которое он не способен определить или проконтролировать [3]. Клиент учится жить в неопределенности и безответности, стремясь понимать непонимаемое, а также делать то, что нужно, не надеясь пожать плоды своих успехов и/или сохранить результаты своих усилий сколь-нибудь долго. Это очень важное переживание и представление для того, от кого ждут постоянных и стабильных успехов [1; 2; 3].

 

Литература

1.   Миллмэн Д. Ничего обычного. Руководство Мирного Воина в повседневной жизни.– Novato, CA: HJ Kramer, 1992. – 220 c.

2.   Миллмэн Д. Путь мирного воина. Книга, которая меняет жизнь. – Киев: София, 2009. – 223 с.

3.   Уоттс А. Психотерапия: Восток и Запад. – М.: Весь мир, 1997. – 140 с.

4.   Corsini R. Morita therapy // Handbook of Innovative Therapy / Ed. by R. Corsini. – John Wiley & Sons, 2001. – P. 392–400.

5.   Fujita Ch. Morita Therapy: A Psychotherapeutic System for Neurosis. – Tokyo: Igaku Shoin Medical Pub., 1986. – 358 p.

6.   Ishiyama F.I. A Japanese Perspective on Client Inaction: Removing Attitudinal Blocks Through Morita Therapy // Journal of Counseling and Development. – 1990. – Vol. 68, № 5. – P. 566–570.

7.   Ishiyama F.I. A Bending Willow Tree: A Japanese (Morita Therapy) Model of Human Nature and Client Change // Canadian Journal of Counselling / Revue canadienne de counseling. – 2003. – Vol. 37, № 3. – P.216–231.

8.   Li C., He Y. Morita therapy for schizophrenia // Schizophrenia bulletin. – 2008. – Vol. 34, № 6. – P. 1021–1023.

9.   Morita Sh. Morita Therapy and the True Nature of Anxiety-Based Disorders. – Albany, NY: SUNY Press, 1998. – 180 р.

10.   Ramaswami S., Sheikh A. Buddhist psychology: Implications for healing // Eastern and Western Approaches to Healing: Ancient Wisdom and Modern Knowledge / ed. by A.A. Sheikh, K.S. Sheikh. – New York: John Wiley & Sons, 1989. – P. 91–123.

11.   Reynolds D.K. The Quiet Therapies: Japanese Pathways to Personal Growth. – Honolulu, HA: University of Hawai’i Press, 1982. – 144 p.

12.   Reynolds D.K. Playing Ball on Running Water: The Japanese Way to Building a better life. – New York: William Morrow & Co, 1984. – 180 р.

13.   Schuh J. Naikan – The World of Introspection : Finding Inner Peace and Discovering Yourself. – Tao.De in J. Kamphausen. – 2016. – 258 p.

14.   Suzuki Y., Ueno H. Studies on Sensory Deprivation: III Part 4. The Effect of Sensory Deprivation upon "Speed Anticipation" and "Time Estimation" // Tohoku Psychological Folia. – 1965. – Vol. 23. – Р. 63–66.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:796.071:616-001-08-084

Арпентьева М.Р. Психопрофилактика и исцеление спортивных травм // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 1(54) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ