|
Аннотация. В статье рассматривается специфика проявлений эмоционального выгорания учителей в период пандемии с мая по июнь 2020 года. Изучались структурно-динамические показатели психического состояния педагогов из общеобразовательных школ и специализированных учреждений для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У всех педагогов выявлено повышение уровня организационного стресса. В психоэмоциональном состоянии сотрудников общеобразовательных учреж-дений одним из ведущих проявлений становится компонент профес-сионального выгорания, развивающегося в связи с «эмоциональным истощением» и «переживанием психотравмирующих обстоятельств». У специалистов специализированных школ обнаруживается тенденция ослабления проявлений синдрома эмоционального выгорания за счет общественной значимости и пользы своего труда. Ключевые слова: эмоциональное выгорание; психоэмоциональное напряжение; эмоциональное истощение; экстренное дистанционное обучение; специализированные школы для детей с ОВЗ.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность и обоснование исследования COVID-19 изменил мир, а вместе с ним и образовательную среду в нашей стране, переписав учебный план на 2020 год. Об актуальности представленной проблемы свидетельствует объективный факт — более 1 млн 200 тыс. [17] педагогических работников России приняли участие в уникальном социальном «эксперименте» по переходу к дистанционной форме обучения, который трудно сопоставить с каким-либо историческим опытом. Сочетание растущих требований к личности учителя с дестабилизирующими элементами организации дистанционной деятельности в период пандемии COVID-19, в том числе плохо структурированной информацией [20], отсутствием планирования труда [19], недостатком оборудования и технической подготовки и самой специфической депривацией, вызванной самоизоляцией. Данные причины стали потенциировать увеличение проявлений состояния психоэмоционального напряжения [11; 12], в том числе изменения в интенсивности профессионального выгорания у сотрудников образовательных учреждений [15]. О восприятии ситуации в сфере образования педагогами можно говорить на примере опроса Alberta Teachers Association, проведенного в июне 2020 года:
Растущие требования к личности учителя в сочетании с дестабилизирующими элементами организации дистанционной деятельности в период пандемии — всё, с чем столкнулись учителя в марте — июне 2020 года, — выступают как основная причина возникновения их психоэмоционального напряжения [3; 5], в том числе изменения в проявлении параметров профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений [9; 10]. Это определило актуальность выбранной темы. Материалы и методы Целью нашего исследования стало изучение структурно-динамических показателей профессионального выгорания педагогов, имеющих различный педагогический стаж, на примере специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательных школ в условиях дистанционного образования. При определении содержания психодиагностики учитывалось, что психоэмоцио-нальное напряжение в условиях дистанционного школьного образования оказало влияние на динамические характеристики синдрома профессионального выгорания у педагогов на период мая — июня 2020 года [4; 6; 7]. В частности, предполагалось, что ценностно-смысловые ориентиры профессио-нальной деятельности, противодействующие выгоранию, у педагогов изменились в условиях перехода к дистанционному обучению, в напряженной психоэмоциональной ситуации мая — июня 2020 г., в сравнении с данными февраля — марта 2015 г. В эти временные периоды существуют различия в степени выраженности симптоматики профессионального выгорания между преподавателями специальных (коррекционных) школ [13] в условиях дистанционного обучения в мае — июне 2020 г. в сравнении с данными очного формата в сентябре — декабре 2009 г. [14]. При этом, говоря о дистанционной форме работы образовательных учреждений, мы опирались на работу Ч. Ходжес и др. [25], в которой при изучении опыта электронного обучения в колледжах и университетах рассматривается возможность субъектов образовательного процесса справляться с внезапным и быстрым переходом к дистанционному формату [27; 29]. Понимание текущих обстоятельств требует проведения различий между онлайн-обучением и дистанционным обучением в целом [21; 28]. В нашем исследовании использовали предложенный американскими коллегами термин «экстренное дистанционное обучение», который акцентирует внимание на неопределенность ситуации, которая влияла на состояние учителей [24]. Методы исследования. В исследовании применялся психодиагностический метод и нарративный подход. Использовались следующие методики:
Исследование проводилось в период с 14 мая по 17 июня 2020 г. В связи с ограничением на применение личного взаимодействия с педагогами в условиях пандемии все методики с инструкциями по их заполнению были собраны онлайн через сервис «Google Формы». Приглашения на участие в исследовании направлялись вместе с сопроводительным письмом на электронные почты директоров учебных заведений и непосредственно электронные адреса самих педагогов. Было отправлено 3599 писем-приглашений, получено 306 ответов, в том числе от 300 сотрудников общеобразова-тельных учреждений. Выборка обследуемых педагогов. В исследовании приняли участие 300 педагогов общеобразовательных школ. Группы респондентов распределились следующим образом:
Региональное распределение респондентов определяется активностью учителей. В исследовании приняли участие в г. Санкт-Петербурге 117 сотрудников общеобразо-вательных школ и 78 сотрудников специальных школ, а также 105 человек из других населённых пунктов РФ, в т. ч. Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Омска, Красноярска и т. д. (всего 44 населенных пункта различных по населению и уровню ограничений в период пандемии COVID-19 в мае — июне 2020 г). Сотрудники специализированных школ проявили активность только в г. Санкт-Петербурге. Полученные данные интерпретировались с применением математико-статисти-ческого анализа с помощью программы SPSS. Использовано три вида анализа — первичные описательные статистики, факторный анализ (методом главных компонент) с применением Варимакс-вращения с нормализацией Кайзера и многофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Результаты исследования По данным на май — июнь 2020 года (рис. 1 и 2) уровень индекса психического выгорания (опросник «Синдром выгорания» А. А. Рукавишникова) фиксируется в диапазоне от средних значений до крайне высоких. Респондентов с низкими значениями и крайне низкими значения по данному параметру в ходе исследования не выявлено. При этом применение опросника «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой отразило другой диапазон: низкая степень выгорания была зафиксирована в г. Санкт-Петербурге у 41,03 % сотрудников общеобразовательных школ и у 43,59 % специалистов специальных (коррекционных) школ; данные, которые были получены по другим населенным пунктам РФ, фиксируют низкую степень выгорания у 29,52 % респондентов.
Рис. 1. Сравнительный анализ индекса психического выгорания у учителей различных типов школ с учетом их места нахождениях в РФ.
Рис. 2. Сравнительный анализ интегрального показателя эмоционального выгорания у учителей различных типов школ с учетом их места нахождениях в РФ.
Близость полученных значений опросника Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой с данными методики В. В. Бойко (рис. 3), при анализе общего уровня эмоционального выгорания в рамках данного исследования применение результатов опросника А. А. Рукавишникова ограничено. Эти факты требуют дополнительных исследований.
Рис. 3. Уровень эмоционального выгорания в период дистанционного обучения (на основе результатов применения методики В. В. Бойко).
Факторный анализ параметров психоэмоционального состояния сотрудников общеобразовательных учреждений отразил, что одним из ведущих в изучаемом состоянии является компонент состояния эмоционального выгорания, развивающегося в связи с «эмоциональным истощением» и «переживанием психотравмирующих обстоятельств». С меньшими факторными нагрузками (весами) его дополняют ещё два фактора — «значимость отдельных мотивов деятельности для педагогов» и «удовлет-ворённость профессиональной деятельностью». В контексте актуальной ситуации «экстренного дистанционного обучения» у педагогов, испытывающих снижение морального удовлетворения от профессиональной деятельности, доминирующим признаком профессионального выгорания являются эмоциональные проблемы, которые сочетаются с чувством общей усталости, психоэмоционального истощения и субъектив-ными переживаниями психотравматизации. Из 300 исследований у 26,7 % учителей выявлен сложившийся симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко) и у 15,7 % обследуемых он оценивается как складывающийся. При изучении же представлений о трудных ситуациях в период с мая по июнь 2020 года профессиональной деятельности у педагогов различных типов образовательных учреждений (общеобразовательных и специальных) выявлены различия в параметрах профессионального выгорания в зависимости от субъективной оценки процесса дистанционного обучения: педагоги общеобразовательных школ, оценивающие ситуацию дистанционного обучения как трудную, имеют большее количество выраженных связей параметра «Переживание психотравмирующих обстоятельств» с субфакторами профессионального выгорания всех трех опросников (А. А. Рукавишников, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова) в сравнении с данными учителей специализированных школ. Однако связи отдельных субфакторов оказались у них слабее. В рамках сравнительного анализа данных уровня выгорания педагогов в дистанционной работе в мае — июне в 2020 г. в сравнении с данными очного формата сентября — декабря 2009 г. на примере специализированных (коррекционных) школ в возрасте от 35 до 60 лет зафиксировано изменение как общего уровня выгорания, так и отдельных структурно-динамических параметров:
Таким образом, в период «экстренного дистанционного обучения» у специалистов специализированных школ выявлена тенденция ослабления проявлений синдрома эмоционального выгорания. Статистически значимые эффекты межгруппового взаимодействия по данным на май—июнь 2020 года зафиксировали связь удовлетворенности отдельными парамет-рами деятельности и показателями уровня профессионального выгорания в деятель-ности сотрудников образовательных учреждений:
Данные факты отражают наличие связи между эмоциональным состоянием сотрудника и развитием профессионального выгорания, а также уровнем организаци-онного стресса, вызванного дестабилизирующими элементами дистанционной деятель-ности в период пандемии COVID-19. Наличие изменений ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности противодействующих выгоранию педагогов в условиях перехода к дистанционному обучению в напряженной психоэмоциональной ситуации мая—июня 2020 года, в сравнении с данными февраля—марта 2015 года, было подтверждено анализом существенности изменения различия рангов элементов структуры: уровень выявленных различий для учителей общеобразовательных школ составил 27,3 %, для специализированных (коррекционных) — 22,5 %. Выявлено, что для педагогов как специализированных школ, так и общеобразовательных учреждений изменились основные мотивы деятельности:
Изменение иерархии смыслов профессиональной деятельности, выступающих в качестве факторов устойчивости к профессиональному выгоранию, а также связей между ценностно-смысловыми факторами [8] и факторами профессионального выгорания у педагогов как из специализированных, так и из массовых образовательных учреждений отражает смещение мотивов деятельности в условиях «экстренного дистанционного обучения». Обсуждение результатов исследования Эмпирические исследования (Р. О. Агавелян, Н. М. Назарова, А. Х. Пашина, А. С. Шафранова, Т. И. Янданова и др.) показывают, что педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений в сравнении с коллегами из общеобразовательных школ отличаются более низкими показателями физического и психологического здоровья [26; 31]. В ходе же проведенного нами исследования достоверные различия в уровне профессионального выгорания между педагогами общеобразовательных и специальных учебных заведений в период «экстренного дистанционного обучения» не зафиксированы. Однако отмечаются различия в отдельных структурно-динамических параметрах по методике В. В. Бойко, например, «переживание психотравмирующих обстоятельств», «расширение сферы экономии эмоций» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Низкий уровень вариативности школьной специфики может быть обусловлен общими требованиями к профессиональным компетенциям учителя, которые распространяются на всех педагогов в равной мере при переходе к дистанционному формату работы. До COVID-19 результаты проведенного ОЭСР (2020) международного исследования систем преподавания и обучения в более чем 60 странах показали, что более 90 % учителей пришли к преподаванию с целью помочь ученикам, а 88 % хотели бы внести свой вклад в улучшение общества [22], то есть были эмоционально вовлечены. В период же пандемии сформировались условия, в которых ослабли отношения между учениками и учителями [30]. Эмоциональное удовлетворение и обратная связь, которые учителя получали от студентов и учеников в качестве психических вознаграждений образовательного процесса, были существенно снижены [23]. Эмоциональные связи, критически важные для любого вида обучения, но трудно достижимые в условиях кризиса, вызванного резким переходом к дистанционному формату. Полученные в ходе нашего исследования данные также указывают на изменения иерархии смыслов профессиональной деятельности, выступающих в качестве факторов устойчивости к профессиональному выгоранию, а также связей между ценностно-смысловыми факторами и факторами профессионального выгорания как у специальных (коррекционных) педагогов, так и у их коллег из массовых образовательных учреждений, которые выражаются в изменении структуры мотивов деятельности в условиях «экстренного дистанционного обучения» от непосредственного взаимодействия с ребенком к социально значимым стимулам.
Литература 1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Сударыня, 1999. – 28 с. 2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профи-лактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. 3. Защиринская О.В., Ковалева В.А. Специфика восприятия подростками эмотивной передачи невербальной информации в процессе альтернативной коммуникации // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. / под науч. ред. А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. – СПб.: ВМ, 2018. – С. 236–243. 4. Защиринская О.В., Котова С.А. Особенности становления межличностной толе-рантности младших школьников // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 129–141. 5. Защиринская О.В., Красновский В.Н. Психические состояния и их роль в учебно-воспитательном процессе // Здоровье и образование. Материалы XV региональной научно-практической конференции. – СПб.: Ленингр. обл. институт развит. образов., 2018. – С. 15–21. 6. Защиринская О.В., Куус Я.В. Современные представления о психической травме // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 9–21. 7. Защиринская О.В., Лаптева А.В. Эмоционально-потребностный компонент социального интеллекта детей с умственной отсталостью // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 2 (90). – С. 7–12. 8. Защиринская О.В., Лободин В.Т. Формирование ценностных ориентаций как профилактики аддиктивного поведения подростков // Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек. Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Ленингр. обл. институт развит. образов., 2019. – С. 157–172. 9. Защиринская О.В., Николаева Е.И., Скуратова К.А. Стратегии анализа текста детьми с нарушениями навыков чтения // Центральные механизмы речи. Сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт / под общ. ред. А.Н. Шеповальникова. – СПб.: ВВМ, 2019. – С. 43. 10. Защиринская О.В., Скуратова К.А., Шелепин Е.Ю. Специфика глазодвига-тельной активности детей при чтении текстов разных визуальных форматов // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 73. – С. 141–158. 11. Защиринская О.В., Тамбовцева Ю.В. Особенности отношения к себе и другим у человека с психической травмой // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 22–31. 12. Защиринская О.В., Турчанинов Е.Е. Особенности функционирования меха-низмов психологических защит у подростков с легкой умственной отсталостью из неполных семей // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. / под науч. ред. А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. – СПб.: ВВМ, 2018. – С. 239–246. 13. Защиринская О.В., Турчанинов Е.Е. Теоретический обзор научных работ по изучению психологических защит при нормальном и нарушенном интеллекте // Вестник психотерапии. – 2020. – № 73 (78). – С. 87–99. 14. Защиринская О.В., Шелепин Е.Ю. Психология и нейротехнологии // Психо-логия XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. – СПб.: Скифия-принт, 2017. – С. 267–273. 15. Зуева В.С., Защиринская О.В. Восприятие дошкольниками рекламных образов сказочных персонажей // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2018. – Т. 6. – С. 53–57. 16. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 183 с. 17. Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации по состоянию на январь-сентябрь 2019 года. Росстат [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/03-19-13.xlsx (дата обращения: 13.10.2020). 18. Alberta teachers responding to coronavirus (COVID-19): pandemic research study initial report. – Alberta Teachers Association. – June, 2020. – 76 p. – Available at: https://clck.ru/TkAWb (accessed 5 November 2020). 19. Elaborating screening scales for early diagnosis of developmental delay in fiveto six-year-old children in Russia / A.D. Nasledov, S.A. Miroshnikov, L.O. Tkacheva [et al.] // Psychology in Russia: State of the Art. – 2020. – Т. 13, № 3. – С. 18–33. 20. Gurieva S.D., Zashchirinskaia O.V., Udavikhina U.A. Creation of coping-profiles of managers for obtaining methods of coping in socially significant situations during negotiations // Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. – 2019. – Vol. 7, № 3. – P. 179–187. 21. Methods of cognitive impairment and assistance to children and adults in correctional pedagogy and psychotraumatology study / O. Zashchirinskaia, N. Brakamonte, U. Hagedorn [et al.] // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 177. 22. Reimers F.M., Schleicher A. Schooling disrupted, schooling rethought: How the Covid-19 pandemic is changing education // OECD 2020. – 61 p. – Available at: https://globaled.gse.harvard.edu/files/geii/files/education_continuity_v3.pdf (accessed 12 September 2020). 23. Schuck R.K., Lambert R. "Am I Doing Enough?" Special Educators’ Experiences with Emergency Remote Teaching in Spring 2020 // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10, № 11. – P. 320. 24. The coronavirus pandemic poses major challenges to U.S. students and their teachers and exacerbates existing education inequities. Here is what these mean for education policy // Economic Policy Institute. – September 10, 2020. – Available at: https://www.epi.org/press/the-coronavirus-pandemic-poses-major-challenges-challenges-to-u-s-students-and-their-teachers-and-exacerbates-existing-education-inequities-here-is-what-these-mean-for-education-policy/ (accessed 14 October 2020). 25. The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning / Ch. Hodges, St. Moore, B. Lockee [et al.]. – 27 March 2020. – Available at: https://er. educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (accessed 10 September 2020). 26. Zashchirinskaia O.V. Nonverbal patterns of preschooler's perception of visual images with the help of eye-tracker method usage // Current Psychology. – 2018. – Vol. 40, № 1. – P. 442–453. 27. Zashchirinskaia O. Post-traumatic experience of road accident victims // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 826-832. 28. Zashchirinskaia O. The method of oculography in the study of the understanding of texts of different visual complexity of students with mental disorders // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 178. 29. Zashchirinskaia O., Brakamonte N. Methods of art-pedagogical influence on emotional intelligence of children in educational environment // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 181. 30. Zashchirinskaia O., Kirilova V. Methods of studying cumulative psychotrauma: on the example of clinical and psychological study of the mental state of adults from Russia and Bulgaria // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 180. 31. Zashchirinskaia O.V., Nikolaeva E.I. The perception of advertising images by children of 5 year old // International Journal of Psychophysiology. – 2018. – Vol. 131 (Supl.). – P. S151–S152.
Ссылка для цитирования УДК 159.923:616.89-008.19: 373.1 Парфёнова О.А., Кретова М.В., Ройлян Т.С. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях экстренного дистанционного обучения школьников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|