|
Аннотация. Статья посвящена истории создания одной из важнейших составляющих концептуального аппарата отечественной нейропсихологии — структурно-функциональной модели головного мозга человека — концепции о трех блоках мозга Александра Романовича Лурии. Рассматривается научный и личностно-биографический контекст работы А. Р. Лурии в 60—70 годы, повлиявший на формирование трехблочной модели церебральной организации: развитие когнитивно-информационного направления в психологии, цикл нейропсихологических исследований по мозговой организации памяти в Институте нейро-хирургии им. Н. Н. Бурденко, осуществленный учениками А. Р. Лурии, интенсивное развитие нейрохирургии, в том числе операции на глубинных структурах мозга. Отмечается, что в настоящее время данная концепция широко используется в теоретическом и диагностическом аспектах деятельности клинических психологов, работающих с проблемами аномалий психического развития в детском возрасте, в нейрогеронтопсихологии, в клинике эндогенных и органических психических расстройств с пациентами разного возраста, а также в клинике хронических соматических заболеваний. Ключевые слова: А.Р. Лурия; структурно-функциональная модель мозга; нейропсихология.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Движение вперед не просто удается, (И. А. Корсаков)
фическом контексте. С одной стороны, развитие когнитивно-информационного подхода обеспечило возможность рассмотрения психики в новых операциональных единицах при приеме, переработке и хранении информации. С другой стороны, в рамках этого подхода произошло «дробление» высших психических функций (ВПФ) на мелкие составляющие (например, эхоическая/иконическая память), что беспокоило Александра Романовича. Можно полагать, что идея укрупнения возникла в качестве своеобразного противовеса, примиряющего эффективность информационных аналитических стратегий в изучении психики и развивающийся гуманистический взгляд на ценности целостного человека и психики. Кроме того, именно в этот период А. Р. Лурия объединяет ранее описанные им 7 форм нарушений речи (афазии) в две большие группы. Новая классификация афазий включает парадигматическую и синтагматическую составляющие речи, обеспечиваемые соответственно передними и задними отделами коры левой гемисферы мозга.
Пожалуй, впервые на паритетных условиях в работе мозга стали рассматриваться не только кора больших полушарий, но и подкорковые образования, которые были отнесены автором к первому (!) ФБМ. Сотрудники А. Р. Лурии были удивлены тем, что в качестве первого блока были представлены не лобные доли мозга, функционалу которых в психической деятельности А. Р. Лурия уделял особое внимание. «Загадка лобных долей», по словам А. Р. Лурии, осталась как проблема для будущих исследований. И еще одна маленькая, но очень яркая иллюстрация. Именно в это время у Александра Романовича появился интерес к фотосъемкам с увеличением. По вечерам за чашкой чая в доме Александра Романовича мы разглядывали, фантазируя в описаниях, слайды коры деревьев, где укрупненные рельеф и фактура воспри-нимались в неожиданном ракурсе.
Немаловажно, что в этот период происходило интенсивное развитие нейрохирургии. Стали проводиться операции на сосудах мозга в связи с артериальными аневризмами, стереотаксические деструкции подкорковых ядер в целях минимизации инвалидизирующих человека нарушений двигательных функций при паркинсонизме. В ряде клиник за рубежом и в нашей стране стерео-таксические воздействия на подкорковые структуры мозга осуществлялись для преодоления навязчивых состояний, эпилептического статуса и т. п. (У. Пенфильд, Н. П. Бехте-рева). В поле внимания оказались именно не конвек-ситальная кора больших полушарий, а глубинные, так называемые неспецифические субкортикальные образо-вания. Они стали доступны тщательному исследованию на основе решения новых лечебных задач с применением инновационных технологий. Более того, стало понятно, что эти структуры весьма специфичны, связи между ними сложны и многообразны, а результаты воздействия на них позволяют ввести их в общий конструкт представлений о системной динамической локализации ВПФ. Таким образом, имелся целый ряд предпосылок для формирования концепции о трех структурно-функциональных блоках мозга (ФБМ). Концепция о трех блоках мозга С работой 1-го структурно-функционального блока мозга (ФБМ) связано «энергетическое» обеспечение оптимального уровня психической деятельности и баланс процессов возбуждения и торможения благодаря интегративной работе всей «вертикали» мозговых структур — от ствола мозга до медиобазальных отделов височных и лобных долей (по А. Р. Лурии — глубинные неспецифические отделы мозга) [20]. Этот блок также играет важную роль в регуляции нейрогуморальных процессов, изменений уровня активации, цикла «сон — бодрствование», в обеспечении модально-неспецифических форм памяти, некоторых видов и уровней внимания и эмоционально-потребностной сферы. Иными словами, в целом структуры этого блока обеспечивают мобилизацию адаптационных ресурсов человека. 2-й структурно-функциональный блок мозга, включающий все основные мозговые центры анализаторных систем (зрительную, слуховую и кожно-кинесте-тическую), объединяет височные, затылочные, теменные области и ассоциативные зоны их «перекрытия» (ТРО). Этот блок обеспечивает прием, переработку и хранение экстероцептивной и интрероцептивной информации различных модальностей [Там же]. Структуры этого блока вносят свой вклад в различные виды восприятия, модально-специфические формы памяти и внимания. Этот блок также играет важную роль в реализации оптико-пространственной деятельности, большинства речевых функций, операциональных составляющих мышления, некоторых произвольных движений и действий. Роль 3-го структурно-функционального блока мозга — произвольная организация и регуляция психической активности: целеобразование, построение программ и выбор способов действий, прогнозирование результата, контроль над деятельностью и ее критическая оценка, самооценка и др. Он также играет важную роль в речевых и мыслительных процессах, в произвольной мнестической деятельности, в произвольном внимании, в высших эмоциях, в некоторых видах праксиса. Эти фундаментальные составляющие психики реализуются в результате активности лобных долей мозга. Каждый из трех функциональных блоков мозга представлен симметрично в левом и правом полушариях мозга, которые специфичны по ведущей роли в различных познавательных процессах. При этом оптимум осуществления последних требует совместной работы полушарий и обеспечивается мозговыми комиссурами (в частности, мозолистым телом). До определенного времени эта концепция не была востребована, оставалась чисто теоретической и не использовалась в изучении проблемы психики и мозга. И только когда перед нейропсихологами школы А. Р. Лурии возникла задача изучения диффузных изменений в церебральном функционировании, оказалось, что именно такой системно-динамический «блочный» подход позволил структурировать и синдромологически описать изменения в когнитивной сфере при нормальном и патологическом старении, а также варианты нейропсихологического синдрома при нормальном физиологическом старении [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 27]. Несколько позднее на основе концепции о трех ФБМ было проведено нейропсихологическое исследование особенностей психической деятельности при психоорганическом синдроме у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС [26]. В настоящее время данная концепция широко используется в теоретическом и диагностическом аспектах деятельности клинических психологов, работающих с проблемами аномалий психического развития в детском возрасте, в клинике эндогенных и органических психических расстройств с пациентами разного возраста, а также в клинике хронических соматических заболеваний [1; 25; 28].
исключить, что под давлением идеологии ортодоксального материализма в 30—50 годы А. Р. Лурия не мог продолжать исследования в парадигме глубинной психоаналитической психологии. В этот период он начинает большой цикл фундаментальных исследований по проблеме мозга и психики, о чем свидетельствуют тома многочисленных книг и создание науки, названной им нейропсихологией.
Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение
![]()
Выготский Л.С., Лурия А.Р. В это сложное время ему удалось сохранить психологию как науку, в основе которой лежит деятельность мозга как материального органа психики. Более того, в своем системно-динами-ческом подходе к высшим психическим функциям А.Р. Лурия открыто и постоянно подчеркивал роль культурно-исторической концепции развития психики Л. С. Выготского, неоднократно называя себя его учеником. Тем самым благодаря работам А. Р. Лурии отечественная психология сохраняла научную платформу, объединявшую многих известных отечественных психологов, продолжавших свои исследования. В 60-е годы ХХ века, во времена «оттепели», отечественная психология снова заявила о себе на международном уровне, в частности благодаря активным связям А. Р. Лурии с зарубежными психологами и его международной известности. В 1966 году в Москве с большим успехом прошел XVIII Международный психологический конгресс с участием более 1,5 тысячи зарубежных ученых. Содержание конгресса нашло отражение в тезисах (более 15 томов), представленных отечественными и зарубежными психологами. В организации конгресса участвовали многие корифеи отечественной психологии, при этом особую роль взяли на себя Алексей Николаевич Леонтьев (президент конгресса) и Александр Романович Лурия (председатель программного комитета). Именно с 60-х годов XX века начался подъем отечественной психологической науки, создание факультетов психологии в Москве, Ленинграде и Тбилиси (1966 год), что расширило возможности и перспективы подготовки профессиональных психологов в нашей стране.
Литература 1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. Нейропсихо-логический подход: учебное пособие. – М.: Академия, 2015. – 288 с. 2. Балашова Е.Ю. Особенности пространственной организации произвольных движений при старении // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1996. – Т. 1, № 2. – С. 37–46. 3. Балашова Е.Ю. Роль пространственных расстройств в формировании наруше-ний психической деятельности при деменциях позднего возраста // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М., 1998. – С. 273–276. 4. Балашова Е.Ю. Пространственная организация произвольных движений при нормальном и патологическом старении // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 41. – С. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.com/index.php/num/ 2015v8n41/1133-balashova41.html 5. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. – 1996. – Т. 14, № 2. – С. 32–37. 6. Корсакова Н.К. Нейрогеронтопсихология: развитие идей школы А.Р. Лурия // I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Тезисы докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. – М., 1997. – С. 50–51. 7. Корсакова Н.К. Типология нормального старения и факторы риска деком-пенсации: нейропсихологический подход // Нейрореабилитация – 2011. Материалы III-его Международного конгресса. – М., 2011. – С. 77–78. 8. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при нормальном старении // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, № 2. – С. 44–50. 9. Корсакова Н.К. Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 165 с. 10. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 3-4. – С. 4–8. doi: https://doi.org/10.14412/2074-2711-2009-47 11. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Когнитивные функции при нормальном и патологическом старении // Нейродегенеративные заболевания: фундаментальные и прикладные аспекты / под ред. акад. М.В. Угрюмова. – М.: Наука, 2010. – Ч. 2. – С. 304–312. 12. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р. Лурии о трёх функ-циональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии / сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. – М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. – С. 161–176. 13. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и нейропсихологический синдром нормального старения // Методо-логические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Коллективная монография / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – M.: Сам Полиграфист, 2018. – С. 203–211 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.medpsy.ru/ library/library238.pdf 14. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф., Балашова Е.Ю. Экспресс-методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте // Материалы III Междуна-родной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии» / под ред. проф. В.А. Москвина. – М.– Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. – С. 79–80. 15. Лобные доли и регуляция психических процессов / под ред. А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской. – М., 1966. – 740 с. 16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Издательство Московского Университета, 1962. – 432 с. 17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 т. – Т. 1. Нейро-психологические исследования. – М.: Педагогика, 1963; Т. 2. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. – М.: Педагогика, 1970. 18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). – М.: Издательство Московского Университета, 1968. – 88 с. 19. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения. – М.: Издательство Московского Университета, 1971. – 126 с. 20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство Московского Уни-верситета, 1973. – 374 с. 21. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974, 1976. – 311 с.; 192 с. 22. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М.: Наука, 1974. – 172 с. 23. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. – М.: Когито-Центр, 2002. – 527 с. 24. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с. 25. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с. 26. Нейропсихологический анализ последствий облучения мозга после Черно-быльской аварии / Е.Д. Хомская, Е.В. Ениколопова., Н.Г. Манелис [и др.] // Чернобыльский след. Медико-психологические последствия радиационного воздей-ствия. Сборник научных трудов. Ч.1. – М.: МГП Вотум-пси, 1992. – С. 83–104. 27. Рощина И.Ф., Балашова Е.Ю. Клиническая психология старения в России: истоки, проблемы и перспективы // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы. К 85-летию Юрия Федоровича Полякова: коллект. монография / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2013. – С. 142–156 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/85polya.pdf 28. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – Academia, 2002. – 232 с.
Ссылка для цитирования УДК 159(091) Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. К истории концепции А. Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 2. – C. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2021-2-3
On the history of A. R. Luria's concept of
three structural and
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|