|
Аннотация. В первой части публикации представлен обзор развития экспериментально-психологических исследований в психиатри-ческих клиниках. Он начинается с указания на то, что первые экспериментально-психологические лаборатории появились в России в 1885—1886 годах сразу в нескольких местах. Первопроходцами следует считать В.М. Бехтерева и В.Ф. Чижа. Свой вклад внесли не только ученые Москвы и Петербурга, но и ученые Киева, Харькова, Одессы, Баку, Минска, Юрьева, других научных центров. Многие методики прошли первоначальную апробацию в лабораториях психологии труда НИИ железнодорожного транспорта, лабораториях министерства просвещения. Уже на первых этапах экспериментальный подход в исследовании больных отличался естественнонаучной ориентированностью в понимании результатов и разнообразием методических приемов исследования. Важным шагом в становлении практики экспериментально-психологи-ческих исследований в психиатрической клинике стали работы Л.С. Выготского и его последователей. Ключевые слова: Б.В. Зейгарник; С.Я. Рубинштейн; медицинская психология; эксперименты в психиатрической клинике; В.М. Бехтерев; А.Ф. Лазурский; В.Ф. Чиж; В.Н. Мясищев; патопсихология.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________
* Печатается с согласия правообладателей по
изданию: ** Статью о Б.В. Зейгарник читайте в № 4 (5) 2010 года. ↑ *** Статью о С.Я. Рубинштейн читайте в № 1 (12) 2012 года. ↑
Исследования экспериментально-психологических лабораторий в психиатрических клиниках представляют собой одну из прикладных областей психологии — патопсихо-логию. Наряду с другими существующими в психиатрических больницах и клиниках лабораториями они предназначены для решения практических задач этих клиник и играют тем самым вспомогательную, служебную роль. Эта роль заключается в использовании объективных психологических методов для анализа психопатологических явлений, для распознавания болезней, т. е. дифференциального диагноза, для оценки степени снижения умственных способностей при экспертизе или для учета эффектив-ности терапии и т. д.
Наряду с практическим прикладным направлением работ этих лабораторий в них проводятся также некоторые самостоятельные исследования, имеющие теоретическое значение для психопатологии и для общей психологии. Особенностью, выгодно отличавшей развитие экспериментальной патопсихологии в Советском Союзе от некоторых других областей психологии, было наличие в ней прочных естественнонаучных традиций. Еще до Октября в ряде крупных психиатрических и психоневрологических учреждений России существовали и приобретали ценнейший экспериментальный опыт многие такие лаборатории. Известно, какое большое значение сближению научной психологии с психопатологией придавал еще И. М. Сеченов. В своем письме к М. А. Боковой он писал о психологии, что «наука эта, очевидно, становится основой психиатрии, все равно, как физиология лежит в основе патологии тела».
Первая клиническая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В. М. Бехтеревым в 1885 г. в Казани. Затем такие лаборатории были открыты при психоневрологических клиниках в Петер-бурге, Москве, Харькове, Юрьеве и других городах. Авторами первых эксперименталь-ных исследований, выполненных в этих лабораториях, являются М. К. Валицкая, Воро-тынский, Краинский, Заборский, В.Ф. Чиж и другие. Их работы в значительной мере отличались (как по практической направлен-ности, так и по принципиальному обоснова-нию) от современных им идеалистических работ по общей психологии. Противопостав-ление естественнонаучной экспериментальной ветви психологии конца XIX в. ее идеалис-тическому руслу нашло отражение в дискуссии, имевшей место в конце 1894 г. на заседаниях Московского психологического общества и в журнале «Вопросы философии и психологии» (1894 г., ноябрь). В ответ на высказанное в 1893 г. предложение Н. Н. Ланге о желательности открытия психологических лабораторий при некоторых русских университетах профессора психиатрии С. С. Корсаков и В. Ф. Чиж открыто возразили ему и выступили против недооценки и замалчивания уже существующих в России лабораторий «опытной психологии». С. С. Корсаков указал, что нельзя не считаться с этими лабораториями на том основании, что они существуют при медицинских, а не историко-филологических факультетах.
Большое количество экспериментально-психологических исследований было проведено в клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии под руковод-ством В. М. Бехтерева. Его сотрудниками и учениками было выполнено около 20 докторских диссертаций, монографических исследований, посвященных эксперименталь-ному исследованию особенностей ассоциаций, сосредоточению (вниманию) и умственной работоспособности при разных душевных болезнях (шизофрении, маниакально-депрес-сивном психозе, прогрессивном параличе, эпилепсии и т. д.). В статье, обобщающей все эти исследо-вания, высказывая некоторые принципиаль-ные положения относительно эксперимен-тально-психологических методов, В. М. Бехтерев [11] указывал, что эксперимен-тальное изучение больных необходимо для дополнения и углубления клинических наблюдений. В. М. Бехтерев подчеркивал непродуктивность вундтовских психометрических методов исследования (с помощью хроноскопа, тахистоскопа и т. д.) для практических нужд психиатрических клиник и требовал простоты и доступности этих методов. Он указывал, что именно простыми экспериментальными приемами легче и надежнее выявляются самые сложные психологические явления. Совместно с С. Д. Владычко В. М. Бехтерев специально разработал ряд принципиальных указаний и конкретных методических приемов объективно-психологического исследования душевнобольных [12; 13]. Количество методик, применявшихся в школе В. М. Бехтерева для исследования душевнобольных, было очень велико. Наибольшее применение среди них получили словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба для исследования внимания, счетные задачи для учета динамики работоспособности больных и т. д. Исследованию подвергались почти все группы душевнобольных: страдавшие маниакально-депрессивным психозом, шизофренией (первичным помешательством), эпилепсией, прогрессивным параличом и т. д.
Среди экспериментально-психологичес-ких исследований бехтеревской школы огром-ную ценность представляли исследования речи М. И. Аствацатурова [7], диссертация К. Н. Поварнина [129] о внимании (цензором, или по-современному опонентом, которой был акад. И. П. Павлов), исследование творчества и других интеллектуальных функций у душев-нобольных В. В. Абрамова [1] и т. д. В. М. Бехтерев считал само собой разумеющимся и обязательным требованием, чтобы методы, применяющиеся в клинике, были предвари-тельно испытаны на большом количестве психически нормальных лиц различного образования и возраста. Поэтому почти во всех экспериментальных работах бехтерев-ской школы исследованию подвергались сравнительные, однородные по образованию группы здоровых и душевнобольных. Так, например, в ряде интересных работ Л. С. Павловской [121; 122] проводится сравнение свободных ассоциаций, суждений и умозаключений здоровых и страдающих паралитическим слабоумием, а также сравнение умозаключений здоровых, идиотов (олигофренов) и больных шизофренией. В чрезвычайно тщательной, методически отшлифованной диссертации Л. С. Гутмана [41] проводится сравнение особенностей ассоциативного процесса, устойчивости внимания и кривых интеллектуальной работоспособности здоровых и душевнобольных в разных фазах маниакально-меланхолического психоза. Заслуживает особого внимания то отмеченное В. М. Бехтеревым обстоятельство, что эксперимент позволяет глубже проникнуть в качественные особенности интеллектуальной деятельности больных, обнаруживая иногда закономерности, которые не удается выявить при простом клиническом наблюдении. Так, например, скорость словесных ассоциаций у маниакально-возбужденных больных оказывается отнюдь не ускоренной, а по большей части замедленной в сравнении с нормой. В обеих, кажущихся столь противоположными, фазах болезни (маниакальной и депрессивной) эксперимент обнаруживает много общих особенностей. В экспериментальном исследовании ассоциаций при разных формах шизофрении С. Д. Владычко [25; 26] обнаружил качественно различные их особенности. Так, например, при простой форме раннего слабоумия (dementia praecox Simplex) наблюда-лись затруднения при ответах на слова абстрактного значения, стереотипность в ответах, ответы, состоящие в общем определении слова-раздражителя. Обобщая ряд экспериментальных исследований, В. М. Бехтерев приходит к выводу, что метод исследования ассоциаций помогает диагностировать начинающееся слабоумие в тех случаях, где клиническое наблюдение еще не может дать в этом отношении указаний. Нет никакой возможности в данной статье привести все те практически, главным образом диагностически, значимые выводы, которые сделаны сотрудниками и учениками В. М. Бехтерева и им самим на основании проведенных экспериментальных исследований. Из школы В. М. Бехтерева, под его непосредственным руководством, вышло значительное количество экспериментальных работ по общей психологии.
Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатри-ческая клиника С. С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована в 1886 г. вторая в России психологическая лаборато-рия, которой заведовал А. А. Токарский. Как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С. С. Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека; не случайно он начинал чтение курса психи-атрии с ознакомления с основами психологии. Об этом свидетельствуют опубликованные вступительные лекции С. С. Корсакова, с которыми нас познакомил журнал «Невро-патология и психиатрия». (Следует отметить, что подобные традиции поддерживались и последователями С.С. Корсакова — В. П. Сербским, А. Н. Бернштейном и другими.) Не отрывая психическую деятельность от физиологических процессов, но и не сводя ее к последним, С. С. Корсаков исходил в этих лекциях из материалистических взглядов И. М. Сеченова и высказывал мысль, что «нервный механизм, составляющий субстрат психического явления, работает по типу рефлекторного акта». В работах, вышедших из клиники С. С. Корсакова, содержатся положения, вносящие ценный вклад в теорию психологической науки. К таким исследованиям следует отнести прежде всего труды самого С. С. Корсакова. Его работа «К психологии микроцефалов», его «Медико-психологические исследования одной формы нарушений памяти» содержат и себе интересный анализ структуры слабоумия. Клинические наблюдения и положения, содержащиеся в этих работах, подводят к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводятся к распаду отдельных способностей, а что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности. Ценным вкладом в психологическую науку являются и труды А. А. Токарского. В своей работе «О глупости» А. А. Токарский [153] делает попытку определения структуры слабоумия, которое он характеризует как «резкое несоответствие представлений с действительностью», как то, что приводит ум человека к неспособности анализа действительности, как то, что понижает в человеке способность восприятия. С. С. Корсаков и А. А. Токарский придавали большое значение внедрению в психологию новейших для того времени методов исследования. В руководимой ими лаборатории проводилась большая работа по разработке и усовершенствованию экспериментальных приемов. В «Записках психологической лаборатории» печатались систематические отчеты о работах сотрудников и студентов, проводивших экспериментальные исследования (А. Басистов, В. Целиков, И. Холчев, А. Касаткин, П. Подъямпольский, О. Викторов и другие). Из этих же «Записок» мы узнаем о проводимых подробных рефератах по «Опытной психологии». После смерти С. С. Корсакова и А. А. Токарского традиции содружества клиники и экспери-ментальной психологии надолго предопределили работу Московской психиатрической школы1. Занявший после смерти А. А. Токарского место заведующего психологической лабораторией А. Н. Бернштейн [9; 10] разработал систему экспериментально-психологических приемов исследования душевнобольных. Некоторые из этих экспериментальных приемов прочно вошли в клиническую практику и используются до настоящего времени. Методические приемы А. Н. Бернштейна были направлены не только на количественный, но и на качественный анализ психических нарушений. А.Н. Бернштейном были созданы также схемы, необходимые для толкования экспериментальных данных при решении клинических задач. Интерес к экспериментальной психологии проявился в том, что ряд заседаний Московского общества был посвящен ознакомлению с различными системами методов исследования. На страницах журнала «Невропатология и психиатрия» появляются статьи, посвященные экспериментально-психологическим исследованиям больных. П.Ф. Чертков приводит сравнительные данные результатов экспериментального исследования памяти у больных корсаковским психозом, прогрессивным параличом и эпилепсией (1910). Публикуются работы И. М. Розенштейна «Экспериментальное исследование способности к запоминанию у алкоголиков» (1910); Ф. Е. Рыбакова «Психологическая лаборатория при Московской психиатрической клинике» (1908). В 1911 г. вышла книга А. Н. Бернштейна, посвященная описанию методик экспери-ментально-психологического исследования, в том же году Ф. Е. Рыбаков издал свой прекрасно оформленный «Атлас психологического исследования личности». Таким образом, в канун Великой Октябрьской революции клиническая экспериментальная психология в России достигла определенных успехов. Была создана сеть психологических лабораторий в клиниках, разрабатывалась методика экспериментального исследования распада психической деятельности, публиковались сборники, посвященные методам экспериментально-психологического исследования. Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в теорию и практику психологических исследований. Борьба с идеализмом, развер-нувшаяся в области общей психологии, повлияла и на работу экспериментально-психологических лабораторий в психиатрических клиниках. Это проявлялось в стремлении материалистически истолковать болезненные проявления психики, в борьбе с использованием лженаучных методов самонаблюдения и психоанализа. В то время как патопсихологические исследования за рубежом продолжали (и до сих пор в значительной мере продолжают) основываться на теоретических концепциях Фрейда и методе психоанализа, в Советском Союзе удельный вес этого направления даже в первые годы после революции был невелик. Большинство психологов, работавших в психиатрических клиниках, отбросив спекулятивные метафизические теории, направили свои искания на решение конкретных клинических вопросов. Соответственно новым установкам психиатрической клиники, направленным на профилактику и учет социальных факторов в компенсации душевных заболеваний, .менялись задачи и методы патопсихологии. Однако эта перестройка патопсихологии носила длительный характер и протекала не без внутренних противоречий. В первые годы после революции успехи клинической психологии значительно умножились. После Великой Октябрьской (революции расширяется сеть психологи-ческих лабораторий в психиатрических клиниках и психоневрологических институтах. Результаты экспериментально-психологических исследований становятся предметом широкого обсуждения на заседаниях Общества психиатров и невропатологов. Из отчета этого общества в Петрограде за период 1917—1921 гг. видно, что на заседаниях было заслушано большое количество докладов по экспериментальной психологии: доклад Н. М. Добровольского «Исследование сосредоточения внимания при травматическом психоневрозе»; три доклада И. Н. Спиртова «Эвокация ассоциаций у психастеников», «Характер суждений при раннем слабоумии», «Суждения у психастеников»; доклад В. Н. Осиповой «О методе индивидуального естественного эксперимента», в котором автор дает характеристику существующих методов исследования и приводит данные собственных исследований, проведенных на 350 больных; доклад Н. М. Добровольского «Экспериментально-психологические установки лаборатории клиники душевных болезней Военно-медицинской академии» (1921) и т. д. В первые годы Советской власти (1918) начала свою плодотворную деятель-ность в клинике психолог-экспериментатор А. М. Шуберт, посвятившая всю свою дальнейшую жизнь работе в психиатрической клинике. Работа экспериментально-психологических лабораторий в 20-х годах носила в основном практический характер: психологические исследования были главным образом направлены на разрешение практических задач клиники. Однако в организационном отношении эти работы носили разрозненный характер, лаборатории возникали и развивались в различных по своей структуре психоневрологических учреждениях, не координировались единым руководством. В Государственном московском психоневрологическом институте за 1924 г. вопросам психологии было посвящено 8 докладов (В. И. Тимофеев, «Сравнительное психологическое исследование душевнобольных»; М. А. Александрова и И. Д. Гормаков, «Опыт экспериментально-психологического исследования воображения у сомнамбулов»; К. X. Кекчеев и Е. И. Рузер, «Исследования бюджета времени как введение в изучение профессионального утомления»). Интересные работы, посвященные экспериментальному анализу шизофренического и органического слабоумия, были изданы в 1925 г. психиатрической больницей Минска. В Ровенской психиатрической больнице проводились экспериментальные исследования особенностей внимания у душевнобольных. С помощью очень простой экспериментальной методики (показа сюжетных картинок) определялась способность разных групп душевнобольных к фиксации внимания, лабильность и инертность при ориентировке в новом материале. Во 2-й ленинградской психиатрической больнице проводились исследования, посвященные сравнительному экспериментальному анализу выбора у душевнобольных и здоровых людей, в Киеве проводились психологические исследования, посвященные нарушениям речи при шизофрении [15]. В психологической лаборатории Одесской психиатрической клиники Е. М. Федотова исследует больных подростков методом Трошина. В клинике душевных болезней в Баку (Азербайджанский государственный университет) А. А. Перельман исследует объем внимания у больных шизофренией. Многие психиатры и физиологи начинали свою научную жизнь с эксперимен-тально-психологических исследований. Так, например, кандидатская диссертация А.Г. Иванова-Смоленского [65] была посвящена экспериментально-психологическому исследованию психастеников, Р.Я. Голант опубликовала результаты большого исследо-вания расстройства памяти [38]. Можно было бы продолжить перечень исследований, вышедших из психологи-ческих лабораторий самых различных городов и учреждений нашей страны в период 1920—1930 гг. Однако уже названные работы показывают разнообразие и обилие проблем, являвшихся предметом психологических исследований. В то время как часть из них была посвящена общим вопросам психологической науки, другие были направлены на проблемы, выдвигаемые клинической практикой. Направление патопсихологических исследований 20—30-х годов отражало также общую тенденцию психоневрологии того времени к профилактике и сближению с гигиеной труда. Многие промышленные и транспортные организации открывали психоневрологические институты и лаборатории, в которых наряду с собственно медицинскими исследованиями проводились и работы по психофизиологии, патопсихо-логии, гигиене и экспертизе трудоспособности душевнобольных и т. д. Сама структура учреждений, журналов и научных совещаний отражала это единство психологии труда и психиатрии. Так, например, при Московском государст-венном психоневрологическом институте существовала лаборатория психофизиологии труда. Заведующий этой лабораторией К. X. Кекчеев использовал хроноциклографи-ческий метод для изучения патологических походок душевнобольных. В том же институте существовало и психотехническое отделение, в котором работал ассистентом Е.И. Рузер, занимавшийся исследованием утомляемости у здоровых и душевнобольных людей [137]. На состоявшемся в январе 1923 г. Всероссийском съезде психоневрологов существовала секция общей психологии, где заслушивались доклады А. А. Смирнова, С. В. Кравкова, П. А. Шеварева, а также секция психофизиологии труда (Н. Н. Шпиль-рейн, А. П. Нечаев). Некоторые исследования тех лет оказались лишенными научной ценности в связи с имевшим место увлечением научно необоснованными методиками — так называемыми тестами. Однако многие работы из числа посвященных изучению трудоспособности, гигиене труда и трудоустройству душевнобольных сохранили большое практическое значение. Наряду с исследованиями патопсихологов в области гигиены труда в начале 30-х годов продолжали свою работу экспери-ментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках. Такие лаборатории существовали в психоневрологических институтах, а также во многих больницах: в старейшей Донской психиатрической больнице (ныне больнице им. Соловьева), в психиатрической клинике, руководимой проф. Краснушкиным, в областной психиатрической клинике, в больнице им. Ганнушкина. Психологические исследования были использованы и в некоторых психиатрических колониях (Калужская психиатрическая колония «Бушменевка») и ведомственных больницах (железнодорожная психиатрическая больница Белорусской ж. д.). В крупнейшей психиатрической больнице им. Кащенко проводились экспери-ментально-психологические исследования, посвященные нарушению психических процессов при шизофрении и грубых органических заболеваниях мозга (А. М. Шуберт [170; 171]). Результаты этих работ были широко использованы в монографиях, учебниках и статьях крупнейших психиатров-клиницистов (В. А. Гиляровский, Г. Е. Сухарева, Т. П. Симсон, М. Я. Серейский, М. О. Гуревич и другие). Одним из крупных центров развития экспериментальной медицинской психологии в 20—30-х годах был Харьков. М. С. Лебединский, начав там свою экспериментальную работу в психологическом секторе Психоневрологического института южных железных дорог, посвятил целый ряд исследований экспериментальному изучению патологии речи при шизофрении и сенсорной афазии. В дальнейшем он руководил отделом клинической психологии Центрального психоневрологического института. Из этого отдела вышло значительное количество очень ценных экспериментальных исследований, посвященных патологии мышления и речи. Среди последних выделяется своей физиологической обоснованностью и экспериментальным мастерством работа П.Я. Гальперина и Р. А. Голубевой [35], вскрывающая механизмы парафазии у больных. Исследования проф. М. С. Лебединского [85; 86; 87; 88; 89; 90; 91], посвященные характеристике действий и речи больных шизофренией, были в дальнейшем перенесены в Москву, в Центральный институт психиатрии АМН. В издававшемся в Харькове журнале «Советская психоневрология» было опубликовано значительное количество экспериментально-психологических исследований из разных городов Советского Союза.
В Харькове же были начаты первые исследования крупнейшего советского психо-лога Л. С. Выготского [30; 31], благодаря которым клиническая патопсихология получи-ла особое развитие. Исследования продолжа-лись в московской лаборатории Л.С. Выготс-кого (психологическая лаборатория ВИЭМ, основанная в 1932 г.). Теоретические положения Л. С. Выготского о речи и мышле-нии внесли большой вклад в клиническую психологию и определили дальнейшие пути ее развития. Сделав предметом своего исследования проблему развития сознания, Л. С. Выготский придавал огромное значение изучению распада строения человеческой деятельности, исследованию того, как меня-ются отношения высших психических процес-сов при различных заболеваниях мозга. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что анализ патологически измененных психических процессов очень продуктивен для разрешения вопросов теоретической психологии. Особенно большое внимание Л. С. Выготский уделял нарушению мышления у больных шизофренией. Он высказал положение, что нарушение понятий является основным симптомом шизофренического мышления, что у больного шизофренией изменяется значение слов. Однако нарушение понятий не является, по мнению Л. С. Выготского, причиной шизофренического процесса. «Нарушение функции образования понятий является первым результатом шизофренического процесса, но не его предпосылкой». В согласии с положениями И. П. Павлова автор считает, что, говоря о шизофреническом процессе, надо думать «о защитной функции организма, реагирующего развитием внутреннего торможения на слабость нервной системы». Теоретическая концепция Л. С. Выготского и его сотрудников сыграла большую роль в развитии теоретических понятии и конкретных экспериментально-методических исканий в области патопсихологии. Они способствовали полному преодолению устаревших психометрических и так называемых «функциональных» традиций в составлении методик, столь значительно укоренившихся в клиниках под влиянием Г.И. Россолимо. Л. С. Выготский показал взаимную обусловленность разных познавательных процессов в целостной психической деятельности здорового и больного человека и способствовал преодолению разрыва между понятием интеллекта и аффекта. Этот разрыв был особенно характерен для психиатрической клиники, в которой стали узаконенными понятия «интеллектуальных» и «экстраинтеллектуальных», т. е. аффективно-обусловленных расстройств. Именно Л. С. Выготский и его сотрудники, вскрывшие аффективное строение всякого интеллектуального акта, способствовали преодолению функционализма в патопсихологии. После серии опубликованных ими исследований экспериментальные методики большинства патопсихологических лабораторий стали носить более целостный комплексный характер, стали выявлять целенаправленность и внутреннюю организацию деятельности больного при выполнении заданий. Положения Л. С. Выготского о том, что у психически больных людей распадается смысл слов, были развиты в исследованиях его сотрудников (Ф. В. Бассин, Г. В. Бирен-баум, Б. В. Зейгарник, М. С. Лебединский, Н. Г. Морозова). На основе своих исследований Ф. В. Бассин показал, что смысл слова распада-ется у шизофреников на множество смыслов, не совпадающих с объективными реальными отношениями между предметами, обозначаемыми этими словами. Распад понятий у шизофреников приводит к изменению отношения к окружающему. В работах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник [14] приводятся экспериментальные данные, дающие сравнительную характеристику распада мышления у больных шизофренией и при грубых органических поражениях мозга (травмах, эпилепсии). Из этой же лаборатории выходит ряд комплексных работ психиатров и психологов, посвященных анализу распада личности и системного слабоумия [32; 42; 62]. Эти исследования продолжались в дальнейшем в психологической лаборатории Центрального института психиатрии РСФСР. Окончание следует
_______________________ 1 Небезынтересно отметить, что из отчетов психологической лаборатории мы узнаем, что С. С. Корсаков и А. А. Токарский покупали на свои личные средства оборудование для лаборатории. ↑
Литература 1. Абрамов В.В. Объективно-психологическое исследование творчества и других интеллектуальных функций у душевнобольных. СПб., 1911. 2. Абрамович Г.Б. О клинико-психологическом эксперименте // Советская психо-неврология. Киев — Харьков, 1939. № 1. 3. Авербух Е.С. О запоминании законченных и незаконченных действий при маниакально-депрессивном психозе (опыт изучения эффективно-волевой сферы больных маниакально-депрессивным психозом) // Советская невропсихиатрия: сб. ст. 1936. № 1. 4. Аникина А.М. О дифференциальных особенностях трудовых процессов больных генуинной и травматической эпилепсией // Эпилепсия (клиника и трудоспособ-ность): сб. ст. Медгиз, 1939. 5. Аникина А.М., Петрова А.Е. О трудоспособности больных шизофренией (по психологическим и производственным данным) // Проблемы пограничной психиатрии (клиника и трудоспособность): сб. ст. М.: Биомедгиз, 1935. 6. Анфимов В.Я. Сосредоточение resp. внимания и психическая работоспособ-ность при эпилепсии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1908. № 11–12. 7. Аствацатуров М.И. Клинические и экспериментально-психологические иссле-дования речевой функции. 1908. 8. Бернштейн А.Н. Труды психологической лаборатории при Московском педагоги-ческом собрании. Вып. 1. М., 1909. 9. Бернштейн А.Н. Экспериментально-психологические схемы интеллектуальных расстройств при душевных болезнях. Сообщение на заседании Московского общества неврологов и психиатров 30 апреля 1910 г. 10. Бернштейн А.Н. Клинические приемы психологического исследования душев-нобольных. 2-е изд. Госиздат, 1922. 11. Бехтерев В.М. Объективное исследование нервно-психической деятельности // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1907. № 9. 12. Бехтерев В.М. Объективное исследование душевнобольных // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1907. № 11–12. 13. Бехтерев В.М., Владычко С.Д. Об экспериментально-объективном исследо-вании душевнобольных. СПб., 1911. 19 c. 14. Биренбаум Г.В., Зейгарник Б.В. К динамическому анализу расстройств мышления // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. 4, вып. 6. 15. Бланкфельд А. Опыт применения ассоциативного эксперимента Юнга — Блейлера к выявлению «псевдосимуляции» (неправильной диагностики соматической болезни) // Труды республиканской психиатрической больницы УССР. 1934. Т. 1. 16. Блуменау Л.М. К вопросу об исследовании оригинальности ассоциаций // Вестник психологии. 1906. Т. III, вып. 6. 17. Богуш Н.Р. Особенности оптических образов при галлюцинаторно-парано-идных и конфабуляторных синдромах у шизофреников // Неврология и психиатрия. 1939. № 2–3. 18. Бондарев Н.И. Методика психиатрического исследования. ВМА, Кафедра психиатрии, 1943. 19. Вайсфельд М.И. Закономерность в процессе ослабления памяти // Советская психоневрология. 1933. № 3. 20. Валицкая М.К. К вопросу о психофизических изменениях у душевнобольных // Вестник клинической и судебной психиатрии. 1898. Т. VI, вып. 1. 21. Валицкая М.К. Исследование ассоциаций душевнобольных. Казань, 1891. 22. Василенко Ю.В. К вопросу о реституции при афазических расстройствах // Советская психоневрология. Киев; Харьков, 1938. Т. XX, № 6. 23. Васильев Ю.А. Качественный анализ ошибок при корректурном методе // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. IV. 24. Виккер Я.Л. О нарушении ориентировки в пространственном направлении // Советская психоневрология. Киев; Харьков, 1936. № 4. 25. Владычко С.Д. Внимание, умственная работоспособность и свободно возникающие ассоциации у больных с ранним слабоумием // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1908. № 6. 26. Владычко С.Д. Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством. СПб., 1909. 27. Волохов Н.П. Метод исследования эмоциональной сферы проф. Л. Г. Бельс-кого в применении к аномальным детям // Советская психоневрология. 1933. Вып. 2. 28. От редакции. Письмо проф. В. Ф. Чижа и примечание С. С. Корсакова в заявлении от редакции // Вопросы философии и психологии. 1894. Кн. 25. 29. II Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров // Советская психоневро-логия. 1938. Вып. 1. 30. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Избр. психол. иссл. 1956. Т. I. 31. Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении // Избр. психол. иссл. 1956. Т. I. 32. Выготский Л.С., Самухин Н.В., Биренбаум Г.В. К вопросу о деменции при болезни Пика // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. 3, вып. 6. 33. Гальперина Р.А. Об особенностях работоспособности и компенсаторных возможностях шизофреников // Экспертиза трудоспособности и трудоустройство больных шизофренией: сб. ст. М.: ЦИЭТИН, 1940. № 14. 34. Гальперин П.Я. Две концепции высшей нервной деятельности в их отношении к психологии // Советская психоневрология. 1933. Вып. 3. 35. Гальперин П.Я., Голубева Р.А. Механизмы парафазий комплексного типа // Советская психоневрология. 1933. № 6. 36. Геник Е.А., Воротынский Б.И. Психометрические исследования над лицами, приведенными в состояние гипноза // Врач. 1890. № 16. 37. Голант Р.Я. О запоминании законченных и незаконченных действий при прогрессивном параличе // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. 38. Голант Р.Я. О расстройствах памяти. М.; Л., 1925. 39. Горовой-Шалтан В.А. Психомоторная координация при восприятии скорости движения в различных психических состояниях // Неврология и психиатрия. 1938. Т. VII, вып. 2.
40. Гервер А.В. Экспериментальные
исследования памяти зрительных восприятий 41. Гутман Л.С. Экспериментально-психологические исследования маниакально-меланхолического психоза (состояние сосредоточения, resp. внимания, умственная работоспособность и ассоциации). СПб., 1909. (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-медицинской академии в 1909-1910 учебном году; № 15). 42. Дубинин А.М., Зейгарник Б.В. К вопросу о травматическом слабоумии // Невропатология и психиатрия. 1940. № 7–8. 43. Дукельская И.Н., Мелехов Д.Е., Коробкова Э.А. Экспертиза трудоспособ-ности и трудоустройство больных шизофренией в состоянии ремиссии. Методическое письмо ЦИЭТИНа. М., 1955. 43а. Дукельская И.Н., Коробкова Э.А. Врачебно-трудовая экспертиза и трудо-устройство больных шизофренией. М.: Медгиз, 1958. 44. Жуковский М.Н. О памяти пассивных движений // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1899. № 5. 45. 3авадовский К.И. Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством: дис. 1909. 46. 3алманзон А.Н. Структура и границы шизофренического слабоумия // Советская психоневрология. Харьков, 1937. 47. 3алманзон А.Н. Проблема системного слабоумия // Труды психиатрической клиники 1-го ММИ. 1937. 48. 3алманзон А.Н. К вопросу об основном расстройстве при шизофрении // Труды психиатрической клиники 1-го ММИ. 1934. Вып. 5. 49. 3алманзон А.Н., Скорнякова С.И. К вопросу о структуре шизофренического и эпилептического мышления // Труды психиатрической клиники 1-го ММИ. 1934. Вып. 4. 50. Зейгарник Б.В. К проблеме понимания переносного смысла слов или пред-ложений при патологических изменениях мышления // Новое в учении апраксии, агнозии и афазии: сб. ст. М., 1934. 51. 3ейгарник Б.В. Психологический анализ структуры посттравматического снижения // Сборник трудов ЦИП. М., 1940. Т. I. 52. Зейгарник Б.В. Психологический анализ посттравматического снижения и дефекта // Сборник трудов ЦИП. 1941. 53. 3ейгарник Б.В. К вопросу о локальном и общемозговом факторах при лобных нарушениях мозга // Невропатология и психиатрия. 1943. Т. XII, вып. 6. 54. 3ейгарник Б.В. Психологический анализ постконтузионных нарушений слуха и речи. М.: Медгиз, 1943. 55. 3ейгарник Б.В. Данные экспериментально-психологического исследования при травмах лобных долей мозга // Сборник трудов ЦИП. 1947. Т. 3. 56. 3ейгарник Б.В. Экспериментально-психологическое исследование больных с травмами головного мозга // Нервные и психические заболезания военного времени. М.: Медгиз, 1948. 57. Зейгарник Б.В. Нарушение спонтанности при травмах лобных долей мозга // Неврология военного времени. 1949. Т. I. 58. 3ейгарник Б.В. Об одном виде нарушений мышления // Вопросы психологии. 1956. № 6. 59. 3ейгapник Б.В. Виды нарушений мыслительной деятельности // Материалы совещаний по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. 60. 3ейгарник Б.В., Биренбаум Г.В. К проблеме смыслового восприятия // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV, вып. 6. 61. Зейгарник Б.В., Гальперин П.Я. Психологические изменения после лейко-томии у шизофреников // Невропатология и психиатрия. 1948. Т. 17, вып. 4. 62. Зейгарник Б.В., Кагановская Э.Л. К психопатологии негативизма при эпиде-мическом энцефалите // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV, вып. 8. 63. Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Об экспериментально-психологических исследованиях в психоневрологических учреждениях. Методическое письмо ГИП М3 РСФСР, 1956. 64. 3ейгарник Б.В. Нарушения мышления у психически больных. М., 1958. 65. Иванов-Смоленский А.Г. Развитие учения о психастении и опыт экспери-ментально-психологического исследования психастеников: дис. (хранится в библиотеке ВМА), 1921. 66. Ильин А.В. Опыт экспериментального исследования процесса сосредоточения у слабоумных // Обозрение психиатрии, невропатологии и экспериментальной психологии. 1908. № 8. 67. Ильин А.В. О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душев-нобольных. СПб., 1909. (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-медицинской академии в 1909–1910 учебном году). 68. Кекчеев К.X. Применение хроноциклографического метода к изучению патологических походок // Психология, невропатология и психиатрия. 1923. Т. 2. 69. Коган В.М. Принципы и методы психотехнического исследования в экспертно-клинической работе // Тезисы докладов на научной сессии ЦИЭТИНа 11—15 февраля 1936 г. Профиздат, 1936. 70. Коган В.М. Трудоустройство психических больных // Инструктивно-методи-ческие материалы по вопросам врачебно-трудовой экспертизы и трудоустройства. Сб. № 2. М.: ЦИЭТИН, 1940. 71. Коган В.М. Особенности работоспособности психически больных (шизофре-нией и эпилепсией) и мероприятия по организации их труда // Тезисы докладов на научной сессии 3—7 февраля 1941 г. М.: ЦИЭТИН, 1941. 72. Коган В.М., Костомарова Н.М. Особенности работоспособности и трудоуст-ройства шизофреников // Экспертиза трудоспособности и трудоустройства больных шизофренией. Сб. № 14. М.: ЦИЭТИН, 1940. 73. Кононова М.П. Психологический анализ астенических состояний при истоще-нии (у детей и подростков) // Сб. трудов больницы им. Кащенко, 1945. № 4. 74. Кононова М.П. Психологические данные при изучении вяло текущей шизо-френии в детском возрасте // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. VI, № 11. 75. Корнилов К.Н. Психическое состояние больного сыпным тифом // Психология, невропатология и психиатрия. 1923. Т. 2. 76. Коробкова Э.А., Саввич М.Г. Психологические особенности работоспособности невротиков // Тезисы докладов научной сессии ЦИЭТИНа 11—15 февраля 1936 г. М.: Профиздат, 1936. 77. Коробкова Э.А. Экспериментальное исследование факторов, стимулирующих и тормозящих работоспособность // Проблемы экспертизы трудоспособности и диагностика пограничных состояний. М.: Биомедгиз, 1939. 78. Коробкова Э.А. Трудоустройство эпилептиков // Социальное обеспечение. 1940. № 9. 79. Корольков П.Я. Экспериментальные данные по вопросу об ассоциациях // Вестник психологии. 1904. Т. I, вып. 5. 80. Костомарова Н.М. Пути восстановления работоспособности инвалидов с тяжелыми последствиями травматического поражения головного мозга // Тезисы докладов на научной сессии 3—7 февраля 1941 г. М.: ЦИЭТИН, 1941. 81. Костомарова Н.М. Качественная характеристика деградации интеллекту-альной деятельности у больных с диффузными изменениями центральной нервной системы в результате травмы головы // Травматические повреждения центральной нервной системы: сб. ст. М.: Медгиз, 1940. 82. Костомарова Н.М., Шубина С.А. Методика обучения и трудоустройства больных шизофренией по профилю художественного оформления // Тезисы докладов на научной сессии 3—7 февраля 1941 г. М.: ЦИЭТИН, 1941. 83. Лазурский А.Ф., Шипов Н.Н. Память однородных последовательных зрительных впечатлений // Неврологический вестник. 1900. Т. VIII, вып. 1. 84. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893. 85. Лебединский М.С. К вопросу о речевых расстройствах у шизофреников // Советская психоневрология. Киев; Харьков, 1933. № 3. 86. Лебединский М.С. Психологический анализ случая сенсорной афазии // Невропатология, психиатрия и психология. Харьков, 1936. Т. V, вып. 4. 8 87. Лебединский М.С. Об особенностях нарушений психики при поражениях правого полушария // Проблемы современной психиатрии: сб. ст. М., 1945. 88. Лебединский М.С. К вопросу о речевых расстройствах у шизофреников // Советская психоневрология. Киев; Харьков, 1938. № 3. 89. Лебединский М.С. Основы плана психологического сектора // Бюллетень психоневрологического института южных железных дорог. Харьков, 1933. № 1. 90. Лебединский М.С. Речь шизофреника и афазика // Советская психоневро-логия. Киев; Харьков, 1937. № 8. 91. Лебединский М.С. Динамическая характеристика действий шизофреников // Советская психоневрология. Киев; Харьков, 1940. № 1. 92. Лищина Н.Г. Исследование колебаний внимания при восприятии однородных зрительных ощущений // Вестник психологии, криминалистики, антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. 2. 93. Меерович Р.И. Экспериментальный анализ кривой работоспособности больных с маниакальным и депрессивным синдромами // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV, вып. 1. 94. Меерович Р.И. Особенности процесса работы больных в маниакальном состоянии // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV, вып. 9–10. 95. Меерович Р.И. Психологический анализ тенденции завершения при прогрес-сивном параличе // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. № 1. 96. Меерович Р.И., Кондратская К.М. Уровень притязания у детей-истериков // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей: Труды Института им. Бехтерева. Л., 1936. Т. V. 97. Меерович Р.И., Плотникова Е.Е. Успех и неуспех и его влияние на уровень притязаний при истерии // Советская невропсихиатрия: сб. ст. 1936. Т. I. 98. Меллер Е.Н. О нарушении волевой сферы при шизофрении // Невропато-логия и психиатрия. 1938. Т. VII, вып. 2. 99. Методы экспериментального исследования личности. Изд. Педагогического музея военно-учебных заведений. СПб., 1908. 100. Милявская В.О. К вопросу о кривой работы трудновоспитуемых детей // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей: Труды Института по изучению мозга и психической деятельности. Л., 1936. Т. V. 101. Мирельзон Л.А. Практикум по психиатрии (методические материалы). Одесса, 1940. 102. Мнухин С.С. О сущности и генезе «олигофазии» при эпилепсии // Советская невропсихиатрия. 1936. № 1. 103. Мясищев В.Н. О сочетательном кожно-гальваническом рефлексе // Труды Института по изучению мозга и психической деятельности. Л., 1929. № 3. 104. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезнь личности // Психиатрия, неврология и психогигиена. 1935. № 8–10. 105. Мясищев В.Н. Личность и труд аномального ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей: Труды Института по изучению мозга и психической деятельности. Л., 1936. 106. Мясищев В.Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Труды Государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. 1939. Т. 9. 107. Мясищев В.Н. Психические функции и отношения // Ученые записки ЛГУ. 1949. № 119.
108. Мясищев В.Н. О материальном
субстрате психики в свете учения И.П. Павлова 109. Мясищев В.Н. Проблема психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма к среде // Ученые записки ЛГУ. 1953. Вып. 4, № 147.
110. Мясищев В.Н. Проблема
психологического типа в свете учения И. П. Павлова 111. Мясищев В.Н. К вопросу о принципах экспериментального исследования высшей нервной деятельности // Ученые записки ЛГУ. Серия философии. 1955. Вып. 8, № 203. 112. Мясищев В.Н. О значении психологии для медицины // Вопросы психологии. 1956. № 3. 113. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки ЛГУ. 1956. Вып. 9, № 214. 114. Никитин М.П. К вопросу образования зрительных восприятий // Вестник психологии. 1905. Т. II, вып. 2. 115. Никольский В.Н. Типы планирования и выполнения задач трудновоспитуе-мыми детьми // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей: Труды Института по изучению мозга и психической деятельности. Л., 1936. 116. Никольский В.Н. Особенности кривой работы трудновоспитуемых детей по данным психофизиологического эксперимента. Там же. 117. Образцов В.Н. Письмо душевнобольных: дис. СПб., 1904. 118. Образцов В.Н. Анализ письма параноиков // Русский медицинский вестник. 1903. № 23. 119. Обзор деятельности Русского общества экспериментальной психологии за период 1891—1900. Доклад д-ра Ф. Ф. Фишера 27 февраля. М., 1901. 120. Осипова В.Н. Психология комплексов и ассоциативный эксперимент по работам Цюрихской клиники // Невропатология и психиатрия. 1908. № 6. 121. Павловская Л.С. Экспериментальное психологическое исследование умоза-ключений у душевнобольных. СПб., 1909. 122. Павловская Л.С. Экспериментально-психологическое исследование по методу акад. В. М. Бехтерева и д-ра С. Д. Владычко над детьми-идиотами и больными с юношеским слабоумием // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб., 1909. 123. Петрова А.Е., Аникина А.М. К вопросу о характере трудоспособности при шизофрении // Проблемы пограничной психиатрии. М., 1935. 124. Петрова А.Е., Аникина А.М. О трудоспособности больных шизофренией с компонентами артериосклероза головного мозга // Шизофрения и артериосклероз головного мозга. М., 1936. № 5. 125. Петрова А.Е., Аникина А.М. Роль психологического эксперимента в опре-делении трудоспособности больных генуинной эпилепсией // Невропатология, психиатрия и психогигиена. 1936. № 5.
126. Петрова А.Е., Кононова М.П., Аникина А.М. Проблема упражняемости
как дифференциальный критерий трудоспособности травматиков, невротиков,
органиков 127. Платонов К.И. Опыт экспериментально-психологического исследования способности сосредоточения и непосредственной репродуктивной способности в старческом возрасте // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб., 1910.
128. Плотникова Е.Е. Особенности
рабочего процесса умственно отсталого ребенка 129. Поварнин К.Н. Внимание и его роль в простейших психических процессах. СПб., 1906. 130. Полякова М.Я. Опыт сравнительного исследования особенностей памяти психоневротиков (психологические исследования) // Труды Государственного института по изучению мозга им. Бехтерева. 1939. Т. 9. 131. Полякова М.Я. Запоминание «намерения» у истериков и неврастеников // Советская невропсихиатрия. 1936. Т. 11. 132. Протоколы заседаний Общества экспериментальной психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1904. 133. Психологические исследования / под ред. Б.Г. Ананьева // Труды Государственного института по изучению мозга им. Бехтерева. Л., 1939. Т. IX. 134. Радин Е.П. Методика психологического исследования бреда и критический обзор современных учений о бреде // Обозрение психиатрии, неврологии и экспери-ментальной психологии. СПб., 1904. 135. Розенберг А.З. К психологии амнестического симптомокомплекса // Советская невропсихиатрия. 1936. № 1. 136. Ротштейн Г.А. Структурная однородность симптомов при так называемой травматической церебропатии // Травматические повреждения центральной нервной системы: сб. тр. ЦИЭТИН. М.: Медгиз, 1940. № 12. 137. Рузер Е.И. Роль экспериментально-психологического исследования в психо-гигиенической работе в вузах // Советская психоневрология. 1935. Т. 5, вып. 2. 138. Рубинштейн С.Я. Восстановление трудоспособности после военных травм мозга: канд. дис. М., 1944. 139. Рубинштейн С.Я. Экспертиза и восстановление трудоспособности после военных травм мозга // Неврология военного времени: сб. тр. Института неврологии АМН СССР. 1949. Т. I. 140. Рубинштейн С.Я. О рефлекторной природе галлюцинаций. Доклад на Всесоюзном совещании по психологии // Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. 141. Рубинштейн С.Я., Запорожец А.В. Методика восстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей. Медгиз, 1942. 142. Рубинштейн С.Я., Запорожец А.В. Психофизиологические вопросы органи-зации восстановительной трудотерапии // Ученые записки МГУ. 1947. Т. II, вып. 3. 143. Рубинштейн С.Я. О некоторых шизофреноподобных нарушениях мышления у больных во время реактивных состояний. М., 1950. (Рукопись хранится в Институте судебной психиатрии им. Сербского). 144. Рыбаков Ф.Е. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. М., 1910. 145. Селецкий В.В. Диссоциация представлений и ее значение // Журнал невро-патологии и психиатрии им. Корсакова. 1908. Кн. 1. 146. Селецкий В.В. К вопросу о пальцевой агнозии и акалькулии // Советская психоневрология. 1936. № 10. 147. Соловьева 3.А. О нерезко выраженных интеллектуальных расстройствах при шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. 3, вып. 5. 149. Стумбур Э. О запоминании оконченных и неоконченных действий при шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. 150. Суханов С.А. Паралогическое мышление // Психотерапия. 1914. № 1. 151. Тимофеев В.И. Сравнительное психологическое исследование душевно-больных. М., 1924. 152. Токарский А.А. К вопросу об ассоциации идей // Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 21–35. 153. Токарский А.А. О глупости // Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 35. 154. Токарский А.А. Записки психологической лаборатории психиатрической клиники МТУ // Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 21–35. 155. Топорков Н.Н. Попытка психологического анализа рукоделий душевно-больных. СПб., 1903. 156. Топорков Н.Н. Вторичное слабоумие после аменции Meynert’а (Опыт клинического исследования): дис. Казань, 1905. 157. Топоркова М.В., Кенигсберг Е.А. О соотношении различных двигательных и умственных процессов // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1908. Т. V, вып. II. С. 34–45. 158. Труды Государственного института по изучению мозга им. Бехтерева / под ред. В. П. Осипова. Л., 1940. Т. XIII. 159. Труды XIV сессии Украинского психоневрологического института. 1947. Т. XXIII (70). 160. Хвиливицкий Т.Я. Отношение к работе и его роль в развитии кривой работы психоневротика // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. № 4. 161. Холчев И.Н. Об индивидуальных колебаниях внимания // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 57. 162. Цимкин И.И. Сравнительные опыты с методом Ebbihghaus’a и пересказом продиктованного текста (отд. оттиск). М.: тип. Штаба Моск. воен. окр., 1914. 163. Чернуха А.А. О слабоумии при шизофрении // Невропатология и психиатрия. 1938. Т. 7, вып. 1. 164. Чиж В.Ф. Экспериментальные исследования по методу компликации об аперцепции простых и сложных представлений // Вестник психиатрии. 1885. Т. I. 165. Чиж В.Ф. Измерение времени элементарных процессов у душевнобольных // Вестник психиатрии. 1885. Т. III. 166. Чиж В.Ф. Широта восприятия у душевнобольных // Архив психиатрии. М., 1890. 167. Чиж В.Ф. Экспериментальные исследования о памяти звуковых восприятий // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1896. Т. I. 168. Шевелев Е.А. О мышлении вслух при психических заболеваниях // Советская психоневрология. 1937. № 1. 169. Шнеерсон 3.Б. Расстройства ориентировки в направлении при закрытой травме мозга: дис. М., 1947. 170. Шуберт А.М. Патопсихологическая характеристика случая с нарушением зрительных пространственных восприятий // Профилактика, клиника и терапия психических заболеваний: сб. ст. 1938. № 3. 171. Шуберт А.М. Шизофреноподобные нарушения интеллектуальной деятельности при органических заболеваниях мозга // Сборник научных работ психиатрической больницы им. Кащенко. М., 1946. Т. V. 172. Шуберт А.М. Шизофреноподобные нарушения интеллектуальной деятельности больных с черепномозговыми травмами // Проблемы психиатрии военного времени: Сборник трудов больницы им. Кащенко. М., 1945. 173. Шуберт А.М. О некоторых особенностях нарушения интеллектуальной деятельности при лобных травмах // Проблемы клиники и терапии психических заболеваний: Сборник трудов больницы им. Кащенко. М., 1949. 174. Эпштейн А.Л. О некоторых особенностях внимания у душевнобольных // Психология, неврология и психиатрия. 1933. № 2. 175. Элькин Д.Г. Случай эйдетизма при склерозе мозга // Советская психонев-рология. Киев; Харьков, 1936. № 4.
Ссылка для цитирования УДК 159.9.07:616.89:614.21 Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках Советского Союза. Часть 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 2(61) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Experimental psychological laboratories in psychiatric clinics of
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|