Стресс и проактивное совладающее поведение в период пандемии COVID-19: данные он-лайн опроса
Куфтяк Е.В. (Москва, Россия), Бехтер А.А. (Хабаровск, Россия)
|
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,
проспект Вернадского, д. 84, Москва, 119571, Россия.
Тел.: (499) 956-96-45.
E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru
|
|
Бехтер Анна Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Тихоокеанский государственный
университет», ул. Карла Маркса, д. 68, Хабаровск, 680000, Россия.
Тел.: (4212) 21-13-06.
E-mail: behter2004@mail.ru
|
Аннотация
В статье приведены результаты выбора стратегий проактивного копинга под
влиянием внешних факторов в ситуации пандемии COVID-19.
Цель исследования: изучение
взаимосвязей уровня стресса, реакции на стрессоры и выбора
стратегий проактивного совладающего поведения.
Выборка: в исследовании приняли участие 248 человек (81,5%
женщин) в возрасте от 18 до 48 лет (М = 23,6; SD = 7,4).
Использовался следующий
методический комплекс: «Шкала воспри-нимаемого
стресса-10», «Опросник проактивного копинга»,
«Опросник способов копинга».
Результаты. Было установлено, что участники с низким уровнем
стресса чаще выбирают стратегию проактивного совладания, а с высоким
уровнем стресса — поиск
инструментальной поддержки, что свидетельствует о негативном
влиянии переживания стресса. Корреляционный анализ позволил выявить,
что в ситуации интенсивного переживания стресса
использование проактивного
совладания не выступает защитным фактором для психического
состояния человека. Молодые люди в период пандемии при условии
невысокого стрессового напряжения чаще обращаются к
стратегии поиска информационной
поддержки. В зрелом возрасте стратегии проактивного совладания
реализуются при высоком уровне стресса, что говорит об устойчивой
системе совладания со стрессом на данном периоде онтогенеза.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
25.09.2020
|
10.12.2020
|
18.12.2020
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Сегодня проактивное совладающее поведение и его виды изучаются в
междисциплинарном пространстве, на стыке социальной, возрастной
психологии, психологии труда и психологии кризисных состояний [1; 2;
7; 11; 12; 15; 17]. В этот период карантина, связанного с
распространением COVID-19 и массовой тревоги, очевидной стала проблема
прогнозирования и планирования жизни человеком. Отсутствие планирования
губительно сказывается на психической активности и общем самочувствии
человека. Оказалось, что целеполагание и планирование в любой
деятельности (от шитья до написания книг) могут существенным образом
улучшить состояние человека. По словам Д.А. Леонтьева, познание себя и
своих потребностей — лучший способ использовать время в самоизоляции
[9].
Традиционные исследования в области совладания со стрессовыми
ситуациями в основном сосредоточены на прошлых стрессорах [5; 6; 8; 10].
Однако будущие стрессоры повсеместно встречаются в жизни людей. Л.
Аспинуолл и Ш. Тейлор в конце девяностых годов ХХ века предложили
концепцию проактивного совладания [13]. Предложенная концепция
рассматривает усилия индивидов, направленные на ожидаемые стрессовые
события, которые еще не произошли. Впоследствии Р. Шварцер и С. Тауберт
подробно описали данный позитивный стиль совладания, подчеркнув, что
проактивное совладание связано с управлением целями, а не с управлением
рисками [18]. Согласно авторам, проактивное совладание предполагает
создание общих ресурсов, способствующих достижению целей и личностному
росту [17]. Исследование проактивного совладания в разных выборках
позволило выявить его роль в снижении тревожности и достижении более
высокого уровня удовлетворенности жизнью и восстановления
функционирования в поздней взрослости [16], снижении тревоги у
пожарных, в повышении самоэффективности и снижении стресса у педагогов
[19].
Проактивное совладание зависит от внешних причин, которые могут быть
не связаны с конкретным человеком (например, пандемия короновируса), но
его восприятие этой ситуации порождает или не порождает проактивное
совладание. В связи с этим целью данного исследования является анализ
взаимосвязей уровня стресса, реакции на стрессоры и выбора стратегий
проактивного совладающего поведения.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 248 (95,7 %) респондентов, из которых
202 — женщины (81,5%) и 46 (18,5%) — мужчины. Возраст
варьировался от 18 лет до 48 лет (М = 23,6; SD = 7,4). По возрастному
признаку респонденты были разделены на две группы: 18—25 лет
— ранняя взрослая группа (82,6%) и зрелые взрослые (17,3%).
Выраженность стресса оценивалась с использованием опросника
«Шкала воспринимаемого стресса-10» (ШВС-10; адаптация
В.А. Абабкова, К. Барышниковой, О.В. Воронцовой-Венгер, И.А. Горбунова
и др., 2016). Стратегии проактивного совладания изучались с
использованием методики «Опросник проактивного копинга»
(адаптация Е.П. Белинской, 2018).
Результаты исследования и их обсуждение
Для корректного анализа данных выборка была разделена на две
подгруппы с высоким и низким показателями по общему показателю уровня
воспринимаемого стресса методики ШВС-10.
В подгруппу с высокими показателями по ШВС-10 вошли участники со
значениями от 26 баллов и выше (n = 173, 69,8%, средний возраст —
23,4 года), в подгруппу с низкой интенсивностью стресса — до 26
баллов (n = 75, 30,2%, 24,1 года).
Таблица 1
Сравнительный анализ стресса в группах с разным уровнем стресса
Уровень перенапряжения и сопротивления стрессу выше в группе с
высоким уровнем стресса (p = 0,000; p = 0,04), что согласуется с общим
уровнем переживания стрессовой ситуации.
Таблица 2
Сравнительный анализ проактивного совладания в группах с разным
уровнем стресса
Участники с низким уровнем стресса обнаружили более частый выбор
проактивного копинга (p = 0,0001), а с высоким уровнем стресса
— поиск инструментальной поддержки (p = 0,04). Таким образом,
уровень стресса связан с возможностью реализации стратегий проактивного
совладающего поведения.
Для выявления специфики взаимосвязей между психологическими
показателями стрессовой напряженности, выбором стратегий проактивного
копинга в выделенных группах был использован корреляционный анализ.
Исследование соотношения показателей перенапряжения, противодействия
стрессу и общей выраженности стресса, стратегий проактивного копинга в
группе с невыраженным стрессом обнаружило 5 корреляционных связей (при
p<0,05). Обнаруженные обратные связи указывают, что
проактивное совладание помогает избежать перенапряжения, снизить усилия
по противодействию стрессу и уровень стресса. Стратегическое
планирование обратно связано с усилиями, прилагаемыми для преодоления
стрессовой ситуации, что может рассматриваться как эффективная
стратегия в снижении уровня стресса [7; 17]. Обнаружена положительная
взаимосвязь между стратегией «Поиск инструментальной
поддержки» и выраженностью напряженности ситуации и уровнем
воспринимаемого стресса. Другими словами, выраженность обращения к
информации от других людей для преодоления стресса усиливает
субъективное восприятие уровня напряженности ситуации [4].
Так, обнаруженные связи указывают на то, что проактивное совладание,
превентивное и рефлексивное преодоление, стратегическое планирование
помогают избежать перенапряжения и сопротивления стрессу, снизить
уровень стресса.
Во второй группе выявлены взаимосвязи только на уровне тенденции и
их в два раза меньше: всего три (при p<0,07), по направленности
все отрицательные. Так, проактивный копинг и поиск инструментальной
поддержки связаны с уровнем противодействия стрессовой ситуации, а
проактивный копинг связан с общим уровнем стресса.
Вероятно, для лиц, интенсивно переживающих стрессовую ситуацию,
использование проактивного совладания становится энергозатратным в
плане защиты для внутреннего психического состояния. Поиск
инструментальной поддержки сегодня используется как самая популярная
стратегия при стрессовом напряжении, особенно в виде обращения к
информационным ресурсам (интернет). В период пандемии это оказалось
наиболее доступным паттерном совладания, учитывая минимизацию очных
контактов. Поэтому отрицательная связь между напряжением и данной
стратегией закономерна.
Анализ полученных результатов показал, что для лиц, интенсивно
переживающих стрессовую ситуацию, использование проактивного совладания
становится менее защитным для внутреннего психического состояния.
Интересным оказалось сравнение двух выборок по возрасту: ранней
(от 18 до 24 лет; n = 205, 81%, средний возраст — 20,7 года) и
средней (от 25 до 48 лет; n = 43, 19%, средний возраст —
36,3 года) взрослости.
Выявлены статистически значимые различия между группами: у взрослых
более выражены усилия по противодействию стрессу (p = 0,05), а молодые
люди чаще выбирают стратегию «Поиск инструментальной
поддержки» (p = 0,0001).
Таблица 3
Сравнительный анализ стресса и проактивного совладания в разных
возрастных группах
В период взрослости уже накоплен жизненный опыт и есть стратегии
противостояния стрессу, навыки обращения за социальной поддержкой. У
многих молодых людей поиск инструментальной поддержки (чаще это
обращение к интернет-ресурсам, мессенджерам, сетевым сообществам)
является сегодня чуть ли не основной стратегией совладания со стрессом,
что может говорить о слаборазвитых навыках обращения за помощью к
близким или невозможности к ним обратиться (из-за самоизоляции).
В группе молодых людей обнаружено 4 корреляционных связи между
показателями перенапряжения, общей выраженности стресса и выбором
стратегий совладающего поведения. Показано, что проактивное совладание
(при p<0,0001) отрицательно связано с перенапряжением и общей
выраженностью стресса, а поиск инструментальной поддержки положительно
(при p<0,001). Таким образом, мы можем констатировать, что в
молодом возрасте проактивное совладание затруднено из-за высокого
стрессового напряжения, эмоционального переживания стресса, что
является нормальным этапом в получении жизненного опыта.
В группе взрослых похожих корреляционных связей не было обнаружено.
В других исследованиях [14; 15] показано, что взрослые и зрелые люди
прогнозируют и проактивно совладают даже в период стрессового
напряжения, так как привычка планирования развивается к этому возрасту
и становится устойчивой личностной чертой (проактивностью по А.И.
Ерзину) [3]. Наличие семьи и развитой системы социальных контактов в
зрелом возрасте способствует укреплению позиции прогнози-рования в
период стрессовых событий.
Исследование осуществлялось в течение трех месяцев, с 27 марта по
30 мая 2020 г., что позволило проследить динамику обращения к стратегиям
проактивного совладающего поведения. Были получены значимые различия
между выбором респондентами стратегий проактивного совладания в марте и
мае месяце (рис. 1).
Рисунок 1. Выраженность стратегий проактивного совладания с учетом
временного периода
Важно отметить: в мае по сравнению с мартом реже выбирались стратегии
проактивного совладания (p = 0,08) и превентивного совладания (p = 0,07),
но чаще респонденты обращались к поиску эмоциональной поддержки
(p = 0,04). Вероятно, мощный
информационный поток в условиях пандемии к третьему месяцу самоизоляции,
ограниченность видения будущих перспектив приводят к истощению психических
ресурсов человека и снижению
уверенности в успешном решении трудностей благодаря его усилиям.
Выводы
Таким образом, наше исследование позволило сформулировать ряд
выводов:
• |
стратегии проактивного совладающего поведения связаны с уровнем стресса
и реакцией на стрессовое событие;
|
• |
поиск информационной поддержки
оказался доступной и наиболее используемой стратегией проактивного
совладания в период пандемии в молодом возрасте при условии невысокого
стрессового напряжения и в зрелом возрасте при любом уровне напряжения;
|
• |
в зрелом возрасте многие стратегии проактивного совладающего поведения
реализуются при достаточном стрессовом напряжении и уровне стресса, что
говорит об устойчивой системе совладания со стрессом;
|
• |
длительное психическое напряженное, вызванное самоизоляцией, снижает
возможности когнитивной оценки человеком своих ресурсов и позитивную
оценку стрессовой ситуации, что отражается на недостаточности усилий,
предпринимаемых до появления стрессового воздействия.
|
Вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов, личностного и
социального в проактивном совладании при стрессе остается под
пристальным вниманием исследователей. Ситуация пандемии и самоизоляции
из-за COVID-19 оказалась настоящим испытанием для каждого человека,
сильнейшим стрессом, ограничивая его возможность прогнозировать свое
будущее, быть проактивным. Переживания самоизоляции были облегчены
путем обращения к информационным ресурсам интернета и поддержанием
контакта через сетевые каналы.
Литература
1. Бехтер А.А. К вопросу о проактивности в совладающем поведении
студентов вуза // Проблемы высшего образования. – 2019.
– № 1. – С. 344–347.
2. Бехтер А.А.
Развитие проактивного совладающего поведения первокурсников с
помощью рефлексивного тренинга // Методология, теория, история
психологии личности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина,
Н.Е. Харламенкова. – М.: Институт психологии РАН, 2019.
– С. 624–631.
3. Ерзин А.И.,
Ковтуненко А.Ю. Нейропсихология антиципации-I – М.:
Академи-ческий проект, 2020. – 207 с.
4. Кукса А.А., Бехтер А.А. Рефлексивное совладающее поведение:
теоретичес-кий обзор исследований // Материалы секционных заседаний 60-й
студенческой научно-практической конференции ТОГУ, Хабаровск 27-28
апреля 2020 г. / отв. ред. И.Н. Пугачев. – Хабаровск: Тихоокеан.
гос. университет, 2020. – С. 291–296.
5. Куфтяк Е.В. Совладающее
поведение супружеской пары: динамика и структура
// Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 3.
– С. 17–24.
6. Куфтяк Е.В. Концепция семейного совладания: основные положения //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2012. – № 5 (16) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: 24.08.2020).
7. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в период взросления: соотношение
механизмов психологических защит, реактивного и проактивного совладания
// Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А.Л.
Журавлев, Е.А. Никитина, Н.Е. Харламенкова. –
М.: Институт психологии РАН, 2019.
– С. 680–689.
8. Куфтяк Е.В., Бехтер А.А., Кирпань С.А. Опыт адаптации методики
оценки студенческого стресса // Экопсихологические исследования-6:
экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных
статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.:
Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. –
С. 223–227.
9. Леонтьев Д.А. Виражи и миражи пандемического сознания: доклад //
Психологическая газета. Профессиональное интернет-издание. –
2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://psy.su/feed/8337/
(дата обращения: 04.09.2020).
10. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior»
в системе понятий психологии личности // Психологический журнал.
– 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20–30.
11. Сирота Н.А., Ярославская М.А. Исследование проактивного
совладающего поведения у больных шизотипическим расстройством //
Медицинская психология в России. – 2014. – T. 6, № 1.
– C. 8. doi: 10.24411/2219-8245-2014-00001
12. Ялтонский В.М. Современные теоретические подходы к исследованию
совладающего поведения // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2010. – № 1 [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: 24.08.2020).
13. Aspinwall L.G., Taylor S.E. Modeling cognitive adaptation:
A longitudinal investigation of the impact of individual differences and
coping on college adjustment and performance // Journal of Personality
and Social Psychology. – 1992. – Vol. 63, № 6.
– P. 989–1003. doi: 10.1037//0022-3514.63.6.989
14. Kahana E., Kahana B., Zhang J. Motivational Antecedents of
Preventive Proactivity in Late Life: Linking Future Orientation and
Exercise // Motivation and Emotion. – 2005. – Vol.
29, № 4. – P. 438-459. doi: 10.1007/s11031-006-9012-2
15. Kahana E., Kelley-Moore J., Kahana B. Proactive aging: A longitudinal
study of stress, resources, agency, and well-being in late life //
Aging and Mental Health. – 2012. – Vol. 16, № 4. –
P. 438–451. doi: 10.1080/13607863.2011.644519
16. Katter J., Greenglass E. The influence of mood on the relation
between proactive coping and rehabilitation outcomes // Canadian
Journal on Aging. – 2013. – Vol. 32, № 1.
– P. 13–20. doi: 10.1017/S071498081200044X.
17. Schwarzer R., Luszczynska A. Reactive, anticipatory, preventive
and proactive coping: A theoretical distinction // The Prevention
Researcher. – 2008. – Vol. 15, № 4. – P. 22–24.
18. Schwarzer R., Taubert S. Tenacious goal pursuits and striving
toward personal growth: Proactive coping // Beyond coping: Meeting
goals, visions and challenges / ed. by E. Frydenberg. –
London: Oxford University Press, 2002. – P. 19–35.
19. Verešová M., Malá D. Stress, proactive
coping and self-efficacy of teachers // Procedia –
Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 55.
– P. 294–300. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.09.506
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:[616.98:578.834.11]
Куфтяк Е.В., Бехтер А.А. Стресс и проактивное совладающее поведение
в период пандемии COVID-19: данные он-лайн опроса // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. –
T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|