Почему врач умирает раньше своих больных
Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Соловьева Светлана Леонидовна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психо-терапии,
медицинской психологии и сексологии; Северо-Западный государственный
медицинский университет имени И. И. Мечникова, ул. Кирочная,
41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 543-39-90.
E-mail: S-Solovieva@ya.ru
|
Аннотация.
Целью исследования является анализ состояния здоровья врачей в связи
с неблагоприятными организационными и психологическими факторами их
профессиональной деятельности. В статье представлены данные о
продолжительности и качестве жизни врачей, об их состоянии здоровья,
психических, психосоматических и соматическим заболеваниях. Материалом
исследования послужили опубликованные в открытой печати, в частности,
по данным MEDLINE и PubMed, отечественные и зарубежные статьи и
монографии по изучаемой проблеме. Были исследованы и проанализированы
основные факторы риска, приводящие к снижению уровня психологического
благополучия и ухудшению состояния здоровья врачей различных
специальностей. Рассмотрены условия профессиональной деятельности
врачей, требования к ним, как правило, превышающие психологические
и психофизиологи-ческие ресурсы медицинских работников. Обоснована
высокая вероят-ность эмоционального сгорания вследствие невозможности
соответство-вать всем предъявляемым требованиям, а также вследствие
хронической эмоциональной напряженности в процессе выполнения
профессиональной деятельности. Представлены психологические факторы,
неблагоприятно влияющие на психическое состояние медицинских работников.
Сформу-лированы выводы по организации мероприятий, направленных на
нивелирование факторов риска, профилактику эмоционального сгорания,
улучшение состояния здоровья и повышение качества жизни врачей.
Ключевые слова:
здоровье врачей, качество жизни, условия работы врачей, эмоциональное
сгорание, психологические ресурсы
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В обществе распространено представление о том, что врачи болеют
меньше других и состояние их здоровья лучше, чем у населения в целом:
медицинский работник, информированный о различных факторах риска
заболеваний, о современных методах повышения качества жизни, должен,
на первый взгляд, принимать соответствующие профилактические меры,
чтобы избегать соматических и психических нарушений, сохраняя высокий
уровень психического и соматического благополучия, высокое качество
жизни [1].
Цель исследования: выявление факторов, влияющих на состояние
здоровья врачей и общая оценка их соматического и психического здоровья.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования выступают статьи и монографии,
опублико-ванные в открытой литературе, по данным MEDLINE и PubMed, а в
качестве методов применяется анализ и обобщение отечественных и зарубежных
данных экспери-ментальных исследований по изучаемой проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение
На сегодняшний день известно, что состояние здоровья врачей достоверно
хуже, чем в популяции. В современных исследованиях приводятся данные о
том, что режим сна и отдыха можно считать нормальным только у 20 %
докторов; физические упражнения и дозированные физические нагрузки
практикуют лишь 13 %; избыточный вес отмечается у 48 %
врачей, примерно столько же страдают артериальной гипертензией; около
30 % медиков снимают психическое напряжение с помощью сигарет;
около половины злоупотребляют алкоголем. По данным ВОЗ, продолжи-тельность
жизни врачей составляет сегодня 54 года, при средней продолжительности
жизни населения в 67 лет. Согласно результатам отечественных исследований,
врачи живут меньше своих пациентов на 15 лет. По данным, проведенным
под руководством Г. Г. Онищенко, установлено, что заболеваемость
врачей достоверно выше, чем у всех других работников бюджетных сфер
деятельности; она соответствует продолжи-тельности жизни лиц, занятых в
опасных производствах [2]. В медицинской среде отмечается не только
высокая заболеваемость, но также и рост алкогольной, наркотической и
других видов зависимости, склонность к рискованному поведению и таким
формам социальной патологии, как конфликтность, разводы, разрыв
отношений с близкими людьми, одиночество, суицидальные тенденции. Самой
опасной в этом плане группой врачей традиционно считаются хирурги,
реаниматологи и анестези-ологи. Врачи достоверно позже обращаются за
специализированной медицинской помощью, склонны лечиться
симптоматически, экспериментируют с препаратами; медицинские работники,
как правило, занимаются самолечением, скрывают от окружающих ухудшение
состояния своего здоровья из-за страха потерять работу и престиж, в
результате чего статистические данные по их заболеваемости оказываются
заведомо ниже истинных [3; 4].
Эти представления подтверждаются результатами исследований в странах
Западной Европы. Изучение психической патологии, проведенное, например,
Королевским колледжем в Лондоне, показало, что у врачей достоверно чаще
встречаются депрессивные расстройства, злоупотребления психоактивными
вещест-вами; 12 % врачей сообщили, что лечатся от психических
заболеваний. Существуют данные о психопатизации медицинского персонала
в психиатрическом стационаре; среди врачей психиатров отмечается высокий
процент самоубийств [5].
На основании результатов исследований по данным MEDLINE и PubMed,
по проблеме суицидов среди врачей был проведен систематический обзор
литературы, опубликованной в рецензируемых журналах за последние 10
лет. Обзор показал уровень самоубийств среди врачей, составляющий от
28 до 40 на 100 000; при этом в общей популяции он отмечался на уровне
12,3 на 100 000. Установлено, что уровень суицидов среди медицинских
работников достоверно выше, чем среди профессио-нальных военных. По
статистике каждый день в США один врач совершает самоубийство [6].
Аналогичные данные приводятся и в других источниках. Например, выявлено,
что во всех странах мира завершенные суициды среди врачей составляют
около 400 самоубийств каждый год [7].
Соматические болезни и психосоматические заболевания встречаются
среди медицинских работников также достоверно чаще, чем у населения в
целом. Так, показано, что врачи погибают от ишемической болезни сердца
в 2 раза чаще, чем лица других профессиональных групп, занятые умственным
трудом. При этом наиболее высокой считается смертность среди врачей
хирургов: после 50 лет более половины хирургов умирают от инфаркта
миокарда [8].
Врачи помимо того, что они достоверно чаще страдают психосоматическими,
соматическими и пограничными нервно-психическими заболеваниями,
дополнительно подвержены тем же всем факторам риска хронических
неинфекционных и инфекционных заболеваний, что и все население в целом
[4; 9; 10; 11]. Приводятся данные о том, что только 2 % врачей
в России считаются сегодня абсолютно здоровыми [12].
По результатам исследований, приведенных в современной отечественной
и зарубежной литературе, среди медиков отмечается не только высокий
уровень заболеваемости, но также и низкое качество жизни [2].
Между тем, продуктивность и эффективность профессиональной
деятельности врачей обеспечивается в значительной степени их физическим,
социальным и психологическим благополучием, с которым связано умение
разрешать многочислен-ные конфликтные ситуации, налаживать взаимоотношения
с пациентами, коллегами, медицинским персоналом. Работа врача связана
с необходимостью принятия нестандартных решений, действий в условиях
дефицита времени, проявления профессиональной и личностной инициативы,
готовности взять на себя ответст-венность в стрессовых ситуациях.
Нарушения здоровья и снижение уровня психологического благополучия
негативно влияют на продуктивность и эффективность профессиональной
деятельности врачей [13].
При отсутствии душевного равновесия, на фоне эмоциональной
напряженности, повышенной тревожности, враждебности, депрессивной
безнадежности врачи не способны обеспечивать безопасность и высокое
качество медицинской помощи пациентам [14]. Продуктивность и
эффективность профессиональной деятельности врача снижаются вследствие
нарушений у них концентрации внимания и процессов памяти, снижения
уровня творческого мышления на фоне эмоциональной загруженности и
аффективной дезорганизации деятельности. Возникают сложности обобщения
результатов анализов пациента и выдвижения диагностических гипотез, а
также в выборе стратегии, тактики и конкретных методов лечения.
Клиническое мышление врача характеризуется при этом преобладанием так
называемых диагностических коротких связей. Хроническая напряженность
и переутомление медицинских работников негативно сказываются не только
на результатах их профессиональной деятельности, но также на общении с
больными: врач сокращает время приема пациента, формализует процесс
взаимодействия с ним, не проявляя уважения и эмпатии к его личности,
воспринимает больного как потенциальный источник стресса, старается
избегать общения с ним. Медицинский работник производит впечатление
небрежного, рассеянного, занятого собственными пробле-мами, а зачастую
некомпетентного, когда он может, не выбирая выражений, поспешно и
неосторожно высказаться в отношении диагноза, нанеся больному
психическую травму [1].
Анализируя возможные причины высокой заболеваемости, смертности,
различ-ных форм социальной патологии среди врачей, снижения у них качества
жизни и психологического благополучия — всего того, что разрушает
эффективность профессиональной врачебной деятельности —
исследователи обращаются к таким факторам, как условия труда медицинских
работников [15; 16; 17].
По результатам проведенных в этом направлении исследований выявлено,
что для работы врача сегодня характерна высокая нагрузка, часто
неадекватные условия труда, избыточное количество отчетности и другой
бумажной работы, необходимость работать по совместительству, размытость
должностных обязанностей [18]. Средне-статистический врач в России в
90 % случаев работает на 1,5 ставки, негласно — по 320 часов
в месяц в условиях ограниченного времени, ресурсов и возможностей. Многие
годами не берут отпуск, переносят на ногах простудные заболевания, лечатся
симптоматически, выходят на работу недолеченными. В ряде случаев врачи
работают под давлением острых конфликтов, судебных разбирательств,
угрозы тюремного заключения, агрессивного поведения со стороны
пациентов [19].
В работе А. С. Нехорошева, посвященной изучению условий труда
врачей стационаров Северо-Западного региона России, установлено, что у
16,1 % докторов к концу рабочего дня отмечается выраженное снижение
работоспособности. Причинами являются большое количество пациентов,
объем канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащенность,
дефицит лекарств. Большинство врачей (72,5 %) при этом работают
30—49 часов в неделю, а приблизительно 5 % медиков —
70—79 часов. Средняя продолжительность рабочего дня, по результатам
исследования, составляет 8 ч. 55 мин. 57 с. Обращает на себя внимание
тот факт, что 44,7 % времени производственных затрат врачи занимаются
лечебно-диагностическим процессом, а 46,7 % времени —
заполнением медицинской документации [20]. Показано, что у 20,9 %
врачей в течение дня усиливается раздражительность; не возникает
раздражительность лишь у 13,4 % врачей [21].
Как отмечает А. В. Решетников, в последнее время «в
России происходит усложнение профессиональной деятельности врачей,
определяемое «многообразием ее функций, интенсификацией
профессиональной нагрузки». Повышаются социальные требования
к врачам, все более жесткой становится регламентация деятельности
врачей и все возрастающая ответственность» [22]. Длительные
периоды чрезмерно высокой рабочей нагрузки на врача без возможности
адекватного восстановления ресурсов, дефицит времени, не всегда
благоприятные условия труда, невозможность справиться с объемом
информации и психическое напряжение в процессе межлич-ностного общения
с пациентами, — все это в конечном счете формирует профессиональный
стресс медицинских работников, известный в литературе под названием
«синдром эмоционального сгорания» [23; 24]. По данным
A. A. Loerbroks et al., среди специалистов здравоохранения
распространенность профессионального стресса составляет от 20 до
80 % [25; 26].
Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским
психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для обозначения
психологического состояния лиц, находящихся при оказании профессиональной
помощи в интенсивном и тесном общении со своими клиентами в эмоционально
напряженной атмосфере [27]. В современной интерпретации профессиональное
выгорание врачей определяется как состояние, характеризующееся соматическим,
психологическим, ментальным истощением, переживанием деперсонализации
и снижением ценности собственных достижений. Сгоранию подвержены до
60 % врачей общей практики, а также как минимум треть гастроэнтерологов
[28]. По данным мета-анализа, проведенного с участием 4 664 медицинских
работников различных клиник, распространенность синдрома эмоционального
выгорания достоверно чаще встречается у хирургов и врачей экстренных
отделений, чем среди врачей других специальностей [29; 30].
В Российской медицине и практическом здравоохранении констатируется
«особый социальный статус врача», который не удовлетворен
положением в своей профессиональной группе, невысокой престижностью
профессии, уровнем заработной платы, условиями профессиональной
деятельности. В значительной части случаев указывается на несоответствие
темпа роста заработной платы увеличению нагрузки на врача [31; 32].
В России сегодня, по мнению авторов, врачи оказались наименее социально
защищенной профессиональной группой. В исследовании И. Л. Кром и
соавт. большинство врачей региона оценивают свой уровень жизни как
низкий, финансовые депривации отсутствуют лишь у 1,4 % респондентов
[33; 34]. Согласно одному из проведенных исследований, в условиях
реформы Российского здраво-охранения около 80 % медицинских
работников в большей или меньшей степени испытывают различные симптомы
эмоционального сгорания; более чем у половины обследованных синдром
эмоционального сгорания выявляется во второй и третьей стадиях его
формирования [35]. На выгорание указывают чувство физического,
эмоционального и интеллектуального истощения, симптомы деперсонализации,
проявления цинизма по отношению к больным, а также к коллегам и к самой
профессиональной деятельности, переживание своей профессиональной
несостоятель-ности [36]. По мнению R. T. Lee et al. [37], cреди
причин выгорания можно выделить определенные личностные характеристики
врачей, высокий уровень у них профессионального стресса, неблагоприятные
особенности менеджмента медицинской организации.
Однако следует обратить особое внимание на тот факт, что в качестве
основного предиктора психического напряжения у врачей идентифицируется
психологический профессиональный стресс, непосредственно связанный с
содержанием деятельности [31; 32; 38; 39; 40; 41]. Профессиональная
врачебная деятельность предъявляет определенные психологические
требования к личности врача; известно, что к эмоциональному сгоранию
особенно склонны лица, «испытывающие постоянный внутриличностный
конфликт в связи с работой. Чаще всего (как в России, так и за рубежом)
это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и
семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно
доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции
с мужчинами» [42].
Большинство исследователей считают, что наибольшей проблемой в
профес-сиональной деятельности врачей является хроническое эмоциональное
напряжение, связанное с необходимостью общения с больными, за здоровье
и жизнь которых медицинские работники несут психологическую и
юридическую ответственность. «Одна из причин, почему врачи
умирают на 10—20 лет раньше своих пациентов — это общение
с больными» [43; 44].
К эмоциональному сгоранию врачей приводят не только такие
организационные факторы, как дефицит времени, избыточное количество
формальных требований, неблагоприятные условия профессиональной
деятельности, низкая престижность профессии и оплаты труда, но также и
психологические причины, связанные с непосредственным содержанием
врачебной деятельности — интенсивным общением с больными. Пациент
приходит на прием к врачу, исчерпав все свои психологические возможности
и ресурсы по преодолению неблагоприятного соматического и психического
состояния. Практически все больные в большей или меньшей степени
переживают на приеме у доктора состояние тревоги — закономерной
психологической реакции на неопределенность и ожидание, которая, по
Г. Селье, возникает на начальном этапе общего адаптационного синдрома
[45]. Тревога, в свою очередь, провоцирует формирование переживаний
депрессивной безнадежности или враждеб-ности [46]. Психическое состояние
пациентов в момент первой встречи с врачом характеризуется различными
сочетаниями из трех наиболее разрушительных эмоций — гнева,
страха и депрессивной подавленности. В эту «психологическую
реальность» входит врач, в ней он работает, принимает решения,
в ней он должен быть эффективен.
Врач имеет дело с теневыми, негативными аспектами в психической
деятельности своих больных: он устанавливает тесный контакт с их
переживаниями отчаяния и безнадежности, их усталостью и безразличием,
с болью, страхом, страданием, умиранием и смертью. Входя в контакт с
этим миром страха и боли, доктор работает собой, своей психикой,
уверенностью, искренностью и теплотой — всем тем, что является
инструментом его профессиональной работы. Эмоциональный контакт с
яркими негативными эмоциями своих пациентов неизбежно приводит врача к
эмоциональному истощению [47]. Содержание профессиональной деятельности
медицинского работника предполагает наличие у него неисчерпаемых запасов
силы, уверенности и тепла, умение эффективно противостоять отчаянию и
тревоге. Подобные требования не соответствуют реальности, в которой
психологические и психофизиологические ресурсы любого человека
ограничены, особенно в ситуации длительного или интенсивного стресса.
Современный пациент, в свою очередь, не просто хочет избавиться от
симптома; он ищет психологическую опору и поддержку в личности врача,
хочет видеть своеобразную философию жизни, в которую страдание и смерть
вписываются как закономерные и естественные элементы [48]. В ряде
случаев больной нуждается в объяснении и обосновании смысла и содержания
как процесса жизни, так и смерти. Он ищет спасительную картину мира,
которая дает возможность принятия и контроля происходящего. В этом
смысле каждый врач выступает в роли своеобразного «гуру»
— учителя жизни, обладающего некоторым высшим знанием
религиозно-философского характера. Врачи, не обладающие подобными
знаниями, не соответствуют ожиданиям пациентов, которые испытывают
чувства разочарования и неудовлетворенности.
Предъявляя высокие требования к поведению врача, к его коммуникативным
навыкам, сформированности морально-этических норм, неявно, «по
умолчанию» предполагается, что медицинский работник в полной мере
владеет своими психо-логическими проблемами, имеет высокий уровень
владения приемами и методами психической саморегуляции, неисчерпаемые
психологические ресурсы, а также широкий круг знаний и разнообразных
социальных навыков, обеспечивающих его эффективность при взаимодействии
с самыми разными людьми [49]. Ожидается также, в силу особенностей
Российского менталитета, что врач и в повседневной жизни сохраняет
повышенную готовность к оказанию помощи всем желающим, высокий уровень
ответственности, контроля, доброжелательности и толерантности [50].
Эти и подобные им установки и ожидания пациентов тяжелым эмоциональным
грузом отягощают повседневную профессиональную деятельность медицинских
работников.
Соответствие врача декларируемому литературному идеалу, который
предпо-лагает наличие толерантности, аутентичности, искренности,
подлинности, способности к эмпатии во взаимодействии с пациентами [19],
может приводить к «размыванию» границ личности, утрате
доктором собственного «лица», к отказу от собственных
ценностей, ожиданий и установок, особенно если клиент предъявляет
проблемы или личностные особенности, соприкосновение с которыми
травматично для медика в силу его индивидуального жизненного опыта.
Длительное интенсивное взаимодействие с пациентами, травмирующее
медицинского работника, может приводить к разрушению его идентичности.
Заключение
Состояние здоровья врачей достоверно хуже, чем у населения в целом:
у медицинских работников чаще выявляются соматические, психосоматические
и пограничные нервно-психические расстройства. Врачи умирают раньше
своих пациентов, чаще по сравнению с другими профессиональными группами
испытывают организационный и профессиональный стресс, связанный с
содержанием их деятельности — с общением с больными. Среди
психологических факторов снижения качества жизни и здоровья врача
наибольшее значение имеет его интенсивное взаимодействие с негативными
переживаниями своих пациентов, а также нереалистичные ожидания больных
в отношении личности и психологических характеристик медицинского
работника.
Для сохранения соматического и психического здоровья врачей,
увеличения продолжительности и повышения качества их жизни необходимы
не только организационные мероприятия по улучшению условий труда, но
также дополнительное обучение медицинских работников эффективным
коммуникативным навыкам, умению вести беседу и строить взаимоотношения
с пациентами, сохраняя при этом достаточно высокое качество жизни,
эмоциональную стабильность и психологическое благо-получие. Крайне остро
стоит и вопрос о необходимости психологической помощи и поддержки
профессиональной деятельности медицинских работников с целью
предотвращения у них эмоционального сгорания. В частности, может быть
востребо-вано овладение медицинскими работниками приемами и техниками
психологической разгрузки и саморегуляции.
Список источников
1. Синдром хронической усталости и профессиональная
деформация врача / В.В. Шевчук, Н.В. Кашкина, С.А. Высотин [и др.]
[Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник.
– 2018. – № 5. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19005
(дата обращения: 19.03.2024).
2. Абаев Ю.К. Здоровье врачей // Здравоохранение. –
2020. – № 2. – С. 3–5.
3. Объективные и субъективные данные о профессиональных
заболеваниях медицинских работников Латвии / М.А. Авота, М.Э. Эглите,
Л.В. Матисане [и др.] // Медицина труда и промышленная экология:
ежемесячный научно-практический журнал. – 2002. – № 3.
– С. 33–37.
4. Панюшова Е.П., Кирюшин В.А. Гигиеническая оценка условий
труда и состояния здоровья медицинских работников параклинических
отделений // Наука молодых (Eruditio Juvenium). – 2019. –
Т. 7, № 1. – С. 129–138.
5. Американская психиатрическая ассоциация (AПA). Аннотация
1-227. – 5 мая 2018 г.
6. Murray Ken. Why Doctors Die Differently. Careers in
medicine have taught them the limits of treatment and the need to plan
for the end // Wall Street Journal. January 18, 2012. – URL:
https://www.wsj.com/articles/SB100014240529702039183045772433 21242833962
7. Burnout, drop out, suicide: physician loss in emergency
medicine, part 1 / Ch.R. Stehman, Z. Testo, R.S. Gershaw [et al.] //
West J Emerg Med. – 2019. – Vol. 20, no. 5. –
P. 840–841. doi: 10.5811/westjem.2019.4.40970
8. Булатова Алёна. Профессиональная деформация медицинских
работников [Электронный ресурс] // Автор24. Научный словарь-справочник
[сайт]. – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/professionalnaya_deformaciya_medicinskih_ rabotnikov/
(дата обращения: 19.03.2024).
9. Бояркина С.И. Условия труда российских врачей: риски
для здоровья и инфекционной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Социология. – 2018. – Т. 11, № 3. –
С. 346–363. doi: 10.21638/spbu12.2018.306
10. Состояние здоровья медицинских работников. Обзор
литературы / Т.А. Ермолина, Н.А. Мартынова, А.Г. Калинин [и др.] //
Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. XIX,
№ 3. – С. 197–206.
11. Гатиятуллина Л.Л. Факторы, влияющие на здоровья
медицинских работников // Казанский медицинский журнал. – 2016.
– Т. 97, № 3. – С. 426–431. doi: 10.17750/KMJ2016-426
12. Рахимбекова Д.К., Есенилиев Г. Общественное здоровье
врачей как состав-ляющая профессионального статуса // Вестник АГИУВ.
– 2014. – № 4. – С. 31–33.
13. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Профессиональное выгорание
врача как результат воздействия факторов макросферы и микросферы //
Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 7.
– С. 9–14.
14. Мардиян М.А., Маркарян А.Г. Медико-социальные аспекты
здоровья врача // Научно-медицинский журнал НИЗ. – 2009. –
№ 3. – C. 15–18.
15. Рембовский В.Р., Могиленкова Л.А. Медико-гигиенические
аспекты оценки здоровья населения // Гигиена и санитария. – 2008.
– № 2. – С. 46–50.
16. Здоровье врача-невролога, психиатра. Кто о нем позаботится?
/ О.С. Чабан, С.Г. Сова, Л.Н. Юрьева [и др.] // Здоров’я Украïни.
– 2007. – № 15–16. – С. 46.
17. Firth-Cozens J. Improving the health of psychiatrists
// Advances in Psychiatric Treatment. – 2007. – Vol. 13,
no. 3. – Р. 161–168. doi: 10.1192/apt.bp.106.003277
18. Шадеркина В.А., Красняк И.В. Профессиональное выгорание
врачей: скрытый кризис здравоохранения. Данные интернет-опроса врачей //
Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. –
2022. – T. 8, № 4. – C. 7–20.
doi: 10.29188/2712-9217-2022-8-4-7-20
19. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном
социуме: идеальный тип и профессиональные деформации // Вестник
Московского университета. Серия 18. Социология и политология. –
2017. – T. 23, № 3. – C. 4–29.
20. Нехорошев А.Н., Федорова Т.Г., Котова Г.Н.
Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности
врачей Северо-Западного региона России // Гигиена и санитария. –
2003. – № 3. – С. 24–26.
21. Матан В.В. Социально-психологические и личностные
ресурсы профессио-нальной карьеры врачей: дис. … канд. психол.
наук. – СПб., 2022.
22. Решетников А.В. Современные подходы к оценке
взаимоотношений между пациентом и врачом, медицинской организацией,
страховой медицинской организацией // Социальная роль врача в Российском
обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород,
2018. – С. 1–3.
23. The effects of improving hospital physicians working
conditions on patient care: a prospective, controlled intervention
study / M. Weigl, S. Hornung, P. Angerer [et al.] // BMC Health Serv
Res. – 2013. – No. 13. – P. 401.
doi: 10.1186/1472-6963-13-401.
24. Do challenge stress and hindrance stress affect quality
of health care? empirical evidence from China / T. Ma, T. Yang, Y. Guo
[et al.] // International Journal of Environmental Research and Public
Health. – 2018. – Vol. 15, no. 8. – P. 1628.
doi: 10.3390/ijerph15081628
25. Effort-reward imbalance and perceived quality of
patient care: a cross-sectional study among physicians in Germany /
A. Loerbroks, M. Weigl, J. Li [et al.] // BMC Public Health. –
2016. – Vol. 18, no. 16. – P. 342. doi: 10.1186/s12889-016-3016-y
26. Associations of psychosocial working conditions with
health outcomes, quality of care and intentions to leave the pro-fession:
results from a cross-sectional study among physician assistants in
Germany / P. Vu-Eickmann, J. Li, A. Müller [et al.] //
International Archives of Occupational and
Environmental Health. – 2018.
– Vol. 91, no. 5. – P. 643–654.
doi: 10.1007/s00420-018-1309-4
27. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у
врачей // Вестник ТГУ. – 2013. – Т. 18, № 4. –
C. 1337–1341.
28. Lacy B.E., Chan J.L. Physician burnout: the hidden
health care crisis // Clinical Gastroenterology and Hepatology. –
2018. – Vol. 16, no. 3. – P. 311–317.
doi: 10.1016/ j.cgh.2017.06.043
29. Burnout syndrome among medical residents: A systematic
review and meta-analysis / H. Rodrigues, R. Cobucci, A. Oliveira
[et al.] // PLoS One. – 2018. – Vol. 13, no. 11. –
P. e0206840. doi: 10.1371/journal.pone.0206840
30. Суханова Н.С., Степанова Н.М., Новожилов В.А.
Профессиональное выгорание врачей-детских хирургов [Электронный ресурс]
// Forcipe. – 2022. – Т. 5, № S1. – С. 174. –
URL: https://ojs3.gpmu.org/index.php/forcipe/article/view/4334 (дата
обращения: 19.03.2024).
31. Профессиональное выгорание врачей: значение интенсивности
и качества работы / Г.А. Сорокин, В.Л. Суслов, Е.В. Яковлев [и др.] //
Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97, № 12. –
С. 1221–1225. doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-12-1221-1225
32. Русинова Н.Л., Сафронов В.В. Проблема социальных
неравенств в здоровье: сравнительное исследование России в европейском
контексте // Вестник Института социологии. – 2019. – Т. 10,
№ 1. – С. 127–147. doi: 10.19181/vis.2019.28.1.562
33. Качество жизни врачей в контексте финансовых деприваций
/ И.Л. Кром, М.В. Еругина, Е.П. Ковалев [и др.] // Социология медицины.
– 2018. – Т. 17, № 2. – С. 80–82.
doi: 10.18821/1728-2810-2018-17-2-80-82
34. Риски здоровью профессиональной группы врачей в
современных системах здравоохранения (обзор) / И.Л. Кром, М.В. Еругина,
М.Г. Еремина [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2020. –
№ 2. – С. 185–192. doi: 10.21668/health.risk/2020.2.20
35. К вопросу о профессиональной деформации среди
медицинских работников в условиях реформы здравоохранения / М.М. Романова,
А.В. Чернов, Е.А. Борисова [и др.] [Электронный ресурс] // Научное
обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. –
С. 117–121. – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2263
(дата обращения: 19.03.2024).
36. Несын В.В., Несына С.В. Эмоциональное выгорание
врачей // Здоровье и образование в XXI веке. – 2019. –
Т. 21, № 6. – С. 19–23.
doi: 10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-6-19-23
37. Correlates of physician burnout across regions and
specialties: a meta-analysis / R.T. Lee, B. Seo, S. Hladkyj [et al.]
// Human Resources for Health. – 2013. – No. 11. –
P. 48. doi: 10.1186/1478-4491-11-48
38. Леонтьева Е.Ю., Быковская Т.Ю., Иванов А.С. Влияние
условий труда на здоровье медицинских работников стоматологического
профиля (обзор литературы) // Главный врач Юга России. – 2019.
– № 3. – С. 4–8.
39. Красовский В.О., Карамова Л.М., Башарова Г.Р.
Профессиональные риски здоровья персонала службы скорой медицинской
помощи // Norwegian Journal of Development of the International Science.
– 2019. – № 26-2. – С. 52–57.
40. Zang E., Bardo A.R. Оbjective and subjective
socioeconomic status, their discrepancy, and health: evidence from
East Asia // Social Indicators Research. – 2019. – Vol. 143,
no. 2. – P. 765–794. doi: 10.1007/s11205-018-1991-3
41. Wang J., Geng L. Effects of socioeconomic status on
physical and psychological health: lifestyle as a mediator //
International Journal of Environmental Research and Public Health.
– 2019. – Vol. 16, no. 2. – P. 281.
doi: 10.3390/ijerph16020281
42. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
– 338 с.
43. Алексеев А.А., Ларионова И.С., Дудина Н.А. Врачи
– заложники смерти. (Почему врачи умирают на 10-20 лет раньше
своих пациентов). – М.: Триада плюс, 2000. – 339 с.
44. Муталимов Р.К., Кравцова К.В. Правила общения врача с
пациентом [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2021. –
№ 38 (380). – С. 149–150. – URL:
https://moluch.ru/archive/380/84078/ (дата обращения: 01.04.2024).
45. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ. –
М.: Прогресс, 1979. – 127 с.
46. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы.
– СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
47. Клиническая психология: учебник для вузов / под ред.
Б.Д. Карвасарского. – 5-е изд., доп. – СПб.: Питер,
2014. – 896 с.
48. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь.
– СПб.: Речь, 2002. – 162 с.
49. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с
пациентами / пер. с англ. – М.: Гранат, 2018. – 304 с.
50. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические
особенности личности врача: учебное пособие. – СПб.: СПбГМА им.
И.И. Мечникова, 2001. – 54 с.
References
1. Shevchuk V.V., Kashkina N.V., Vysotin S.A., Saifitova A.T.
Chronic fatigue syndrome and occupational deformity of the doctor.
Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, 2018, no. 5.
(In Russ.). Available at: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=19005
(accessed 19 March 2024).
2. Abaev Yu.K. Doctors' health. Zdravookhranenie,
2020, no. 2, pp. 3–5. (In Russ.).
3. Avota M.A., Eglite M.E.,. Matisane L.V., et al. Objective
and subjective data on occupational diseases of medical workers in Latvia.
Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya – Russian Journal of
Occupational Health and Industrial Ecology, 2002, no. 3,
pp. 33–37. (In Russ.).
4. Panyushova E.P., Kiryushin V.A. Hygienic evaluation of
working conditions and health state of medical personnel of paraclinical
units. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) – Science of the Young
(Eruditio Juvenium), 2019, vol. 7, no. 1, pp. 129–138.
(In Russ.).
5. American Psychiatric Association (APA) 2018.
Abstract 1-227, presented May 5, 2018.
6. Murray Ken. Why Doctors Die Differently. Careers in
medicine have taught them the limits of treatment and the need to
plan for the end. Wall Street Journal. January 18, 2012. Available
at: https://www.wsj.com/articles/SB1000142405297020391830457724 3321242833962
7. Stehman C.R., Testo Z., Gershaw R.S., Kellogg A.R.
Burnout, drop out, suicide: physician loss in emergency medicine, part 1.
West J Emerg Med, 2019, vol. 20, no. 5, pp. 840–841.
doi: 10.5811/westjem.2019.4.40970
8. Bulatova Alena. Professional'naya deformatsiya meditsinskikh
rabotnikov. Avtor24. Nauchnyi slovar'-spravochnik [website]. (In Russ.).
Available at: https://spra vochnick.ru/psihologiya/professionalnaya_deformaciya_medicinskih_rabotnikov/
(accessed 19 March 2024).
9. Boyarkina S.I. Russian physician’s labor conditions:
Risks to health and inflectional safety. Vestnik of Saint Petersburg
University. Sociology, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 346–363.
(In Russ.). doi: 10.21638/spbu12.2018.306.
10. Yermolina T.A., Martynova N.А., Kalinin A.G.,
Krasilnikov S.V. Medical Workers` State of Health. Literature Review.
Journal of New Medical Technologies, 2012, vol. XIX, no. 3,
pp. 197–206. (In Russ.).
11. Gatiyatullina L.L. The factors affecting medical
professionals health. Kazanskii meditsinskii zhurnal –
Kazan medical journal, 2016, vol. 97, no. 3, pp. 426–431.
(In Russ.). doi: 10.17750/KMJ2016-426
12. Rakhimbekova D.K., Eseniliev G. Public health of
doctors as a component of professional status. Vestnik AGIUV,
2014, no. 4, pp. 31–33. (In Russ.).
13. Оsipova N.G., Semina Т.V. Professional burnout of a
phisician as a result of the impact of the macrosphere and microsphere
factors. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya –
Theory and Practice of Social Development, 2017, no. 7,
pp. 9–14. (In Russ.).
14. Mardiyan M.A., Markaryan A.G. Medical and social
aspects of a doctor's health. Nauchno-meditsinskii zhurnal NIZ,
2009, no. 3, pp. 15–18. (In Russ.).
15. Rembovskii V.R., Mogilenkova L.A. Medical and hygienic
aspects of public health assessment. Gigiena i sanitariya –
Hygiene and Sanitation, 2008, no. 2, pp. 46–50. (In Russ.).
16. Chaban O.S., Sova S.G., Yur'eva L.N., et al.
Zdorov'e vracha-nevrologa, psikhiatra. Kto o nem pozabotitsya?
Zdorov’ya Ukraini, 2007, no. 15–16, pp. 46. (In Russ.).
17. Firth-Cozens J. Improving the health of psychiatrists.
Advances in Psychiatric Treatment, 2007, vol. 13, no. 3,
pp. 161–168. doi: 10.1192/apt.bp.106.003277
18. Shaderkina V.A., Krasnyak I.V. Phisician burnout:
the hidden healthcare crisis. Results of an online survey of doctors.
Rossiiskii zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya
– Russian Journal of Telemedicine and E-Health, 2022, vol. 8,
no. 4, pp. 7–20. (In Russ.). doi: 10.29188/2712-9217-2022-8-4-7-20
19. Osipova N.G., Semina T.V. The doctor's personality in
modern society: the ideal type and professional deformation. Vestnik
Moskovskogo Universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya –
Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political
Science. 2017, vol. 23, no. 3. pp. 4–29. (In Russ.).
20. Nekhoroshev A.N., Fedorova T.G., Kotova G.N.
A sociological study of the peculiarities of the work of doctors in
the Northwestern region of Russia. Gigiena i sanitariya –
Hygiene and Sanitation, 2003, no. 3, pp. 24–26. (In Russ.).
21. Matan V.V. Sotsial'no-psikhologicheskie i lichnostnye
resursy professional'noi kar'ery vrachei. Dis. kand. psikhol. nauk
[Socio-psychological and personal resources of the professional career
of doctors. Cand. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2022.
22. Reshetnikov A.V. Modern approaches to assessing the
relationship between a patient and a doctor, a medical organization,
and an insurance medical organization. Sotsial'naya rol' vracha v
Rossiiskom obshchestve: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf.
[The social role of a doctor in Russian society. Materials of the
scientific conference]. N. Novgorod, 2018, pp. 1–3. (In Russ.).
23. Weigl M., Hornung S., Angerer P., Siegrist J.,
Glaser J. The effects of improving hospital physicians working
conditions on patient care: a prospective, controlled intervention
study. BMC Health Serv Res, 2013, no. 13, p. 401.
doi: 10.1186/1472-6963-13-401.
24. Ma T., Yang T., Guo Y., Wang Y., Deng J. Do challenge
stress and hindrance stress affect quality of health care? Empirical
evidence from China. International Journal of Environmental Research
and Public Health, 2018, vol. 15, no. 8, p. 1628.
doi: 10.3390/ijerph15081628
25. Loerbroks A., Weigl M., Li J., Angerer P. Effort-reward
imbalance and perceived quality of patient care: a cross-sectional study
among physicians in Germany. BMC Public Health, 2016, vol. 18,
no. 16, p. 342. doi: 10.1186/s12889-016-3016-y
26. Vu-Eickmann P., Li J., Müller A., Angerer P.,
Loerbroks A. Associations of psychosocial working conditions with
health outcomes, quality of care and intentions to leave the pro-fession:
results from a cross-sectional study among physician assistants in
Germany. International Archives of Occupational and Environmental
Health, 2018, vol. 91, no. 5, pp. 643–654.
doi: 10.1007/s00420-018-1309-4
27. Ognerubov N.A. Syndrome of emotional burningout of
doctors. Vestnik TGU, 2013, vol. 18, no. 4, pp. 1337–1341.
(In Russ.).
28. Lacy B.E., Chan J.L. Physician burnout: the hidden
health care crisis. Clinical Gastroenterology and Hepatology,
2018, vol. 16, no. 3, pp. 311–317. doi: 10.1016/ j.cgh.2017.06.043
29. Rodrigues H., Cobucci R., Oliveira A., Cabral J.V.,
Medeiros L., Gurgel K., et al. Burnout syndrome among medical residents:
A systematic review and meta-analysis. PLoS One, 2018, vol. 13,
no. 11, p. e0206840. doi: 10.1371/journal.pone.0206840
30. Sukhanova N.S. Professional burnout of pediatric surgeons.
Forcipe, 2022, vol. 5, no. S1, pp. 174. (In Russ.). Available at:
https://ojs3.gpmu.org/index.php/ forcipe/article/view/4334 (accessed 19
March 2024).
31. Sorokin G.A, Suslov V.L., Yakovlev E.V., Frolova N.M.
Professional burnout in doctors: the value of the intensity and quality
of the work. Gigiena i sanitariya – Hygiene and Sanitation,
2018, vol. 97, no. 12, pp. 1221–1225. (In Russ.).
doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-12-1221-1225
32. Rusinova N.L., Safronov V.V. The issue of social
inequality in terms of health: a comparative study of Russia within
the European context. Vestnik instituta sotziologii, 2019,
vol. 10, no. 1, pp. 127–147. (In Russ.).
doi: 10.19181/vis.2019.28.1.562
33. Krom I.L., Erugina M.V., Kovalyov E.P., Eryomina M.G.,
Bochkaryova G.N. The quality of life of phisicians in the context of
financial deprivations. Sociologiya meditsiny, 2018, vol. 17,
no. 2, pp. 80–82. (In Russ.). doi: 10.18821/1728-2810-2018-17-2-80-82
34. Krom I.L., Erugina M.V., Eremina M.G., Kovalev E.P.,
Dolgova E.M., Bochkareva G.N., Grigor'eva E.A. Occupational health risks for
doctors in contemporary public healthcare systems (review). Analiz
riska zdorov'yu – Health Risk Analysis, 2020, no. 2,
pp. 185–192. (In Russ.). doi: 10.21668/health.risk/2020.2.20
35. Romanova M.M., Chernov A.V., Borisova E.A., Panina I.L.
On the issue of professional deformation among medical workers in the
conditions of health care reform. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie
nauki, 2019, no. 6, pp. 117–121. (In Russ.). Available at:
https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2263 (accessed 19 March
2024).
36. Nesyn V.V., Nesyna S.V. Burnout of health professionals.
Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2019, vol. 21, no. 6,
pp. 19–23. (In Russ.). doi: 10.26787/nydha-2226-7417-2019-21-6-19-23
37. Lee R.T., Seo B., Hladkyj S., Lovell B.L., Schwartzmann L.
Correlates of physician burnout across regions and specialties:
a meta-analysis. Human Resources for Health, 2013, no. 11,
p. 48. doi: 10.1186/1478-4491-11-48
38. Leont'eva E.Yu., Bykovskaya T.Yu., Ivanov A.S. Current
state of working and health conditions of health workers of dental
speciality. Glavnyi vrach Yuga Rossii, 2019, no. 3, pp. 4–8.
(In Russ.).
39. Krasovskii V.O., Karamova L.M., Basharova G.R.
Professional'nye riski zdorov'ya personala sluzhby skoroi meditsinskoi
pomoshchi. Norwegian Journal of Development of the International
Science, 2019, no. 26-2, pp. 52–57. (In Russ.).
40. Zang E., Bardo A.R. Оbjective and subjective
socioeconomic status, their discrepancy, and health: evidence from
East Asia. Social Indicators Research, 2019, vol. 143,
no. 2, pp. 765–794. doi: 10.1007/s11205-018-1991-3
41. Wang J., Geng L. Effects of socioeconomic status on
physical and psychological health: lifestyle as a mediator.
International Journal of Environmental Research and Public Health,
2019, vol. 16, no. 2, p. 281. doi: 10.3390/ijerph16020281
42. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom
vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis
and prevention]. 2nd edition. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 338 p.
43. Alekseev A.A., Larionova I.S., Dudina N.A. Vrachi
– zalozhniki smerti. (Pochemu vrachi umirayut na 10–20
let ran'she svoikh patsientov) [Doctors are hostages of death.
(Why do doctors die 10–20 years earlier than their patients)].
Moscow, Triada Plyus Publ., 2000. 339 p.
44. Mutalimov R.K., Kravtsova K.V. Rules of communication
between a doctor and a patient. Molodoi uchenyi, 2021, no. 38 (380),
pp. 149–150. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/380/84078/
(accessed 1 April 2024).
45. Selye H. Stress without Distress. Philadelphia,
PA: Lippincott, 1974. 171 р. (Russ. ed.: Sel'e G. Stress bez distressa.
Moscow, Progress Publ., 1979. 127 p.).
46. Brait D., Dzhons F. Stress. Teorii, issledovaniya,
mify [Stress. Theories, research, myths]. St. Petersburg,
Praim-Evroznak Publ., 2003. 352 p.
47. Karvasarskii B.D., ed. Klinicheskaya psikhologiya
[Clinical psychology]. 5th ed., suppl. St. Petersburg, Piter Publ.,
2014. 896 p.
48. Gnezdilov A.V. Psikhologiya i psikhoterapiya
poter' [Psychology and psychotherapy of losses]. St. Petersburg,
Rech' Publ., 2002. 162 p.
49. Sil'verman Dzh., Kerts S., Dreiper Dzh. Navyki
obshcheniya s patsientami [Communication skills with patients].
Moscow, Granat Publ., 2018. 304 p.
50. Solov'eva S.L. Individual'nye psikhologicheskie
osobennosti lichnosti vracha [Individual psychological
characteristics of the doctor's personality]. St. Petersburg,
SPbGMA im. I.I. Mechnikova Publ., 2001. 54 p.
Для цитирования
УДК 159.9
Соловьева С.Л. Почему врач умирает раньше своих больных // Медицинская
психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15,
№ 4. – С. 2. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Why does a doctor die before his patients
Solovieva S.L.1
E-mail: S-Solovieva@ya.ru
1 Mechnikov North-West State Medical University
41 Kirochnaya str., Saint-Petersburg, 191015, Russia
Phone: +7 (812) 543-39-90
Abstract.
The purpose of the study is to analyze the health status of doctors in
connection with unfavorable organizational and psychological factors of
their professional activities. The article presents data on the duration
and quality of life of doctors, their state of health, mental, psychosomatic
and somatic diseases. The research material was published in the open
press, in particular, according to MEDLINE and PubMed, domestic and
foreign articles and monographs on the studied problem. The main risk
factors leading to a decrease in the level of psychological well-being
and deterioration of the health of doctors of various specialties were
investigated and analyzed. The conditions of professional activity of
doctors are considered, the requirements for them, as a rule, exceeding
the psychological and psychophysiological resources of medical workers,
as well as due to chronic emotional tension in the process of performing
professional activities. Psychological factors adversely affecting
the mental state of medical workers are presented. Conclusions are
formulated on the organization of measures aimed at leveling risk
factors, preventing emotional combustion, improving health and improving
the quality of life of doctors.
Keywords:
doctors' health, quality of life, doctors' working conditions, emotional
burnout, psychological resources
For citation
Solovieva S.L. Why does a doctor die before his patients. Med. psihol.
Ross., 2023, vol. 15, no. 4, p. 2. (In Russ.).
Available at: http://mprj.ru
|