Сухарева Г.Е.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия на монографию Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера
«Навыки общения с пациентами»*

Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Соловьева Светлана Леонидовна

Соловьева Светлана Леонидовна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 543-39-90.

E-mail: S-Solovieva@ya.ru

 

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

25.11.2019

07.12.2019

09.12.2019

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Навыки общения с пациентами»

Монография Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами» является уникальным учебником по формированию и совершенст-вованию практических навыков профессионального общения с больными, предназначенным для студентов медицинских вузов, а также для врачей любых специальностей. Актуальность этой работы сегодня определяется назревшей необходимостью повышения уровня профессионального общения с пациентами медицинских работников России. Эффективность лечеб-ного воздействия возможна только в пространстве эффективной коммуникации. Коммуникативная компе-тентность современных врачей ставится во всем мире на один уровень с такими компетенциями, как базовые знания, практические навыки и клиническое мышление, существенно влияя на результаты лечения, на удовлетворенность лечением как пациентов, так и медицинских работников. Рекомендации авторов учебника опираются на масштабные экспериментальные исследования, на основе которых формулируются методологические принципы и конкретные клинико-психологические техники коммуникации в контексте взаимоотношений «врач — больной».

Как отмечают авторы, цель книги заключается прежде всего в том, чтобы представить основанный на современных научных доказательствах подход к формированию навыков общения в медицине и практическом здравоохранении. При этом авторы связывают воедино обучение профессиональным навыкам общения в медицинском вузе, в ординатуре и на курсах повышения квалификации, формируя единую, непрерывную и согласованную программу обучения навыкам общения на всех уровнях медицинского образования. Программа обучения, доказывают авторы, повышает эффективность консультаций, помогает более точно и глубоко собрать анамнез, продуктивно решить профессиональные проблемы и оказать пациентам психологическую поддержку.

В работе обосновывается значимость пациент-ориентированного подхода во взаимоотношениях врач—больной, и подхода с позиции взаимоотношений, способствующего формированию между ними отношений партнерства. Показано, что навыки, направленные на достижение сотрудничества, улучшают результаты лечения. Рассматриваются навыки общения, которые могут применяться врачом для вовлечения пациентов в равноправные отношения, что иллюстрирует сдвиг в медицинской практике от врачебного патернализма к отношениям взаимодействия. При этом в экстренных случаях рекомендуется директивный подход, в особенности тогда, когда речь идет о жизни пациента.

Навыки процесса общения рассматриваются в рамках модели «Калгари-кембриджского руководства», в которой последовательно описывается содержание основных этапов процесса профессионального взаимодействия «врач—больной» в течение одной встречи:

 

начало консультации (подготовка, установление первоначального контакта, выяснение повода для обращения);

 

сбор информации (исследование проблем пациента, дополнительные навыки для понимания позиции пациента);

 

структурирование консультации (объяснение организации консультации, внимание к ходу консультации);

 

выстраивание отношений (использование невербального языка, налаживание взаимопонимания, вовлечение пациента);

 

объяснение и планирование (предоставление необходимой информации в нужном объеме, помощь в понимании и запоминании, достижение взаимопонимания — учет позиции пациента, планирование — совместное принятие решений);

 

завершение консультации (дальнейшее планирование, обеспечение подходящего момента завершения).

Модель «Калгари-кембриджского руководства» представляет собой альтернатив-ный метод сбора и записи информации, построения на их основе целостной концепции во время консультации и в истории болезни. В рамках этой модели традиционные способы документирования медицинской информации дополняются полным перечнем вопросов, которые пациент хочет решить; содержанием, отражающим позицию пациента; возможными альтернативами лечения; согласованным планом действий. С этими дополнениями, показывают авторы, модель «Калгари-кембриджского руководства» более точно, чем традиционный подход, соответствует современной медицинской практике. Следует также отметить, что модель «Калгари-кембриджского руководства» не только интегрирует основные практические навыки взаимодействия «врач—боль-ной», но и предоставляет структуру, или концептуальную основу, позволяющую обучающимся понять смысл отдельных навыков и их связь с консультацией как единым целым.

В отдельной главе рецензируемой монографии рассматриваются особенности общения врача и пациента в особых, трудных ситуациях, к которым относятся: тема смерти и умирания, общение с людьми разных возрастов и разных культур, столкновение с гневом, агрессией и насилием. Структура и навыки, представленные в модели «Калгари-кембриджского руководства», обеспечивают алгоритм сообщения плохих новостей (смертельного диагноза). В частности, в этом случае предусмат-ривается выстраивание отношений доверия и поддержки, адаптация предоставляемой информации к специфическим потребностям пациента, понимание позиции пациента и совместная работа в духе сотрудничества.

Современный врач все чаще сталкивается сегодня с этническими, культураль-ными сложностями, поскольку культуральная принадлежность пациента определяет его установки и ожидания в отношении здоровья и болезни, нормы и патологии. В качестве основных культуральных проблем, с которыми сталкиваются врачи западной цивилизации, рассматриваются: образ жизни и структура семьи, взаимоотношения между поколениями, роль женщины в семье, отношение к детям, а также религия, питание и соблюдение постов, религия, сексуальные отношения.

Рассматриваются также особенности профессионального общения врача с пациентами, имеющими те или иные психические отклонения. Особое внимание уделяется задаче выявления признаков скрытой депрессии у больных и оценка их психического состояния с точки зрения суицидальных тенденций. Такие навыки врача, как способность устанавливать психологический контакт, проявлять эмпатию, заботу и поддержку, помогают ему выявлять проявления депрессии: патологическое снижение настроения и чувство вины, потеря интересов и желаний, нарушения аппетита, веса и сна.

На частных, конкретных примерах общения с пациентами различной нозоло-гической принадлежности авторы монографии показывают специфические особенности применения всех базовых навыков выстраивания отношений в рамках модели «Калгари-кембриджского руководства»: активного слушания, прояснения высказываний, проявления эмпатии, рациональных разъяснений, сравнения позиций, совместного планирования лечебного процесса.

Монография Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами», опирающаяся в своих рекомендациях на современные теоретико-методологические разработки и экспериментальные исследования, отражает мировой опыт построения продуктивного профессионального общения «врач—больной». Она может использоваться как своеобразный протокол ведения больных, обеспечивающий эффективность лечебно-реабилитационных и диагностических процедур.

Овладение коммуникативными компетенциями предполагает длительный, согласованный на всех уровнях медицинского образования процесс, интегрированный в профессиональное обучение и на пропедевтических курсах, и на додипломном, и на последипломном этапах, и на курсах повышении квалификации в виде единой, непрерывной, последовательной программы формирования навыков общения «врач — больной».

 

_______________________

* Сильверман Дж., Кёрц C., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. – М.: Гранат, 2018. – 304 с.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.8(049.32)

Соловьева С.Л. Рецензия на монографию Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 6(59) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ