Кабанов М.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Почерк и личность: о методических рекомендациях по формализованной оценке рукописного текста «Психологический анализ почерка» В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова*

Конева Е.В. (Ярославль, Россия)

 

 

Конева Елена Витальевна

Конева Елена Витальевна

доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», ул. Советская, д. 14, Ярославль, 150003, Россия. Тел.: 8 (4852) 47-88-94.

E-mail: ev-kon@yandex.ru

 

Аннотация

Обсуждаются перспективы и возможные проблемы использования предлагаемой авторами технологии формализованного анализа почерка и построения на его основе характеристики личности. Авторы методических рекомендаций по формализованной оценке рукописного текста «Психологический анализ почерка» В.Ф. Енгалычев и Ю.Г. Чернов предлагают на основании выделения в тексте широкого ряда графических особенностей выявлять соответствующие этим особенностям личностные черты. Последние представлены в виде дихотомий, обозначающих полярные качества личности. Согласно технологии, описываемой в Рекомендациях, процедуре выявления личностных особенностей предшествует тщательный анализ структурных элементов почерка. В статье подчеркивается, что диагностика личности на основании особенностей почерка человека востребована в различных областях психологической практики, соответственно книга В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова окажет значительную помощь специалистам, которые работают со сложным в диагностическом отношении контингентом испытуемых или в условиях, когда испытуемый как таковой по разным причинам отсутствует или неизвестен. Методика, предложенная в Рекомендациях, прошла убедительную психометрическую проверку.

При проведении рекомендованных авторами процедур не исключены сложности, связанные с непосредственным использованием полученной информации для построения психологической характеристики, с организацией взаимодействия специалистов, проводящих экспертизу, но они не уникальны для данной методики и не снижают ее ценности.

Ключевые слова: психодиагностика; почерк; личностные особенности; комплексная экспертиза; психологический профиль; психологический портрет; профайлинг.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Енгалычев В.Ф., Чернов Ю.Г. Психологический анализ почерка. Методические рекомендации по формализованной оценке рукописного текста. М.: ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна; ФМБА России, 2019. 172 с.

 

 

Обложка книги «Психологический анализ почерка»

Получение информации о личности из «нетради-ционных» источников становится всё более актуальным в силу ряда обстоятельств. Во-первых, исследование личности с помощью психодиагностического инстру-ментария не всегда возможно в силу отсутствия по различным причинам объекта исследования или в тех случаях, когда он неизвестен. В некоторых специфи-ческих ситуациях объект физически присутствует, но уведомление о проведении в отношении него психоло-гического обследования по тем или иным причинам нежелательно. Подобные ситуации вызвали к жизни, в частности, такое прикладное направление, разрабаты-ваемое специалистами разных научных отраслей, как профайлинг [12; 15; 16]. Во-вторых, многие психоло-гические тесты не отвечают потребностям исследо-вателей [1; 2], поскольку, в частности, возрастает степень индивидуализации лиц, которые являются реципиентами в психологическом исследовании. В настоящее время далеко не все из них привыкли работать с бланковыми документами, которыми в большинстве являются психодиагностические методики. Кроме того, существует достаточно общая проблема сложностей в понимании текстового материала не только лицами с интеллектуальной недостаточностью [5; 9], но и обычными испытуемыми.

См. также в нашем журнале
Енгалычев В.Ф. Рецензия на монографию Ю.Г. Чернова «Психологический анализ почерка: системный подход и компьютерная реализация в психологии, криминологии и судебной экспертизе»

В этой связи закономерно, что потребность в использовании почерка человека как источника информации о нем касается достаточно широкого круга ситуаций даже в рамках правоохранительной сферы, не говоря о многих других [4]. Соответственно возрастает необходимость в стандартизованных методах такого анализа. Его научное обоснование, по-видимому, в настоящее время труднодостижимо. Однако представляют интерес и те разработки, которые систематизируют имеющиеся на данный момент подходы к использованию почерка в диагностических целях и предлагают свою концепцию работы в этом направлении. Работа В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова основывается на собственном опыте профессио-нальной деятельности авторов, поэтому заслуживает доверия и располагает к изучению.

Концептуальная схема, которую предлагают авторы для анализа индивидуально-психологических особенностей на основе признаков почерка, состоит в параллельном сопоставлении структурных элементов с личностными чертами. Как отмечают авторы, они не претендуют на разработку научно обоснованной структуры личности, что вполне обоснованно с учетом практической направленности издания при том что известны иные методики сопоставления почерка и личности. Например, возможно использование схемы, которая основывается на определенной теории личности [14] или ориентируется на компетенции, характерные для некоторой сферы деятельности [13]. В Рекомендациях в качестве рабочей схемы использован подход, близкий к теории черт. Иначе говоря, определенные психологические характеристики представлены в виде дихотомий (например, «эмоциональная стабильность — эмоциональная неустойчивость»). Перечень характеристик, как указывают авторы, составлен на основании анализа многочисленных источников по графологии. Каждой из характеристик (их более 700) соответствуют определенные признаки почерка, что удобно для пользователя. Стоит заметить, однако, что наряду с дихотомиями, не вызывающими возражений, выделенными по одному основанию (например, «осторожность — неосторожность», «методичность — бессистемность», «трудолюбие — лень») присутствуют пары качеств, которые трудно рассматривать как обоснованные с точки зрения логики: «эмоциональная уравновешенность — раздражимость», «проницательность — инертность мышления», «самолюбие — недостаток амбициозности». Кроме того, на практике, с нашей точки зрения, специалисту трудно будет пользоваться такими характеристиками как «наглость», «распущенность», «психоз». Сказанное не снижает безусловной важности и актуальности работы, проведенной авторами рекомендаций. В результате ее специалисты, в частности, судебные эксперты, получили бесценный инструмент диагностики в сложных ситуациях практической деятельности.

Не имея опыта проведения экспертиз с использованием методики, предлагаемой В.Ф. Енгалычевым и Ю.Г. Черновым, мы можем лишь предполагать некоторые особенности ее применения. Во-первых, книга, на наш взгляд, содержит исчерпывающие рекомендации для работы почерковеда. Разумеется, для почерковедческого анализа с применением предлагаемой методики необходим обширный опыт и высокая квалификация специалиста. Это подчеркивают авторы, и мы с ними солидарны. Тем не менее, проведя все процедуры анализа почерка, которые рекомендуются авторами, почерковед может считать свою работу по конкретному кейсу в основном выполненной. Этого нельзя сказать о работе психолога, в задачи которого входит составление психологического портрета. Документальная объективация психологического портрета обычно имеет форму психологической характеристики. Ее написание — самостоятельная, отдельная задача, методика проведения которой сама по себе связана с методологическими проблемами [10]. Для решения этой задачи Рекомендации предоставляют лишь заготовки, своеобразное «сырьё» для построения психологического профиля, хотя и оно, безусловно, представляется нам ценнейшим. Возможно, в случае, если это позволяет анализируемый материал, помимо почерковедческого и психологического анализа, для составления характеристики автора целесообразно проводить автороведческое исследование.

Во-вторых, методические рекомендации В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова представляют собой впечатляющий пример совместной деятельности представителей разных профессий, в данном случае психолога и почерковеда. Не является секретом, что во многих ситуациях подобного взаимодействия оптимальный синтез профессиональных знаний из разных предметных областей представляет собой значительную сложность. Применительно к практике судебной экспертизы, в частности, нередко в заключении психолого-лингвистической экспертизы выделяются две фактически независимые части: психологическая и лингвистическая. Поэтому в научных работах [3; 6] и методических изданиях [8] не случайно подчеркивается необходимость интеграции гуманитарных знаний и коллегиальности деятельности специалистов разной профессиональной принадлежности. Похожая проблема свойственна и другим областям практики, где психологи сотрудничают с коллегами-представителями других специальностей [7]. В контексте затронутой темы необходимо иметь в виду, что новый вид комплексной экспертизы — психолого-почерковедческая — помимо открытия для почерковедов и психологов возможности построения продуктивного взаимодействия, вызывает необходимость расширения поля деятельности экспертов-почерковедов, а это, в свою очередь, предполагает наличие у них соответствующей мотивации.

Отметим, что изложенное нами — отражение взгляда психолога, являющегося судебным экспертом. С позиций представителей других областей деятельности, возможно, книга В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова раскроется иными аспектами, тем более что диагностическая функция почерка распространяется далеко за пределы судебной экспертизы [11], но в любом случае она позволит специалистам, работающим с почерком, расширить профессиональные знания и усовершенствовать навыки. Достижению аналогичных целей способствует также обширный библио-графический список, включающий, в числе прочего, редкие и малоизвестные издания, которые отражают современное состояние исследуемой области.

 

Литература

1.   Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы (полемические заметки) // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1-2 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyoffice.ru/ 6423-barlas-t.v.-psikhodiagnostika-v-prakticheskojj.html (дата обращения: 15.06.2019).

2.   Батурин Н.А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2010. – № 40. – С. 4–12 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii-preodolenie-krizis (дата обращения: 30.06.2019).

3.   Бойцов А.А., Кулешова А.А., Лизоркин А.М. Новый подход к сравнительному анализу текстов в рамках комплексной компьютерно-технической и лингвистической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. – 2018. – Т. 13, № 3. – С. 47–52.

4.   Бубнова И.С., Шестеперова Е.Л. Некоторые теоретические и практические проблемы установления психологических свойств личности по почерку // Актуальные вопросы судебной психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка: сборник материалов III международной научно-практической конференции / под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой. – Калуга: Калуж. гос. университет им. К.Э. Циолковского, 2019. – С. 27–34.

5.   Емельянова И.А., Антипова О.А. Изучение особенностей понимания литера-турных текстов у обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 31-3. – С. 7–9 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28384495_96300027 (дата обращения: 26.06.2019).

6.   Желтухина М.Р. Комплексная судебная экспертиза: психолого-лингвистический аспект // Юрислингвистика. – 2011. – № 1 (11). – С. 350–367 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompleksnaya-sudebnaya-ekspertiza-psihologo-lingvisticheskiy (дата обращения: 15.06.2019).

7.   Конева Е.В., Русанова Л.С. Современные тенденции и проблемы в психолого-медико-педагогическом обследовании детей // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 4. – C. 4. doi: 10.24411/2219-8245-2018-14040

8.   Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. – 98 с.

9.   Мелешкина М.С. Проблема понимания художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью // Концепт. – 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ponimaniya (дата обращения: 26.06.2019).

10.   Сафуанов Ф.С., Назарова Е.А. Сравнительный анализ различных методов составления психологического портрета предполагаемого преступника // Психология и право. – 2011. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu (дата обращения: 01.07.2019).

11.   Францева Ю.Е., Мухина Е.А. Графоанализ как диагностический инструмент в работе психолога // Актуальные вопросы судебной психологической экспертизы и комплексной экспертизы с участием психолога. Перспективы научного и прикладного исследования почерка: сборник материалов III международной научно-практической конференции / под ред. В.Ф. Енгалычева, Е.В. Леоновой. – Калуга: Калуж. гос. университет им. К.Э. Циолковского, 2019. – С. 35–42.

12.   Bolton R.J., Hand D.J. Unsupervised profiling methods for fraud detection // Proceedings of the Credit Scoring and Credit Control VII conference (Edinburgh, UK, 5-7 September 2001) [Электронный ресурс]. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/ (дата обращения: 07.07.2019).

13.   Joshi P., Ghaskadbi P., Tendulkar S. A Machine Learning Approach to Employability Evaluation Using Handwriting Analysis // Advanced Informatics for Computing Research: Second International Conference, ICAICR 2018 (Shimla, India, July 14–15, 2018). – Р. 253–263 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studydeed.com/ samples-tbsmtx/9789811331398-txpl.pdf (дата обращения 01.07.2019).

14.   Kacker R. Maringanti H.B. Personality Analysis Through Handwriting // GSTF Journal on Computing (JoC). – 2012. – Vol. 2, № 1. – Р. 94–97 [Электронный ресурс]. – URL: https://pdfs.semanticscholar.org/2e0d/b4d4c8bdc7e11541b362cb9f8972f66563ab.pdf (дата обращения 01.07.2019).

15.   Turvey B.E. Criminal profiling: An introduction to behavioral evidence analysis. – 4 edition. – Academic Press, 2011. – 728 p.

16.   Winerman L. Criminal profiling: the reality behind the myth // Monitor on Psychology. – 2004. – Vol. 35, № 7. – Р. 66–69 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.apa.org/monitor/julaug04/criminal (дата обращения 07.07.2019).

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923(049.32)

Конева Е.В. Почерк и личность: о методических рекомендациях по формализованной оценке рукописного текста «Психологический анализ почерка» В.Ф. Енгалычева и Ю.Г. Чернова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 4(57) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ