Сикорский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Вклад И.А. Сикорского в становление психологии здоровья в России. Часть I*

Никифоров Г.С.,  Дудченко З.Ф.  (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Никифоров Герман Сергеевич

Никифоров Герман Сергеевич

доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой психологического обеспече-ния профессиональной деятельности; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.

E-mail: professional.psychology@spbu.ru

Дудченко Зоя Фадеевна

Дудченко Зоя Фадеевна
(1959—2019)

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обес-печения профессиональной деятельности; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.

 

Аннотация

Научное наследие Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) имеет огромное значение для современной психологии, в том числе психологии здоровья с учетом рассмотренного им целого ряда вопросов: сохранение общественного здоровья; изложение основополагающих задач гигиены и профилактики; психологических факторов формирования здоровой личности; повышения работоспособности и организации режимов труда и отдыха; влияния здорового образа жизни на состояние психического здоровья.

В его трудах особое внимание уделяется тому факту, что сохранение здоровья нации возможно при использовании научных достижений в медицине и психологии, при решении ряда государственных задач, направленных на охрану индивидуального и общественного здоровья.

Ключевые слова: медицинская психология; психическое здоровье; психическая гигиена; раннее детство; гармоничное развитие личности.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

26.06.2021

18.07.2021

10.08.2021

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Глава из книги Г.С. Никифоров, З.Ф. Дудченко «Психология здоровья в России: у истоков». СПб.: Скифия, 2019 (http://skifiabook.ru/store/psihologiya-medicina/item_682.html).
Публикуется с разрешения авторов и издательства.

 

 

И.А. Сикорский

Иван Алексеевич Сикорский
(26 мая 1842 — 1 февраля 1919)

 

Иван Алексеевич Сикорский — выдающийся русский ученый, человек масштабного интеллекта, специалист в области психиатрии, психологии, неврологии, педагогики.

В 1869 году закончил с отличием медицинский факультет Киевского университета. После защиты докторской диссертации в 1873 году переезжает в Петербург, работает в клинике душевных и нервных болезней в Императорской медико-хирургической академии под руководством профессора И. М. Балинского, затем И.П. Мержеевского. В стенах академии Сикорский сформировался как крупный ученый, специалист в области психиатрии и психологии. В 1885 г. по приглашению администрации Киевского университета Святого Владимира возвращается в Киев, получает должность профессора и заведующего кафедрой нервных и душевных болезней, которой руководил бессменно в течение 26 лет. В 1912 году в Киеве основал институт детской психопатологии.

В 1905 году Сикорский являлся председателем организационного комитета на 2-ом съезде отечественных психиатров в Киеве, на котором с яркой речью «Личность и условия её развития и здоровья» выступил В. М. Бехтерев, один из его ближайших соратников.

И.А. Сикорский оставил воспоминания о Балинском и Мержеевском.

Сикорский всегда был в курсе всех психиатрических, неврологических и медико-социальных проблем того времени; вникал в дела организации помощи психически больным людям в клинике, городских и земских больницах; поддерживал деловые связи со всеми известными учеными и практическими врачами психиатрами.

И. А. Сикорский как личность и как ученый

Психологический портрет Сикорского дает представление о личности ученого, который всю свою сознательную жизнь посвятил делу науки [4]. Выдающиеся способности, правильная организация рабочего времени, приверженность принципам здорового образа жизни позволили ему максимально сконцентрировать внимание на науке и создать многочисленные значимые труды. Деятельность его была поистине насыщенной и плодотворной: работа в клинике, преподавательская и общественная деятельность, научные исследования. Он был психологом и психиатром по самому естеству.

Это был человек уравновешенный, далекий от мелочной жизни, возвышенно настроенный, всегда философски спокойный. Его отличительной чертой была чрезвычайная сдержанность. Сохранял одинаковое, ровное, бодрое, жизнерадостное настроение. На лице всегда лежала печать глубокой мысли, в то же время остроумная, добродушная шутка и улыбка были обычны для него. Речь его была выразительна, чуждая какой бы то ни было вычурности. Точность в употреблении слов он считал чрезвычайно важной, был противником поверхностных и приблизительных суждений.

Ум его всегда находился в состоянии глубокого внимания, душа в полном покое и мире. Раздраженным, а тем более гневным его никто никогда не видел.

Характерной чертой его нервно-психической организации является гармония способностей и качеств, отличавшая его высоким уровнем профессионализма и гуманным отношением как к больным, так и ко всем окружающим. Обращение с окружающими отличалось особой мягкостью и деликатностью, было полно терпения, сердечности и уважения к чужому мнению.

И. А. Сикорский вел исключительно здоровый образ жизни: не курил, не пил, не предавался чревоугодию, не играл в карты, его рабочий день начинался в шесть часов утра с утренней прогулки.

Творческое наследие Сикорского объемно и многогранно. Он внес значительный вклад в становление отечественной психологии; был новатором в ряде областей, в том числе общей, возрастной и педагогической психологии [7; 17]. Вот перечень основных вопросов, которые он раскрыл в своих научных трудах, некоторые из них были рассмотрены впервые в России с научной точки зрения:

норма и патология психической жизни, гигиена и профилактика психической жизнедеятельности, роль психологических причин в развитии нервных болезней, вопросы экспериментальной педагогики, впервые исследовал проблему утомляемости;

одним из первых исследовал вопросы детской психологии и патопсихологии, рассматривал психолого гигиенические условия развития личности ребенка, психологические вопросы обучения и воспитания детей, а также их нравственного воспитания, роль родителей в развитии и воспитании детей;

многие его идеи открыли перспективу исследования личности, дал представление о норме и патологии психического развития личности, о формировании основ психического здоровья личности, о роли наследственности в развитии личности; предложил типологию личности, впервые обратил внимание на роль психического здоровья и здоровья нации.

Как ученый Сикорский был широко известен за границей. Он написал более ста научных трудов в области медицины, педагогики, клинической психиатрии, психологии, в том числе наиболее известные из них: «Душа ребенка» [13], «Психологические основы воспитания и обучения» [14], «Основные вопросы нервно-психической гигиены и профилактики» [10] и др. Его психологическая система изложена в основном в трех фундаментальных трудах: «Всеобщая психология с физиогномикой» [12] (издана в Киеве в 1904 и 1912 годах), «Основы теоретической и клинической психиатрии» [15] (выпущенная в Киеве в 1910 году) и «Книга жизни. Психологическая хрестоматия» [16]. Последняя книга была издана после смерти ученого его сыном, известным авиаконструктором И. И. Сикорским, в США в 1931 году, в России она увидела свет в 2012 году. За книгу «Всеобщая психология с физиогномикой» в 1907 году он был удостоен премии Юшенова от Военно-медицинской академии.

В конце XIX начале XX веков отечественные ученые ориентировались на научные идеи Сикорского, на предложенный им подход к развитию детской природы, на разработанные им теоретические основы педагогики раннего детства. К сожалению, в годы советской власти его имя и труды были необоснованно забыты. В профессиональном издании Большой медицинской энциклопедии 1980 года фамилия Сикорского вообще не упоминается.

Сикорский развивал учение о личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно нравственном направлениях. Он высказывал мысль о динамическом характере личности, о ее преобразовании в процессе развития. В работах С. С. Корсакова, И.А. Сикорского, В. М. Бехтерева раскрываются закономерности становления личности на разных этапах ее жизненного пути. Они пытаются ответить на главный вопрос: какие факторы предопределяют личностное здоровье. В первую очередь, это наследственность, условия зачатия, воспитание, образование, экономические условия.

В работах по личности Сикорский стремился сконцентрировать внимание на предпосылках формирования здоровой личности, обозначить критерии здоровья личности, выделить роль нравственного фактора в развитии личности. Гармоничное сочетание составных частей личности он определял как главное условие формирования здоровой личности. Развитие личности показано на протяжении всего жизненного пути, начиная с раннего детства и заканчивая старческим возрастом. Взгляды И. А. Сикорского на проблему формирования личности рассматриваются в докторской диссертации В. В. Большаковой [2].

Из всего обширного учения о здоровой и больной душе Сикорского особенно глубоко интересовала детская душа. Его книга «Душа ребенка» стала настольной книгой немецких учителей и выдержала в Германии 14 изданий. В сущности, это был первый научный труд, посвященный вопросам становления психики здорового ребенка. Сикорский подчеркивал, что его работа принципиально отличается от психологических трактатов того времени, в центре внимания которых оказывались вопросы, относящиеся к зрелой личности. Ученый считал, что назревшая потребность в изучении психики здорового ребенка состояла в том, чтобы научное знание о природе детей положить в основание их воспитания. В этом вопросе он придерживался идей К. Д. Ушинского о необходимости комплексного изучения ребенка.

Сикорский обосновал важность тесного сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания. В первые годы детства умственное и нравственное развитие не только идут параллельно одно по отношению к другому, но и развитие каждого из них совершается скачками. К окончанию отроческого периода умственное и нравственное развитие сближаются и в юности сплетаются в один общий процесс высшего духовного роста, высшего уровня развития интеллектуальных и нравственных сил. Основой интеллектуально нравственного развития является врожденная нервно-психическая организация, значимую роль играет окружающая среда, в которой находится ребенок, и особое значение имеет воспитание. Конечную цель воспитания Сикорский видел в гармоничном развитии личности в трех аспектах: гармоничном развитии различных сторон психической жизни (ума, чувства, воли); гармоничном сочетании различных сторон воспитательных воздействий (умственных, нравственных, эстетических); гармоничном развитии духа и тела.

Рассматривая психологические аспекты воспитания, указывал на недопусти-мость расслабляющего, жесткого, пренебрежительного отношения к детям. Пояснял, что возраст родителей, их душевные и нервные страдания, чрезмерное переутомление, изнуряющий труд, крайне выраженные умственные перенапряжения, злоупотребление спиртными напитками, тяжелые переживания матери во время беременности и некоторые другие причины могут нарушить развитие и ослабить психическое здоровье детей. Считал, что здоровые идеи психологии детства недостаточно распространены в обществе. Вклад ученого в развитие психологии ребенка представлен в монографии А. А. Никольской [8].

В 1879 году в печати появляется работа Сикорского «О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста», которая была опубликована в журнале «Здоровье», а затем переиздана в различных медицинских и педагогических журналах за рубежом. Измерение утомления представляет собой задачу исключительной практической важности. Для изучения утомления он предложил ученикам утром, а затем после окончания занятий писать диктант, длившийся 15 минут. Оказалось, что после завершения учебного дня число ошибок возрастало на 33 %. Ученый высказал предположение, что умственная работа известной продолжительности способна приводить к утомлению, которое проявляется в замедлении работы и умственной неточности. Он продемонстрировал метод естественного эксперимента, который был разработан отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Исследования Сикорского по проблеме утомления получили широкий резонанс в международной научной общественности и оказали влияние в дальнейшем на исследования в области научной организации труда.

Говоря о влиянии труда на здоровье человека и важности соблюдения норм труда, он подчеркивал, что правильно организованный труд необходим для здоровья человека. В своей речи «Об успехах медицины в деле сохранения высших сторон здоровья» [11], произнесенной на торжественном годичном акте университета Святого Владимира 16 января 1898 года, подробно остановился на вопросах профилактики утомления и повышения работоспособности. Он сосредоточился на том, что отсутствие труда является губительным для человека, но и сам труд может явиться источником нарушения здоровья.

В связи с проблемой утомления Сикорский считал важным вопросом «усовершенствование нервной системы» и повышение ее работоспособности. Отмечал, что до настоящего времени не существует способов количественного измерения психической работы, тем не менее возможна некоторая качественная оценка психической деятельности. В качественном отношении психическую работу можно разделить на две составные части: на восприятие внешних впечатлений и их переработку. Второй вид деятельности представляет собой сложный высший уровень и превосходит деятельность, направленную на восприятие внешних впечатлений. Два вида деятельности постоянно сменяют друг друга. Не бывает отсутствия психической работы, не наблюдается пустых незаполненных психических промежутков. В период кажущегося покоя совершается важная внутренняя психическая работа. Для профилактики утомления и повышения работоспособности необходима смена психической деятельности; правильная организация трудового дня; охрана сил и здоровья работающих; соблюдение гигиенических норм труда; профилактика алкоголизма; организация досуга, необходимого для высшей психической деятельности; законодательно закрепленные выходные и праздничные дни; организация дней отдыха и праздников, отвечающих нравственной потребности работающих; народное просвещение в соответствии с требованиями нервно-психической гигиены.

Неоценим вклад Сикорского в становление отечественной психологии как экспериментальной научной дисциплины [1]. Он не только сформулировал требования к экспериментальному (объективному) изучению психического, но и реализовал его в своей научной деятельности. Исследовал конкретные проблемы утомления и чувственной сферы человека, используя для этой цели объективные показатели (физиологические и физиогномические: жесты, характер, ритм речи), а также имеющийся на тот период времени приборный инструментарий (пневмографы, аппараты для записи графических кривых, физиологические приборы и др.). Выступая на 1-ом съезде отечественных психиатров, который состоялся в Москве 5 января 1887 года, с докладом «Значение мимики в диагностике помешательства», Сикорский отметил, что мимика претерпевает изменения с развитием и исходом душевной болезни; сличение фотографий субъекта в здоровом и болезненном состоянии может дать положительные указания относительно свойств и периода болезни; изменения в мимике должны быть отнесены к числу существенных признаков душевных болезней; отмечаются типы патологической мимики. Известные отечественные психиатры, присутствовавшие при обсуждении этого научного сообщения, согласились с ним и дополнили его выступление собственными наблюдениями. Председательствовавший на съезде профессор Мержеевский, подводя итоги дискуссии, сказал, что нельзя сомневаться в том, что мимика имеет в некоторой степени диагностическое значение при душевных заболеваниях.

Сикорский изложил свои взгляды на проблему здорового образа жизни. Как истинный поборник здорового образа жизни подчеркивал, что здоровье сберечь — нелегкая задача; поэтому призывал, чтобы «сохраняли жизнь, здоровье и чистую совесть». Считал, что доброта, надежда, любовь и добрая совесть поддерживают силы и здоровье. Кто желает себе счастья и добра, долгой жизни и здоровья, тот должен позаботиться о своем образе жизни. Здоровое питание; контроль веса; свежий воздух; гигиена жилища и одежды; гигиена тела; психогигиена труда, сна, отдыха; отказ от вредных привычек — вот важнейшие элементы здорового образа жизни. Береги себя кругом! Побольше думай о душевном.

Своеобразным рубежом, определившим становление новой научной дисциплины психогигиены в отечественной науке, стали выступления на 1-ом съезде отечественных психиатров Мержеевского с программным докладом на тему «Об условиях, благоприятствующих развитию душевных и нервных болезней в России, и о мерах, направленных к их уменьшению» и Сикорского с речью «Задачи нервно-психической гигиены и профилактики» [6]. По сути, они явились основоположниками движения психогигиены и психопрофилактики. Сикорский видел опасность в том, что нервно-психическое здоровье передается по наследству. Неправильная жизнь предков, пренебрежение правилами нервно-психической гигиены нарушает их собственное здоровье и ведет к рождению слабого в физическом и психическом плане потомства. Описывая процесс потери нервно-психического здоровья, он представлял его в виде «патологической лестницы», по которой идет физическое, нравственное и умственное разрушение человека. На первой ступени разрушения стоит утомление, далее идет неврастения, а затем различные виды патологии здоровья. В качестве психогигиенических и психопрофилактических мер на съезде обсуждались вопросы, которые не потеряли актуальности и сегодня: правильная организация труда (зарождение промышленной гигиены); охрана человека и общества от душевных волнений (одно из актуальных направлений в организационной психологии — психопрофилактика стресса); охрана человека от действующих на нервную систему ядовитых веществ (профилактика потребления алкоголя, табака и наркотических веществ — вопросы здорового образа жизни); охрана здоровья женщин (гендерные аспекты поддержания здоровья); поддержка института брака и семьи (психогигиена семейных отношений); народное просвещение (современные технологии психоги-гиенического обучения и воспитания).

В знак признания научных заслуг Сикорского многие зарубежные Ученые Общества избрали его своим членом и прислали почетные дипломы. В 1879 г. его избрали членом-корреспондентом Бельгийского королевского медицинского общества. В 1882 г. он стал иностранным членом-корреспондентом Парижского общества общественной медицины и профессиональной гигиены. В том же году как лицо, уже получившее известность своими работами по психиатрии, психологии и школьной гигиене, был приглашен на 4-ый Международный съезд по гигиене и демографии в Женеве. Его доклад «О детях, трудных в воспитательном отношении» привлек внимание участников съезда своей оригинальностью. Было отмечено, что Сикорский первый, кто вступил на путь специального изучения затруднений в обучении детей [5]. Отдельные труды Сикорского еще при жизни были переведены на европейские языки.

И. А. Сикорский о психическом здоровье ребенка

Рассматривая психическое развитие здорового ребенка, Сикорский отразил самые современные достижения психологической науки того времени. Ученый опирался на специальные исследования, проведенные под его руководством, и данные исследований ведущих зарубежных ученых (Прейер, Флексиг, Рибо, Пере, Шульц, Сёлли, Крепелин, Вундт, Эббингауз).

Самое первое сочинение по детской психологии принадлежит врачу Тидеману. Оно вышло в свет в 1787 году под заглавием «Наблюдения над развитием душевных способностей у ребенка». В 1882 году В. Прейер издал свой труд «Душа ребенка». Эта книга была переведена на все европейские языки и во многом предопределила последующие исследования в области детского развития. Русский перевод этого издания появился впервые под редакцией профессора Сикорского в 1891 году. Необходимо отметить особый вклад немецкого физиолога Прейера в понимание психофизиологического развития ребенка в первые годы жизни [9]. Он ввел метод объективного научного наблюдения в практику изучения психофизиологии ребенка; наметил последовательность этапов развития психики ребенка от рождения до трех лет [3].

В 1909 году Сикорский издает труд под одноименным названием «Душа ребенка», в дальнейшем печатает ряд работ: «Воспитание в возрасте первого детства», «Психологические основы воспитания и обучения» и др., таким образом положив начало развитию детской психологии в России.

Заслуга его состоит в том, что он представил целостную картину психического развития в онтогенезе; впервые предложил классификацию детского возраста с учетом тесной взаимосвязи нервно-психического развития ребенка. Выделил основания для классификации: готовность нервной системы для развития психики и наличие основных видов активности, свойственных определенному возрасту ребенка. Сикорский, принимая во внимание особенности нервно-психического развития ребенка, определил возраст первого детства, подразделив его на периоды: душа новорожденного (младенца); первые три месяца новорожденного; от четвертого до десятого месяца жизни; конец первого и начало второго года жизни; от второго до шестого года жизни. Возраст второго детства (отрочества) определил от семи до 14 лет.

В каждом периоде развития были отмечены присущие ему главные отличительные признаки и способы перехода к следующему этапу психического развития, что обусловливало развитие здоровой психики. Ученый раскрыл в развитии ребенка нервные проявления и систематизировал признаки психической деятельности здорового ребенка. Он впервые обозначил критерии развития здорового ребенка и разработал основы психогигиены ребенка в разные периоды развития [13].

Рассматривая период новорожденности, Сикорский подчеркивал, что нормальное физическое развитие предрасполагает к нормальному психическому развитию. У новорожденного ребенка можно выделить явления чисто психического порядка, такие, как вкусовые и обонятельные ощущения. В подтверждение он приводит данные наблюдений физиолога Прейера за своим сыном после рождения, когда тот, попробовав качественное молоко, на четвертые сутки отказался пить разбавленное молоко. Несмотря на голод и потребность в пище, ребенок сначала слабо, а затем решительно отказался от него. В основе действий ребенка лежит познание и воля, которые играют значимую роль в самосохранении ребенка.

Новорожденному ребенку свойственны состояния удовольствия — неудовольст-вия в его простейших проявлениях. Чувство приятного характеризуется широко открытыми глазами и более сильным блеском глаз. Чувство неприятного сопровождается сокращением круговой мышцы век, отчего глаза зажмуриваются; при сильной степени неприятного присоединяется крик. При нарушении психического развития новорожденного чувство приятного отмечается только при кормлении или сытости; чувство неприятного может вызывать не только голод, но и утомление (шум, звуки, мышечные движения).

По мнению Сикорского, на данном этапе развития ребенка охрана психического здоровья новорожденного является более важной, нежели поддержание физического, поскольку всякая психическая активность (познавательные и волевые акты) и деятельность нервной системы (дыхание, кровообращение, сосание) новорожденного быстро приводят его к утомлению. При нарушении психического развития новорожденный не способен отличать сытость от голода; лишен правильных вкусовых и обонятельных впечатлений [13, c. 35–37].

В первые три месяца рождения ребенок бессознательно и непроизвольно осваивает орган слуха, орган зрения и осязания для того, чтобы с точностью воспринимать внешний мир. По мере анатомо-физиологической готовности органа начинает активизироваться психическая деятельность. Центр осязания вполне сформирован к концу третьего месяца. В этом возрасте при непосредственном воздействии на кожу или слизистую, даже на расстоянии, ребенок способен распознавать тепло или холод. В большей степени развита чувствительность слизистой губ, впоследствии еще долгое время ребенок берет в рот различные предметы с целью познания внешнего мира. Вся поверхность кожи доставляет ребенку осязательные и температурные впечатления. Нервная система здорового ребенка характеризуется живостью, быстротой мышечных движений, большей силой, большей энергией, с которой протекают все физиологические процессы: кровообращение, дыхание, питание и др. Психические процессы, пусть еще несовершенные, оказывают влияние на физическую активность.

Развитие зрительного аппарата и внимания сопряжены со сложнейшими биопсихическими процессами в организме ребенка. Сложные аккомодативные движения формируются к концу третьего месяца, когда можно говорить о сознательных актах. Дети с нарушением психического развития (например, идиотия) не умеют задерживать взор на одном предмете, или у них отмечается блуждающий взор. Сикорский подчеркивает, что развитие зрительных движений и внимания является критерием правильного психического развития ребенка в первые три месяца жизни.

На третьей-четвертой неделе появляется чувство неожиданности как самостоятельное нервно-психическое состояние. Затем появляются удивление и страх. Чувство неожиданности лежит на границе приятного неприятного и при нормальном развитии ребенка может переходить в другие душевные состояния, повышая силу чувства.

В целях сохранения психического здоровья ребенка в первые три месяца после рождения Сикорский настоятельно рекомендует соблюдать следующие требования: во-первых, воздерживаться от ускорения психического развития ребенка, т. к. можно спровоцировать отклонения в нормальном развитии психики; во-вторых, уделять внимание профилактике сильных и продолжительных эмоциональных воздействий на психику ребенка; в-третьих, предоставлять ребенку достаточное количество спокойного сна. Адекватное соотношение сна и бодрствования ребенок находит самостоятельно, когда ребенок не спит, если он здоров и сыт, у него достаточно поводов для нервно-психической работы [12].

Период от четвертого до десятого месяца рождения является важным для психического развития здорового ребенка, т. к. начинается высшая душевная деятельность. В первые месяцы жизни ребенок учится пользоваться органами чувств для восприятия внешнего мира, теперь он должен научиться мыслить, т. е. понимать то, что он воспринимает. Ребенок узнает лицо матери, что сопровождается живой радостной улыбкой и является внешним признаком внутренней психической работы. Ребенок смотрит глубоко, с особой силой, неподвижно и долго, потом его лицо и глаза озаряются живой человеческой радостью. Это и есть первая сознательная улыбка. Между матерью и ребенком до этого времени в основном существовала биологическая связь, с момента сознательной радости ребенка между ними устанавливается теснейшая психологическая связь. В начале четвертого месяца устанавливается аккомодация и отмечается способность узнавать зрительные и слуховые впечатления, что можно объяснить возникновением ассоциаций у ребенка, т. е. способность связывать одни психические акты с другими. Ребенок совершает мыслительные упражнения.

Благодаря появлению сознания пассивное существование переходит в активное владение органами чувств, формируется индивидуальность ребенка. В этом периоде отмечается развитие умственных операций, которые для ребенка, в отличие от взрослого, являются весьма трудными.

Многие игры ребенка являются умственными упражнениями, позволяющими связывать отдельные логические операции. При этом ребенок совершает массу движений. Сикорский приводит данные исследований учеников Вундта, которые показали, что мышечные ощущения и ощущения кожи являются основой мыслительной деятельности. Зрительные, осязательные и мышечные ощущения связываются в единый ассоциативный ряд. Затем движения из хаотических переходят в движения под руководством глаз, представляя единый психический акт. При нарушении психического развития ребенок не может связывать впечатления в единую ассоциативную цепочку.

На шестом-седьмом месяце развития ребенок хорошо схватывает предметы, находящиеся перед взором. Рука служит активным средством осязания. Затем ребенок начинает изучать собственное тело, получая впечатления сразу от руки и ноги, что в дальнейшем приводит к такому психологическому акту, как отличение себя от внешнего мира. Несомненно, существует факт анатомического развития мозга с одной стороны и психическими проявлениями с другой. У здорового ребенка отмечается ранняя способность образовывать общие представления из индивидуальных. Сикорский приводит ряд собственных научных наблюдений за здоровыми детьми, которые свидетельствуют о глубоком смысле детских занятий. Если ребенок получает впечатление от одного органа чувств (зрительного), он стремится полученные результаты связать с восприятиями другого органа (осязательного или слухового). Чем старше ребенок, тем больше внешнее внимание сменяется на внутреннее. Внутреннее внимание появляется, когда повторяются впечатления и остаются следы в памяти. Представления и воспроизведения в этом возрасте у здорового ребенка еще не окрепли, поэтому требуются постоянные упражнения, без этого невозможно умственное развитие ребенка. Сикорский обращает внимание на то, что в этот период необходимы прогулки с ребенком по ранее знакомым местам для закрепления впечатлений, детские игры. Новое повторение вызывает у ребенка живой неувядающий интерес, пока образ не сделается прочным и не закрепится в памяти.

Окончание следует

 

Литература

1. Артемьева Т.И. Вклад И. А. Сикорского в становление отечественной психологии как экспериментальной научной дисциплины // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 49–50.

2. Большакова В.В. Проблема формирования личности в русской психо-логической мысли 19 начала 20 веков: автореф. дис. … докт. психол. наук. – Ленинград, 1987.

3. Борусяк Е.В. Психолого педагогическое наследие Вильгельма Прейера и его значение для психологии развития ребенка: дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород. 2005. – 203 с.

4. Воищева Н.М. Предисловие // Сикорский И.А. Книга жизни. Психологическая хрестоматия. – М., 2012. – 685 с.

5. Колупаев Г.П. Очерки истории отечественной общей и военной психиатрии МГВКГ им. Н. Н. Бурденко. – М., 2005. – С. 102–133.

6. Мешалкина Н.Б. Научные взгляды И. А. Сикорского на проблемы нервно-психической гигиены // Развитие психологии в системе комплексного человеко-знания. Часть 2 / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 103–106.

7. Мурзина Е.Б. Психологические воззрения в творческом наследии И. А. Сикорского: дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2011. – 212 с.

8. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – М., 1995. – 336 с.

9. Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. – Санкт-Петербург: Издательство О. Богдановой. – 1912. – 298 с.

10. Сикорский И.А. Основные вопросы нервно-психической гигиены и профи-лактики // Вопросы нервно психической медицины. – Киев, 1889. – Т. 3. – Вып. 3-4. – С. 377–397.

11. Сикорский И.А. Об успехах медицины в деле охранения высших сторон здоровья. Речь, произнесенная на торжественном годичном акте Ун-та Св. Владимира 16 янв. 1898 г. – Киев, 1898. – 22 с.

12. Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. – Киев: Тип. С. В. Кульженко. – 1904. – 575 с.

13. Сикорский И.А. Душа ребенка: С кратким описанием души животных и души взрослого человека. – 2-е изд., доп. – Киев, 1909. – 159 с.

14. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. – Киев, 1909. – 112 с.

15. Сикорский И.А. Основы теоретической и клинической психиатрии. – Киев, 1910. – 702 с.

16. Сикорский И.А. Книга жизни. Психологическая хрестоматия. – М., 2012. – 685 с.

17. Тимофеев Д.С. Психологические воззрения И. А. Сикорского: дис. … канд. психол. наук. – Москва. 1995. – 170 с.

 

Для цитирования

УДК 159.9

Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Вклад И.А. Сикорского в становление психологии здоровья в России. Часть I // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 4. – C. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2021-4-3

 

Contribution by I.A. Sikorsky in the development of health psychology in Russia. Part I

Nikiforov G.S.1
E-mail: professional.psychology@spbu.ru

Dudchenko Z.F.1

1 Saint Petersburg State University
7/9 Universitetskaya Emb., St Petersburg 199034, Russia
Phone: +7 (812) 328–20–00

Abstract

The scientific heritage of Ivan Alekseevich Sikorsky (1842—1919) is of great importance for modern psychology, including health psychology, taking into account a number of issues he considered: the preservation of public health; presentation of the fundamental tasks of hygiene and prevention; psychological factors in the formation of a healthy personality; increase of working capacity and organization of modes of work and rest; the impact of a healthy lifestyle on mental health.

In his writings, special attention is paid to the fact that the preservation of the health of the nation is possible with the use of scientific achievements in medicine and psychology, in solving a number of state tasks aimed at protecting individual and public health.

Key words: medical psychology; mental health; mental hygiene; early childhood; harmonious development of personality.

For citation

Nikiforov G.S., Dudchenko Z.F. Contribution by I.A. Sikorsky in the development of health psychology in Russia. Part I. Med. psihol. Ross., 2021, vol. 13, no. 4, p. 3. doi: 10.24412/2219-8245-2021-4-3 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год