Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Семантика времени у лиц с патологией психики

Денисова Т.Н. (Вологда, Россия)

 

 

Денисова Татьяна Николаевна

Денисова Татьяна Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет», ул. Ленина, 15, Вологда, 160000, Россия.
Тел.: 8 (8172) 72-50-73;

медицинский психолог; бюджетное учреждение здравоохранения Воло-годской области «Вологодская областная психиатрическая больница», пос. Кувшиново, Вологодский район, Вологодская область, 160010, Россия. Тел.: 8 (817) 255-22-30.

E-mail: tnd2@mail.ru

 

Аннотация. В статье приводятся результаты семантического оценивания времени психически здоровыми лицами и лицами с патологией психики: пациентами с неврозом, шизофренией и наркотической зависи-мостью. Выявлено и проанализировано изменение временной составляющей образа мира у пациентов, показано, что все испытуемые с патологией демонстрируют более слабую связь (по сравнению с оцениванием здоровых людей) между составляющими времени — прошлым, настоящим, будущим. Время, по оценкам пациентов, не характеризуется активностью, не пред-ставляется как процесс, его оценка привязана к личным переживаниям. По мере углубления расстройств психики (от невротического до психоти-ческого уровня заболевания) семантические коды времени все более отличаются от таковых у здоровых людей и, соответственно, все более нарушается способность к решению временных задач синхронизации, упорядочивания, планирования и других, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Полученные данные можно учитывать при проведении психокоррекционных, психотерапевтических, реабилитационных меропри-ятий.

Ключевые слова: образ мира; психологическое (субъективное) время личности; семантическое оценивание; патология психики; прошлое; настоящее; будущее; временная компетенция.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

11.11.2019

22.12.2019

29.10.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проблема времени многогранна и является объектом исследования и гумани-тарных, и точных наук: истории, социологии, психологии, философии, физики и т.п. С точки зрения философии, время объективно и независимо от человеческого сознания, одномерно, асимметрично и необратимо, течет в направлении от прошлого через настоящее к будущему. Всем временным отношениям в мире свойственна опреде-ленная длительность, представляющая собой последовательность и рядоположенность сменяющих друг друга моментов и состояний [13].

Психологическое время существенно отличается от объективного, хронологи-ческого. Исследователи субъективного (психологического) времени отмечают возмож-ность его обратимости и многомерности, нелинейной последовательности психоло-гического прошлого, настоящего и будущего, способность изменять скорость течения (замедляться или ускоряться), разнонаправленность (детерминация не только прошлым, но и будущим). Изучением психологического времени занимались К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Ю.К. Стрелков, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов и многие другие. О временной связности образа мира говорит Ю.К. Стрелков [11]. Ж. Нюттен вводит понятие временной компетенции, под которой понимает умение субъекта видеть «темпоральную неразрывность и интеграцию событий» [7, с. 378]. В ряде работ зарубежных авторов подчеркивается значение составляющих времени в общей временной перспективе [15].

Время, по мнению А.Н. Леонтьева, это часть образа мира субъекта, связующее звено между отдельными его частями [3]. Образ мира является интегральной характеристикой психического, т.к. «всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т.е. в некоторое целое» [Там же. С. 260]. Образ мира строится субъектом на основе временной и пространственной схем. Именно время позволяет связать отдельные процессы, благодаря понятиям одновременности, последовательности, прошлого, настоящего, будущего, временного синтеза [12].

Образ мира предполагает постоянную связь субъекта с окружающим миром, связь следов прошлых деятельностей, текущей исполняемой деятельности с планами и прогнозами будущего, причем будущего не только своего. Адекватный образ мира субъекта должен позволять ему успешно приноравливаться к окружающим ритмам, установленным извне срокам, планам и прогнозам окружающих его людей.

Но образ мира субъекта со своими смыслами, оценками и фильтрами не обязательно адекватно отражает реальные пространство—время, поскольку субъек-тивное отношение к событиям, процессам, объектам может «сжимать или расширять» и пространство, и время. Одной из кризисных ситуаций, существенно изменяющей стиль жизни, жизненные установки и позиции, планы, отношение к себе и окружающим, жизненные смыслы, является болезнь.

Отношение к болезни всегда значимо и оказывает существенное влияние на другие отношения личности. Заболевание, в особенности хроническое, это всегда поворотное событие в жизни человека, поскольку ведет к смене социальной ситуации, смене ролей, смене обычных проблем и образа жизни. Это связано с особенностями перестройки как образа «Я», так и образа мира [5].

«Любая хроническая болезнь, — отмечает В.В. Николаева, — независимо от того, какой орган или функциональная система оказываются пораженными ею, ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, … создает особую объективную социальную ситуацию развития психики человека» [Там же. С. 6].

Временная составляющая образа мира при болезни изучена в психологии слабо. Например, представлен ряд данных, отражающих важную роль психологического времени в здоровье личности, с выделением особенностей психологического времени у лиц с психосоматическими заболеваниями [9].

Проблемы с адекватным отражением действительности, субъективность в самого разного вида отношениях особо присуща лицам с той или иной психической патологией. Можно предположить, что и представленность времени в образе мира у них будет отличаться от таковой у психически здоровых людей.

В качестве заболеваний, в разной степени приводящих к расстройству психики, можно выделить неврозы, шизофрению и наркозависимость. В структуре невротических конфликтов наиболее частыми являются противоречивые тенденции между желаниями и возможностями, между чувством агрессивности и ригидной нормативностью поведения. Одной из значимых для нас характеристик больных неврозами является их уход в болезнь от ритмов современной жизни, неумение «идти в ногу со временем». Не случайно все психотерапевтические методы работы с больными невротическими расстройствами, независимо от направления психотерапии, всегда затрагивают обращение к временным понятиям — прошлое, настоящее, будущее (например, принцип «здесь и теперь» в гештальттерапии, или обращение к прошлому в психоанализе и т.п.). Важно подчеркнуть, что при адекватном лечении невроз может быть устранен.

Значительно более тяжелым психическим расстройством, зачастую неизлечимым и характеризующимся прогредиентным течением, является шизофрения. Шизофрения характеризуется нарушениями мышления, восприятия, эмоционально-личностными нарушениями. По мере развития болезни искажаются или утрачиваются прежние социальные связи, снижается психическая активность. Для больных характерны такие симптомы, как аутизм, уход от реальности в свой мир мыслей, негативизм, замкнутость. Они живут в своих ритмах, зачастую непонятных для окружающих [10].

Четкие ритмы жизни, связанные с заболеванием, присутствуют и у химически зависимых лиц, в частности, у лиц с наркотической зависимостью. У них наблюдается значительное изменение образа жизни, появление особого, аддиктивного, ритма, определяющего практически всю их жизнедеятельность [4].

Таким образом, все лица с интересующими нас заболеваниями, характеризуются нарушением способности к синхронизации с окружающими ритмами, т.е. нарушением способности адекватно решать временные задачи, что может быть связано с искажением временной составляющей образа мира, изменением значения времени.

Цель исследования: выявить особенности семантики времени у лиц с различ-ной патологией психики.

Объект исследования: психологическое (субъективное) время личности.

Предмет исследования: особенности психологического времени у лиц с пато-логией психики.

Методы исследования и выборка испытуемых

В исследовании приняли участие 5 групп испытуемых (всего 784 человека): психически здоровые люди (280 человек; возрастной диапазон от 20 до 50 лет); психически здоровые молодые люди (170 человек от 18 до 25 лет); лица, страдающие шизофренией (50 человек; от 25 до 50 лет); лица, страдающие неврозом (154 человека от 20 до 50 лет) и лица, страдающие опийной наркоманией (130 человек от 18 до 25 лет). Выборка выровнена по полу, возрастным группам, образованию, социальному статусу. Все здоровые испытуемые на момент обследования работали или учились. Жалоб на психологические (психические) проблемы никто не предъявлял. Для корректного сравнения эмпирических данных мы сочли необходимым дополнительно выделить группу, названную «молодежная норма», представители которой находятся в возрастных границах от 18 до 25 лет, так как все наркозависимые испытуемые находятся именно в этом возрасте. Все лица с психической патологией интеллектуально сохранны, на момент исследования находились вне психоза, проходили стационарное лечение в Вологодской областной психиатрической больнице. Методика семантического дифференциала давалась им в рамках стандартного экспериментально-психологического исследования.

При организации диагностики были учтены этические нормы, требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и санитарно-гигиенические нормы.

Экспериментальной методикой является стандартный 25-шкальный семантический дифференциал Ч. Осгуда [6; 8; 14]. Выбор метода обусловлен тем, что отношение ко времени (как и любое другое отношение) закреплено в системе оценок, значений, смыслов. Несмотря на то, что каждый человек имеет свое собственное, индивидуальное представление времени, часть оценок должна быть инвариантной, устойчивой, общей для большинства людей, иначе совместная продуктивная деятельность была бы невозможна. Выделить общие характеристики времени, т.е. зарегистрировать семантику времени можно, используя метод семантического дифференциала. Психосемантический метод исследования картины мира позволяет выявить систему значений и смыслов, характерных для представителей разного рода групп [1; 6; 14]. В нашем исследовании испытуемым предлагалось оценить понятия «Время», «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», при этом они не могли видеть свои предыдущие ответы. Использовались также методы математической статистики: корреляционный анализ по Спирмену, угловое преобразование Фишера.

Результаты исследования и их анализ

По результатам семантического оценивания были выявлены семантические универсалии времени и его компонентов (прошлого, настоящего, будущего), т.е. качества времени, оцененные одинаково не менее чем 75% испытуемых [1, с. 43]. В экспериментах Е.Ю. Артемьевой было показано, что многим объектам соответствуют устойчивые наборы свойств. Такие содержательные комплексы представлений о свойствах объектов были названы семантико-перцептивными универсалиями (или семантическими универсалиями). Они имеют сложную структуру, устойчивы и инвариантны, описывают содержательную сторону субъективного опыта. Совокупность выявленных характеристик составила семантические коды исследуемых понятий [1]. В таблице 1 представлено количество полученных семантических универсалий.

 

Таблица 1

Количество семантических универсалий

 

Самыми значимыми и устойчивыми характеристиками времени в представлении здоровых испытуемых из обеих групп оказались характеристики, в основном отражающие силу и активность времени: активное, быстрое, дорогое, сильное. У испытуемых с патологией эти свойства приписаны времени меньшим количеством испытуемых, чем у здоровых, но все-таки входят в первую десятку. Можно предположить, что представления о времени как о быстром, сильном, активном, дорогом разрушаются, по мере усугубления психического расстройства, в последнюю очередь и являются базисом, над которым надстраиваются другие, более динамичные и индивидуализированные характеристики.

Базовыми характеристиками времени у лиц с патологией оказались сложность и напряженность, при этом количество универсалий меньше, чем у здоровых, либо они отсутствуют, т.е. представление времени «размывается». В большей степени это характерно для больных шизофренией и наркозависимых, чем для страдающих неврозом.

В отношении к прошлому все пациенты продемонстрировали специфичное отношение, по сравнению со здоровыми. У здоровых лиц семантических универсалий прошлого не выявлено, но на первых местах стоят характеристики активности и силы. В отличие от этого, пациенты представляют прошлое (на уровне универсалий) активным, быстрым (как настоящее — здоровые), зачастую приписывают ему такие качества, как любимое, хорошее, чистое, дорогое. Больные демонстрируют позитивное эмоционально-оценочное отношение к прошлому и достаточно единодушны в его оценке (у всех групп пациентов выделяются семантические универсалии), т.е. проявляется высокая групповая согласованность в оценке прошлого.

Настоящее для всех здоровых — активное, дорогое (более 80% ответов; при этом у молодых людей большее количество семантических универсалий, позитивно окрашенных), а для всех пациентов оно сложное, напряженное, тяжелое. При этом выявляется значимое снижение активности настоящего, по сравнению с прошлым, в оценках пациентов, а у здоровых, наоборот, настоящее значимо более активно, чем прошлое (для выяснения значимости различий использовался φ-критерий Фишера) [2, с. 164].

При оценивании будущего представители всех категорий испытуемых демонстрируют оптимистичное отношение. У представителей общей нормы выявляется 3 универсалии, у молодежной нормы — 7 универсалий будущего, позитивно окрашенных. Все испытуемые с патологией демонстрируют значительно большее количество значимых, позитивных характеристик будущего: больные шизофренией — 12 универсалий, больные неврозом — 4, наркозависимые — 10. При этом, в отличие от оценивания других составляющих, семантической универсалией будущего у всех категорий пациентов является активность. Подобный оптимизм в отношении будущего у пациентов можно связать со снижением критических способностей, вследствие заболевания. Наличие тяжелой неизлечимой болезни не снижает позитивность оценки будущего, а, скорее, повышает. К будущему предъявляются нереальные требования: все должно измениться в лучшую сторону без своей активности для этого в настоящем. Уместным здесь представляется высказывание Ж. Нюттена: «Действия субъекта осуществляются в настоящем, но стимулируются и направляются целевыми объектами, находящимися в будущем. Если целевые объекты теряют свою подготовительную и координирующую функции, когнитивная репрезентация заменяет реальное действие. Она уже не относится к будущему; она превращается во вневременную фантазию» [7, с. 379].

Таким образом, в оценках исследуемых понятий было выявлено общее между оценками больных и отличие от оценок здоровых людей: наличие семантических универсалий прошлого (в основном позитивных), меньшее количество универсалий настоящего, негативная окраска настоящего, большее количество универсалий будущего (позитивных, эмоционально-оценочных), не значимость такой характеристики, как активность. Время, в представлениях пациентов, часто не представляется как процесс, не отличается активностью, эгоцентрично, привязано к личным переживаниям.

Выявляется высокая групповая согласованность в оценках прошлого и будущего у пациентов (выше, чем у здоровых), а при оценивании времени и настоящего — групповая согласованность ниже, чем у здоровых.

Следующим этапом обработки и анализа данных исследования было выявление корреляционных связей между семантическими кодами времени и его составляющих, взятыми попарно, по всем группам испытуемых. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции

Примечание: ** — 0,01≤ р≤0,05; *** — 0,001≤ р≤0,01

 

Корреляции между исследуемыми семантическими кодами статистически значимы во всех случаях, но при этом сильные корреляционные связи отмечаются только между семантическими кодами, полученными при оценивании исследуемых понятий обеими группами здоровых испытуемых. Это может отражать тот факт, что отношение ко времени и представление времени у людей формируется относительно рано и является довольно стабильным в течение жизни, т.е. инвариантно. Заметно также, что наиболее приближены к оценкам здоровых оценки лиц с расстройствами невротического уровня.

По всем группам пациентов выявлена умеренная связь между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим, то есть налицо специфика отношения больных к составляющим времени, которые настоящее оценивают менее позитивно, чем здоровые, а будущее — более позитивно. Это можно проинтерпретировать как своеобразный «разрыв» между составляющими временами, нарушение логики перетекания одного в другое, нарушение детерминационных связей между событиями жизни и, соответственно, нарушение способности решать временные задачи синхро-низации, упорядочивания, планирования и т.п., что, по терминологии Ж. Нюттена, можно назвать снижением «временной компетенции». В какой мере это является следствием пребывания в психиатрическом стационаре (зачастую длительном, как у больных шизофренией) или следствием расстройства психики? Ответ на этот вопрос можно получить, исследуя лиц с хронической патологией психики вне их пребывания в стационаре.

Заключение

Полученные данные расширяют представление о содержании временной составляющей образа мира человека, в частности, при патологии психики. Показано, что в целом существует единство семантического оценивания времени и наличие связи между составляющими времени в сознании индивида, независимо от болезни и изменений условий жизнедеятельности.

По мере усугубления расстройств психики (от невротического до психотического уровня заболевания) семантические коды времени все более отличаются от таковых у здоровых людей, и, соответственно, все более нарушается способность субъекта к решению временных задач, необходимых для успешной социально-трудовой адаптации. При этом все испытуемые с патологией демонстрируют более слабую связь (по сравнению с оцениванием здоровых людей) между компонентами времени, со значительным отрывом настоящего от прошлого и будущего.

Полученные данные заставляют более тщательно и вдумчиво подходить к организации и проведению коррекционных и терапевтических мероприятий, подчер-кивают необходимость коррекции измененного отношения ко времени, коррекцию целеполагания, необходимость повышения активности и личной организованности пациентов во времени. Семантическое оценивание времени может быть использовано для экспресс-диагностики эффективности проведенной психотерапии (психокор-рекции), для оценки динамики состояния пациентов.

 

Литература

1.   Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. – М.: Наука; Смысл, 1999. − 350 с.

2.   Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – 4-е изд., исправ. – М.: Моск. психол.-соц. институт; Флинта, 2006. – 336 с.

3.   Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – С. 251–262.

4.   Наркология: учебное пособие / В.Л. Гавенко, Г.А. Самардакова, А.М. Кожина [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

5.   Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – М.: Издательство Московского университета, 1987. − 168 с.

6.   Новиков А.Л., Новикова И.А. Метод семантического дифференциала: теоре-тические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2011. – № 3. – С. 63–71.

7.   Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.

8.   Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. – М.: Мир, 1972. – С. 46–48.

9.   Печерская С.А. Психологическое время как психологический аспект здоровья личности // Вестник университета. – 2014. – № 21. – С. 292–297.

10.  Психиатрия: учебник для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко [и др.]. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 576 с.

11.  Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Academia: Высшая школа, 2001. – 360 с.

12.  Стрелков Ю.К. Временная форма профессионального опыта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2010. – № 2. – С. 23–31.

13.  Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. − 815 с.

14.  Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. − Urbana-Champaign, IL: University of Illinois Press, 1967. − 346 p.

15.  Placing motivation and future time perspective theory in a temporal perspective / J. Simons, M. Vansteenkiste, W. Lens [et al.] // Educational Psychology Review. – 2004. – Vol. 16,  № 2. – P. 121–139.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.937.53:616.89

Денисова Т.Н. Семантика времени у лиц с патологией психики // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 1(60) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ